Политика

Хозяйка Майдана

Что ждет Украину, когда Юлия Тимошенко станет ее президентом?

Юлия Тимошенко – снова лидер украинской оппозиции. Вечером в субботу, 22 февраля, экс-премьер покинула харьковскую больницу, где содержалась под стражей, и с порога заявила о намерении участвовать в президентских выборах, намеченных на 25 мая. На самолете она добралась до Киева и отправилась прямиком на Майдан.

Сидя в инвалидном кресле, Тимошенко обратилась к манифестантам с эмоциональной речью будущего триумфатора.

«Вы – герои, вы – лучшее, что есть у Украины», – сказала госпожа Тимошенко и расплакалась.

«Ни в коем случае вы не имеете права, пока не завершится все, что вы запланировали, уйти с этого Майдана. Если вам кто-то скажет, что вы уже выполнили свою работу и можете ехать домой, – не верьте ни одному слову», – заявила экс-премьер.

После этих слов стало ясно, кто теперь командует Майданом. И кому из политиков протестующие только и могут верить – самой госпоже Тимошенко.

«Если правительство, парламент сформируют без вас – это будет недопустимо и аморально», – добавила она.

И все снова поняли: «без вас» на деле означает «без меня».

«Я хочу одна за всех сказать вам, что политики вас до сегодняшнего дня были недостойны. И я хочу сделать все, чтобы вы увидели других политиков, других чиновников», – констатировала экс-премьер.

Надо отдать должное: Тимошенко не могла более изящным способом дать понять, что другие лидеры оппозиции – персоны малозначительные. В этой оценке – заметим – с ней трудно не согласиться.

«Сейчас я возвращаюсь к работе. Я ни одной минуты не пропущу для того, чтобы вы себя почувствовали счастливыми на своей земле, – сказала она собравшимся на Майдане.

Экс-премьер заявила, что виновные в гибели людей на Украине должны понести наказание.

«Мы будем недостойны памяти тех людей, которые погибли, которые открыли нам дорогу, если мы не накажем всех до единого, кто забрал у них жизни, кто лишил их жизни, кто бил студентов, кто бил наших мирных духовных людей», – подчеркнула экс-премьер. Напомним: по последним данным в ходе столкновений в Киеве погибли 88 человек.

Тимошенко также высказала уверенность, что в ближайшее время Украина станет членом Евросоюза, «и это все изменит».

Освобождение Юлии Тимошенко уже приветствовали в Брюсселе и Вашингтоне.

Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что с радостью узнал об освобождении экс-премьера. «Независимая система правосудия необходима для демократической Украины», – написал господин Баррозу в своем Twitter’е.

«Мы приветствуем освобождение Юлии Тимошенко из тюремной больницы и желаем ей скорейшего выздоровления, поскольку она давно нуждается и требует подходящего лечения», – заявил в свою очередь пресс-секретарь президента США Джей Карни.

Что на самом деле меняет возвращение Тимошенко, как теперь будут развиваться события на Украине?

– Появление Тимошенко серьезно меняет расклад сил внутри оппозиции, – уверен директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ Алексей Власов. – Ни Кличко, ниЯценюк, ни – тем более – лидеры «Правого сектора» не могут претендовать на то, чтобы считаться политиками всеукраинского масштаба. Правда, это можно сказать и о самой Тимошенко – но с определенной долей условности. Все же до своего заключения в тюрьму она активно работала на площадках и юго-востока, и центра Украины, и даже Восточной Украины.

В целом, если состояние здоровья позволит ей баллотироваться на нелегитимных президентских выборах 25 мая, шансы Тимошенко на победу очень велики.

«СП»: – Тимошенко по-прежнему популярна на Украине?

– Невозможно ответить на этот вопрос: никто социологических исследований в нынешних условиях не проводил. А без среза общественного мнения сказать, популярна она сейчас или нет – разговоры ни о чем.

«СП»: – Как будет теперь развиваться ситуация с националистами? «Правый сектор» будет добиваться мест в правительстве?

– Думаю, умеренная украинская оппозиция попытается сейчас натравить «Правый сектор» на коммунистов и Партию регионов. Чтобы радикалы занялись привычным делом – громили партийные офисы и избивали партийных активистов, и как можно меньше вмешивались в реальную политику. А тем временем Тимошенко, Яценюк и Кличко будут договариваться, что им делать дальше.

В целом, лидеры умеренной оппозиции попытаются задвинуть националистов на второй план, чтобы предстать перед глазами Запада более респектабельными.

«СП»: – Украина при Тимошенко станет более националистической?

– Украина станет более националистической в любом случае. Но все-таки «Батькивщина» – это умеренный национализм, довольно, я бы сказал, прагматичный.

«СП»: – В субботу в Харькове прошел съезд депутатов всех уровней юго-восточных регионов Украины, Крыма и Севастополя, и приял резолюцию «взять на себя ответственность за обеспечение конституционного порядка закона и прав граждан на своей территории». Появление Тимошенко на политическом поле ослабит сеператистские тенденции восточных регионов?

– Реакция общества на востоке – в Луганске, Харькове, Днепропетровске – на события в Киеве противоречива. На мой взгляд, сейчас центром противодействия центральной власти становится Крым. Мне кажется, именно вокруг Крыма – точнее, вокруг Севастополя – развернется сейчас главная борьба с украинскими националистами…

 

– Возвращение Тимошенко означает сильное ослабление позиций Кличко, Тягнибока и Яценюка, – отмечает замдиректора Центра украинистики и белоруссистики МГУ Богдан Безпалько. – Теперь безусловный лидер оппозиции – Тимошенко. Она обращается к Майдану, она решает, когда ему расходиться, и она же будет формировать политическую повестку дня.

То, что Тимошенко вышла на свободу, говорит о том, что те националистические силы, которые этому поспособствовали, будут определяющими в современном политическом поле Украины. Соответственно, идеалы и цели, которые они перед собой ставят, будут определяющими в политической повестке дня.

«СП»: – Что это означает для юго-востока и Крыма?

– Ничего хорошего, конечно, не означает. Но для того, чтобы эффективно противодействовать политике националистов, требуется сильная элита, сплоченность населения, и люди, готовые за свои ценности бороться и чем-то жертвовать. Пока на юго-востоке таких людей практически нет.

Сейчас в юго-восточных регионах только предпринимаются попытки самоорганизации. Вероятно, они будут более успешными, когда националисты развернут наступление на Крым. Но это, конечно, не гарантия, что сопротивление юго-востока будет эффективным и мощным.

В любом случае, сейчас на Украине актуализировалась идея федерализации. О ней вспомнили все – и ее сторонники, и противники. Пока любые действия центральной власти – как негативные, так и позитивные – будут работать на эту идею, и применение сторонниками унитарного государства радикальных мер по отношению к сторонникам федерализации будет взаимно усиливать позиции и тех, и других. В результате, украинское государство будет испытывать большие перегрузки.

Бесспорно, на Украине произошел государственный переворот – в этом я согласен с господином Януковичем. Хотя именно Янукович сыграл в этом очень негативную роль, как один из главных участников спектакля по передаче власти, поставленного западными режиссерами. И если после него Януковича кинут – как Запад кинул в свое время Милошевича или Каддафи – и отдадут под суд, ничего удивительного не будет.

«СП»: – Тимошенко, получается, устраивает и националистов, и Запад?

– Для сил, которые переворот инициировали, организовали и осуществили, Тимошенко является наиболее удобной фигурой. Западу, по большому счету, все равно, кто из подконтрольных ему политиков будет править на Украине. Но и для Запада сейчас Юлия Тимошенко – наиболее удобный инструмент влияния.

В целом, судьба украинского государства зависит теперь от того, насколько жестко будет проводиться внутренняя политика, и насколько жестко ей будут сопротивляться юго-восточные регионы.

«СП»: – Лидер «Свободы» Олег Тягнибок пару дней назад заявил на Майдане, что в новой Украине должно быть министерство национального самосознания. Некоторые источники заявляют, что, по его мнению, следует ввести для русских статус неграждан. Тягнибок также призывает запретить говорить на русском языке, вплоть до уголовной ответственности. Насколько сильным окажется крен в сторону национализации при Тимошенко?

– Если вместе с ней к власти придут радикальные националисты, которые обладают определенной степенью неуправляемости, они создадут из Украины вариант Эстонии и Латвии. Со своей, украинской, спецификой и гуманитарной политикой. Естественно, в этом случае напряженность внутри Украины будет расти. Но далеко не факт, что это приведет к массовым столкновениям или протестам: фашизация той же Эстонии и Латвии прошла достаточно спокойно.

Запад закроет на это глаза. Для него Украина важна как геополитический и экономический плацдарм, и как инструмент по блокированию России. А что будет внутри этого плацдарма с русскими, Запад волновать не будет, как не волнует профашистская политика эстонских и латвийских властей.

На Украине националистические процессы шли давно, но не являлись часть официальной государственной политики. Разве что во времена Виктора Ющенко были предприняты попытки официально героизировать бандеровцев. Сейчас, видимо, эти процессы резко усилятся, и поднимутся на государственный уровень.

«СП»: – Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что Россия примет решение о выделении очередного транша финансовой помощи Украине после того, как в Киеве будет сформировано новое правительство. Конкретно речь идет о покупке двух млрд евробондов Украины. Значит ли это, что Россия пытается задружиться с Тимошенко, и пусть ценой 15 млрд долларов кредита попытаться сохранить геополитическое влияние на Украину?

– Россия даст деньги только после формирования на Украине кабмина, и появления внятной программы украинской экономической политики. Если эта политика снова приведет Украину в зону ассоциации с ЕС – вероятно, российского транша не будет.

Конечно, заветная мечта Запада и украинской элиты – чтобы «незалежная» двигалась на Запад за российский счет. Чтобы Украина интегрировалась в ассоциацию с ЕС, вступала в военно-политические структуры Запада, но при этом продавала свои товары на российском рынке, и получала скидки на энергоносители от России. Но, думаю, российское руководство достаточно адекватно, чтобы этот вариант просчитать и отвергнуть...

Автор: Андрей Полунин, "Свободная Пресса"
подписаться на канал
Комментарии 0