Просвещение

Опыт взаимного сосуществования мировых культур в вере, взаимопонимании и мире. Эффективный способ предупреждения крайностей и терроризма на примере "Рисале-и Нур"

Содержание:

1. Резюме.
2. Вступление.
3. Обеспечение спокойствия и борьба против террора.
4. В борьбе с террором невозможно грубой силой достичь положительного эффекта.
5. Время воздействия при помощи грубой силы и эмоций прошло, наступило время познания, добродетельности и разума.
6. Оружие массового уничтожения.
7. Террор во имя Ислама - это предательство и насилие в отношении Ислама.
8. Истинная вера с террором не совместима.
9. Запрет на убиение невинных людей: за чужие ошибки никто другой ответственности не несет.
10. Заключение выносится согласно результату.
11. Пути обеспечения всеобщего спокойствия и примирения, а также факторы устранения вражды.
12. Заключение.

1. Резюме

Головокружительный технологический прогресс настолько увеличил уровень комфорта человека, что полвека назад это невозможно было даже представить. Вместе с тем, развитие технологий разрушает мир людей, ставя под угрозу жизнь человечества, делая прогресс опасным для него. Легкость, с которой разрушается этот мир, и потенциальное использование в этих целях новейших технологий не способствуют процессу сближения людей, ставя под угрозу будущее человечества. Существующий объем мирового термоядерного оружия может разрушить этот мир не один раз и имеет стократную разрушающую силу, и осознание этого заставляет задуматься о будущем планеты. Химическое и бактериологическое оружие массового уничтожения за один раз способно уничтожить вместе с людьми все живое на Земле, что также увеличивает беспокойство за будущее. Прогресс, развивающий технологический уровень, превратился в средство войны, и для воспрепятствования этому военных и полицейских мер становится уже явно недостаточно. Ни один новорожденный не появляется на свет террористом и ни один ребенок не живет, мечтая о том, чтобы стать таковым. А это означает, что борьба с террором возможна путем детального изучения и успокоения тех чувств, которые порождают враждебность и питают ее, а также тех, что устраняют разрушающие причины терроризма. И на сегодняшний день, на наш взгляд, это под силу Исламу, который учит справедливости, благодеянию, любви и оберегает права всех творений.

Самая действенная борьба против террора возможна с помощью такой истины, которая охраняет справедливость и спокойствие, не прибегает к насилию в борьбе с террором, добивается успеха добродетельностью, которая в результате приводит к любви и взаимопониманию, а вместо конфронтации рождает объединяющую и сближающую взаимопомощь.

И это также возможно развитием и совершенствованием культуры путем ее насыщения религиозными ценностями. Ценности же современной культуры заключаются в использовании силы, поиске личной выгоды, порождении и распространении всевозможных конфликтов.

Когда речь заходит о терроре и оружии массового уничтожения, почему-то в людских умах тут же представляются мусульмане, основой религии которых является любовь. Ислам учит, что убийство одного невинного человека подобно убийству всех людей, и тем не менее, все мусульмане моментально попадают под подозрение.

Одной из причин этого предрассудка является то, что лица, принимающие участие в террористических актах, позиционируют себя мусульманами. Из самых высоких инстанций Исламского мира, самым громким голосом необходимо заявить следующее: «Мы, как мусульмане, на весь мир объявляем, что несмотря ни на какие обстоятельства, проклинаем всякий террор и использование оружия массового уничтожения. На убийство одного невинного человека мы смотрим, как на самое ужасное преступление против человечества. Тех, кто избрал путь террора и использование оружия массового уничтожения, рассматриваем, как самых безжалостных, жестоких людей». Подобное объявление в сознании миллионов людей даст сильный толчок, в корне изменит имеющееся предубеждение и всякое подозрение в отношении Ислама.


2. Вступление

Во всей вселенной и в человечестве заложена склонность к совершенству и прогрессу. На эту тему имеется разъяснение Бадиуззамана Саида Нурси: «В древе мироздания имеется склонность к совершенству. То есть все, даже самые мельчайшие частицы вселенной, подобно дереву, и все, что образовано из этих частиц, имеет склонность к совершенству и движется по направлению к нему. У человека также имеется своя особая склонность к развитию, исходящая из этой всеобщей склонности к совершенству» (“Ишарат аль-И'джаз», 117). Одним из проявлений этой склонности является то, что мир постоянно изменяется, и этот процесс имеет тенденцию к ускорению. В соревновательном виде протекает бурная деятельность, направленная на достижение прекрасного будущего, и каждый стремится принять в ней участие. Основной движущей силой, стоящей за столь быстрыми изменениями, являются высокие технологии, которые в свою очередь развиваются с головокружительной скоростью.

Развитие коммуникационных технологий в каждой квартире, в каждой комнате уместило по целому Земному шару, и теперь самое незначительное событие в какой-либо точке Земли способно оказать влияние на каждого человека. Благодаря телевизионной картинке с другого конца света мы огорчаемся мучениям людей, которых совершенно не знаем, и радуемся их счастью. А такое событие, обладающее всеобщей привлекательностью, как олимпийские игры, может собрать всех людей как одну семью, превратив Земной шар в один большой зрительный зал. Широкое распространение и использование интернета умножило поток информации и придало ускорение процессу глобализации. Отныне каждый человек в истинном смысле становится «землянином» (при этом человек ошибочно отождествляет свой маленький внутренний мир со всем внешним миром). Страдание в одной части Земли повсеместно вызывает душевную боль в каждом.

При помощи телевизионных экранов и компьютерных мониторов, выступающих в роли зеркал, событие, произошедшее в одном месте, отражаясь в них, проявляется в миллионах мест, пробуждая к нему нездоровый интерес у негативно мыслящих людей. С помощью этих экранов СМИ как будто умножают именно негативную часть событий, которая вызывает наибольший интерес у людей, превращая отрицательные последствия одного события в последствия миллиона подобных событий. Это разрушает спокойствие многих людей, ломает их надежды и убивает их духовно. Сила воздействия основывается на новизне и так называемой «свежести» событий. Поэтому в борьбе против терроризма на СМИ не только ложится большая ответственность, но и увеличивается спрос с них. Ведь отражая один террористический акт со всеми его ужасами на всю страну и на весь мир, взваливая под личиной «правды, оперативных и точных новостей» на беззащитные людские умы все самые ужасные подробности, они становятся самыми большими соучастниками террористов и подготавливают почву для новых инцидентов. В этом отношении для СМИ руководством должны быть принципы Бадиуззамана, подобные этим: «Все, что ты говоришь, должно быть правдой, но ты не имеешь права говорить все, что является правдой», «красивое представление скверны отравляет чистые мысли».

Наш век, расположившись перед телевизором, с интересом следит за печальными событиями мира, подвергает серьезной опасности душу и разум, мучая легкоранимые души. Бадиуззаман, пробуждая нас и остерегая от подобного вреда, говорит:

«Да, в нынешнее время каждый на планете сердцем, душой, разумом или телом связан с настигающими бедствиями и, терпя мучения, становится несчастным. Особенно заблудшие и беспечные люди от того, что они находятся в неведении относительно всеобъемлющей Божественной милости и совершенной Святой мудрости, с позиции естественной связи со всем человечеством и проявления сострадания к нему, помимо своей душевной боли, они также огорчаясь и от чужих ужасных страданий, испытывают еще большие мучения. Потому что, оставив действительно значимые и необходимые дела, своим бесполезным и бессмысленным интересом вмешиваясь во внешние политические схватки и события мира, они сделали беспутными свои души и заняли пустословием свои умы… Я предполагаю, что от глобального пожара и бурь этого времени, сохранившими и спасшими покой души и сердца, являются только истинно верующие, уповающие и покорные Богу люди». (“Кастамонское приложение”, 89)

Основной причиной беспокойств по поводу столкновения цивилизаций являются не ссоры и не само противостояние различных культур, а то, что их представители смотрят друг на друга с подозрением и опасением. Т.е. проявляются подозрения, идущие от незнания друг друга. Установление более близких и более теплых отношений сформирует доверительную обстановку, разгонит эти подозрения и окажет содействие утверждению всеобщего мира и согласия. Бадиуззаман разъясняет также причины агрессии некоторых этнических групп, имевших место в начале прошлого столетия: «Я предполагаю, что подобно тому, как в давние времена некоторые народы в своем воображении постоянно ожидали от вас нападения и находились в ожидании реванша, так и в наше время, воображая вероятность вашей агрессии, демонстративно проявляют свои опасения. Если они полностью убедятся, что от вас не будет каких-либо посягательств, то они удовлетворятся справедливостью» (“Диспуты”, 31). Такого рода подозрения и в наши дни могут стать причиной конфликта, и устранением этих подозрений можно будет восстановить взаимное доверие.

Во времена Османской империи последователи разных религий в Палестине и Иерусалиме на протяжении многих лет жили в мире и согласии. Это очевидно показывает, что взаимопонимание между религиями возможно. Достаточно соблюдения элементарной человеческой справедливости и основных прав. Если насыщение информационного пространства духом терроризма влечет в каком-то обществе всплеск агрессии, то необходимо, изучив причины произошедших изменений, устранить внешние воздействия, и тогда этот край вновь обретет мир и спокойствие.

В человеке самым важным и естественным чувством является чувство страха. Когда этим чувством, данным для сохранения жизни, злоупотребляют, жизнь разрушается, превращаясь в ад. Коварные пропагандисты широко используют это чувство страха в управлении общественным мнением. Зарождая и приумножая сомнение в людях, успешно оправдывают многие несправедливые вещи, порождая состояние равнодушия по многим действительно важным вопросам. Злонамеренные люди это чувствуют и используют как действенный инструмент в социальной психологии. Бадиуззаман показывает, что постоянное присутствие страха в жизни человека превращает ее в отраву. Необходимо находить взаимопонимание с целью урегулирования даже самых старых конфликтов.

«Для вас в моем сердце было напомнено об одной истине, которая может спасти вас от наказания и в этом мире, и на том свете. Эта истина такова: например, кто-то убил чьего-то брата или родственника. Убийство вместе с одной минутой наслаждения местью дает и миллионы минут душевных томлений и наказание лишением свободы. Также и родственники убитого теперь вынуждены с беспокойством думать о мести и о том, что у них есть враги, что лишает их удовольствия жизни, заставляя переносить наказание гневом и страхом. Из этого есть лишь один выход: и это то, что повелевает Коран, и то, чего требуют и поощряют истина, благополучие, человечность и Ислам. И этот выход – согласие и примирение. Да, истина и благополучие – в мирном сосуществовании». (“Слова”, 183)

Тем самым Бадиуззаман говорит, что умышленное поддержание в душе чувства вражды является враждой с самим собой и советует любящим себя не допускать в сердце мысли о вражде и мести. Этот совет распространяется также и на отношения между государствами.

Эту истину испытали на себе Германия и Франция сразу после окончания Второй мировой войны и, похоронив в прошлом прежнюю враждебность, установили прочный фундамент мирных отношений. Зародившись в Европе, это начинание подобно лавине привело к возрастанию движения, направленного на объединение мира.

В эпоху прогресса человечества в целом и отдельных людских достижений, фанатизм является самым большим препятствием адекватного восприятия мира, существенно ограничивая кругозор людей, он заставляет на каждую вещь смотреть с боязнью и враждебностью. Причиной фанатизма является невежество, а лекарством от него является знание. Бадиуззаман показывает, что благодаря росту культуры уровень фанатизма постепенно уменьшается. Человек, надевший черные очки, всё увидит черным. Точно так же, если глаз прозорливости покроется пеленой враждебности, а сердце - неверием, то все покажется скверным и плохим, и это станет причиной вражды и ненависти к людям, и даже ко всему миру.

Чтобы успешно двигаться к имеющейся цели, необходимо четко уловить направление потока времени. Иначе, говоря языком футбола, можно «попасть в офсайд», и тогда все труды пропадут напрасно. Лечить современные «болезни» «лекарствами» и знаниями столетней давности также неэффективно, как нынешние общественные и межобщественные конфликты разрешать методами прошлого века. Проблемы наших дней имеют существенные отличия, другую степень, иное измерение и требуют соответствующего подхода к их решению.

Например, в прошлом в развитии отдельного человека, или же в целом общества, вместо разума и знания доминировали чувства, и в итоге широкое распространение получили фанатизм и разногласия. В прошлом, чтобы управлять людьми или обществом, воздействовали не на интеллектуальную сферу человека, а на чувственную и эмоциональную. Сегодня вместо чувств властвует разум, знание, права человека, справедливость и общественное благо. Те государства, которые по достоинству оценили эти ценности, справедливо называют «современными». Другой пример – это страны, которые, фанатично схватившись за прошлое, отвернулись от ценностей современного мира и даже объявили войну нашему времени. Страны, отрезанные в глубоких ущельях прошлого, должны хорошо представлять себе эту картину. Течение времени и изменение мира показывает, что со временем все человечество признает ценности современности и объединится вокруг них.

Бадиуззаман эту мысль выражает следующим образом: «Прошлое, так называемая «школа чувств», не является одинаковой со школой будущего, называемой «школой знания». Прошлые поколения, подчиняя свои непросвещенные умы превосходно воспитанным и искренним чувствам, в некоторой степени являющимся чистыми, породили эпоху обособления личности и разногласий. Только у сыновей будущего в некоторой степени просвещенные умы имеют превосходство над чувствами, которые затемнены желаниями и страстями, и подчинение их своей воле стало несомненным, а также показало, что в будущем будут властвовать «общие права». В некоторой степени проявилась Человечность. Это указывает на то, что Ислам, который является «великой человечностью», подобно лучезарному солнцу, восходит на безоблачном небе будущего и над раем Азии». (“Рассуждения”, 35). Исламскому миру необходимо, прислушиваясь к этой вести и избавляясь от сомнений и страха, сесть в вагон времени. Уже сейчас они в этом вагоне не чужие и являются нашими современниками.

Сегодня, из-за происходящих в разных частях света войн, актов террора и повсеместной вражды, люди, видя вокруг столько слез, погружаются в пессимизм. Вдобавок к этому, нам еще преподносят пессимистические прогнозы на будущее, сообщая о еще большем расширении разногласий и грядущих мрачных днях. А Бадиуззаман, так как смотрит в будущее посредством бинокля Веры и Мудрости, показывает совсем иную картину:

«Благодаря научным исследованиям и множеству практических подтверждений установлено, что в масштабах вселенского порядка абсолютно главенствующей целью и истинным желанием Великого Творца являются добро, красота и совершенство. Потому что все научные исследования вселенной настолько ярко показывают порядок и совершенство сотворенного, что разум не находит ничего более совершенного из существующего». (“Дамасская проповедь”, 38)

В будущем, с полным развитием знаний человечества, люди, конечно же, так же, как и мир, будут стремиться к этому совершенству, подобно вселенскому, и докажут, что они действительно являются самым великим плодом древа мироздания. «С того момента, когда в человеческом мире начнется торжество культуры, добродетельности и свободы, вторая чаша весов будет постепенно облегчаться». (“Диспуты”, 29)


3. Обеспечение спокойствия и борьба против террора

Человек по своему естеству склонен к красоте, совершенству, благоволению, справедливости и всем сердцем любит их. Он отвергает противоположные им качества – уродство, недостатки, эгоизм и насилие. Только обладая красивыми качествами, культура станет истинной и сможет стать средством прогресса человечества. Ее принципы должны быть притягательными, а не отталкивающими, и следствием должны быть притягательные красоты души. Иначе она является ложной культурой и страшным бедствием, и вместо счастья ведет к несчастью. Доказательством этому служит пример первой половины двадцатого века, когда технический прогресс и быстрое развитие тяжелой промышленности привели к двум мировым войнам, гибели миллионов людей и превратили мир в руины. Не может быть истинной культурой та, что меньшинству приносит пользу, а большинство бросает в нищету и крайнюю бедность, это может стать лишь только аппаратом насилия.

Плоды современной европейской культуры не раскрывают душу и не удовлетворяют ее. Абсолютно очевидно, что лишь меньшинство живет зажиточно, а большая часть людей находится в состоянии голода и крайнего бедствия. Это обстоятельство переполняет людей завистью, ненавистью, враждой и жаждой мести за несправедливость. При невозможности исправить ситуацию это приведет к тому, что над человеком будут властвовать низменные чувства. А несчастные, попавшие под контроль этих низменных чувств, приобретают склонность к воровству, саботажу, преступлению, нарушению порядка и подобному разрушительному поведению, нарушающему спокойствие и мир. Поэтому современная европейская культура, не обращенная к будущему, сориентированная в своей основе на получение материальной выгоды, в своем механизме настроена на разрушение спокойствия общества, и даже мира. Вследствие этого, чтобы бороться с беспорядком, приходится изыскивать источники больших материальных средств для обеспечения мер полицейского реагирования.

Террор можно представить в виде двух частей, и каждая его часть тесно связана с состраданием и милосердием. Имеющиеся в человеке чувства сострадания и милосердия являются источниками самоотверженной защиты своих любимых и нападения на их врагов. К примеру, многие трусливые по своей природе создания наподобие курицы, под влиянием чувства милосердия, обретают образ воина, чему имеется много примеров. Если в человеческом сердце не будет господствовать искренняя вера, если он не будет полагаться на Всевышнего и проявлять покорность Ему, тогда, выйдя из-под контроля, те чувства сострадания, словно потеряв своих любимых, придут в сильное возбуждение, и над нормальным человеком будет властвовать чувство мести с его разрушительными свойствами. И уже ни разум, ни совесть не будут ему помощниками, этот человек будет вести себя как «временно лишившийся рассудка». Под давлением подобных чувств и с лишением разума такие люди даже не могут нести ответственность за свои поступки. В Американской правовой системе это (состояние аффекта) считается обстоятельством, исключающим виновность лица.

Ни путем насаждения в людских душах страха, ни путем открытого насилия воздействовать на людей, у которых и без того изранено чувство милосердия, невозможно. Это лишь превращает тех несчастных в подобие израненных львов, умножает террор и насилие. Это все равно, что воткнуть палку в пчелиный улей, что неминуемо вызовет возбуждение мирных пчел. Избавившись же от давления ранее возбужденных негативных чувств, подобные люди смогут искренне пожалеть о совершенных поступках, вернуться в прежнее мирное состояние.

Причиной второй, более страшной части террора и анархизма, является расстройство души (сердца), разрушение святых ценностей, полное исчезновение чувств сострадания и озверение, схожее с наслаждением змеи, жалящей свою жертву. В последние годы подобные люди начали появляться в большем количестве, и это является истинной угрозой для будущего культуры и человечества.

«Проросшее во время Французской революции семя свободы и независимости и последующее успешное привитие этих идей породило и дало широкое распространение разнообразным социалистическим идеологиям. А от того, что некоторые из них, в ходе своего развития, разрушили отдельные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности, как например, большевистское движение, то в итоге то, посаженное в начале, семя дало своим плодом анархизм, который не признает и не уважает никаких рамок. Если из человеческого сердца выходит уважение и милосердие, то разум этого человека принимает образ очень страшного и жестокого зверя, которым более уже невозможно управлять политическими средствами». (“Лучи”, 593)


4. В борьбе с террором невозможно грубой силой достичь положительного эффекта

Самой большой ошибкой в борьбе против террора является то, что из-за внешне видимой малочисленности террористов и отсутствия у них мощной поддержки, у полиции и вооруженных сил создается впечатление, что они полностью могут решить эту проблему лишь своими силами. Но в борьбе против террора сила не является основным критерием. Ведь по своей сути террор является разрушением, и в нем есть легкость. Больших разрушений можно добиться и малой силой. Порой бывает так, что один человек всего лишь одной спичкой может поджечь большой район вместе с его домами, и сотня пожарников даже с самыми современными средствами не смогут его потушить. Как пишет Саид Нурси, «в своем абсолютном большинстве заблуждение и зло отрицательны, являются разрушением и относятся к небытию. А путь истины и добро в своем абсолютном большинстве положительны, являются созиданием и относятся к бытию. Всем известно, что здание, которое двадцать строителей построили за двадцать дней, один человек может разрушить за один день. Да, человеческая жизнь, продолжающая свое существование наличием всех основных органов тела и условий жизни, принадлежит могуществу Величественного Творца, вместе с тем, преступник, повреждая один из органов другого человека, приводит его к смерти, которая по сравнению с жизнью является небытием. Поэтому выражение “разрушать легко” общеизвестно и вошло в поговорку». (“Сияния”, 70)

В итоге результаты борьбы с использованием метода «кнута и пряника» остаются поверхностными. Действенная и результативная борьба против террора возможна только с условием воздействия на элементы, которые побуждают, питают и двигают чувства к разрушению и вражде. До тех пор, пока эти чувства существуют, все старания напрасны. Этого возможно добиться только на пути истины, которая управляет мыслями и согревает сердца. Бадиуззаман лаконично выражает эту мысль следующим образом: «использование хитрого метода балансирования между поощрением и наказанием, возымев только внешнее действие, закроет путь к разуму. В этом положении Лучу Истины свойственно проникновение в глубины сердец, затрагивание тонких чувств, раскрытие способностей, подобно бутону, пробуждение и наставление скрытых и спящих положительных качеств, воодушевление и возобновление истинной сущности человека, и наилучшее проявление дара речи. Воплощенным примером этого является то, как очерствевшие сердца (бедуинов), позволявшие заживо закапывать своих дочерей, и получавшие от этого в некотором смысле удовлетворение, под сиянием Истины изменились настолько, что даже к муравью облеклись проявлением нежности, став прекрасными». (“Рассуждения”, 151)

Самым эффективным и цивилизованным средством борьбы против мух является чистота. Потому что помойная яма их размножает, а нечистоты - притягивают. А борьба с использованием химических средств, помимо того, что является дорогой и обладает временным эффектом, еще и вредит здоровью человека. До тех пор, пока имеются помойные ямы, они продолжают быть центром производства мух, и в этом деле в выигрыше остаются только продавцы химических отравляющих средств. Самым же эффективным средством борьбы является недопущение размножения (в определенный сезон) мух путем закапывания тех помойных ям. Точно так же, самое действенное средство против анархизма, преступлений и террора, которые относительно угрозы сегодняшней культуры подобны вредным насекомым, это осушение болота эгоизма, эксплуатирования и насилия путем взаимопомощи, милости, благотворительности и справедливости. То есть необходимо воспитание религиозными принципами, которые основаны на милосердии. Иначе, вместо милосердия применяя жестокость, а вместо истины опираясь на силу, этих насекомых не искоренить, а наоборот, это будет поддерживать их размножение, в итоге подвергая мир более серьезным болезням. На сегодняшний день на борьбу против терроризма бюджетные средства расходуются миллиардами долларов. Эту проблему можно решить во много раз дешевле и раз и навсегда. И более того, врагов можно превратить в друзей. Этот путь проходит через добродетельность. Иначе все средства и старания уйдут напрасно.


5. Время воздействия при помощи грубой силы и эмоций прошло, наступило время познания, добродетельности и разума

Бадиуззаман часто упоминает, что каждое время в духовном плане имеет свое решение и то, что его диктует. В прошлом машину времени двигала сила, а ныне - разум, любовь и совесть. Бадиуззаман выражает это так: «Во время самовластия сила была таким правителем, что возвышался тот, у кого был острый меч и жестокая душа. Однако движущей силой конституционного правления, его духом, силой, правителем и хозяином является истина, разум, знание, закон и общественное мнение. Возвышается тот, у кого острый ум и просвещенное сердце. От того, что знание с возрастом умножается, а сила с возрастом убавляться, те средневековые правители, которые опирались на силу, обрекались на падение, а те правители, что наподобие Хызыра, опирались на знание, удостаивались «вечной» жизни». «Ваш господин и хозяин, а также ваши шейхи, опирающиеся на силу и имеющие острый меч, неизбежно падут и даже заслуживают этого. Опираясь же на разум вместо насилия, ставя на престол любовь и подчиняя чувства разуму, он не развалится, но возвысится». (“Диспуты”, 33)

Бадиуззаман дает разъяснения по поводу того, как можно догнать передовые страны: «Вы можете одержать над ними верх теми же средствами, посредством которых они одержали верх над вами, т.е. разумом, патриотизмом, способностью к развитию и склонностью к справедливости». (“Диспуты”, 68)

Бадиуззаман предостерегает людей, упорствующих в употреблении грубой силы и не видящих, что вместо нее в ходе мировых событий в данное время господствует разум, любовь и совесть: «На мой взгляд, сейчас бьющий мечем, в противоположность своей цели, причиняет вред сиротам. Теперь победа добывается не мечем. Меч должен быть, однако им должна быть Истина». (“Диспуты”, 68) События последних лет подтверждают суть данного предписания. Организации, прибегающие к силе или даже к «живым бомбам» – если даже их притязания и будут истинными – то они в любом случае удостоятся клейма террористов и народу принесут этим вовсе не счастье и успех, а мучения и слезы. Таким образом, полагающие, что все можно разрешить посредством силы и находящиеся в неведении относительно течения времени, даже имея сверхсилу, все же наталкиваются на стену господства предписаний времени и своим же оружием бьют самих же себя.

Обращая внимание на состояние нынешнего времени, определенное Бадиуззаманом, мы можем сказать, что отныне, по старой привычке вкладывающие свои инвестиции в оружие и грубую силу, свои вложения сделали бессмысленными. Те же, кто вложился в разум, знания, исследования, любовь, справедливость и всеобщую совесть, в прибыли многократно превзойдут эквивалент своего труда, и все свои цели достигнут с легкостью, даже если будут слабы в своей силе. Те, кто полагают, что к справедливым целям можно продвигаться с чувствами враждебности и мщения по пути грубой силы и террора, если желают избавиться от унижений и терзаний, засевших внутри них, смогут это сделать, лишь отбросив в сторону эти свои негативные чувства, используя здравый рассудок. Время и возможности, позволяющие развивать и иметь термоядерное оружие или же оружие массового поражения, мгновенно пробуждают от представлений прошлых времен тех, кто питает иллюзию необходимости военной мобилизации. Иначе, натолкнувшись на поток вооружений данного времени, все обернется против них и разорвется над их же головой.

Подобно тому, как действия технического характера, проведенные не обращая внимания на принципы фундаментальной физики, в конечном итоге приводят к фиаско, так и действия, не соответствующие социальным принципам и противоречащие всеобщему ходу событий и состоянию необходимости, также вызовут противоположную реакцию и останутся бесплодными. Желающему получить помощь Всевышнего, необходимо подчиниться законам, установленным Им. Иначе в ответ на свои непокорные действия он получит лишь отвержение. И Бадиуззаман по этому поводу говорит следующее: «Кто желает помощи (т.е. чтобы содействовала Божественная помощь), тому необходимо быть знакомым с законами Творца, с природой и естеством, и проявить по отношению к ним согласие. Иначе, противореча естеству, в ответ он будет отвергнут».

 

6. Оружие массового уничтожения

Сети информационных коммуникаций, опутывая наш мир, и все более уменьшая и сужая его, привели к тому, что стало в крайней степени затруднительно противоречить всеобщему мнению общественных масс, а общая совесть человечества стала самым большим препятствием перед возможностью применения оружия массового уничтожения. И явным доказательством этого является то, что начиная со времен Второй мировой войны, несмотря на большое количество войн, произошедших за это время, ни одна из стран, включая США, понесшей в одной только Вьетнамской войне более пятидесяти тысяч жертв, не может открыто взять на себя смелость признать факт применения со своей стороны оружия массового уничтожения. Единственным фактором, оправдывающим применение ядерного оружия, может послужить лишь опасение подвергнуться ядерному нападению. И можно с уверенностью сказать, что самой наибольшей гарантией против угрозы применения ядерного оружия и иного оружия массового поражения может быть только лишь окончательное закрытие дверей такого вида оружия.

Бадиуззаман, преподнося этот аят: «И не понесет носящая (душа) (греховную) ношу другой (души)» (Коран, 6:164), являющийся один из справедливейших принципов Корана, а также аят: «И кто погубит душу не в возмездие за душу и не за нечестие на земле, подобен тому, кто погубил все человечество» (Коран, 5:32), дает им такое разъяснение: «Нанести урон невинной душе и пролить невинную кровь, если это будет сделано даже в интересах всего человечества, категорически запрещено». В свете этих разъяснений абсолютно невозможно, чтобы мусульманин мог использовать оружие массового поражения, способное уничтожить миллионы невинных людей и живых созданий. Объявление мусульман на весь мир о том, что они уничтожают оружие массового поражения, имеющееся у них, и завершают программы исследований в этой сфере, и даже если их подвергнут бомбардировками такого вида бомбами, то и в этом случае они не намерены отвечать аналогичным образом, так как воспринимают все это как дикость и деяние, выходящее за рамки человечности, способно разбить плотную скорлупу ошибочного отрицательного имиджа Ислама и мусульман. Нам необходимо не забывать о том, что идущие по сей день многочисленные войны прикрываются мотивами «предотвращения вероятной угрозы нападения». Устранение необоснованных страхов и сомнений ликвидируют подобного рода мотивировки этих войн.

Бадиуззаман, высказывая справедливые претензии по поводу столкновений Западной и Исламской цивилизаций, разъясняет источники напряженности и недоверия, исходящие от необоснованных тревог, и дает понять, что эти тучи необоснованных подозрений, закрывающих солнце Ислама, можно разогнать лишь посредством реального желания людей докопаться до истины, с помощью любви к человечеству и украшая себя чувствами совести и справедливости: «Самое первое препятствие и проблема заключается в следующем: наше противостояние и столкновения с иностранцами происходили по причине нашего же ошибочного восприятия Ислама лишь с внешней поверхностной стороны, а также из-за непонимания некоторых вопросов в сфере науки. Слава религиозным ученым за их благодатное усердие и ученым науки за героическое старание в научных отраслях, которые, вооружившись естественным стремлением к изысканию истины, любовью к человечеству и склонностью к справедливости, являющимися истинными качествами, устранили те препятствия и продолжают это делать до сих пор. Да, самой великой причиной, лишающей нас, мусульман, мирского спокойствия, а иностранцев - вечного счастья, и заставляющей тускнеть солнце Ислама, является ошибочное понимание Ислама, и идущие от этого противоречия и подозрения». (“Рассуждения”, 10)

Бадиуззаман обосновывает, что “Рисале-и Нур”, примиряющий общественные знания, естественные и религиозные науки, является неким стражем порядка, охраняющим общественное спокойствие, а также он объясняет, что духовные разрушения, произошедшие в сознании и сердцах людей, можно восстановить лишь посредством духовной атомной бомбы: «Ныне во всем человечестве идет поиск средств для всеобщего примирения, т.е. дабы человечество не было уничтожено, и по этому поводу заключаются различные договора. … Так вот, в этом отечестве и в этом народе “Рисале-и Нур” – несмотря на то, что здесь, по сравнению с другими странами, присутствовало намного больше причин для нарушения безопасности и общественного порядка, – все же удалось обеспечить общественный порядок. Все это показывает, что учреждение этого Университета в будущем приведет к достижению спокойствия всего человечества. Ввиду того, что нынешние разрушения имеют духовный характер, в противовес им так же необходим восстановитель, обладающий мощью духовной атомной бомбы. Так вот, в наше время “Рисале-и Нур”, являющийся ядром и истоком того Университета, твердыми доводами доказал, что против происходящих духовных разрушений можно действовать лишь духовной атомной бомбой, и он выстроил некую стену против нападок ужасного заблуждения, материалистической философии и безбожия, идущих в течение этих тридцати лет со стороны Европы. И против этих духовных разрушений “Рисале-и Нур” обладает силой духовной атомной бомбы». (“Эмирдагское приложение”, 186)


7. Террор во имя Ислама - это предательство и насилие в отношении Ислама

Подобно тому, как свет солнца отражается в каждой прозрачной вещи, будто каждая прозрачная вещь вбирает в себя одно маленькое солнце, так и положительные или отрицательные действия какого-либо индивидуума отражаются и на других членах общества, и какое-нибудь действие увеличивается соразмерно величине Земли и совершается тысячами или даже миллионами. Бадиуззаман объясняет это так: «Все мусульмане - словно одна семья, и как представители этой семьи, исламские народы взаимосвязаны друг с другом. Например, если представитель какой-либо семьи или рода совершит убийство, то на взгляд их противников, все представители той семьи становятся виновными и врагами, словно каждый из них совершил это преступление. И это одно преступление обретает значение тысяч преступлений. Если один представитель какой-либо семьи совершает благое деяние, являющееся предметом гордости их семьи, тогда каждый представитель их рода гордится им, словно каждый из них совершил тот благой поступок. Так вот, суть этой упомянутой истины заключается в том, что в это время, и особенно спустя сорок-пятьдесят лет, скверна и греховность какого-либо поступка не останется на самом преступнике. Скорее, это будет являться посягательством на права миллионов представителей исламского мира. Спустя сорок-пятьдесят лет проявится множество подобных примеров». (“Дамасская проповедь”, 53) «Сейчас один грех не остается единичным явлением, а возрастает до тысячи». (“Диспуты”, 66)

Террор и Ислам антагонистичны, словно день и ночь, и террорист в первую очередь разрушает Ислам. Оказание поддержки какому-нибудь мусульманину во всех его делах является не преданностью, а слепым сторонничеством. А поддержка какого-либо насилия, совершенного от имени Ислама, является в первую очередь угнетением по отношению к Исламу, становится причиной отождествления Ислама с тиранией и воздвигает преграду, закрывающую солнце Ислама. Как сказал Бадиуззаман: «Какого-либо человека любят не из-за его личности, а из-за его качеств или мастерства. Таким образом, подобно тому, как каждое качество мусульманина не всегда исходит от Ислама, так и вовсе не обязательно, чтобы все качества и способности неверующего непременно являлись бы неверием». (“Диспуты”, 32)

Преданность и любовь к Исламу требуют борьбы с теми, кто преподносит Ислам в искаженном виде. Произошедшие в прошлом события и решения, вынесенные по поводу шарообразности Земли, могут пролить свет на предмет данной темы: Имам Газали вынес следующую фетву (решение): «Кто отвергнет под предлогом поддержки религии какое-либо заключение, обоснованное твердыми доводами, наподобие вопроса о шарообразности Земли, тот совершает великое преступление по отношению к религии. Потому что это не преданность, а предательство». … Хусейн Джисри: «Кто, опираясь на религию, находясь, якобы, на пути покровительства ей, берется отрицать шарообразность Земли, тот является преданным невеждой, и он приносит вреда куда больше, нежели самые сильные враги» (“Рассуждения”, 56). И как было разъяснено ранее, совершающие от имени религии ошибочные деяния, сколь преданными и искренними не были их намерения, приносят вред религии намного больший, чем ее злейшие враги. «Невежественный друг может принести вреда в той же степени, что и враг. Раз так, то до сих пор я все время смотрел в сторону врагов и посредством алмазного меча ломал их принижение религии; однако сейчас я вынужден ради воспитания подобных (невежественных) друзей в некоторой степени пробудить этим алмазным мечом их примитивные представления». (“Рассуждения”, 51)

Поддержка мусульманами друг друга в ошибочных действиях проявляется не по причине исламского братства, а скорее, из-за политического пристрастия. Бадиуззаман это явление определяет следующим образом: «Если кто-то оказывает предпочтение своему политическому соратнику-нечестивцу над религиозным представителем противостоящей партии под предлогом плохого мнения о нем, то в этом случае им движет исключительно политика. Так же, если кто-то, монополизируя под свои концепции религию, являющуюся всеобщим священным достоянием, преподнося ее более свойственной исключительно своим сторонникам, вместе с тем пробуждает у большинства чувство презрения к религии, тем самым роняет ее в глазах общества, то на этот раз им движет пристрастность и необъективность». (“Мысли”, 48)

Бадиуззаман объясняет, что время вооруженной борьбы прошло, и отныне борьба возможна лишь прекрасным поведением и развитием во всех сферах и отраслях: «Да, в прошлые времена прогресс происходил посредством разбивания вражеского фанатизма, сокрушением упрямства и отражением нападения оружием и мечем. В будущем, вместо оружия и меча, врагов повергнут и разгонят духовные мечи истинной культуры, материального прогресса, истины и справедливости». (“Дамасская проповедь”, 35) Человечество переходит от эпохи дикости и невежества в эпоху культуры и науки. Процесс окультуривания общества в мире достиг нынешнего уровня не посредством войн и оружия, а исключительно словами. Завоевывающий умы красноречием и аргументами, также завоевывает людей и весь мир. «Источником объединения является любовь. Причиной же враждебности являются невежество, нужда и раздоры. И пусть иноверцы будут спокойны по поводу нашего объединения, так как оно направленно против этих трех явлений. Принцип нашего отношения к немусульманам – это убеждение, так как мы воспринимаем их как цивилизованных людей. Также целью нашего объединения является стремление показать Ислам высокой религией, достойной любви. Ведь мы считаем их справедливыми и совестливыми». (“Дамасская проповедь”, 90)

Бадиуззаман объясняет, что время вражды прошло, и нынешнее время - это время любви: «Время вражды и ненависти закончилось. Две мировые войны показали, насколько ненависть скверна и разрушительна, и какое жестокое насилие заключает она в себе. Очевидно обнаружилось, что в ней нет никакой пользы». «Тем, что я извлек из общественной жизни и к чему пришел в результате исследований, является следующее обстоятельство: чем-либо самым достойным любви является любовь и дружба, и чувством, наиболее достойным ненависти, является ненависть. Т.е. чувства любви и дружелюбия, обеспечивающие согласную жизнь общества и устремляющие ее к благополучию, наиболее всего достойны любви. А вражда и ненависть, переворачивающие жизнь общества вверх дном, более всего заслуживают отвращения, ненависти и отстранения от них, и являются скверными и пагубными чувствами». (“Дамасская проповедь”, 51)

Бадиуззаман упоминает о необходимости создания Высшего Совета: «Этот Совет необходимо поднять на такой уровень, чтобы исламский мир мог ему доверять. И чтобы он обрел положение и основы олицетворения Ислама. Чтобы он мог должным образом исполнить религиозную обязанность перед исламским миром. Наш сегодняшний день отличен от прошлого. Раньше господствовала одна личность. Муфтий такого правителя также мог быть одной личностью. И он исправлял и корректировал мысли правителя. Нынешнее же время – это время общества, коллектива». (“Мысли”, 33)

Ключом к счастью общественной жизни мусульман является совет в рамках Божественных Законов. «И Он (Творец) повелевает между вами совет» (Коран, 42:38) – этот величественный аят повелевает принять за основу совет. Да, так как в человеческом роде совет эпох и времен между собой посредством истории под лозунгом «единения мнений» стал основой прогресса всего человечества и науки; таким же образом причиной самого отсталого состояния самого большого континента Азии стало неисполнение истинного Машварата (Совета). (“Дамасская проповедь”, 60)


8. Истинная вера с террором не совместима

Истинная вера, являющаяся источником любви, никак не может быть связана с террором, проявляющим враждебность и вызывающим отвращение. К сожалению, чувства враждебности, господствующие в естестве человека в такой степени, что заставляют его жертвовать жизнью, смешиваются с верой, запрещающей наступать даже на муравья, на самом ее высоком уровне. Возвышенность сердец, подверженная господству нафса (низких чувств), находящаяся в пропасти невежества, воспринимается словно вершина образованности. Самый глубокий сон принимается за пробуждение. И это становится очевидным из высказывания Бадиуззамана: «В своей молодости я полагал, что достиг вершины пробуждения. Сейчас же я понял, что то пробуждение в действительности пробуждением не являлось, но представляло собой самое глубокое состояние сна. Пример того – это пример сна, в котором человек как бы пробуждается и начинает кому-нибудь пересказывать свой сон. Между тем, это мнимое его пробуждение во сне, в действительности, свидетельствует о переходе от легкого состояния сна в более глубокое. И такой сон подобен смерти». (“Месневи-и Нурия”, 125) В таком случае людей, ставших причиной проявления террора от имени Ислама, необходимо как следует потрясти, дабы пробудить их от этой глубокой ошибки. Одной из основ Ислама являются следующие принципы: “любовь ради Аллаха”, “вражда ради Аллаха”, “решение у Аллаха”. В противоположность этому террористы следуют побуждениям своего нафса (чувств) и вместо справедливости проявляют тиранию. Любящим сердцам необходим Ислам. Страх же и террор тождественны друг другу. И дабы это подтвердить, Бадиуззаман приводит следующий поучительный рассказ: «Однажды (во время битвы), когда Имам Али повалил на землю одного врага и обнажил меч, чтобы покончить с ним, враг плюнул в него. Имам Али отпустил и не стал убивать его. Враг спросил:

- Почему ты не убил меня?
- Я хотел убить тебя во имя Аллаха, - ответил Имам Али, - но ты плюнул в меня, и я пришел в ярость. Из-за того, что вмешались мои чувства (нафс), я потерял эту искренность. Поэтому я не стал тебя убивать.
Его враг сказал ему:
- Я хотел тебя разъярить, чтобы ты быстрее убил меня. Раз ваша вера настолько чиста и искренна, эта вера является истинной». (“Письма”, 268)

Также он сильно предостерегает: «Вместо принципа: «любовь ради Аллаха, вражда ради Аллаха», да упаси Аллах, царящий сатанинский принцип: «любовь ради политики, вражда ради политики», пусть не сделает вас проявляющими вражду по отношению к истинному брату с ангельской натурой, и проявляющими любовь и поддержку к товарищу по политике, подобному “аль-ханнасу” (личности с дьявольской сущностью), тем самым одобряя его насилие, и пусть он не сделает вас его духовным соучастником».

Признаками господства веры в сердце человека вместо повелевающих страстей нафса является обращение своего взгляда от этого тленного мира к миру Вечному, и связывание своего лика более с деяниями Иного мира, нежели с событиями мирскими, а также восприятие этого мира в образе пашни Мира иного, давая ему лишь соответствующую цену. К тому же, когда Бадиуззаману задали вопрос:

«Прошло пятьдесят дней, а ты вовсе не спрашиваешь и не интересуешься этой ужасающей мировой войной, которая привела в хаос всю Землю и касается судьбы исламского мира? Между тем, часть благочестивых и ученых людей, оставив общую молитву (намаз) и мечеть, спешат послушать радио. Интересно, разве есть еще более важное событие, чем это? Или же интерес к нему причиняет вред?» - он ответил: «Да, существует еще более великое событие, чем эта мировая война, и еще более важный вопрос, нежели вопрос мирового господства на этой Земле. И перед каждым человеком, и особенно, мусульманами, имеется такое событие и стоит такой вопрос, что каждый человек, если у него есть силы и богатства, как у немца и англичанина, и если есть еще и разум, не колеблясь, отдаст их, чтобы решить в свою пользу этот только лишь один вопрос. И этот вопрос, о котором, основываясь на тысячи обещаний и клятв Хозяина и Правителя этой вселенной, единодушно сообщают сто тысяч самых прославленных людей (Пророков) и многочисленные звезды и учителя рода человеческого, некоторая часть которых видела его своими глазами, заключается в следующем: перед каждым человеком стоит вопрос обретения – если у него есть вера (иман) – или же потери вечной и постоянной земли и царства, украшенного дворцами и садами во весь наш земной мир. Если человек не обретет крепкую веру, то он потеряет ее. И многие в наше время из-за чумы материализма в отношении этого вопроса терпят крах». Таким же образом, в разгаре самой значимой для мусульман битвы при Бадре, мусульманские воины по повелению Посланника Аллаха (МЕИБ) принялись совершать коллективную молитву (джамаат-намаз), тем самым оказав предпочтение воздаянию за коллективную молитву над самым значимым мирским событием. (“Эмирдагское приложение-2”, 246) Находясь в таком положении, мусульманин, внемлющий данному аяту Корана: «Убивший душу не за душу и не за смуту на земле, подобен тому, кто убил всех людей», разве сможет пойти вопреки этому сильному устрашению и, отвергнув благополучие своего Вечного мира, стать причиной террористических актов? Если же такое и произойдет, то это лишь покажет великую слабость веры такого человека, и что ему самому в первую очередь необходимо найти для своего сердца действенное исцеление от этой ужасной болезни.

На следующем примере можно определить уровни веры посредством соизмерения в своем сердце чувств братства и враждебности: «Вера устанавливает между всеми творениями узы истинного братства, связи единения и единства. Неверие же, как холод, показывает все творения отдельными, далекими, не связанными друг с другом. По этой причине в сердце верующего нет места дикости, ненависти и враждебности. И даже с самым большим врагом у него может иметься некий вид дружественных отношений». (“Месневи-и Нурия”, 69)

Ученики “Рисале-и Нур” всегда были за сохранение общественного порядка и всегда держались подальше от различного рода террора и анархии. Потому что основной особенностью “Рисале-и Нур” является проявление сострадания и укрепление веры. Миллионы учеников “Рисале-и Нур” являют собой свидетелей самой действенной борьбы против террора посредством своей осознанной веры: «Такие основы «Рисале-и Нур», как милосердие, справедливость и совесть, в крайней степени запрещают нам вмешиваться в политику и власть. Ибо, например, имеется семь или восемь невинных людей – детей, больных, стариков, – которые связаны с одним или двумя безбожными людьми, впавшими в полное неверие и заслуживающими наказания и беды. Если придет беда, пострадают и эти несчастные люди. … Для сохранения общественной жизни страны и народа от анархии и беспорядков, крайне необходимо соблюдать пять принципов: взаимоуважение, милосердие, отстранение от запретного, безопасность, повиновение с отказом от беззакония. За прошедшие двадцать лет книги «Рисале-и Нур» превратили сто тысяч человек в безвредных, полезных членов этой нации и страны, и это является свидетельством того, что, когда «Рисале-и Нур» касается вопросов общества, он, твердо и свято укрепляя и усиливая воздействие этих пяти принципов, сохраняет краеугольный камень общественного порядка». (“Лучи”, 349)

Сильная вера является преградой всякого рода угнетению, включая и сам террор. Чувства мусульманина, поддавшегося чувству отмщения, могут склониться к мести, к уничтожению невинных жизней. Однако в этот момент на ум приходят Божественные повеления, низведенные с Небес. И в это время человек словно слышит эти аяты слухом сердца и чувствами веры: «И не понесет носящая (душа) (греховную) ношу другой (души)» (Коран, “Ан’ам”, 164) и «Убивший душу не за душу и не за смуту на земле, подобен тому, кто убил всех людей». (Коран, “Маида”, 32) Эти Божественные слова приводят в движение веру и она, в свою очередь, - совесть, сердце, душу, разум и многие другие тонкие духовные чувства. Исходящие из активности этих чувств мощные волны подавляют и заставляют замолчать чувства разрушения, исходящие от нафса и страстей. В конечном итоге тот крен останавливается, и человек отказывается от тех своих отрицательных действий. Иначе, лишь его страх быть пойманным и наказанным недостаточен для того, чтобы остановить то его стремление к отмщению, к насилию. Это видно из слов Бадиуззамана: «Вера (иман) в сердце и сознании человека исполняет роль постоянного духовного стража порядка, который запрещает и отвергает скверные наклонности, исходящие от нафса и страстей. Да, поступки человека исходят от наклонностей сердца и чувств. Те наклонности идут от ощущений и нужд души. Душа же приводится в действие светом веры. Если чувства тянут к добру, то душа его совершает, если же склоняют к злу, то воздерживается от него. И более слепые чувства, подгоняя его на ложный путь, не покорят его». (“Дамасская проповедь”, 76)


9. Запрет на убиение невинных людей: за чужие ошибки никто другой ответственности не несет

В противовес животным в человеческое естество была заложена способность разграничения добра и зла. Если будут даны предпочтения имеющимся в человеке безграничным чувствам и наклонностям к непослушанию, тирании и бесстрашию, то это может открыть путь к большим разрушениям. «Эгоистичный человек, который ради своих страстей и желаний, когда имеются препятствия к их достижению, готов при наличии возможности уничтожить мир и все человечество». (“Мысли”, 11) Самой великой несправедливостью человека является то, что он способен за ошибку одной личности подвергнуть наказанию сотни невинных людей. Коран же все это отвергает своим справедливым правилом: «И не понесет носящая ношу другой» (т.е. не понесет душа греховный груз другой души) (сура Ан’ам, 164).

«Воистину, человек несправедлив и невежествен» (Коран, сура Азхаб, 72) Бадиуззаман этот аят разъясняет следующим образом: «Итак, в человеческой сущности присутствуют безграничные способности к тирании. Тайна этого такова: в человеческом роде, в отличие от животных, мощь и наклонности естества не были ограничены. Наклонности тирании и любовь к своему нафсу принимают ужасающие размеры. Да, человеческое эго, принимая скверные формы эгоизма, самодовольства, себялюбия, высокомерия и упрямства, в том случае, если они прибавятся к тем наклонностям нафса, то могут измыслить такие изощренные формы великих грехов, что человечество еще не нашло им определения. Подобно тому, как это в свою очередь является веским доводом в пользу необходимости существования Ада, так и соответствующим наказанием за это может быть только Ад». (“Мысли”, 23) «Человек содержит в себе множество специфических особенностей. Если будет проявлена враждебность к находящимся в их числе отрицательным качествам, то это сделает необходимым проявление Божественного закона в аяте: «И не понесет носящая ношу другой» (сура Ан’ам, 164), дабы та враждебность ограничилась. Между тем, невежественный злодей, следуя своей деспотичной натуре, из-за одного неблаговидного качества человека посягает на права остальных его невинных качеств и особенностей его натуры, что проявляет его враждебность. Но и на этом он не останавливается, и своим угнетением начинает охватывать его родственников и коллег». (“Мысли”, 24)

В наши дни террор действует с такой дикостью, что совесть людей протестует против этого. Бадиуззаман по этому поводу говорит следующее: «Подчиняясь своему тираническому закону, эта цивилизация дает разрешение на самую ужасную дикость, наподобие того, как, если в каком-нибудь селении появится один предатель, то это селение можно будет уничтожить вместе со всеми его невинными жителями, или же если в толпе народа появится один мятежник, то всю эту толпу можно истребить, или же можно разрушить такой бесценный святой храм, как мечеть Ая-Софья, если в ней кто-то укрылся. Интересно, если один человек с позиции истины не может быть ответственен за грехи своего брата, то как же возможно такое, что тысячи невинных людей какого-либо селения или народа признали повинными или вообще истребили только за то, что в каком-то городе или районе находился всего лишь один виновник, в то время, как сам народ не имеет абсолютно никакого отношения к нему?» (“Мысли”, 25)


10. Заключение выносится согласно результату

Самой важной причиной разногласий в исламском мире является то, что некоторым событиям пытались давать оценку в относительно узком кругу, не обращая внимания на воздействие постоянно меняющихся условий, и очень часто оставляли поиски разумных решений. Между тем: «В каждом времени господствуют свои предписания. Наше время многим адатам (традициям, обычаям), вследствие их несостоятельности, вынесло смертельный приговор в виде отмены, отдавая предпочтение пользе их отмены над вредом их сохранения». (“Диспуты”, 63) Коран также неоднократно призывает человека к размышлениям и задействованию разума. Бадиуззаман, оценивая какие-либо события и суждения, особое внимание обращает на результат: «Обратите внимание на аргументы и конечный итог … на плоды, показывающие похожие деревья. Раз так, то обратите внимание на мысли. Так вот, в одних из них находятся успокоение и подчинение, в других же лишь разногласия и вред». (“Диспуты”, 15) «Плоды демонстрируют основную суть какого-либо явления». (“Диспуты”, 25) Бадиуззаман делает серьезное предостережение людям, не видящим меняющиеся условия мира и возвращающимся к старым представлениям: «Я кратко скажу вам пару слов. Можете запомнить их наизусть: «Жить в сегодняшнем дне старыми правилами – нелепость. Или прими новые правила, или же потерпишь крах». (“Диспуты”, 17)

Ставшим причиной осуществления террора от имени Ислама и видящим в этом некое великое дело, внимательно изучающим плоды этих происшествий, а также людям, задумывающимся над тем, каким странам была принесена польза теми событиями и еще какого рода злодеяниям была подготовлена почва, необходимо дать ответ на следующие вопросы: после этих событий у людей к Исламу возросли дружеские отношения или же увеличилась неприязнь? Имя Ислама было возвеличено или же запятнано? Авторитет и имидж мусульман в мире увеличился, или же мусульман начали воспринимать, как ужасных дикарей, получающих удовольствие от убийств и повсеместного кровопролития, чьи сердца переполнены ненавистью и враждой? Сердца людей по отношению к Исламу наполнились теплотой или же наоборот охладели? Тирания, ставшая причиной террора, исчезла или уменьшилась, или же вернувшись назад с еще большей силой, подвергла угнетениям еще большее количество невинных людей?

Очевидно, что этот террор не дал иного результата, кроме как увеличения предлогов для негатива и создания почвы для новых преследований. Невозможно понять, чьи разум и логика могут служить тому, чтобы не видеть всех этих разрушений и продолжать упорствовать в своем ошибочном состоянии. Бадиуззаман указывает на то, что «источник Ислама – это знание, и его основа – это разум», а также говорит, что «принятие истины и отказ от нелепых представлений» является достоинством Ислама. (“Ишарат аль-И'джаз”, 104) И многие коранические выражения, наподобие таких, как «разве они не уразумеют?» (сура Ясин, 68); «разве они не поразмыслят?» (сура Ан’ам, 50), «разве они не призадумаются?» (сура Ниса, 82) призывают в качестве свидетелей разум и знание, указывая на них, а также проявляют внимание к ученым». (“Письма”, 325) Прежде чем что-либо предпринять, необходимо для начала те или иные события и речи оценить светом разума, знания и совести, а уж после принять их или же отвергнуть.


11. Пути обеспечения всеобщего спокойствия и примирения, а также факторы устранения вражды

Фундаментальной основой примирения и спокойствия среди различных слоев человеческого общества Бадиуззаман видел во взаимопомощи. Установление общего примирения и постоянного согласия и покоя в мире неразрывно связано с созданием широких каналов взаимопомощи.

«Мостом для установления в общественной жизни порядка и обеспечения спокойствия является закят (подоходный налог в пользу нуждающихся). Общественная жизнь человечества основывается на взаимопомощи. Действенным лечебным средством и противоядием от бедствий и катастроф общественной жизни, исходящих от различных конфликтов и беспорядков, является поддержка в плане социального обеспечения неимущих слоев общества». (“Ишарат аль-И'джаз”, 45) 

К тому же, наиважнейшей основой для благополучной жизни не только отдельных людей и обществ, но и всего человечества, и даже наиважнейшей основой для продолжения жизни человеческого общества является закят. Ибо в человеческом обществе существует два класса: класс богатых и класс бедных. Тем, что обеспечит оказание благодеяния и благосклонного отношения богатого класса к неимущему, а также уважение бедных к богатым является закят. Иначе сверху на головы простого народа снизойдет насилие и гнет, а у низов возникнет к богатым злоба и недовольство. И эти два класса человеческого общества будут находиться в постоянной борьбе, в постоянном конфликте друг с другом. Со временем начнется их противоборство в виде противостояния труда и капитала». (“Письма”, 274)

Сохранение общественного порядка в человеческом обществе и воздержание от вражды возможно лишь посредством справедливости, и первым условием достижения мира во всем мире является обеспечение всеобщей справедливости. Согласно разъяснению Бадиуззамана: «Равенство же по своей сути содержится в правах, а не в достоинствах и почете. В правах же шах и бедняк равны. Интересно, если Шариат запрещает осознанно наступать на муравья, тем самым запрещая подвергать его мучениям, то может ли он пренебречь правами сынов Адама? Ни за что!» (“Диспуты”, 30)

Обеспечения общественного примирения и сохранения спокойствия можно добиться опираясь на основы совести и справедливости, содержащиеся в человеческих взаимоотношениях.

«Один из дьявольских происков, который разрушает общественную жизнь человека, заключается в следующем: из-за одного неблаговидного поступка верующего человека он скрывает все его добрые дела. Несправедливые люди, внимающие подобным проискам дьявола, станут враждебно относиться к этому верующему. Между тем, когда Всевышний в Судный День будет с абсолютной справедливостью взвешивать на Своих Великих Весах деяния верующих людей, Он будет судить исходя из того, превосходят ли их благие деяния над греховными или нет. Причин, порождающих неблаговидные поступки, существует множество, и совершение их не составляет труда, поэтому порой одним-единственным добрым делом человек покроет многие свои прегрешения. Стало быть, в этом мире к людям нужно относиться, основываясь на том Божественном правосудии. Если добрые дела человека в количественном или в качественном отношении превосходят его неблаговидные поступки, этот человек заслуживает дружелюбия и уважения. И даже благодаря его лишь одному ценному доброму делу, необходимо со снисхождением отнестись ко многим его прегрешениям. Между тем, человек по несправедливости, имеющейся в нем, и по наущению дьявола из-за одного лишь неблаговидного поступка другого человека забывает множество его добрых дел и проявляет к своему верующему брату злобу, впадая в грех. Подобно тому, как если в глаз попадет крылышко мухи, то оно скроет гору, сделает ее невидимой, так и человек по злопамятству из-за прегрешения величиной с крылышко мухи покрывает добрые дела величиной с гору, забывает про них и начинает проявлять к своему верующему брату злобу и ненависть, становясь таким образом своеобразным орудием, вносящим разлад в общественную жизнь». (“Сияния”)

Обеспечение постоянного спокойствия в мире напрямую взаимосвязано с установлением принципов взаимопомощи и согласия наряду с устранением враждебности:

«Таким образом, если ты любишь себя, то не давай возможность злобе и чувству мести, которые так вредны для личной жизни, проникнуть в твое сердце. Если же они проникли в твое сердце, не слушай их слова. Посмотри, прислушайся к Хафизу Ширази, который видел истину: «Сей мир – не такое сокровище, которое стоило бы раздора». Ибо из-за того, что он бренен и мимолетен, он не представляет ценности. Если уж огромный мир таков, то ты поймешь, насколько же маловажны частные дела этого мира!.. И еще он сказал: «Две фразы истолкуют, дадут обрести покой и благополучие в двух мирах (в этом мире и в ином): великодушное обращение с друзьями и миролюбивое отношение к врагам». (“Письма”, 267)

Бадиуззаман раскрывает рецепт устранения злобы и вражды. И это заключается в ответе добром на полученное зло: «Да, подобно тому, как чувство любви само достойно любви, так и чувство ненависти, прежде всего, само достойно ненависти. Если хочешь победить своего врага, на его зло отвечай добром. Ибо если ты будешь отвечать злом, враждебность будет лишь только усиливаться. Если даже он внешне будет казаться побежденным, в его сердце затаится злоба, и он будет продолжать питать к тебе ненависть. Если же будешь отвечать ему добром, он пожалеет о случившемся и станет тебе другом. (“Письма”, 265) «Культура рождает любовь к человечеству». (“Диспуты”, 27)

Устранения беспокойств от насилия и гнета возможно достичь не посредством силы, воспринимая ее истиной, а посредством силы самой истины. Это же возможно осуществить благодаря установлению господства справедливых человеческих принципов, согласованных с всеобщим разумом и совестью. Благодаря принятию этих принципов за основу, полностью удовлетворяются чувства справедливости, и обеспечивается всеобщее человеческое спокойствие. Это же в свою очередь увеличивает воодушевление и дружелюбие, являющиеся ключом к прогрессу, и предотвращает развитие безнадежности, являющейся самой большой преградой совершенствования. Бадиуззаман по поводу неспособности установления нынешней Западной цивилизацией фундамента мира и покоя, а также по поводу необходимости ее исправления говорит следующее:

«Коран, являющийся милостью для рода человеческого, может принять лишь такую культуру, которая содержит в себе счастье для всего человечества или, по крайней мере, для большей его части. Существующая цивилизация учредила пять отрицательных основ.

Итак, путь современной философии таков: в общественной жизни за точку опоры принимает «силу». Целью ставит «наживу». Законом жизни считает «борьбу». Связующим элементом общества представляет «обособленность и ложный патриотизм, переходящий в национализм». Плодами же тех принципов является «услаждение страстей и увеличение человеческих нужд». Между тем, сила приводит к «агрессии». Принцип наживы (поскольку ни одно желание невозможно удовлетворить полностью и постоянно хочется большего) ведет к постоянным ожесточенным схваткам. По закону борьбы необходимо сражаться. Следствием же обособленности, которое вызывает желание расти, проглатывая других, является «агрессия». Таким образом, из-за этого человечество лишилось своего счастья.

Путь Корана: точкой опоры вместо силы принимает «истину». Его целью вместо выгоды является «добродетель и Божественное довольство». За основу жизни принимает не закон борьбы, а «закон взаимопомощи». Средством, связывающим общество, вместо обособленности и национализма принимает «общую веру, общее дело и общую родину». Цель его – преградить путь необузданным страстям, направить душу к возвышенным идеям, дать пищу высоким чувствам и, направив к вершинам человечности, сделать человека человеком в полном смысле слова. Делом истины является «объединение». Следствием добродетели – «сплоченность». Следствием взаимопомощи является «стремление помочь друг другу». Религия же влечет людей к «дружбе и братству». А обуздание страстей и освобождение души и направление ее к совершенству ведет к счастью в обоих мирах – в мире земном и вечном. (“Слова”)


12. Заключение

Прогресс технического характера, преподносящий человечеству определенные преимущества, как стало очевидно, большинство людей приближает к Западной цивилизации с подозрением и тревогой. Причиной этого является то, что еще живы в памяти многих события прошлого, когда во времена сосредоточения силы в одних руках вслед за этим следовало ее укрепление посредством поглощения слабых, используя при этом машину тирании; и как ради обеспечения интересов счастливого меньшинства большие массы народа были сделаны рабами; и как это послужило причиной для столкновений больших интересов. Истинной культурой, способной принести счастье и пользу всему человечеству и которая возвысит весь мир, в наши дни может быть та культура, что опирается на справедливость, любовь, добродетель и достоинство, воспитанные Исламом. Бадиуззаман приносит человечеству добрую весть, сообщая о том, что подобная культура в наши дни постепенно начинает развиваться. Бадиуззаман, давая весть о том, что в будущем будет господствовать цивилизация, наделенная миром и благополучием, призывает все человечество оставить пессимизм и питать надежду:

«Несомненно, в будущем победит добро и справедливость. И в человеческом роде, как и в других видах творений, наступит абсолютная победа добродетели и благородства. Дабы и человечество могло стать равным другим братьям, находящимся во вселенной, и дабы могло быть сказано, что и в человеческом роде утвердилась тайна извечной мудрости». (“Дамасская проповедь”, 42)

Грехи цивилизации, одержав верх над добром с преобладанием скверного над благим, дав человечеству посредством двух мировых войн две ужасные пощечины, перевернув вверх дном эту греховную культуру, залили кровью всю землю. ... Да, западная культура, не вознеся над собой добродетель и путь истины, но установив свое здание на страстях и пороках, соперничестве и господстве, и по сей день проявляет превосходство зла над благом... Поскольку тенденция к развитию, имеющаяся во вселенной, заложена в естество человечества, то, несомненно, если из-за жестокости и грехов человечество в скором времени не постигнет Конец света, то в будущем истина и справедливость, восторжествовав в мире, проявит всеобщее счастье в этом мире и станет искуплением прошлых ошибок человечества. «Подобно тому, как после каждой зимы наступает весна, а после каждой ночи - утро, так и в человеческом роде наступит свое утро и своя весна. От Божественной милости вы можете ожидать истинную культуру, проявленную солнцем Истины в кругу всеобщего примирения». (“Дамасская проповедь”, 36-38) «Мы молим, надеемся и ожидаем от милости Милосердного Творца, чтобы истины Ислама стали действенной причиной, которая способна, спасая человечество от падения в бездну и очищая лик планеты, обеспечить всеобщее примирение». (“Дамасская проповедь”, 43)

Комментарии 4