Общество

Татары и Ислам

Приазовских болгар и родственные болгарам племена, в 80 годах Vl века были подчинены Тюркским каганатом. В борьбе против восточных тюрков, болгары объединились и создали сильный союз племен под названием Великая Болгария. Ханом Великой Болгарии в 632 году стал – Кубрат.

Великая Болгария занимала территорию в Приазовье, нижнем течении Дона и на Таманском полуострове. Столицей государства был город Фанагурис, бывший греческий порт на Тамани. Был еще один большой город – Таматарха (позднее, русские называли его – Тмутаракань).

В государстве, народ вел полукочевой образ жизни. Жили как в юртах, так и в домах. У древних болгар, была руническая письменность, проникшая к болгарам через Хазарстан из Тюркского каганата.

Прошли года. В начале 60-х годов Vll века, скончался Кубрат хан. Смерть хана явилась фактическим концом существования государства. Началась суматоха.

В летописи византийского монаха Феофана Исповедника (810-815 г.г.) приводится древнеболгарская легенда о том, что Кубрат оставил после себя пятерых сыновей. Завещал он им никогда не отделяться друг от друга.

 В легенде названы имена трех сыновей Кубрат хана: старший Батбай, средний Котраг, младший Аспарух.

На территорию Великой Болгарии, постоянно наседали хазары с востока. Они захватывали все больше и больше болгарских земель. Сыновьям Кубрата, осталось мало земель: Батбаю земли Кубани, Аспаруху верховье этой реки и возвышенность современного Ставрополя. Из-за нападений хазар, Аспарух вместе с племенном онагуры ушел на запад: он достиг устье реки Дунай. Здесь к нему присоединились прибывшие туда ранее другие болгарские племена – кутригуры и славяне, которые появились в этих краях недавно. Они создали сильную армию, и смогли разгромить 50-ти тысячную Византийскую армию. Это было в 679 году. А уже через два года в 681 году, создали Дунайскую Болгарию, со столицей Плиска.

Почти 300 лет, Дунайской Болгарией правили ханы болгарских династий: Аспаруха до 816 года, потом – Омутарха. В стране, усилилась славянизация и уже при царе славянского происхождения – Бориса (852-889) в 865 году болгары приняли христианство. До этого они были язычниками. А в 894 году приняли славянскую письменность, созданную болгарскими братьями Кириллом и Мифодием. В стране, славянских племен было больше чем болгарских. Все болгары, были поглощены славянами, но за всеми племенами, сохранилось лишь этноним – болгары. Сын Кубрата Батбай, остался на Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно, его болгары, из-за черных волос и смуглости кожи, стали называться «черными». С ними связывают – карачаевцев, балкар, кара-ногаев (они известны как кара-хазары), кара-китаев (не путайте китайцами Пекина).

Болгары в конце Vlll, начале X веках появились и в Средней Итили (Волги). Вместе с болгарами, на среднюю Волгу прибыли и барсилы, беленджеры и савиры. Кроме этих племен, здесь появляются и другие племена приуральских тюркизированных угров и чуть позднее зауральско-приаральские огузо-кипчакские племена. До прихода болгар, в этих краях жили и другие тюркские племена. Своим происхождением, все они связаны с гуннами. В крае жили и финские племена. Было создано государство – Волжская Болгария. Все племена государства включая и тюркских, были язычниками-тенгрианцами. У каждого племени был свой идол поклонения – татем. Но со временем, среди тюрков появились первые зачатки Ислама. Болгарский князь Алмас был уже мусульманином. Некоторая часть булгар, с Исламом была знакома в период проживания среди хазар. Однако для окончательного объединения болгарских и других племен, для укрепления государства, нужно было официальное принятие Ислама. Болгары обратились по этому поводу к багдадскому халифу. Это сделал – Алмас. Он обратился к халифу с просьбой прислать к нему факиха-проповедника, чтобы он помог принять Ислам и обучил людей мусульманской вере.

Из Багдада через Среднюю Азию в 922 году прибыло к болгарам посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси и секретарем посольства Ахмедом ибн-Фадланом. Посольство прибыло в страну болгар 12 мухаррама 310 года по Хижри (12 мая 922 года по милади (христианскому) летоисчислению). Арабы прибыли с дорогими подарками от халифа. Через несколько дней в пятницу, было проведено торжественное богослужение, произнесли хутбу(пятничную молитву). Через два месяца, собрав всеболгарский съезд, Алмас при Багдадских послах, всенародно закрепил официальное принятие Ислама. Принятие Ислама в качестве государственной религии явилось завершающим этапом объединения разрозненных болгарских и родственных племен, и стало началом нового государства болгар на севере – Волжской Булгарии.

Волжская Булгария занимала большую территорию для тех времен. В Х-Х1 веках, границы государства простирались от правобережья реки Чулман (Кама), западная граница по – Свияге, восточная по реке Шешме, а южная граница доходила до Самарской Луки (в районе Жигулевских гор). В Х11 веке , границы дошли до реки Яик(Урал).

В государстве было много разных племен. Помимо булгар (чтобы отличить от Дунайских, Волжских называли – булгарами), берсулы, сувар, беренжаров и финнов, в исторических источниках Х века упоминаются и эсегелы(эскилы).

 Были в государстве большие и малые города, аулы. Из больших городов – Булгар, Сувар и Биляр. В конце Х века, какая то часть билярцев переселилась на территорию Венгрии во главе с князем Хасаном и основала там город Пешт. То есть половину нынешнего города Будапешта.

В Волжской Булгарии, многие племена растворились среди булгар, а уже в Х11 веке была создана единая народность «булгары». В государстве помимо булгар, платили в казну налоги некоторые тюркские племена, финно-угорские (марийцы, удмурты и восточные мордва-мокшы), маджары, вису(вепсы), йура(Угры). Йура это предки хантов(остянов) и манси(вогулов). Эти налоги шли на содержание армии и содержания государства. Когда на соседней Руси были большие неуражайные годы, булгары им всегда помогали хлебом.

Булгары занимались земледелием, металлургией, строительством , медным и костяным промыслом, чеканкой серебряных монет.

Волжская Булгария была феодальным государством но без крепостного рабства, как это было на Руси.

Булгары имели тесные военные , торговые связи с соседями. В 986 году, к киевскому князю Владимиру, прибыли булгарские послы с предложением о принятии Ислама. Но Владимир сказал: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти».

С принятием Ислама в Волжской Булгарии, руническая графика письменности была заменена арабской. Грамоте обучались в медресе и мектебах.

В Булгарии развивается и художественная литература. Известны некоторые: сочинения «Кутадгу-билик» написанное в 1069 году Юсуфом ибн-Хазипом. Религиозная дидактическая литература Х11 века – «Насих-ат ас Салихин» (Наставления к доброте) и Бадавам (Непристанно). Известный поэт Кул Гали в 1233 году завершил большую поэму «Киса-и-Иусуф» (поэма о Юсуфе). Эта книга переиздана около 80 раз. По решению ЮНЕСКО был проведен юбилей (1983 год) в связи с 800-летием со дня рождения Кул Гали.

С осени 1236 года, татарским ханом Бату, была завоевана Булгария. Государство булгар, вошло в состав Алтын Урда (Золотая Орда). Границы Золотой Орды простирались от реки Иртыш и западных предгорий Алтая на востоке и до низовьев реки Дунай на западе. Булгара на севере и до кавказского Дербентского ушелья. Государство делилось на две части: Ак (Белая) Урда на западе и Кук (Синяя) Урда (восточнее территории Казахстана и Средней Азии).

Создателем Золотоордынского государства была элита чингизидов, ассимилированная тюрками. Этническую основу государства составляли тюркоязычные племена Восточной Европы, Западной Сибири и Арало-Каспийского региона: кипчаки, Огузы, волжские булгары, маджары, остатки хазар и тюркоязычные татары – переселившиеся сюда из Центральной Азии еще домонгольского периода. Также были и пришедшие вместе с армией Чынгыз хана и Бату хана. Со временем, Золотая Орда вышла из состава Монгольской империи и приняла Ислам при хане Берке.

В государстве было много ханов: после Берке хана ханами Орды были – Менглу Тимур (1266-1282), Туда Менгу (1282-1287), Туля Буга (1287-1291), Токтай (1291-1312), Узбек (1312-1342) и многие другие.

 С конца 50-х годов ХIV столетия, в истории Золотой Орды произошли изменения, вызванные началом смуты и борьбы за власть. С 1359 года до 1380 года, в Сарае (столице) сменили друг-друга 25 ханов! Только с приходом к власти Тохтамыша, раздоры прекратились. После Тохтамыша были еще много ханов. Последним ханом Орды был Улуг Мухаммед.

Со временем, Золотая Орда пала из-за дележа власти, из-за завоеваний Тамерлана. Государство развалилось на несколько ханств. Один из них – Казанское ханство. В первый период существования ханства (вторая половина ХV века), в качестве названия народа проживающего на территории государства, применялось слово – «татары», «булгары», «бесермены». В русских летописях к концу ХIV века, бывшие булгарские земли названы татарскими. «Бесермены» искаженная форма «басурман», т.е. русской транскрипции «мусульман», так как татары были мусульманами. 

 Татары в Казанском ханстве занимались земледелием, скотоводством, промыслом пушнины, пчеловодством, рыболовством, кожевенным ремеслом ( юфть, сафьян, плотная и толстая кожа), строительством, судостроением, гончарным и оружейным делом, ювелирным и многими другими делами. Татары вели торговлю и с другими государствами и княжествами. Татарскими товарами являлись – хлеб, мед, рыба Казанская, ювелирные, кузнечные и гончарные изделия, кожа, меха и сельхозинструменты.

В Казанском ханстве, в обороте ходили золотоордынские диргемы.

Вокруг столицы Казан, была мощная оборонительная система. Например, со стороны Арского поля, толщина стен составляла 7 саженей (14,91 м.), а в других местах 4 сажени, т.е. 8,52 метра. Ров за стеной имел глубину 7 саженей и в ширину 3 сажени (6,39 м.). Городские стены были дубовыми. Эта крепость была сооружена по приказу хана Сафа Гирея в 1530 году. Сильные укрепления имели и другие татарские города. Например, Арча (Арск). Перед штурмом Казани, русские-захватчики не смогли сразу взять Арскую крепость. Обороняли Арчу 15 000 воинов. Лишь после частых обстрелов из пушек и пищалей удалось захватить крепость.

Казанскую крепость охраняли 30 000 воинов. Врагов было 150 000. Татарские воины были мужественными и доблестными. Еще в 1506 году, Казанское войско под руководством хана Мухаммед Амина, наголову разбило армию Василия III 100 000 воинов. Вот что писал заподноевропеец того времени – Сигизмунд Герберштейн: «Московит как можно скорее пускается в бегство, не помышляя не о каком спасении. Татарин же сброшенный с коня, лишенный всякого оружия, к тому же весьма тяжко раненный, обычно обороняется руками, ногами, зубами, вообще пока и как может»!

Главными видами вооружения татарского воина являлись: стрелы, копья, сабли, топоры, булавы, шестоперы, щиты, шлемы и кольчуги. Были и пушки, пищали.
Почему же не стреляли орудия при защите Казани в 1552 году? Весь запас пороха был уничтожен Шах Гали по заданию Ивана Грозного, когда этот хан-предатель оставил Казан в феврале 1552 года. Он налил олово в дула Казанских пушек.

 На вооружении в татарской армии были и суда. Многие из них так же были выведены из строя предателями.

В октябре 1552 года, Казанское ханство было оккупировано врагами. Оккупанты-звери вырезали всё мужское население от 5 лет и старше. Детей татарских отдали в монастыри а женщин раздали фашистам-захватчикам. Трупы татар лежали горами, кровь лилась рекой. В городе шла страшная резня. Ханство было разграблено варварами Ивана Грозного. Уничтожены и сожжены почти все мечети, татарские дворцы. На территории Казанского Кремля, с тех времен сохранились только манара Соембики и здание мечети Нурали (сейчас там столовая аппарата президента Татарстана). Долгие годы эту мечеть, русские захватчики использовали под артиллерийский склад. Потом ее превратили в церковь Введения, а в 1854 году отдали под Дворцовую церковь. На территории Кремля, была еще одна большая восьмиминаретная Соборная Мечеть – Кул Шариф. Мечеть была разрушена и переоборудована под церковь – Благовещенский собор. Сохранились сведения о том, что все восемь куполов мечети, были сняты и увезены в Москву на двенадцати подводах. Все эти купола сейчас находятся на соборе Василия Блаженного на красной площади в Москве, сооруженного (1555-1560) в честь взятия Казани. Прообразом Соборной Мечети является эта церковь.

 Известно и то, что с надмогильных плит мусульман, построены многие церкви и дома для русских.

После оккупации татарских земель, татары не покорились врагу, а вели столетиями народно-освободительную войну. Москва устраивала против них карательные военные походы. Жители целых татарских деревень вырезались до единого а деревни сжигались дотла. Убивали и чувашей, марийцев и других, за то что они воевали против оккупантов на стороне татар. Несмотря на зверства захватчиков и карательных отрядов, народное восстание не умолкало никогда!

Марийцы, чуваши, удмурты, мордва и другие были поставлены перед выбором: «или принимаете православие или смерть». Начались крестовые кровавые походы против этих народов и татар. Против насилия со стороны православной церкви, яростно выступали татары. Со временем, из-за частых восстаний татар против церкви и московского правительства, Екатерина II объявляет Ислам свободной религией, и учреждает в Оренбурге духовное управление мусульман. Но целью учреждения этого управления, было установления контроля над мусульманами, раскол и разложение татарского духовенства. Позднее ДУМ перенесли в Уфу. И в Советские годы, муфтии этой организации были ставленниками КГБ. Политика насильственного крещения мусульман-татар и других народов Поволжья, начатая кровавым Иваном и митрополитом Московским Макарием не дала существенных результатов, основная масса татар не приняла чуждое им православие. Насильно крещенных иноверцев, в первой четверти ХVIII века в Казанской губернии было 13 322 человек. Насильно крещенные татары и представители других народов, не придерживались навязанных им правил православной церкви. Не учили их молитвы и не молились, не поклонялись идолам-иконам, своим младенцам давали мусульманские имена. К началу 30-х годов ХVIII века, были предприняты новые попытки навязать татарам православие. В правительстве России, 23 августа 1731 года была создана комиссия насильственного крещения татар и других народов. Местом размещения комиссии был выбран город Свияжск. Для крещения, там с 1755 года размещался Богородицкий монастырь.

Активным крестителем того времени, был- Алексей Раифский. За свои «труды», он получал 220 рублей, достаточно высокую зарплату того века. Были и другие «насильники» тех времен: архиерей Илларион Рогалевский, Герман Барутович, епископ Лука Канашевич, Василий Пуцек-Григорович, Дмитрий Сеченев и другие. В 1732 году, были насильно крещены 201 человек, в 1733 году это число возросло до 290. С 1722 года по 1733-й, на татарских землях было построены 7 церквей.

Крестили и через карательных походов и через подкупы. Новокрещенным предлагались различные льготы. Указы о льготах для новокрещен были подписаны Петром 1 1720 году 1 сентября, 23 августа 1721 года, 17 июля 1722 года, 3 апреля 1731 года. 

 Некрещеных татар переселяли в другие места, на них накладывались огромные налоги и поборы, сажали в тюрьмы, приковывали к стене цепью, мучили и истязали, убивали. А новокрещенным были предусмотрены были подарки и денежные вознаграждения от 50 копеек до 1 рубля 50 копеек.

В 1741 году были крещены 416 черемис в Царевококшайском уезде, 475 черемис и вотяков Уржумского и Вотякского уездов, 721 мордва Пензенского уезда. В 1742 году были крещены 3342 черемиса в Царевококшайском уезде, 108 мордва Коренского уезда, 913 мордва, татар, черемис других уездов. Но темпы для насильственного крещения, были недостаточны. Нужно было придумать что то новое.

Известно, что после взятия Казани, захватчики разрушили все мечети, и на их месте построили церкви. Но татары, в разных местах строили новые мечети. Поэтому, 19 ноября 1742 года с сенат выпустил указ для тотального разрушения мечетей и о запрете их строительства. За год, из 536 мечетей было сломано 418 мечетей в Казанской губернии, 98 из 133 в Сибирской губернии, Тобольске и Таре. В Астраханской губернии из 40 мечетей было разрушено 29. Все указания сенату для разрушения мечетей, были даны иерархами православной церкви. Мечети ломали, или же переоборудовали их под церкви.

 По инициативе бесноватого епископа Луки Канашевича, для строительства церквей и монастырей были использованы надгробные камни татарских кладбищ. К 1805 году, в Казанской епархии имелось 1032 церкви.

Нежелавших креститься мусульман, забирали в армию (от рекрутчины освобождали только новокрещен). Молодых татар насильно отправляли в остдейские полки в Прибалтику, где постоянно шли войны.

 Из Астрахани в другие необжитые места, было переселено 1119 татар. Их потом, почти всех вынудили креститься. Татар мусульман, заставляли платит налогов в 6 раз больше. Они платили и за крещенных «татар».

Однако даже несмотря на такие кровавые и жестокие методы насильственного крещения и истребления, мусульмане не сдавались. Они вели вместе с сопротивлением и миссионерскую деятельность среди других народов. В 1741 году 221 мужчин и 413 женщин калмыков приняли Ислам. Многие калмычки выходили замуж за мусульман и принимали мусульманскую религию.

Согласно наказу русского губернатора в 1728 году, воеводы должны были следить за мусульманами-миссионерами и «казнить смертию, сжечь их без всякого милосердия».

Несмотря на пытки и убийства со стороны крещенской конторы, соседние к татарам народы, продолжали принимать Ислам. В 1743 году, перешли в Ислам 33 чуваша и 26 чувашских женщин вышли замуж за татар и стали мусульманками. Узнав об этом, губернская канцелярия татар мусульман сослала навечно в Сибирь, а детей отобрали от родителей насильно, и отдали православным семьям.

В 1832 году, 30 вотяков-язычников тоже приняла Ислам.

Татары, против насильственного крещения и за восстановление государственности, столетиями вели освободительные войны. Много было восстаний. Благодаря сопротивлениям татар и других народов против насилия и оккупации, указом сената от 6 апреля 1764 года была закрыта зловещая новокрещенская контора, которая более 30 лет утопала мусульман в крови, и приносила огромные несчастья семьям. Все дополнительные налоги, которые платили татары – мусульмане за крещенных, тоже были отменены. Закрывались новокрещенские школы, а насильно отобранные от родителей дети, возвращались к родителям. С 1747 года, этой кровавой конторой, было насильно крещены 217258 человек, с 1748 по 1760 годы – 192606 человек из разных народов.

В начале ХIX столетия, спустя 50 лет с момента насильственного крещения, следующие поколения крещенных татар, стали отказываться от православия и снова возвращаться в Ислам. С 1827 года жители 138 деревень Казанской губернии вернулись в мусульманство. Конечно это бесило правительство и церковь. За отказ от православия, отказников сажали на долгие годы в тюрьмы, ссылали в Сибирь. Но такие жестокие методы против отказников от православия, наоборот усилило желание крещенных татар вернутся в Ислам. Люди понимали, только Ислам сохранит нашу нацию от исчезновения, только Ислам дает человеку то, что ему требуется, и только в Исламе они видят будущее нации! Без Ислама мы – никто!!!
________________________
Некоторые даты:

* После полной оккупации Казанского Ханства, бандит Иван Грозный приказал воеводе рязанской Назару Глебову, собрать все трупы погибших, и сосчитав доложить. Глебов сосчитал: «Побито более 190 000 казанцев (татар): детей, женщин, стариков, молодых и старших мужчин. И все это не считая пленных; тех же числа еще больше».

Русских оккупантов было уничтожено 15 355. Грозный приказал своим пехотинцам вычистить город от трупов татар, и «побросать их далеко за городом в пустынном месте на съедание псам, зверям и на расклёвание птицам небесным».

 • Рядом с манарой (минаретом) Соембикә, есть мечеть “Нурали”, построенный Нургали Шириным. Сейчас здание этой мечети используется как президентская столовая. 

• 1438 году Казанский Хан - Олуг Мљхәммәд, у города Биләр побеждает русских.

• 1506 Казан берут в осаду (кольцо) русские полчища. Мохәммәд Ђмин Хан наголову и полностью разбивает и уничтожает 100 000 русских воинов.

• Казан держит оборону в течении 41 суток. 2 октября 1552 года Казанское Ханство было полностью оккупировано.

Ринат Валиев - Президент Санкт-Петербургского Татарского общества "Татарстан" и Председатель местной религиозной организации мусульман Санкт-Петербурга "Мекка"

Комментарии 58