События

Не знаешь казахский? В морду!

Пассажир казахстанской авиакомпании Scat, бывший замглавы района Атырауской области ударил русскую стюардессу за то, что та не знала казахского. Он не только не был наказан — глава Западно-Казахстанской области Нурлан Ногаев отчитал директора авиакомпании за то, что его работницы не знают госъязык. То есть казахские власти считают, что русских можно бить за незнание казахского. По мнению экспертов, славян планомерно выдавливают из республики.

Cамое интересное, что по закону о языке стюардесса частной компании и не обязана была знать казахский. Поэтому, даже если отбросить сомнительность кулачного метода обучения языку, непонятно, на каком основании глава Западно-Казахстанской области распекал директора авиакомпании.

"Тема внедрения государственного языка – это просто песня. Разобраться во всех тонкостях и перипетиях почти невозможно", — заявил "Росбалту" казахстанский юрист Юрий Юрин. Так, например, всем проживающим постоянно в Казахстане на момент обретения этой республикой независимости давали гражданство автоматически. В то же время, по закону о гражданстве для его получения нужно сдать экзамен по казахскому языку. "Следовательно, если ты уже гражданин, то как бы должен знать язык, хотя, конечно же, большинство казахстанских русских его не знают. В то же время императивных требований по уровню владения языком нет. Все что есть — это концепции, планы, программы и тому подобная беллетристика. Это лишь один из примеров правовых коллизий"утверждает алма-атинский юрист.

"В Казахстане государственным был провозглашен только казахский язык, русский же не получил никакого официального статуса. В Конституции РК прописано, что русский язык  – "официально употребляемый". Но такого статуса не знает ни одна законодательная практика", – недоумевает председатель Славянского движения "Лад" Максим Крамаренко.

По мнению же специалиста по Средней Азии, доктора исторических наук Сергей Абашина, в реальности Астану беспокоит не столько незнание государственного языка русскими, сколько самими казахами. "Вопрос о русском языке действительно воспринимается в республике очень болезненно. Но главная проблема состоит в том, что на государственном языке не говорит достаточно  большой процент городских казахов. К тому же дебаты о русском языке – это еще не есть правовая дискриминация славян", –  убеждает "Росбалт" Сергей Абашин.

Проблема русскоязычных представителей титульных наций характерна не только для Казахстана, но и для соседней Киргизии. Кочевники в прошлом, киргизы и казахи в гораздо большей степени склоны ассимилироваться русской городской культурой, чем узбеки и таджики. Так, в Алма-Ате и Бишкеке сплошь и рядом можно наблюдать компании представителей титульной нации, говорящих между собой по-русски, –  что почти немыслимо в Ташкенте или Душанбе. Более того, в отличие от Узбекистана и Таджикистана, в советское время многие образованные казахи и киргизы даже стыдились говорить на языке своих предков. Одно из объяснений широкого распространения русского языка среди казахов и киргизов состоит в том, что в их языках очень мало терминов для городской жизни. Причем речь идет не только о языке науки. Даже великолепно знающие язык предков киргизы и казахи предпочитают обсуждать "деловые" и официальные вопросы на русском. 

Я много раз наблюдал, как во время какой-либо конфликтной ситуации великолепно владеющие родным языком казахи и киргизы немедленно переходят на русский. Этим они как бы подчеркивают "официальность"  разговора. Да что там деловые отношения – выясняется, что казахский малопригоден и для обсуждения интимных отношений. "Писать на казахском языке про политику, образование и все остальное гораздо легче, чем про секс. Даже девушки из глубинки, если речь заходит про секс, почему-то всегда переходят на русский, при том, что плохо им владеют. В этом они признались сами, но объяснить причину не смогли", – пишет о наболевшем колумнист рубрики о половых отношениях казахского гламурного женского журнала.

Поэтому, российский профессор, скорее всего, прав, утверждая, что активное внедрение государственного языка в первую очередь связано со слабостью его позиций. Но такая политика рикошетом бьет и по русским Казахстана и Киргизии, где также достаточно сильны позиции радикальных националистов.

"Казахстан, вне всякого сомнения, это государство с укоренившимися элементами этнократии. Национальный состав населения был намеренно изменен с помощью двух инструментов: выдавливания неказахов в другие страны и привлечения оралманов (этнических казахов из дальнего зарубежья – "Росбалт"). В результате тех же русских в Казахстане сегодня примерно 22 процента", –  заявил "Росбалту" ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Самое же главное, по мнению ученого, это то, что  у русских иная возрастная структура, чем у казахов: преобладают люди старших возрастов, а молодежи мало. Это неизбежно будет приводить к сокращения численности русских.

Скептически оценил в беседе с "Росбалтом" перспективы русских в Казахстане и член правления международного правозащитного движения "Мир без нацизма" (штаб-квартира в Страсбурге), алма-атинский блоггер Андрей Щербаков: "Количество русских, желающих уехать из Казахстана в Россию по госпрограмме добровольного переселения, увеличилось в этом году  в два раза. Причиной тому — не столько экономические условия, сколько резко возросшая за последние два года активность радикальных националистов, беспрепятственно действующих в Интернете и СМИ. Власти никак не реагируют на происходящее, судебных процессов по этому поводу не ведется, что дает основания наблюдателям предположить, что активность "патриотов" стимулируется из Астаны".

Интересно, что местные русские уже начали пытаться приспособиться к "казахизации". Так если у казахстанца есть хотя бы капля доказуемой казахской крови, то он, скорее всего, запишется представителем титульной нации. Сегодня в республике можно довольно часто встретить людей с чисто славянской внешностью, являющихся "по паспорту" казахами.

По мнению Андрея Щербакова, политический истеблишмент сделал ставку на национализм из сугубо прагматических соображений: "В преддверии смены руководства, о которой здесь все говорят, элитам необходимо снизить рост социального напряжения в условиях нарастающего глобального экономического кризиса, направив его в "нужное русло", а также заручиться поддержкой поменявшегося в силу естественных демографических причин электората. Кроме того, национальная карта помогает играть и на внешнем направлении: гнуть свою линию в очень непростом переговорном процессе по Таможенному Союзу и поддерживать статус страны с многовекторной внешней политикой. Возможно, поддержка национал-радикалов стала для Астаны в какой-то мере осознанной необходимостью: не можешь остановить процесс-возглавь его".

В то же время эксперт подчеркивает, что "Казахстан – это единственная бывшая Советская республика, не прошедшая за годы независимости через гражданскую войну или потрясения. Причиной тому, безусловно, является историческая лояльность и дружелюбие к инородцам, основанные на базовых принципах кочевой цивилизации. Именно поэтому, как убежден Андрей  Щербаков, "выдавливание" русских из Казахстана – "это абсолютно управляемый проект из сферы политических технологий"

Автор: Игорь Ротарь
подписаться на канал
Комментарии 10
  • "...заявил "Росбалту" ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Аждар Куртов. Самое же главное, по мнению ученого..." Дожили фантастов из РИСИ учеными начали называть:-)
    (505)
    8 октября'2013 в 14:36
    • БисмиЛлагь
      А это вообще имело место быть? Если у кого то другие материалы кроме росбалта? Пусть выложат. Национализм не приемлим, в Исламе по крайней мере. Ва ль хамд лиЛлагь!
      (881)
      8 октября'2013 в 14:50
      • "Если" читать как "есть ли"
        (881)
        8 октября'2013 в 14:51
        • Все правильно написано. С одним не согласен,что только в Казахстане
          народ лоялен к инородцам. А в России? Русским вообще по барабану какой
          национальности у них напарник на работе и в быту.Живи и не мешай другим, и все будет хорошо. Но стоит кому перейти грань общепринятой морали, берегись.Но это везде так.А национализм Нам зря пришивают.
          (15)
          8 октября'2013 в 17:30
          • бисмиЛлагь
            Никита Афанасьев, национализм есть везде, у каждого человека есть хоть крохи, но есть. Поддерживание родственных отношений это одно, а превознесение себя, рода, нации это то, что запрещено верующим. Перед Аллагьом все равны, но лучший тот, кто богобоязненнее.
            Хвала Аллагьу в начале и в конце!
            (881)
            8 октября'2013 в 18:08
            • БисмиЛлагь
              Немного отличается от росбалта:
              Алтын:
              - 18 сентября я летела в самолете рейсом Атырау - Астана авиакомпании «Скат». Агашка, на вид очень интеллигентный, сидевший в соседнем ряду, сразу же после взлета позвал стюардессу (девушка – русская) и начал ей с ходу на казахском языке предъявлять претензии по поводу надписи на спинке кресла, о том, что в тексте на казахском языке пропущена одна буква. Стюардесса ничего не поняла из его монолога и удалилась за помощью, надо полагать. К сожалению, ее напарница тоже оказалась русской и, соответственно, не смогла ничем помочь. Мужчина опять вызвал стюардессу и начал кричать, мол, «что ты себе позволяешь, пошла и быстро привела мне главного здесь!». Самолет маленький, и штат состоит из 4 человек: 2 стюардессы и 2 пилота. Естественно, командир не бросил штурвал и не побежал к пассажиру.
              Через какое-то время стюардессы начали разносить напитки. Когда они приблизились к агашке, он пнул одну из них ногой, простите, по попе. Девушка испуганно попросила помощи от мужчины, сидящего рядом. Дальше было еще хуже: этот агашка вскочил, снял пиджак и попытался ее ударить со словами: «Ты, идиотка, знаешь, где живешь! Посмотри вокруг!» и т.п. К счастью, в самолете оказался мужчина (кстати, потом я в нем признала нашего акима Ногаева), он жестко осадил агашку и объяснил ему об его ответственности за хулиганство и т.п.
              Ну дальше я этого не смогла вынести и пересела в другой конец борта…
              Номер рейса DV 715-SCAT, дата 18 сентября 2013 г., должны были вылететь в 8.20 утра, но вылетели с задержкой, около 11. Командир экипажа после полета вышел и стал выяснять у бушевавшего пассажира, в чем проблема. Затем ко мне подошел помощник Ногаева и попросил поставить подпись под коллективным заявлением от пассажиров о хулиганском поведении данного гражданина.
              Историю пассажирки Алтын подтвердил помощник акима области Кайрат Абуов:
              - Да, действительно в тот день мы летели этим авиарейсом. Этот человек, кажется, его имя Мейрамбек, вел себя очень грубо: кричал, пинал стюардессу. Хотел, чтобы к нему обращались на казахском языке. Нурлан Аскарович просто объяснил ему, что не обязательно это выяснять на борту. Нужно объяснять руководству авиалинии о необходимости двуязычия на борту. Все пассажиры подписали заявление на этого человека, которое потом мы отдали командиру экипажа. Инцидент был действительно очень неприятный.
              А Аллагь лучше Знает!
              (881)
              8 октября'2013 в 18:14
              • Было время в Алмате русские казахов называли калбиты ,звери .Сейчас опасаются говорить в открытую такие словечки .Оптимально конечно жить у себя на Родине ,меньше вероятность не стать жертвой несправедливости .Заметил такую закономерность когда человек слабый и добрый его часто обижают . А когда сильный и уверенный в себе можно везде борзеть .
                (11)
                8 октября'2013 в 18:38
                • С таким радикальным менталитетом ни одно государство не будет процветать, более того оно будет регрессировать. Что и происходит. Проблема заключается в присутствии в людях ненависти и злобы друг к другу. Во время репрессий, казахи того времени обладали гостеприимством, дружелюбием и милосердием к другим народам и нациям, которые находилисть там в ссылке. Они дали им кров и еду. Казахстан всегда был многонациональной страной. Это являлось его достоянием; все жили в дружбе и мире друг с другом. Но с распространением радикализма это государство пришло в упадок во всех планах. Сейчас там свирепствует криминал и мафия...
                  (-133)
                  8 октября'2013 в 20:30
                  • Ситуация сложная. Жалко с одной стороны девушку за полученные побои и за безграмотность в знании языка коренного народа, на территории которой она живет. С другой стороны, казах еще обошелся с ней не так грубо. В России к примеру не только за незнание языка, но даже за твое нерусское лицо, русские фашисты убивают моментально. Так что Я думаю, что казах прав в чем то. Но несмотря на это, я бы пинка дал не этой девушке, а самим казахским акынам и президенту за то, что он не создал "условия" для принудительного обучения казахскому языку. Если ты живешь на территории какого то народа, учи его язык, не хочешь: бушлат в руки и дуй в Псков. Но всеровно не стоило бы казаху, скатываться на уровень русских гопников и шовинистов, а потребовать хотя бы увольнения данной девушки с работы, а девушку оставить в покое. Тем более некоторые казахи и казашки не знают своего языка. Вот бить нужно их, а не иностранку.
                    (1112)
                    8 октября'2013 в 21:30
                    • Назад Избранное Поделиться Вперёд
                      ДОСТОВЕРНЫЙ ХАДИС О НАЦИОНАЛИЗМЕ

                      Этот хадис достоверный и эти слова принадлежат самому пророку (мир ему и благословение Аллаха).
                      Этот хадис приводят: имам Ахмад 5/136, аль-Бухари в «аль-Адабуль-Муфрад» 2/427, ан-Насаи в «ас-Сунан аль-кубра» 8864 и многие другие. Передается он со слов Убай ибн Ка’ба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
                      «Если вы услышите, как кто-то гордиться своим происхождением, как это было в джахилии, то скажите ему, чтобы схватил за член своего отца. И не говорите это в переносном смысле!»
                      Приблизительно так звучит этот хадис.
                      Понимание этого хадиса
                      «Если вы услышите, как кто-то гордиться своим происхождением, как это было в джахилии»
                      Речь идет о том, кто проявляет гордость и величавость своим племенем (нацией), родом, отцами и предками, как это делали во времена невежества (джахилии). См. «Лисан аль-‘араб» 15/53, «Гъарибуль-хадис» 1/301 Абу Убайда.
                      «Скажите ему, чтобы схватил за член своего отца»
                      Ибн Фарис сказал: “Слово «аль-‘ад» (схватить), означает схватить что-то зубами. Слово «аль-ханн» означает половой орган мужчины”. См. “Му’джам макъаис аль-люгъа” 4/48.
                      «И не говорите это в переносном смысле!»
                      Это значит: не следует стесняться употреблять в этом случае слово «член», заменяя его как-либо иначе! См. «ан-Нихая» и «Лисан аль-‘араб» 7/188.
                      Имам аль-Багъауи сказал: “Открытое заявление этого неприличного слова человеку, является его результатом причисления себя к своему племени и гордостью этим!” См. “Шарху-Ссунна” 13/120.
                      Шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Упоминание в хадисе члена отца, является наилучшим назиданием для того, кто проявляет высокомерие призывом джахилии! Пусть же схватит то, откуда он вышел, а это член его отца!” См. “Задуль-ма’ад” 2/400.
                      У этого хадиса, как и у всех прочих слов пророка (мир ему и благословение Аллаха), великий смысл. Эти жесткие слова, являются воздаянием человеку за это скверное качество - национализм. Следуя завету посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), следует сказать каждому националисту: Схватись за член своего отца, который стал причиной твоего причисления к его роду и причиной твоего высокомерия! См. также «Шарх аль-Адабуль-муфрад» 3/107.
                      Это один из самых жестких хадисов относительно запрета национализма, указывающий на величие этого греха! Национализм занимает одно из наихудших мест в Исламе. Каждый мусульманин обязан знать, что нет превосходства у какого-либо рода или нации перед другими, кроме как богобоязненностью и иманом! Сообщается, что Умар ибн аль-Хаттаб в свое время написал амирам войск: «Если люди начнут призывать друг на друга своими племенами, то бейте их мечом, пока они не начнут призывать друг друга Исламом!» Ибн Абу Шайба 15/33.
                      (10)
                      8 октября'2013 в 22:49