Среда обитания

Заместителя муфтия Ставропольского края преследуют за строительство мечетей

Чеченский правозащитник выступил в защиту заместителя муфтия Ставропольского края, которого незаконно привлекают к уголовной ответственности.

Уполномоченный по правам человека в ЧР, председатель комиссии по правам человека Общественного совета СКФО Нурди Нухажиев обратился к руководителю Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину с просьбой принять меры по факту нарушения сотрудниками правоохранительных органов г.Кисловодска прав заместителя муфтия Ставропольского края имама кисловодской мечети Курман-Али Байчорова.

Как сообщает Нурди Нухажиев, к нему за содействием в защите заместителя муфтия Ставропольского края, обратилась группа адвокатов.

Из заявления адвокатов следует, что 17 октября 2013 года в день празднования Курбан- Байрама в городе Кисловодск к Курман-Али Байчорову подъехало более шести автомашин, из которых вышли люди в масках и камуфляжной форме, которые сразу начали заламывать ему руки. Подумав, что произошла какая-то ошибка и его с кем-то спутали Курман-Али Байчоров представился им как заместитель муфтия Ставропольского края, на что один из нападавших ответил: «Вот за это со своей мечетью ты и сядешь». Затем, надев на него наручники и пакет на голову затолкали в автомобиль и повезли в неизвестном направлении. Как выяснилось по прибытии, его привезли на пост УПП № 15 в п. «Мирный». Байчорова завели внутрь, чуть приподняли пакет и в течение часа допрашивали вооруженные неизвестные люди в масках. В ходе допроса один из задержавших Байчорова заявил, что они «кое-что» изымут из кармана и что он должен будет «взять это на себя». Человек в маске сказал, что в противном случае у его жены в квартире найдут «пояс шахидки» и взрывчатые вещества, что судьба его детей будет незавидной. Устроившие допрос лица во время беседы упрекали заместителя муфтия Ставропольского края в том, что он якобы навязывает людям ислам и «лезет в чужой монастырь», добиваясь строительства мечетей с минаретами на территории Ставропольского края.

Затем в ходе досмотра у него были изъяты мобильный телефон, таблетки «кофетин» и лекарственный препарат, выписанный ему стоматологом. Позднее, уже от сотрудников полиции, он узнал, что у него якобы были изъяты наркотики и в отношении него возбуждено уголовное дело.

- Как глубоко верующий человек, как имам и заместитель муфтия Ставропольского края, он не мог употреблять наркотики и алкоголь. Более тысячи прихожан, бывающих в мечети на пятничной молитве, многие из которых хорошо лично его знают, могут это подтвердить. На каждой проповеди он призывал всех прихожан, а через них - их детей не употреблять наркотики и алкоголь. Все перечисленное противоречит канонам ислама, - отмечает Нурди Нухажиев в своем обращении к руководителю Следственного комитета России.

Чеченский омбудсмен считает, что наркотики Байчорову были подброшены, а уголовное дело сфабриковано оперативниками.

- Со слов защиты достоверно известно, что в пристегнутые наручниками руки Байчорова были втерты наркотики, чтобы в последующем снять смывы и «обнаружить» на них следы наркотических веществ. В последующем сотрудники, задержавшие Байчорова сфальсифицировали материал о неповиновении сотрудникам ДПС в п. Мирный. Данное обстоятельство не может соответствовать действительности, поскольку на этом посту его знают практически все как имама мечети и как заместителя муфтия Ставропольского края. Выдуманная сотрудниками правоохранительных органов история о якобы оказанном Байчоровым сотрудникам поста ДПС п. Мирный неповиновении выглядит совершенно нелепо. Таким образом, в действиях лиц, незаконно задержавших имама мечети Кисловодска и заместителя муфтия Ставропольского края, имеются признаки преступления - незаконное задержание и фальсификация доказательств по уголовному делу, - говорится в обращении чеченского омбудсмена.

Нурди Нухажиев также отметил, что задержанный Курман-Али Байчоров был лишен права на квалифицированную юридическую защиту.

- То, что Байчоров был лишен квалифицированной юридической помощи, подтверждается следующими обстоятельствами: согласно имеющемуся в материалах уголовного дела № 126130200789 ордеру от 18.10.2013г. за № 027225 адвокат Подазовская К.В. участвовала по «назначению» при составлении протокола допроса Байчорова К-А.И. в качестве подозреваемого от 18.10.2013г., составленного следователем СО отдела МВД России по Предгорному району лейтенантом юстиции Соловьяновым. Из указанного протокола видно: Байчорову объявляется, что он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ - незаконное приобретение, хранение наркотического средства без цели сбыта и то, что при нем обнаружены явные следы преступления (какие именно не раскрывается). Здесь необходимо отметить: то, что якобы обнаруженное в кармане Байчорова вещество является наркотическим, должно было стать известно лишь после заключения экспертизы № 1733 от 18 октября 2013г, производство которого было назначено двумя минутами позже допроса. Кроме того, в присутствии адвоката Подазовской какие - либо следы преступления не были обнаружены, поскольку личный досмотр производился без ее участия 17 октября 2013г. Учитывая отсутствие в протоколе от 18 октября 2013г., в графе «заявления и замечания» от имени адвоката замечаний, следует сделать однозначный вывод о том, что Байчоров должной и полагающейся квалифицированной юридической помощи на защиту не получил. Более того,

в материалах дела отсутствует ходатайство Байчорова о назначении ему за счет государства адвоката Подазовской. Напротив, в материалах уголовного дела имеется датированное 18.10.2013г. заявление, написанное им собственноручно, о том, что он отказывается от услуг адвоката Подазовской и желает, чтобы его защиту осуществлял адвокат Мурат Лайпанов. Защита полагает, что приглашением адвоката Подазовской Байчоров был поставлен перед фактом, - констатирует Нурди Нухажиев.

Чеченский правозащитник считает, что при производстве предварительного расследования в отношении заместителя муфтия Ставропольского края, имама кисловодской мечети сотрудниками правоохранительных органов г.Кисловодска были допущены грубейшие нарушения требований норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, в связи с чем просит руководителя Следственного комитета России поручить проверить доводы защиты Байчорова и принять меры в соответствии с действующим законодательством.

Аналогичное обращение Нурди Нухажиев направил и в адрес Генерального прокурора России Юрия Чайки.

Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в ЧР

подписаться на канал
Комментарии 0