Среда обитания

Хайбах. Без вести пропавший аул (Архив 2004 года)

Хатынь. Кто не знает о зверском злодеянии, совершенном в этом селе 22 марта 1943 года, где фашисты сожгли 149 мирных жителей? Об этом написано во всех школьных учебниках. 

Хайбах. Что это? Название аула. Менее года спустя, 27 февраля 1944 года, в нем так же было сожжено более 700 человек – советских женщин, стариков и детей. Полковник НКВД Гвишиани получил за это личную благодарность от Берии и Сталина.

 

Незнание – тоже сила

Почти десятилетие многонациональная Россия находится в состоянии войны с одним из своих народов, представление о котором имеет весьма поверхностное и пристрастное. В одном из публичных выступлений в Фонтанном доме писатель и автор научных работ по истории Кавказа Яков Гордин, не скрывая своих имперских чаяний, с озабоченностью старшего брата заявил о чеченцах: «И что с ними делать? Ни пахать, ни работать они не умеют…» Что уж говорить о тех, кто не в состоянии эту Чечню на карте своей страны разыскать? Где уж там до понимания?

А чеченцы сами давно уже не говорят о прошлом. Оно – это прошлое – так слилось с настоящим, что превратилось в одну непрекращающуюся боль. Уезжая из разрушенного Грозного, я знал, что аудиокассеты, записанные мною, расскажут только о настоящем – о зачистках, Чернокозове, пытках, расстрелах и насилии. Вдали, за дымкой равнины, неподвижно стояли темно-синие горы и где-то поблизости от их вершин – Хайбах. Аул, о котором чеченцы мне ни слова не сказали. Страшная история о нем передаётся в народе из уст в уста. На карте республики такого населённого пункта нет – он пропал без вести в феврале 1944 года.

Написать о Хайбахе меня попросили русские. Год назад, когда я лежал в больнице, одна знакомая принесла мне документальную книгу о прокурорском расследовании преступления, совершенного карательными войсками НКВД. Прочитал и положил книгу на тумбочку. Пока курил, книгу взял сосед по палате. На другой день следующий схватился. Простые мужики, лежащие в убогой питерской больнице, сами страдающие серьёзными болезнями, ни дня не живущие без сердечных лекарств, они вскоре заговорили. Да так! И я понял – народ не оболванен. Он просто не знает правды.

Мои соседи по палате не знали о том, что я пишу. Они громко обвиняли журналистов во лжи и требовательно кричали, словно на митинге: «Пусть кто-нибудь напишет об этом!» Вот поэтому я смело говорю – написать о Хайбахе меня попросили русские. Потому что вдруг понял, что наше незнание – для кого-то тоже сила.

 

Снежный февраль 44-го

О массовой депортации чеченцев и ингушей некоторые что-то где-то слышали. В их представлении было все так: собрали народ, погрузили в эшелоны и увезли в Казахстан. Кое-кто добавляет: «И поделом…» С такими знаниями и с такой позицией жить оно, конечно, проще и спокойнее. Мы только одного не любим, когда там, на Западе, перевирают нашу историю (а ведь, действительно, перевирают!) Дух наш патриотический этого не переносит. Но только операция НКВД по депортации чеченцев и ингушей, как ни крути, то же – самая настоящая история государства российского. Наша, родная, история.

Действительно, людей, не дав им даже толком собрать вещи, спешно погружали в эшелоны. Первого марта 1944 года Берия докладывал Сталину: «Выселение было начато 23 февраля в большинстве районов, за исключением высокогорных населённых пунктов. По 29 февраля выселены и погружены в железнодорожные эшелоны 478 479 человек. Погружено 180 эшелонов». За семь дней! Почти полмиллиона человек. Такие бы темпы эвакуации детей из Ленинграда, обречённого на блокаду.

В операции было задействовано 150 тысяч оперативников НКВД, СМЕРШа, войска НКВД, солдаты и офицеры общих войск, тысячи единиц спецтехники. И это в период суровейших боев под Ленинградом. А там – на Кавказе – на каждого «советского воина» приходилось по 3,2 безоружных жителя Советского Союза.

В докладе Берии отдельно упоминаются высокогорные районы. Увязли в них каратели. Неожиданно в горах выпал крупный мокрый снег и аулы, в которых жили в основном пастухи со своими семьями, оказались просто отрезанными от равнинной части Чечено-Ингушетии. Исполнение плана депортации оказалось под угрозой. Но родина дала приказ. И его выполнили. Любой ценой.

Отряды НКВД просто ходили по аулам и уничтожали людей. В селе Тийста была полностью расстреляна семья Ахмеда Мударова – 8 человек, больных тифом и не имеющих никакой возможности спуститься с гор к эшелонам. Среди убитых – дети от 5 до 8 лет. Самого Ахмеда (1892 г.р.) проткнули штыком и скинули в пропасть. Он остался жив и спустя 50 лет дал показания: «Людей преследовали в горах и на месте уничтожали. На дорогах лежали трупы, убирать их было некому. Юную жену Саламбека Закриева обнаружили на дороге спустя два дня после расстрела. Их двухлетнего сына Сайхана нашли рядом, сосущим грудь матери».

«В Хайбахе остались те, кто в силу своей болезни, старости или по другим причинам, не могли самостоятельно передвигаться, – это из свидетельских показаний Айбики Тутаевой (1892 г. р.) – Им было обещано, что прилетит самолёт, и всех заберут оттуда».

Самолет! По горным дорогам, занесённым снегом, сами НКВДшники на «студебекерах» едва передвигались. Единственное, что они могли, это устроить своеобразный сборный пункт в Хайбахе (тогда колхозе им. Берия). Пока одни, чтоб не возиться, уничтожали горцев на местах, другие, сгоняли народ в крошечный аул. Вот так и получилось, что более семисот чеченцев – в основном больные старики, женщины и малолетние дети – оказались под открытым небом, без еды, транспорта, окружённые операми полковника Гвишиани, имеющего прямую радиосвязь с Берией. Вывезти этих людей с гор не было никакой возможности. Усилился ветер, и снег повалил с еще большей силой. А докладывать в Кремль было уже пора.

 

Нет села – нет проблем

В статье «Невольники ненависти» (журнал «Terra incognita», N2-3, 2003 г.) уже описан мой разговор с современным полковником, Героем России. Но из статьи в статью буду повторять его откровение: «Чеченцев в начале войны было чуть больше миллиона. Вот оставим их в живых 10 процентов, где-то 100-120 тысяч, и будем жить спокойно лет тридцать, пока они снова не размножатся. Только так. Я, вот, разбомбил дотла Комсомольское. Нет села - нет проблем". Не ново. Чекистам, застрявшим 60 лет назад в горах, тоже не хотелось проблем. Куда деть столько людей они не знали. Загнали их в конюшню – сидите. Помогли утеплить продуваемый всеми ветрами сарай – густо обложили сеном.

Ночью в конюшне раздался крик младенца. За ним ещё! Плакали не те малыши, которые весь день до того дрогли на ветру, ожидая своей участи спецпереселенцев. Другие. Это Хеса Газаева родила двух близнецов. Наутро полковник Гвишиани поинтересуется – кого? Ему ответят, что мальчиков. «Стало быть, бандиты» – улыбнётся он. В момент этой улыбки полковник уже знал, что ждёт новорождённых. Времени вдоволь пожить на этой земле им оставалось совсем немного – пока полковник выпьет пару стопок коньяка «для сугреву» и поднятия боевого духа.

Через несколько минут конюшня была крепко заперта, залита бензином и подожжена. Представить себе, что было дальше, может любой – в наших художественных фильмах о Великой Отечественной войне подобные сцены не редки. Правда, поджигатели там –фашисты. Единственное отличие. А все остальное – ад огня, ужас, крики людей, паника, плач детей, выбитые ворота, толпа, хлынувшая в них, автоматная стрельба по горящим людям, циничное добивание вырвавшихся из пекла, падающая на гибнущих огненная крыша, вьющийся смерчем пепел, холодные глаза карателей – все это было и в Хайбахе.

Через несколько часов на пепел пожарища полил дождь. Он поливал обгоревшие кости 110-летнего Туты Гаева и его 100-летней жены Сари. Смешивал с землёй пепел сгоревших матерей, чьи сыновья воевали и гибли в эти минуты на фронте. Превращал в ничто крохотные останки Хасана и Хусейна – близнецов, родившихся и проживших в конюшне всего семь часов. Пытался растворить в своей свежести запах горелого человеческого мяса. Смывал следы «студебекеров». Крупными каплями колотил по древней сторожевой башне – единственному строению, оставшемуся от аула.

 

Вместо покаяния

Как наивны были свидетели этого преступления, когда после ХХ съезда добрались-таки до Хрущёва! Они-то думали и верили, что Никита Сергеевич все «взаправду» затеял. Истины ради надо сказать, что генсек откликнулся на обращение чеченцев, назначил комиссию по расследованию этого преступления, следователи допросили свидетелей, что-то записали и отбыли Москву. А далее, активистам, пытавшимся обнародовать правду о хайбахском пожарище, просто заткнули рты. Те, кто успел к тому времени продвинуться по службе, теряли должности, другие вдруг сами замолкали и вскоре люди поняли, что в стране ничего не изменилось.

Второй раз они поверили, когда генсеков и вовсе отменили, и на сцену вышел щедрый на суверенитеты Ельцин. 31 августа 1990 года прокурор Урус-Мартановского района Руслан Цакаев возбудил уголовное дело N 90610010. Смешанная (русские и чеченцы) следственная группа с экспертами из Москвы вылетела в горы, были произведены раскопки, найдены обгоревшие кости людей, проведена экспертиза, опять допрошены свидетели, подняты документы, отчёты, рапорты и доклады. Все подтвердилось до самых ужасных деталей – на пепелище было найдено немало останков малолетних детей и глубоких старцев.

Несколько лет тянулось следствие. Были обнародованы имена исполнителей, получивших за свои деяния высокие награды страны, подготовлено обвинительное заключение, в котором на первом месте стояло два имени – Сталин и Берия (а за ними и прочих комиссаров госбезопасности). В 1992 году вице-премьер Сергей Шахрай громко высказался о деле: «Нравственный долг России – не скрывать истину, какой бы она ни была горькой. В том, что произошло, не вина народа. Это почерк режима «КПСС-КГБ», обломки которого ещё и сегодня лежат на нашем пути к демократии». Газеты писали о трагедии Хайбаха и весь народ, посмотревший к тому времени фильм «Покаяние», ждал последнего слова суда – как публичного признания, как высшей справедливости и исполнения нравственного долга. Но суд так и не состоялся.

В это же время другие силы (не трудно догадаться, в какую сторону надо тыкать пальцем) всячески препятствовали работе следствия и обнародованию жутких подробностей уничтожения людей. Тиражи газет изымались, а материалы уголовного дела потребовали срочно передать в военную прокуратуру в Ростов-на-Дону, где они благополучно пропали навсегда. Но на этот раз чеченцы уже не были так наивны – все было скопировано и не по одному разу. Но дальше что?

А дальше началась война. Бомбёжки сел и городов. Фильтрационные лагеря. Пытки. Беженцы. Зачистки. Облавы. Гибель тысяч чеченских женщин и детей. Гибель тысяч русских солдат. Взаимная ненависть и зло. Вместо покаяния.

Когда на пепелище Хайбаха проливается дождь, земля обнажает обгоревшие кости – она упорно выталкивает их из себя, словно так пытается обратиться к людям: «Вы не вправе забывать это. Вы не вправе повторять это». Только в горы сегодня не попасть – все дороги туда заблокированы все той же породы людьми с автоматом Калашникова наперевес.

 

Опубликовано:
Газета "Московские нововсти", N6, 2004 г.

подписаться на канал
Комментарии 41
  • недолго осталось империи зла. мои чеченские братья-мусульмане! мы, татары, с вами! Инша Аллах, мы все скоро заживем свободно, они ведь даже детей рожать не хотят. Максимум одного, и то, случайно. А нас все больше и больше. Поэтому они и прикрывают программу маткапитала, потому что маткапитал в основном получили мусульманскоие этносы, а на титульную нацию эта программа не сработала.
    (-49)
    27 декабря'2013 в 18:28
    • Абу Салих, таких как ты малодетных мусульман - вся Россия. Один-два ребенка.

      Сколько у тебя детей? Двое? Максимум трое. А у Берл Лазара 12 детей. И не сидит и не клацает по клавишам, как ты. Занимается огромной общественной и религиозной деятельностью.И в большинстве своем у сотен тысяч иудеев по столько детей. Ты народи стольких (здесь ума много не надо), потом дом огромный построй на 14 человек,как этот иудейский мигрант и иностранец, воспитай, потом им всем дай достойное образование, выведи в люди. А радоваться, что русских становится меньше, не советую. Ибо русский народ заменяются иудейским, которые плодятся словно кролики. И притом плодят в большинстве своем антиисламистов.

      По твоему постоянному здесь клацанию - детей ты не растишь и не воспитываешь. Приходишь домой - опять клацаешь. Жена у тебя - прислуга и рабыня.
      (-36)
      27 декабря'2013 в 19:37
      • Халида апа, я бы с радостью нарожал побольше, только мне тяжело и с 2мя. Я инвалид 2 группы: у меня не работают почки (приходится 3 раза в неделю ездить на диализ) и низкий гемоглобин. В такой ситуации мне лучше остановиться на 2х. Дети это ведь огромный труд. Один обсикался, другой заплака и т.д.
        А жена у меня - свободная счастливая женщина-мусульманка. Альхамдулиллях.
        (-49)
        27 декабря'2013 в 19:43
        • Этот комментарий был запрещен для публикации
          (-36)
          27 декабря'2013 в 20:02
          • Халида, Вы писали: вот евреи все плодятся и плодятся, а Аллах их, видимо, все карает и карает, и вот все никак не могут они "расплодиться" больше, чем на 13 млн.855 тыс., что несопоставимо меньше не только, чем арабов, турков, малайзицев, пакистанцев или еще кого-то по отдельности, а евреев во всем мире меньше, чем даже мусульманских народов, проживающих на территории только одной России и находящихся в меньшинстве относительной общей численности.

            Так что где евреи там плодятся и куда своих детей девают, я не знаю, но вот в мире их даже 14 миллионов нет, то есть всех евреев со всего мира спокойно можно собрать и поселить в Москве. Но евреи компактно не селятся, так как это несет определенные риски.
            (-405)
            27 декабря'2013 в 20:16
            • Халида, ты сама сколько детей родила?

              P.S. И да, я тоже много "по клавиатуре клацаю", но могу себе позволить "клацать", ибо работа во многом с компом связана и комп мне не мешает в работе. Но при этом, альхадулилля, обе жены и детей рожают, и по мере возможностей, помогаю, и сам воспитанием детей занимаюсь.
              (-405)
              27 декабря'2013 в 20:21
              • Халида, Вы писали: "Абу Салих, в чем твоя жена "свободная" ? В добровольности жить с инвалидом , наверное".

                То есть, по Вашему, если кто-то из супругов заболевает, то второй обязательно должен хотеть уйти? Ну, не у всех ведь Ваше понимание семьи.

                И да, Вы зачем перешли на личности, начали обсуждать Абу Салиха? Потому что при отсутствии аргументов остается только личность оппонента обсудить?
                (-405)
                27 декабря'2013 в 20:24
                • Вернее, это не Вы писали, а я Вам ответил.
                  (-405)
                  27 декабря'2013 в 20:27
                  • Халида, зря ты так, Халида апа плохо думаешь. Я помогаю ей во всем, чем смогу. Балаларнын кутлэрен дэ юам, балалар бакчасына алып барам, кибеткэ мин генэ йорим. Балаларнын трусикларын да юам. Ашарга пешерергэ дэ ярдэм итэм. Хэтта йоне жыештырырга да ярдэм итэм. Альхамдулиллях. Хатынымны яратам мин.
                    (-49)
                    27 декабря'2013 в 22:05
                    • Riddik, ма ша Аллах, брат. Аллах тебе дал 2 жены? Я рад за тебя. Вот бы и мне так:) Альхамдулиллях, брат.
                      (-49)
                      27 декабря'2013 в 22:07
                      • Халида апа, Аллах Тагаля сезгэ дэ бэхетегезне жибэрсен.
                        (-49)
                        27 декабря'2013 в 22:09
                        • Абу Салих, живи счастливо и детей воспитай не только счастливыми, здоровыми, но и развитыми, всесторонне образованными в разных науках и умениях. Я разве против?

                          Я лишь прошу вас, мужчин-муслимов языками своими не чесать о том, о чем вы не знаете и знать НЕ можете, говоря: "маткапитал в основном получили мусульманские этносы".
                          (-36)
                          27 декабря'2013 в 22:18
                          • Халида апа, вот ссылки http://aftershock.su/?q=node/37899 вот еще Чечня на первом месте по маткапиталу http://izvestia.ru/news/557298
                            (-49)
                            27 декабря'2013 в 22:22
                            • Абу Салих, ты читать умеешь? А мозги свои включать, чтобы заниматься анализом? Или просто клацать научился?

                              Первая ссылка - непонятный центр и такой же ресурс. А по поводу федеральных СМИ типа Известия, где тем более работают антиисламские мрази Борисы Клины, просила не приводить в пример.
                              (-36)
                              27 декабря'2013 в 22:28
                              • Халида, Халида Гумаровна. ХВАТИТ оскорблять мусульманина!!!!! Сама не читаешь намаз и язык у тебя гнилой. Разве можно женщине да и еще пожилой как ты, оскорблять людей и потакать им инвалидностью? Что за манера разговара такая, как у уличных гопников? Ты тут на исламском сайте, а не у себя в чулане. Если пришла к мусульманам, то держи себя в рамке! А лучше всего научись намазу и стань на намаз.
                                (1112)
                                27 декабря'2013 в 22:34
                                • Халида апа, то, что представители "титульной" нации мало рожают, а больше бухают и ширяются, а тех детей, что каким-то образом и рожают, не берегут, оставляют ночью в бане на новый год погибать от холода, бросают из окон, оставляют в помойках, смывают в унитаз, и т.д. и т. п. знают все и без статистики. Я ведь на улицу выхожу и вижу, представители какой национальности больше живут, как животные и делают вышеперечисленное. так что, не надо никакой статистики. на праздники на пасху и на рождество в основном, как выражается отец Дмитрий, одни бабы( http://www.youtube.com/watch?v=mfH03BYX5l4), а у нас в мечет мужики по двое детей водят. Я сам со своими сыновьями хожу, альхамдулиллях
                                  (-49)
                                  27 декабря'2013 в 22:44
                                  • Абу Салих, альхамдулилля, брат. Но это и большая ответственность.
                                    (-405)
                                    27 декабря'2013 в 23:01
                                    • Абу Салих, в каждом городе РТ в мечети ходят по 100-150 человек. В деревнях в мечетях одни бабаи по 10-15 человек. Посчитай, сколь вас всего в РТ.

                                      Если интересовался данными ЗАГСа РТ, то рождаются больше не у татар и мусульман в Татарстане, а у русских, евреев, чувашей, мордва, эрзя, украинцы (ну еще можно перечислить 115 национальностей).

                                      Так что все относительно. На днях из правительства РТ Терентьев подтвердил положительную динамику роста численности кряшен и русских в Татарстане.

                                      Среди татарского народа не меньше бухающих, ширяющихся, оставляющих в родильных домах младенцев.

                                      Я например, ежегодно исследую город Лениногорск, вокруг которых одни татарские деревни вымирающие, а в городах положительная динамика по рождаемости у русских, чувашей мордвы... В мечети 100-150 человек, из них молодых мужчин от силы 10 человек.

                                      Ну и что что в церквях одни бабы. Эти бабы рожают по 3-5 детей. Все мои татарки-одноклассницы с мужьями своими татарами давно в разводе, или дети непутевые, или замужем за русскими и рожают уже внуков для русских и крестят по-православному, у всех дети и внуки давно крещеные со словами "одна вера, лишь бы верили».

                                      У татарок давно нет ислама. Я не знаю и одну татарку из своих одноклассников или одноклассниц и не только из их числа, а во всей округе, где росла, кто бы хоть один ходил в мечеть или придерживался канонов исламской веры: даже в праздники не ходят в мечеть. У русских и чувашей - одноклассников по 3-5 детей и по внуков по 8-10 человек. Все крещеные.

                                      Так что гордиться татарам нечем и мусульманам в том числе.
                                      (-36)
                                      27 декабря'2013 в 23:07
                                      • Халида, халва, халва? Или пытаетесь так татар рожать "заставить", типа на "Слабо?" взять? :))

                                        Короче, татары не могут в основной своей массе больше или меньше рожать. Почему? Больше не могут, потому что обрусели и впали в куфр многие, а многие остаются мусульманами, иншалла (Аллаху 'алим), но при этом и иман ооочень слабый, и знаний по исламу практически нет вообще. А значит и предпосылок, чтобы "рожали больше", тоже нет. Но и меньше татары рожать не могут, так как даже обрусевшие и впавшие в куфр тоже ведь вроде как ничем от русских отличаться не должны, в том числе, в вопросе рождения детей.

                                        И да, рассказы про своих одноклассников оставьте при себе по двум причинам:

                                        1) Ваши бывшие одноклассники вот вообще никак не обеспечивают репрезентативность выборки, а значит по ним судить о татарах или русских в целом нельзя.

                                        2) "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты". (с)

                                        У Вас - одно окружение, у меня - второе, у кого-то - третье.

                                        Если спросить у героинового наркомана, то может оказаться, что для него подавляющее большинство людей на свете - это наркоманы, наркоторговцы и сотрудники полиции и госкомнаркоконтроля.
                                        Почему? Потому что согласно тому, каков этот наркоман, Аллах и окружение ему посылает.

                                        А кто-то другой, кто к наркотиками отношения не имеет, может вообще не знать ни о том, что вокруг ходят наркоманы, что существует госкомнаркоконтроль и т.д.
                                        Или если прийти в психушку, то для психов в мире большинство людей - это психи и врачи.
                                        (-405)
                                        27 декабря'2013 в 23:20
                                        • И что тебе Ринат Валеев не нравится в моем посте, что все минусуешь? Что не верного написано в последнем комментарии? Я уехав из отчего дома постоянно езжу в Татарстан, в курсе всех событий, слежу за динамикой жизни в Лениногорске и районе.

                                          Хожу в мечеть по приезду, много общаюсь с народом, читаю газеты о бытовых преступлениях, совершаемых в городе.

                                          В городе, из ста процентов (хотя в округе одни татарские села были) населения всего-навсего 39,4 татар. И мизер ходит людей в мечеть. Как пятница - город погружается в повальное пьянство. Молодежь в пиво.

                                          Картина такая была - пятница, суббота - весь центр оккупируется молодежью на машинах, на них батареями пиво, водка. Добивалась от милиции изменения ситуации - сейчас такой картины поменьше. Что интересно: возле мечети как по вечерам собирались непонятные машины с молодежью - так и собираются. Оттуда музыка гремит, девочки постоянно подруливают. По этим сборам не звонила, там же мужики в мечетях, вот пусть и решают, а не только свои задницы нагуливают на званых обедах. в этом году единственный раз не была в городе, ситуацию не знаю.
                                          (-36)
                                          27 декабря'2013 в 23:28
                                          • Riddik, вот ты сам себе и ответил: за двадцать лет вы, татарские бабаи и мужички-муслимы просрали всех татар, не смогли основную, подавляющую массу татарского народа привлечь в лоно Ислама.
                                            (-36)
                                            27 декабря'2013 в 23:31
                                            • Абу Салих, аминь
                                              (1478)
                                              28 декабря'2013 в 00:09
                                              • Халида Гумаровна, Нужно не просто иногда приходить в мечеть, а - читать намаз, чего ты не делаешь. Ты пишешь тут о своих подружках-татарках, которые не читают намаз и якобы перекрестили своих детей. Как тут один брат вам написал: "Скажи кто твой друг, скажу кто - ты". Если бы вы читали намаз, то вокруг вас были бы татарки, соблюдающие и читающие намаз, носящие хиджаб. Так как вы сами не читаете и ходите с непокрытой головой, поэтому и подружки такие же. Я бы к словам брата мусульманина добавил: "Посмотри на себя в зеркало, а потом осуждай других". Я к примеру некоторые слова написанные тобой, поддерживаю, но когда ты в каждом своем постинге оскорбляешь мой татарский народ и постоянно унижаешь его перед другими национальностями, мне хочеться дать ....втык. Что не постинг, то оскорбление татар. Веди себя нормально. Своими грязными и агрессивными постингами, ты так же и плюешь на честь своей матери, бабушек которые может быть читали намаз и не ожидали, что их честь будут растаптывать внучки типа Халиды. Ладно я бы понял, если бы ты была лет 20, ну даже хотя бы 45 которую кинул пьяный муж и она обижена на всех татарских мужчин. Но в таком возрасте и писать такие вещи да и унижать брата за то что он инвалид, это уже ниже плинтуса.
                                                Меня тут к примеру тоже минусуют и я знаю что за это такие черти, но мне начихать на них. Ну я знаю и о том, как ты заходишь со своего второго ника Galina и ставишь мне минусы, то это факт. Предлагаю админу, заблокировать этот ее второй аккаунт, и оставить ее ник под настоящим именем Халида.
                                                Кстати, воспитанная и патриотичная татарка, никогда себя не будет называть христианскими именами, даже в инете. Начни воспитание с себя. Научись намазу и покажи своим подружкам о том, что можно сохраниться татаркой только совершая намаз и будучи в Исламе, а не ведя кяфирский образ жизни.И ИншаАлла, кто то хотя бы последует за тобой. Я уверен, что кто то из твоих подруг тоже тычет в твою сторону и говорит:
                                                - Вон она, Халида то. В мечеть не ходит. Платок не носит а надевает для вида только перед воротами мечети, а на улице снимает.
                                                А так не читая намаз и приходить как в музей в мечеть, это не Ислам, а лицемерие (показуха).
                                                Помни: татары сохранились как татары, только благодаря Исламу. А неверие ведет к пропасти.
                                                (1112)
                                                28 декабря'2013 в 00:41
                                                • Muslim, то бишь Ринат Валеев из Санкт-Петербурга, признаюсь тебе честно, упаси меня Боже от таких как ты татар. Я говорю "чур меня , чур меня".

                                                  Признаюсь, мне более симпатичны русские :-)))
                                                  (-36)
                                                  28 декабря'2013 в 00:51
                                                  • Халида, Ну вот ты и раскрыла свое нутро. И никакого желания читать намаз. Что будешь говорит на том свете, за нечтение намаза и за несоблюдение исламских обрядов? Даже по правиславному гутаришь: "упаси меня Боже". Не кряшенка случаем? Таких как ты я никогда не чурил и чурить не буду, не волнуйся.
                                                    (1112)
                                                    28 декабря'2013 в 01:12
                                                    • Ассаламу Алейкум. Просто не сдержался. Может хватит уже выяснять отношения в мусульманской среде. Халила Гумаровна, насколько знаю, своим Духом даст фору десятку-другому практикующих мусульман, класса Фарида Салмана или Талгата Тажджуддина. Я сам перестал читать Намаз. Да, это мерзкое явление, но я приношу своей деятельностью пользу своему, казахскому, Жамагату, что впрочем нисколько не Освобождает меня от Намаза. Я просто хотел сказать что грех на этой прискорбной теме выяснять отношения. Погибли Люди. Мусульмане. Их сожгли заживо. Это сделали те, чьим идейным потомкам целуют руки некоторые российские "муфтии". Халида Гумаровна может и не читает Намаз(кто знает? Пока нет доказательств - лучше промолчать), но такие Сильные Татарские Журналисты как Фаузия Апамыз Байрамова и Халида Гумаровна, а также мой Брат Наиль Набиуллин делают, на мой скромный взгляд, пользы больше, чем сотня молчащих мусульман, которые считают что основным долгом в их жизни является только чтение Намаза. Нет. Не только. Намаз, конечно же! Никто не освобождён от Намаза. Но ведь есть и другие пути доставки своего Бараката в пользу Уммы. Как считаете, соберётся миллион Муслимов в Москве на митинг против анти-исламской политики в РФ? Вряд ли. А вот у Халиды Гумаровны, я более чем уверен, Духа хватит выйти на митинг, и не просто выйти, а дать своё мнение по тому или иному поводу. Муслим, Брат, сами же говорите, прежде чем укорять других - взгляните на себя в зеркало. Сам я с Казахстана. Историк. Кандидат Наук. Сын Известного Историка, Имя которого уже вызывает желчь у великодержавных шовинистов, коих развелось как грязи. Я Вам, Брат, рясой говорю, не нужно давить на Почтенного Человека. А ещё лучше включить этот исторический факт во все учебники истории, освещая это зверство русских безбожников наряду с массовым убийством польских офицеров в Катыни. Не переходите на личности - пусть каждый даст свою оценку действиям русских солдат и офицеров в Хайбахе. Всё. Не выяснять отношения, а придать этой Трагедии должное освещение в СМИ, а лучше в учебниках истории, дабы запечатлеть это действие Москвы в глазах будущих поколений. Покойных не вернуть. Но будет лучше если все народы распавшегося ссср узнают правду.
                                                      а Аллаh лучше знает.
                                                      (-440)
                                                      28 декабря'2013 в 01:25
                                                      • Ablay, Просвети меня пожалуйста, а какая "Умма" у тех, которые не читают намаз? Тем более у таких как ты, которые оставили намаз? Лично меня твои заявления, вызывают только отвращения и презрения за оставления намаза. Ты вот тут написал о каих то "русских безбожниках". А чем ты отличаешься сам, от "русских безбожников"? Такие же "безбожники", есть не только у русских, но и среди всякого народа и племен. Я тебе даже скажу по секрету, русских мусульман по количеству в десятки раз больше, чем соблюдающих казахов. Русских братьев, уже миллионы. Для меня Умма состоит только из соблюдающих мусульман, а ты не из моей Уммы, арз не читаеш намаз и еще совершил такое преступление: оставление и отказ от намаза.
                                                        Справка для тебя: Халида Хамидуллина не являеться татарской журналисткой. Она не заканчивала не филфак Казани, не другой ВУЗ в Татарстане. И не дня не работала в редакциях татарской прессы. А я вот когда то был корреспондентом татарских газет и журналов (писал на татарском статьи) и могу считать себя - татарским журналистом.
                                                        И не нужно ее сравнивать с уважаемой Фаузией ханым. Байрамова в отличии от Хамидуллиной, читает намаз и принимала активное участие в мусульманских и татарских движениях. А вот Наил Набиуллин к сожалению тоже не читает намаз. Я ему уже говорил про это и думаю, что ИншаАлла он встанет на намаз. Я в этом уверен.
                                                        Не читающий намаз и не соблюдающий исламские кануны лицемер-"мусульманин", и ногтя не стоит того мусульманина - соблюдающего все столпы и читающего намаз.
                                                        (1112)
                                                        28 декабря'2013 в 01:40
                                                        • Этот комментарий был запрещен для публикации
                                                          (90)
                                                          28 декабря'2013 в 01:54
                                                          • Моя Умма - все Сильные Муслимы. Не карманные, не рукоцеловальники, а нормальные, Сильные Муслимы, которые могут нанести адекватный ответ кафирам. Я не говорю что забыл Намаз, я его помню, но раз в Казахстане, на наших сайтах, которые оккупировали великодержавные шовинисты мало кто захотел им отвечать, то пришлось ответить мне. Поверь, Muslim, мой Ай-пи адрес на полном мониторинге. Значит я представляю угрозу Кафирам. Мои ответы Кафирам не проходят, когда я начинаю с ними нормальную работу. Пропускают вначале несколько комментариев, но не дают возможности провести завершающий штрих. Я не горжусь тем что отошёл от Намаза, но кто-то должен делать общую работу. Отталкиваясь от противного, скажу тебе прямо, шовики меня ненавидят. Я встану, ин ша Аллаh, скоро на Намаз, но ты не прав, упрекая меня в отходе от Ислама. Я не отходил от Ислама, а только поддерживал Жамагат, учитывая моё историческое образование. История Казахстана - самая неудобная тема для кафиров и их приспешников. За годы русской колонизации погибло свыше половины от всего казахского народа, а теперь пророссийские СМИ оккупировали Казнет. Или ты думаешь что достаточно одного Намаза? Путин грабит Казахстан, его тролли оскорбляют Ислам и казахскую культуру в Казнете. Ты думаешь что это всё правильно? Конечно же я мониторю Казнет. Основные ресурсы. Поверь, кафиры - это слабый народ, которым нужно чтобы Муслимы были тише воды, ниже травы. Не доставляй им такое удовольствие. Ты думаешь мне легче не читать Намаз и сопротивляться русской колонизационной политике Путина? Нет, не легче. Но я не ставлю в достижение то, что я перестал читать намаз. Это мой грех, и я за него, ин ша Аллаh, отвечю. Но вот что будет с теми, кто молчит на кафирских беспредел и боится даже слово вставить по фактам геноцида мусульманских народов. Что скажешь, Muslim? Повторяю, я рассчитываю, ин ша Аллаh, восполнить свои долги по Намазу, либо в Мекке, либо в Медине, либо в аль-Аксе, где оценка каждого намаза намного больше чем в Казахстане. Но я не сижу без дела. Я СОПРОТИВЛЯЮСЬ колонизационной политике Москвы. Конечно же конституционными методами. И мои методы более чем действенны. Мне удалось поставить на место массу шовинистов. Остальные боятся теперь затрагивать исторические темы в Казнете. У народа появился интерес к истории Казахстана. А это значит что русский фашизм не пройдёт. Поддерживаю Кавказские интересы в Казахстане. Кафиры боятся кавказцев. На намаз, я, ин ша Аллаh, встану. Это без сомнений, Хвала Аллаhу! Но не стоит тут, Muslim, забалтывать такую тему и осаживать наиболее боевых представителей татарского народа. Вы сила только если вместе. Что-то я не увидел, пока, осуждения геноцида чеченского народа. Если вы все татары, в любом случае не молчите. Добивайтесь круглый столов на обсуждение этого трагического периода истории Мусульманских народов, начните переписку с известными Мировыми институтами истории, поработайте над темой и рас кройте тему советского беспредела на уровне своих учебников истории, но ни в коем случае не устраивайте гвалт на этой тонкой, для каждого чеченца и каждого мусульманина, теме. Ещё вопросы, Muslim?
                                                            (-440)
                                                            28 декабря'2013 в 02:01
                                                            • Ablay, враждовать со злом - путь к добру, враждовать с добром - путь ко злу. Как не тебе знать, что это провокатор. Ее слова - ложь. Если ты высокого мнения о подобных дешевках, я пожелаю тебе ее попечительства в этом мире и соседство - в вечном. Будь.......
                                                              (90)
                                                              28 декабря'2013 в 02:11
                                                              • Абу Абдуллах аль-Вада, я не знаю кто провокатор, а кто сотрудник не ФСБ, а РПЦ, отписывавшийся на мусульманских сайтах, но я считаю что ставить ярлыки - дело недостойное Муслима. Я действительно не знаком с Халидой Апамызбен Хамидуллиной, но видя в интернете Яростный Напор на засилье российского/русского беспредела на мусульманские народы, мне трудно представить Халиду Апай в роли провокатора. Если на то пошло, то поверьте на мой немаленький опыт, эту тему с геноцидом Чеченского Народа в Хайбахе просто увели в сторону. Я пришёл услышать мнения Муслимов по данному делу, а услышал взаимные упрёки и недоверие, разве это правильно, Абу Абдуллах аль-Вада? Когда будет тема о той или иной статье Халиды Апай Хамидуллиной, тогда и будете обсуждать кто провокатор, если на то будет Воля Аллаhа - Справедливого! А пока, давайте лучше выскажите свои мнения по Хайбаху. Насколько я понимаю вы все россияне, у вас у всех своя история, свои исторические оценки, готовится проект единого учебника истории. Не забивайте эфир руганью. Вот что я хотел сказать. Лучше добавьте информации, приведите аналогии, дайте свои оценки советской власти, и её преемнице в лице нынешней РФ. Не расстрачивайте себя на подобные словообразования. Мне, действительно, интересна оценка, историческая оценка российского Жамагата на этот фашизм в Хайбахе. Всё. Я молчал. Не влезал. Но 700 человек..брат.. Давайте по существу.
                                                                (-440)
                                                                28 декабря'2013 в 02:23
                                                                • Ablay, приятного общения
                                                                  (90)
                                                                  28 декабря'2013 в 02:30
                                                                  • Ablay, Создается у меня впечатление, что под ником Ablay - скрывается сама Халида Гумаровна. Просьба админу, Халида Гумаровна. Ты тут отрабатываеш те гранты от еврейских организаций-"правозащитников", которые ты получаешь в виде неких гонораров и активно опускаешь свой татарский народ ниже плинтуса? Я сохранил скриншот этой страницы и отправлю ее твоим знакомым татарам в Москву, чтобы они увидели и прочитали из первых твоих рук, как ты их ненавидишь. Тебя прогнали из сибири, и в Москве думаю долго не продержисься.. по крайней мере на татарской волне, которую ты пытаешься сыграть перед москальскими татарами.
                                                                    У меня к тебе больше нет вопросов. С тобой все ясно. Сау бул.
                                                                    (1112)
                                                                    28 декабря'2013 в 12:57
                                                                    • Ablay, еврейско-большевисткая власть банды московского Кремля во главе со Сталиным творила в СССР более фашизм чем Гитлер. Убеждена, что Гитлер не награждал за сожжение села Хатынь.

                                                                      У меня складывается ощущение, что Хатынь, если бы даже ее не было, ее надо было устроить Кремлю. Во-первых, чтобы в противовес "одного зверства германскмих фашистов Катыни" трубить о другом зверстве германских фашистов Хатыни". Типа, "если однажды вскроется, что у СССР -Катынь, а у вас, смотрите -Хатынь".

                                                                      Банда Сталина приписала Катынь режиму Гитлера и скрывала от мирового сообщества, что совершили массовые казни воинской, религиозной, творческой элиты Польши по ее же приказу палачи НКВД.

                                                                      Банда Сталина за массовую казнь гражданского населения чеченского села Хайбах, поляков под Катынью награждила орденами и медалями сотни и тысячи палачей из НКВД, МГБ-КГБ, МВД. Они еще вчера, возможно, живы были эти палачи, и нацепив свои кровавые железяки,дающие много льгот и при современном режиме, гарцевали все 60 лет по Поклонке и Кремлю.

                                                                      Если уже сдохли, то их дети и внуки в почете и уважении, продвигают кровавое дело своих отцов и дедов.

                                                                      Так что твоя боль за не отмщенные преступления понятна. Преступников никто не судил. Для них не было Международного Трибунала. Палачи Кагановичи, Молотовы, Судоплатовы жили в почете и умерли при кремлевских корытах.
                                                                      (-36)
                                                                      28 декабря'2013 в 16:12
                                                                      • Да, Халида Апай, до сих пор российская власть тщательно скрывает от своих граждан, 187 народов РФ, страшную правду геноцида собственного народа. Конечно же, изначально большевики несли в себе идеи ленинской справедливости, ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА и равноправия, но в конечном счёте победил великодержавный шовинизм, с подачи которого и произошла чудовищная акция фашизма в Хайбахе, и который самолично расстрелял 147 польских офицеров в том глухом лесу. Чтобы не представляли собой опасности для великодержавной России. Мало кто из российских мусульман знает, вернее это тщательно скрывается, что в результате только одного Голодомора в 32-33 гг. погибло практически половина от всего казахского народа. Или вот ещё один пример; по сведениям Мырзатая Жолдасбекова, близкого соратника Назарбаева, очень близкого, в Советской Средней Азии, только задумайтесь, по статье "Враг Народа" было расстреляно порядка 25 000 казахов, 40 кыргызов, 8 узбеков и 1 таджик. А голод в Поволжье? Вы же понимаете насколько глубоко хранят тайну этого бесчеловечного "эксперимента" в Поволжье. Идёт постоянная пропаганда возвеличивания советского союза. Царской России. Таким образом Вас, Россиян, пытаются при учить к мысли что за Россию, за увеличение политического влияния России в Сире и в частности в нашем регионе - все должны погибать. Но мы же всё видим как российская власть практически открыто потакает русским националистам, и как мусульман притесняют по всей РФ. Спасибо всем Вам, всем Патриотическим и Мусульманским сайтам, всем Общественным Деятелям и Журналистам, которые борются за Конституционные права всех национальных народов РФ, а не играют в пользу великорусскогошовинизма. То, что Вы все сейчас желаете, несомненно будет Вам засчитано в День Страшного Суда. Но я считаю что также нужно усилить и экономическое взаимодействие между нашими мусульманскими народами. И открытие ЧЕЧЕНСКО-Ингушского Культурного Центра в Семее, где издавна проживает самая крупная, после Киева, Татарская Обшина - Наши Прямые Братья и Сёстры - ин ша Аллаh, только обогатит все наши народы, и не обязательно только в культурном плане. Вам сейчас нужны деньги больше чем нам. А нам нужна российская юридическая поддержка на случай анти-конституционных действий тех народов, вернее этносов, которые сломались под нажимом российского и советского режимов и стали фактически обслуживать российские и православные интересы в Мусульманском Казахстане. Но в чеченцах и ингушах, Хвала Аллаhу, я уверен! Точно также я уверен в татарских ребятах, которые сейчас, пока Ваш, самый многочисленный мусульманский народ РФ, набирает силу, которые сейчас держат марку и начинают интегрировать свои бизнес-интересы, капиталы и социальные технологии с кавказскими мусульманами. А уровень доверия коренных народов Сибири и Крайнего Севера к татарам и башкирам просто зашкаливает. Это ведь тоже история. Исторически, Татары не приносили такого урона ни одному народу, нынешней РФ, в силу их Имана. Такие преступления против своего народа могли сделать только звери. Это не большевики. Это атеисты, Халида Апай. Среди большевиков было много справедливых людей и идей, но в конечном счёте победили идеи ВЕЛИКОРУССКОГО шовинизма. Чем это закончилось? Тем что я с Вами общаюсь, читаю Ваши мнения, в том числе и на Кавполите, поддерживаю Вас, Халида Апай и Моего Брата Наиля Набиуллина, при безусловном уважении Фаузии Апамыз Байрамовой, Многоуважаемых Братьев Кашаповых, моего Дядю Заура, который делился со своей мудростью на ресурсе "Татар, Уян!", закончилось это тем, что я теперь гражданин Суверенного Казахстана. И мне составляет Большая Честь предложить Российскому Жамагату некоторые интересные проекты на территории Суверенного Казахстана! Как только российские мусульмане получат конкретную финансовую поддержку с нашей стороны, где уже укрепили свои позиции американские и европейские демократы, китайские партнёры и конечно же Умма, так и на порядок увеличится интерес к исторической науке мусульманских народов РФ, которых, на мой взгляд, сейчас считают и относятся в Вашей Федерации, как к людям второго сорта. Видать печальный опыт рухнувшего в никуда СССР так и никого не научил в Кремле.
                                                                        С уважением!
                                                                        И чем больше будет татарских грамотных мусульман, которые сплотят вокруг себя российскую Умму, прежде всего по уровню знаний и технологий, тем сильнее будут все российские мусульмане. Условно, сейчас в Российской Федерации, опять-таки условно, всего лишь 2 крупных Лидера Мусульман. Рустам Нургалиевич Минниханов и Рамзан Ахмадович Кадыров. Ваша общероссийская проблема в том, что вы все не знаете Казахстан, вернее знаете Казахстан по отрывочной информации, подаваемыми другими, которые живя на нашей казахской земле, нас же казахов и ненавидят. И это не только русские. Не только. Вот поэтому я и рад открытию Культурного Вайнахского Центра в Семее, где проживает вторая по численности татарская Обшина в СНГ. Ведь сближение наших кавказских, тюркских, монгольских и казахских родов и племён, поможет нам всем понять кто на что способен, и кто в себе что нёс, всё это самое продолжительное время.
                                                                        а Аллаh лучше знает!
                                                                        (-440)
                                                                        28 декабря'2013 в 17:02
                                                                        • Muslim, Брат, я не знаю, Муслим - это Ваше имя или статус? Я же не говорю что вы фсбшная подстилка. А Вы тут вчера мне такую лекцию прочитали, а сегодня уже готовы меня в расход, как большевики, пустить. Если я докажу что я не Халида Хамидуллина Апай, а простой казах, сын известного историка, Касымбаев Аблай Жанузакович, то будет ли значить это что вы работаете стукачём и провокаторов от ФСБ? Остерегайтесь таких необдуманных заявлений, тем более если Вы Muslim. Вот я назвался в полный рост. А Вы? Вы анонимно убеждаете Жамагат в заведомо ложной информации. Как Вас понимать, Брат?
                                                                          (-440)
                                                                          28 декабря'2013 в 17:08
                                                                          • Muslim, брат ОНО не достойно, чтобы к нему обращались по имени отчеству.
                                                                            (17)
                                                                            30 декабря'2013 в 15:23
                                                                            • Ablay, памятник Мерзояну не демонтируют, как думаете?
                                                                              http://www.turkist.org/2013/11/mirzoyan-astana.html
                                                                              (1321)
                                                                              30 декабря'2013 в 16:22
                                                                              • smr, не знаю. Двоякая ситуация, лично я понимаю что в этом вопросе больше политики, чем истории. С одной стороны выпустили в эфир докладную Левона Мирзояна, который требует расстрелять "врагов народа", с другой стороны Мирзояна решил проблему голодомора в Казахстане, остановив геноцид казахского народа. У нас до сих пор сильны позиции казахских сталинистов, это прежде всего уже пожилое население. Ведь нужно отдавать себе отчёт что в то время и методы решения проблем были далеко не демократическими. Чтобы обойти решение Москвы, нужно было лавировать, играть в серьёзные игры в КазССР, защитить казахов, путём, допускаю, очень сложных интриг и постановок вопроса. Прямого решения не могло быть. К тому же не забываем, что в тот период в Казахстане произошло порядка 330 Восстаний против советской власти, о которых нам не рассказывали в советских учебниках истории. Тут как в Одессе, предложить расстрелять и расстрелять - это две большие разницы. Если проанализировать общую картину действий Мирзояна, то не укладывается в голове что этот человек желал вкусить казахской крови. У нас всегда была не простая страна. Многое о чём ещё невысказано. Чтобы удержаться на своём посту и провести свою политику - мало было одних комсомольских речей. Это же волчья стая, а не КПСС. КПСС, как более-менее демократичная и советская структура появился лишь с приходом Леонида Ильича, а Товарищ Брежнев - Большой Друг Казахстана. Насчёт памятников - то я категорически против любого памятника, как не отвечающего канонам Ислама. Есть и другие способы передать информацию в Народ, и на более массовом уровне. Системно и последовательно. Знаете, я сильно настораживаюсь, когда какая-то сторона вбрасывает в Казнет, в общее информационное поле Республики отрывочную информацию, которой можно легко играть. Сложно у нас. Лично для меня теоретический снос памятника Мирзояну, если таковой имеется, послужит поводом для сноса и всех остальных памятников, дабы привести нашу страну к более высоким нормам Ислама! Но армянам на этом поле играть не советую. Вопрос фактически уже повис в воздухе, а пойдёт ли Правительство на условие Ислама о недопустимости любого памятника? Ведь Назарбаеву открыли самый широкий выход на Священную Мекку и Медину! Думаю что будет правильным организовать сильные круглые столы с привлечением местных и зарубежных специалистов, которые и постараются выдать наиболее верную оценку этому советскому периоду в Казахстане. У нас всегда всё не просто. Фактически, поймите меня правильно, вопрос стоит в том, по крайней мере в его организационной структуре, кто именно, какие именно силы и структуры будут мониторить весь этот процесс? Ведь кроме дела Мирзояна у нас масса и других дел, сложных, катастрофичных периодов общей, с царской Россией и Советским Союзом, совместной историей. Но не думаю что армянам стоит надеяться на какие-либо армянские погромы в Казахстане. У нас так дела не решаются. Да и Назар не даст ходу дестабилизации общей ситуации. Да и вообще очень многим невыгоден нестабильный Казахстан. На данный момент, я считаю, наиболее верным курсом Казахстана будет увеличение штата отечественных историков ценными кадрами от Американских и Европейских Исторических Институтов и Колледжей, которые смогли бы привести нашу форму истории до уровня западно-европейской. В перспективе, до американской Конституции, где все граждане равны в своих правах и белый Протестант имеет преимущества перед афроамериканским Мусульманином. Не забываем, что у Казахстана с РФ самая протяжённая в мире граница, и состояние отечественной системы образования, а вслед за тем и формирования гражданского сознания, как мы понимаем, ставит свой отпечаток и на внутреннее положение всех российских народов. Кроме того, в Казахстан депортировали целые российские народы, которые отлично понимают что в Казахстане никогда не прокатят никакие националистические марши, в отличие от соседней Федерации. Думаю что открытием Чеченско-Ингушского Культурного Центра у нас, в Семее, можно решить массу внутренних проблем не только Казахстана, но и соседней России, которая не имеет такого богатого опыта в разрешении меж этнических проблем, как в Казахстане. Это ещё не значит что казахи позволили всем сесть на свою голову, у нас, в принципе, сильная национальная элита, которая только укрепляет дружественные и союзные отношения со многими российскими народами. Ведь именно этот вопрос является бичом для современного российского общества. Правильно? Даже и если у нас снесут памятнику Мирзояну, то не беспокойтесь, Назарбаев откроет для армянской диаспоры те или иные возможности, но с обязательным учёт национальных интересов Братского Азербайджана. Вы, не обижайтесь, россияне, слишком злые и кипучие, а именно это и разрушает основу межнационального согласия и толерантности. Армяне открыли кафе - всех убить, всех сжечь. Азербайджанец в драке ударил русского ножом - а ну как привести его в Москву на вертолёте. А тем временем в вашей столице спокойно проходят русские марши. У нас бы уже давно собаками этот марш разогнали, а потом бы ещё, без оглядки на националисть, всех бы через ОМОН прогнали. Вернее уже ОПОН. А у вас двойные стандарты, только поймите меня правильно: Мы считаем что все кавказские народы, по крайней мере в среднесрочной перспективе, все кавказские диаспоры Казахстана должны сплотиться вокруг чеченского общества, тем самым только увеличивая свой вклад в общую копилку Казахстана, и даже с оглядкой на все те интеграционные процессы, которые сейчас происходят на постсоветском пространстве. Это будет, как мы ожидаем, единственно верным решением в этом потенциальном конфликте интересов, в который уже втянуты все сильные мира сего. Армяне и азербайджанцы, чеченцы, ингуши и осетины, лезгины, в общем и целом все народы Дагестана. Если человек считает себя Кавказцем, сильным, монолитным, с духовным стержнем в себе, то он отбросит давние обиды в пользу общего, Единого решения по целому кругу вопросов. Кавказские евреи! Есть вопросы, как говорят казахи, которые нужно решать после сытного обеда. Это и есть фигура речи. Да, от голода погибли миллионы. Свыше двух миллионов наших казахов. Были репрессии. Массовые казни. Одна Катынь чего стоит.. Но нужно идти вперёд, и если получится записать эти мотивы в свой стимул для качественно новой работы на нашей земле. Но повторюсь, я видел много армянских мнений, практически большинство армян с симпатией относится к чеченцам. Как и азербайджанцы. Ингуши само собой. Фактически один народ. Нужно пересилить свои внутренние обиды и сплотиться всем кавказским народам вокруг чеченцев, которые по мнению любого, понимаете, любого кавказца оказались в состоянии народа понёсшего наибольшие потери на всём Кавказе, не считая черкесов. Но я говорю о Новейшей Истории. К слову, каждый десятый гражданин Турции является чеченцем или черкесом. Чеченцы, думаю, в состоянии вынести достойное суждение касательно единства всех кавказских народов, которое, вне всяких сомнений, выгодно и нашей, казахской, стороне. Фактически, Казахстан стал Вторым Домом для Народов Единого Кавказа. Нужно работать. Действовать. Не терять задаром времени. Отбросить давние обиды на второй план и попытаться совместными усилиями выйти на уровень своего международного признания. я так считаю.
                                                                                а Аллаh знает лучше!!!!!
                                                                                (-440)
                                                                                30 декабря'2013 в 17:14
                                                                                • Ablay, интересно, спасибо.
                                                                                  (1321)
                                                                                  30 декабря'2013 в 18:47
                                                                                  • smr, всегда пожалуйста! Но хотелось бы уже выработки, хотя бы концепции, не говоря уже об общей Доктрине, касательно совместной работы наших Братских народов. Мы богаты сырьём, а у вас всё забирают. Экономическая мощь, развитие человеческого потенциала, выходы на крупные международные капиталы/инвестиции/ПРАВОЗАЩИТНЫЕ организации и является той самой Грозной Силой, которая всегда, во всех времена, противодействовала любому проявлению любого человеческого шовинизма. А шовинизм, как известно, от шайтана проклятого. Я же не предлагаю создать какие-либо военизированные организации и объединения, а предлагаю Вам, нашим Братьям по Вере и Высоким Человеческим Принципам, самое что ни на есть взаимовыгодное сотрудничество на базе Исламской экономики, мощного Западного Интеллектуального Ресурса и с прицелом на освоение сверх перспективного рынка Китая, Пакистана, Ирана, Турции и даже сотрудничество с фактически безлимитными Арабо-Мусульманскими капиталами. Бизнес - это уже не торговля - это уже Наука, Обращование и Медицина всё вместе взятое. Казахстан сейчас, как никогда, нуждается в модернизации отечественной экономики. А я не потворствую тем сомнительным личностям, которые кричат на всю Арнаутскую, что мусульмане ни на что не способны. Нет! Мы способны на многое! Как в Крупном и Высокотехнологичном Бизнесе! Так и в Медицине! Так и способны доказать и презентовать крупнейшим внешним капиталам свой человеческий ресурс!!!
                                                                                    Аллаh - Свидетель!!!!!
                                                                                    (-440)
                                                                                    30 декабря'2013 в 19:02
                                                                                    • Халида, Халида, один раввин известный в их кругах сказал, что цель евреев изменить демографию в свою пользу. В том числе для этого на богатствах бывшего СССР создавались олигархические кланы,крупные и не очень. В этой связи большая ответственность на богатых мусульманах, а они культурно немощные часто и ничего не оставят для народа, для культуры. Вирус атеизма-интернационализма продолжает убивать культуры.
                                                                                      (1321)
                                                                                      30 декабря'2013 в 20:41
                                                                                      • Ассалам Алейкум! Позвольте мне как чеченцу вставить свои пять копеек. Хайбах вплавлен в сердце и в память всего чеченского народа, нет семьи, в которой бы не знали о Хайбахе. Но иногда я вижу, как некоторые горлопаны пытаются спекулировать на этой теме, как некоторые типа историки пытаются замолчать эту трагедию. К счастью у них ничего не получится, пока жив хоть один настоящий НОХЧО. А вам мои братья и сестры хочу пожелать милости от Аллаха!
                                                                                        (6)
                                                                                        19 августа'2016 в 13:13