Просвещение

Пятница – день мусульман

Данная статья посвящена основным нормам и этике, связанным с пятничным днём и намазом. Статья написана на основе известной современной книги по фикху правовой школы имама Аш-Шафии – «Аль-Фихку ль-манхаджи».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятница – это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный День настанет именно в этот день – день пятницы» (Ат-Тирмизи).

 

Доказательство предписания пятничной молитвы

 

На предписанность пятничной молитвы и её обязательность указывают Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «О те, которые уверовали! Когда призывают на молитву в пятничный день, устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Пророк (мир ему благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва является обязательной для всех мусульман…» (Абу Дауд). Пророк (мир ему благословение Аллаха) также сказал: «Люди должны перестать пренебрегать пятничными молитвами, не то Аллах запечатает их сердца, и тогда они станут безразличными» (Муслим).

 

Мудрость предписания пятничной молитвы

 

В предписании пятничной молитвы много мудростей и пользы. Одна из самых важных – еженедельная встреча мусульман друг с другом. Они собираются для наставления, которое укрепляет их единство и согласие. Пятничное собрание, сопровождающееся поклонением Аллаху плечом к плечу, усиливает любовь мусульман друг к другу, способствует знакомствам и взаимопомощи между людьми. Также эта встреча даёт им возможность следить за событиями, происходящими в окружающем обществе.

Поэтому шариат побуждает мусульман присутствовать на пятничной молитве и предостерегает от её оставления или пренебрежения ею. Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто пропустит три пятничные молитвы, пренебрегая ими».

 

Условия обязательности пятничной молитвы

 

Пятничная молитва обязательна для каждого, кто соответствует следующим условиям:

1. Ислам. Совершение пятничной молитвы не требуется от немусульманина, в том смысле, что его поклонение не будет действительным без принятия ислама. Однако на том свете с него будет спрошено за её оставление.

2. Совершеннолетие. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для ребёнка.

3. Разум. Человек, потерявший разум или не имевший его, также не обязан совершать пятничный намаз.

4. Принадлежность к мужскому полу. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для женщины.

5. Здоровье. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для больного, которому по причине боли или болезни трудно находиться в мечети. Также обязанность совершения пятничного намаза спадает с человека, если его болезнь может усилиться или может оттянуться его выздоровление. Также идти на пятничную молитву необязательно тому, кто присматривает за больным или лечит его, если больной нуждается в этом человеке. И не имеет значения, является больной родственником тому, кто за ним присматривает, или нет.

6. Постоянное проживание в месте проведения пятничной молитвы. Совершение пятничной молитвы не является обязательным для того, кто находится в дозволенном путешествии (то есть для того, кто выехал не для совершения греха), даже коротком, если он выехал из своего города до утреннего намаза пятничного дня и если с места, в котором находится этот человек, он не слышит призыв на намаз из города, с которого выехал.

Также не является обязательным совершение пятничной молитвы для мусульманина, который постоянно проживает в своём населённом пункте, если в нём нет всех условий действительности пятничного намаза (о них речь пойдёт ниже). Как, например, если в нём нет сорока человек, для которых обязательно совершение молитвы, и не слышен азан из населённого пункта, расположенного поблизости.

 

Условия действительности пятничной молитвы

 

Если мусульманин соответствует семи перечисленным выше условиям, совершение молитвы является обязательным для него. Однако сама она также не будет действительной, кроме как при четырёх условиях:

1. Пятничная молитва должна проводиться в пределах населённого пункта (место её проведения не должно выходить за граничную линию городских зданий). И неважно, идёт ли речь о городе или же о поселении, в котором постоянно проживает не меньше сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву.

Таким образом, молитва не будет действительной в пустынной степи, палаточном городке или населённом пункте, в котором нет сорока мужчин, обязанных совершать пятничную молитву. Если же там слышен азан из соседнего населённого пункта, то люди обязаны отправиться туда для совершения пятничной молитвы. В противном случае обязанность совершения пятничной молитвы спадает с них.

2. Количество людей, совершающих пятничную молитву, для которых она обязательна, не должно быть меньше сорока человек. Речь идёт о совершеннолетних мужчинах, постоянно проживающих в населённом пункте, в котором совершается пятничная молитва. От Джабира ибн Абдуллаха передаётся, что он сказал: «В соответствии с Сунной, пятничная молитва совершается в присутствии сорока и более молящихся». Также в одном из хадисов говорится, что первым, кто собрал мусульман и совершил с ними пятничную молитву, был Ас’ад ибн Зирара, и их было сорок человек.

3. Пятничная молитва должна совершаться в промежутке времени, в который совершается обязательная обеденная молитва.

Аль-Бухари передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал пятничную молитву, когда солнце миновало зенит, то есть отклонилось в сторону заката.

Также передали Аль-Бухари и Муслим от Саламы ибн аль-Аква‘, который сказал: «Мы совершали пятничный намаз вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, а когда расходились, то у стен не было теней, в которых мы могли укрыться».

Также передаётся, что Сахль ибн Са’д сказал: «Мы отправлялись на полуденный отдых и обедали только после пятничной молитвы» (Аль-Бухари, Муслим).

Приведённые хадисы указывают на то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) молился только в промежутке времени совершения обязательной обеденной молитвы, причём в начале этого промежутка.

4. Пятничная молитва не должна проводиться в одном городе большее количество раз, чем этого требует необходимость. Вообще, обязательным является, чтобы жители одного города собирались для совершения пятничной молитвы в одном месте. Если же количество людей или другие обстоятельства не позволяют совершать пятничную молитву в одном месте, дозволяется совершать её в стольких местах, скольких требует необходимость, но не более этого.

 

Доказательство этого условия

 

Во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха), праведных халифов и следующего поколения мусульман молитва не проводилась кроме как в одном месте города, в котором была большая мечеть, называвшаяся пятничной. Остальные же мечети служили для совершения пяти обязательных молитв.

Передали Аль-Бухари и Муслим от Аиши, которая сказала: «В пятничный день люди друг за другом шли [на намаз] из своих домов, [находившихся за окраинами горада]».

Причина (мудрость) этого условия состоит в том, что пятничная молитва в одном месте более соответствует целям, ради которых она установлена: стремление к единству общества и единому слову, обращённому к мусульманам.

 

Этикет отправляющегося на пятничный намаз

 

1. Перед пятничным намазом следует искупаться (совершить купание – гусль). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если вы отправляетесь на пятничный намаз, то совершите купание» (Аль-Бухари, Муслим).

Однако купание является желательным, а не обязательным, согласно другим словам Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Кто в пятничный день совершит омовение, тот получит благо (поступит правильно), если же искупается, то это будет предпочтительнее». Некоторые учёные считают купание в пятницу обязательным.

2. Мужчине желательно умаститься благовониями. На это указывает хадис, который приводит Аль-Бухари (843). Пятничный намаз сопровождается столпотворением, и люди не должны причинять друг другу неудобства, связанные с гигиеной и опрятностью.

3. На намаз желательно надевать лучшую одежду, на что указывает хадис, переданный Ахмадом (3/81).

4. Желательно постричь ногти и подстричь усы, на что указывает хадис от Аль-Баззара.

5. На намаз следует отправляться как можно раньше. На это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (841) и Муслимом (850).

6. Войдя в мечеть, следует совершить приветственный намаз в два ракаата. На это указывает хадис, переданный Муслимом (875).

7. Запрещено разговаривать во время хутбы. Нельзя даже делать замечание вслух тому, кто разговаривает во время хутбы, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (892) и Муслимом (851).

 

Общий этикет пятничного дня

 

Пятница является лучшим днём недели и имеет свои достоинства и этику. Мусульманину следует знать их, получая награду Аллаха за их соблюдение:

1. В пятницу желательно читать суру «Пещера», как на это указывают сообщения, передаваемые от сподвижников.

2. В пятницу и в ночь на пятницу желательно чаще обращаться с дуа ко Всевышнему Аллаху. Аллах установил в течение пятницы промежуток времени, в который Он обязательно отвечает на дуа, как на это указывает хадис, переданный Аль-Бухари (893) и Муслимом (852).

3. В пятницу желательно больше читать благословение (салават) на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как на это указывает хадис, переданный Абу Даудом (1047).

 

Автор: Абдулмумин Гаджиев

Комментарии 0