События

О чем говорили Путин и Нетаньяху – сенсация

Почему израильтяне так быстро завершают свои любовные усилия, спрашивает израильский анекдот, и отвечает: они спешат рассказать дружкам о своей победе.

Этот анекдот приходит на ум, говоря о новой фазе русско-израильских отношений.

Не успел премьер-министр Биби Нетаньяху вернуться из Москвы с конфиденциальных, с глазу на глаз переговоров с президентом Путиным, как краткое содержание их секретных бесед появилось в газете «Маарив», представленное как большое достижение израильского премьера. В Москве эта утечка с ее искажениями вызвала раздражение. Сотрудники израильского посольства рассказывают – тоже по секрету – что израильского посла Дорит Голендер вызвали на ковер на Смоленскую площадь и хорошенько намылили шею, так что она вернулась на Ордынку сама не своя, и срочно потребовала у контрразведки проверить, кто слил секретную беседу.

В статье Эли Барденштейна, дипломатического корреспондента газеты «Маарив» говорится, что Нетаньяху попросил у Путина не продвигать идею созыва конференции по созданию зоны, свободной от оружия массового уничтожения (ОМУ) на Ближнем Востоке. Созыв этой конференции был инициирован Египтом, и поддержан Россией. Россия всегда последовательно выступала за ликвидацию ОМУ на Ближнем Востоке, и в рамках этой инициативы было ликвидировано химическое оружие Сирии. Россия считает, что Израилю не нужно атомное оружие, которое только порождает нестабильность. Сейчас, после химического разоружения Сирии, предлагаемая конференция неизбежно займется израильским ядерным оружием, а это Израиль не хочет.

Ответ Путина поразил израильскую сторону, сообщает Барденштейн: русский президент «пообещал притормозить усилия по созыву конференции». Более того, «Россия встанет на сторону Израиля в случае, если это государство окажется в тяжелом положении» и «не нанесет ущерб Израилю».

Что же происходит на самом деле? Неужели Россия меняет свой политический курс на Ближнем Востоке? С точностью до наоборот, как говорят на КВН. Премьер Нетаньяху и его министр иностранных дел Либерман очень недовольны политикой американского президента Барака Обамы, и они решили «диверсифицировать» свои внешнеполитические усилия, а именно – постараться сблизиться с Россией и Китаем. Они пришли к выводу, что неразумно класть все яйца в одну – вашингтонскую - корзинку. Они увидели достижения и победы российской дипломатии, и решили поставить на победителя.

Первой жертвой израильского разворота стали сирийские повстанцы. До недавнего времени Израиль изо всех сил призывал американцев разбомбить президента Асада и его силы, что неизбежно привело бы мятежников в Дамаск. Сейчас Нетаньяху повернулся на 180 градусов, и заявил в беседе с Путиным, что «Президент Башар Асад предпочтительнее иных кандидатур на пост главы Сирии». Израиль сдает мятежников, после двух лет активной поддержки.

Да и сам срочный прилет Нетаньяху в Москву стал признаком меняющегося курса. Еще недавно израильское руководство старалось держать Россию подальше от ближневосточных переговоров, не допускать Россию к участию в международных инициативах. Сейчас эта тенденция сломилась.

В этих условиях президент Путин поступил правильно – он протянул руку помощи израильскому премьеру, чтобы тот смог выскользнуть из железной американской хватки и занять более взвешенную позицию. Так, американцы шантажировали Нетаньяху угрозой созыва конференции по ОМУ, пугая его Россией. Однако инициатор конференции – Египет – после военного переворота утратил к ней интерес, и Россия смогла своим великодушным и щедрым жестом поддержать новый курс израильского правительства, не поступаясь своими принципами.

Да и обещание «встать на сторону Израиля» было слишком вольно интерпретировано израильской стороной. Президент Путин лишь подтвердил, что Россия не допустит военной катастрофы и уничтожения Израиля. С такими заявлениями выступали и все предшествующие руководители и министры иностранных дел СССР и России, начиная с Громыко. Уничтожение Израилю не грозит, и этой маленькой, но сильной стране пора перестать распалять себя призраками холокоста. Израилю надо успокоиться, вести себя взвешенно и спокойно по отношению к соседям, в первую очередь палестинцам и сирийцам – такова была и остается позиция России.

Россия – не враг Израиля, и никогда не была врагом. Россия всегда выступала против израильского авантюризма и стремления к региональной гегемонии, против оккупации и дискриминации палестинцев, против агрессивных актов Израиля – но не против существования и процветания Израиля. Это подчеркнул президент Путин несколько раз в последнее время – и в своем обращении, и на своей пресс-конференции он говорил о необходимости обеспечить безопасность Израиля, и в частности, добиться примирения между Израилем, Ираном и другими соседями Израиля.

В этом основное различие американского и российского подходов к израильской проблематике. Американцы подстрекают Израиль ввязываться в конфликты, обещая свою поддержку, и в результате Израиль оказывается по уши в проблемах и конфликтах. Россия призывает Израиль примириться с соседями, занять более нейтральный курс, и таким образом перестать конфликтовать.

Если одной из целей статьи Барденштейна было поссорить Россию и арабские страны, то и эта цель не будет достигнута – Россия по-прежнему настаивает на соблюдении принципов международного права, включая исполнение резолюций по Палестине. Если бы израильско-палестинские переговоры велись бы с участием России, а не оставались исключительным уделом США, от них было бы больше толку. И конечно, улучшение отношений России с Израилем, происходящее по инициативе Тель-Авива, только поможет скорее разрулить взрывоопасную ситуацию на Ближнем Востоке.

Пока трудно ожидать быстрых и больших перемен. Не ожидает их и Путин. Он сказал в беседе с Нетаньяху, что приоритетные узы, соединяющие Израиль и США, так прочны и многообразны, что не скоро порвутся. В самом Израиле пока мало сторонников сближения с Россией. Правые настроены традиционно против России; чтобы их ублажить, Россия должна порвать с Ираном и Сирией, что не реалистично. Левые тоже настроены против России – «царства гомофоба Путина». Даже русские израильтяне относятся к России в лучшем случае сдержанно и боятся, чтобы их не сочли «рукой Кремля». Только узкие круги израильских элит – Нетаньяху, Либерман и их окружение – готовы рискнуть, но и они постараются дать как можно меньше, а получить как можно больше, по принципу «мое – мое, а о вашем будем разговаривать». И тем не менее, президент Путин поступил правильно, поддержав эти робкие шаги израильского премьера, и в то же время не поступаясь принципами.

Иранский угол

В статье Барденштейна есть и попытка вбить клин между Ираном и Россией. Он пишет, видимо, основываясь на интерпретации Нетаньяху-Либермана, что российское сближение с Израилем призвано оказать давление на Иран, который стремительно сближается с США за счет былой близости с Россией. Иран заинтересован в конференции по ОМУ – значит, согласие России «притормозить» ударит по Ирану, по израильской интерпретации.

Действительно, в Иране была вспышка эйфории при первых признаках сближения с Соединенными Штатами. Но эта вспышка так же быстро сошла на нет, после того, как американская администрация, в нарушение духа и буквы международных соглашений, расширила санкции против Ирана. Поэтому России нет нужды давить на Иран.

На пресс-конференции Путина российский президент подробно ответил на вопрос ведущего российского ираниста и политолога Раджаба Сафарова, сказав, что «Иран для нас является одним из приоритетных партнёров в регионе, это наш сосед. Мы настроены развивать отношения с Ираном по всем направлениям. Это наш принципиальный выбор». Но урегулированию проблемы мешают те члены «Конгресса США, которые ориентируются на позицию Израиля», то есть пресловутое «израильское лобби».

Выход из этого, по словам Путина – нормализация отношений между Ираном и Израилем, или минимизация негатива. Вот в этом ключе и надо понимать некоторое сближение между РФ и Израилем – как пути, который снимет острые противоречия между Ираном, приоритетным партнером РФ, и Израилем, о безопасности которого РФ не забывает.

Так намечается курс России на Ближнем Востоке – в соответствие со старыми верными принципами и с учетом новых веяний, курс, который исполняется в интересах всех народов региона.

Автор: Исраэль Шамир, "Комсомольская правда"
подписаться на канал
Комментарии 0