События

О 10-ом международном симпозиуме по книгам Саида Нурси «Роль и место Пророков в поиске Истины»

Древний и величественный город, расположенный на берегах Босфора и всегда имевший особое значение, известный ранее как Константинополь, а ныне как Истамбул, всегда привлекал к себе внимание народов и правителей и принимал у себя гостей со всего света. И ныне он является одним из центров мира. Центр торговый, интеллектуальный, религиозный. И на этот раз в конце сентября нынешнего года он вновь собрал у себя гостей со всех уголков планеты, съехавшихся на грандиозное и светлое собрание.

С 22 по 24 сентября в Стамбуле прошел очередной, уже 10-ый по счету, международный симпозиум, посвященный выдающейся личности современности – Бадиуззаману Саиду Нурси и его произведениям, известным под названием «Рисале-и Нур». Тема данного симпозиума - «Роль и место Пророков в поиске истины». Как и в последние несколько лет, география участников была весьма обширной: от Южной Африки до Северной Америки, от Филиппин до Австралии, от стран арабского мира до государств Латинской Америки, Саудовская Аравия и Ватикан, Восток и Запад – все отправили своих делегатов.

Со всех уголков планеты собралось множество людей, которые на протяжении нескольких дней могли в простой и непринужденной обстановке принять участие в симпозиуме с участием многочисленных профессоров и ученых - как религиозных, так и светских. В течение трех дней было зачитано более 100 докладов от представителей 40 стран мира. 

День открытия 10-го международного симпозиума прошел в большом зале спорткомплекса «Синан Эрдэм», вмещающем около 20 тысяч человек, который постепенно заполнялся в течение дня. Большая сцена была оригинально оформлена и представляла собой памятные места из жизни Саида Нурси: его дом в Барле, в котором он провел более восьми лет ссылки, дерево «Катран» причудливой формы, расположенное на вершине Сосновой Горы, на которое Бадиуззаман часто поднимался с целью уединения и размышлений о грандиозности и величии Божественного творчества, проявляющегося во всем окружающем мире. 

По традиции, после небольшого вступления ведущего, симпозиум открылся чтением Священного Корана. Всемирно известный хафиз из Египта шейх Махмуд Ат-Тухи прочел несколько аятов из суры «Аль-Анам», начиная с 82-ого аята и далее, в которых упоминаются многие Пророки и повествуется о Писании, Пророчестве и следовании Пути Истины. Далее выступили участники и гости симпозиума: Фарис Кая – глава стамбульского Фонда науки и культуры, организовавшего симпозиум; заместитель премьер-министра Турции Бекир Боздаг, поприветствовавший присутствующих от имени Реджеба Тайипа Эрдогана; мэр Стамбула Кадир Топбаш; глава Управления по делам религии Мехмед Гёрмез, прочитавший доклад, собранный из различных тем «Рисале-и Нур», и многие другие. 

Из зарубежных гостей в день открытия симпозиума выступил проф. доктор Аслам Ислахи из Индии, который обратился к аудитории на арабском языке, и после короткого приветствия поделился своим пониманием сущности книг «Рисале-и Нур». В частности, он сказал: «Рисале-и Нур» - это свет. Свет невозможно заковать в оковы границ. Делом Света является повсеместное распространение». Также он напомнил присутсвующим принципы Корана, призывающие верующих людей соблюдать основы братства и закрывать глаза на недостатки друг друга. В заключение он выразил свое пожелание, чтобы аналогичный симпозиум был проведен у него на родине в Индии.

Вслед за ним на сцену поднялась Кристина Ларген - преподаватель Геттисбергской Лютеранской духовной семинарии (США). Поприветствовав слушателей, она поделилась своей радостью по поводу участия в таком светлом и живом мероприятии и была приятно удивлена большим количеством женщин, присутсвующих в зале, чем вызвала бурю аплодисментов со стороны женской части зала. Ее выступление было посвящено межконфессиональному диалогу и значимости Бадиуззамана в этом процессе. В дальнейшем, по возвращении с симпозиума, она отправила благодарственное письмо организаторам, в котором поделилась своими впечатлениями. В нем говорилось следующее: «Я отправлялась на этот симпозиум в тот момент, когда в Кении в торговом центре Найроби был совершен теракт против мирных граждан и были захвачены заложники. Было много жертв и пострадавших. Я ехала с переполняющими меня страхами и опасениями: «Куда я отправляюсь, как меня встретят, о чем я буду говорить с мусульманами?». Но после того, как я повстречалась с присутсвующими на этом собрании людьми, после того, как ощутила всю эту светлую обстановку и взаимное теплое отношение друг к другу, все мои страхи прошли. Для себя я поняла одно: «Желающим понять истинную суть Ислама необходимо смотреть на эту религию через призму «Рисале-и Нур», воспринимать ее через этих людей, далеких от всяких крайностей и всего негативного...»

Следующим из выступающих был гость из соседней Сирии шейх Махмуд Хасани. Свою трогательную речь он начал следующими словами: «Во имя Аллаха, хвала Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Я приветствую всех вас, мои дорогие братья. Я прибыл сюда из многострадальной страны. По этой причине мне очень тяжело, у меня есть много чего печального поведать вам. Но сегодня я сконцентрирую свою речь на личности Бадиуззамана и его произведениях. Читая «Рисале-и Нур», я ощущаю себя словно в бескрайнем и глубоком море, в котором я не в силах должным образом плавать ввиду моей слабости. Начав изучать произведения Бадиуззамана, прочтя его биографию, я увидел, что этот муджахид Ислама воспитан нравственностью Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Его скорбь и раны не относятся к нему – это скорбь всей уммы. Его искренность отразилась в его произведениях. Бадиуззаман является Божественным даром исламской умме. Посредством него и его произведений Всевышний Аллах уберег основы веры уммы Мухаммада (мир ему и благословение) нынешнего времени и будущего поколения... В его произведениях вся вселенная громогласно возглашает: «ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯЛЛАХ». Читающие «Рисале-и Нур» с пониманием и размышлением ощущают себя так, словно находятся в центре вселенского круга поминания и восхваления Творца, в таком кругу, где главой зикра (поминания Творца) предстает Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Устаз Нурси никогда не переживал о своих личных трудностях и невзгодах. Находясь в тюрьмах и ссылках, подвергаясь постоянным гонениям и даже стоя перед эшафотом, он никогда не жаловался на судьбу. Ради сохранения истин веры он встречал все с терпением и смирением, и даже в тюрьме он был словно на троне... Он в неподражаемом и бесподобном виде доказал и обосновал все столпы веры, и из этого каждый может извлечь пользу...». Это лишь часть речи, прочитанной шейхом Махмудом Хасани. Но понять, с каким взволнованным сердцем и с какими чувствами он ее читал, можно будет лишь после того, как узнаешь немного о его судьбе. Еще совсем недавно Махмуд Хасани был состоятельным и известным человеком в своей стране. Он имел свою частную клинику и приносил много пользы людям. Но война все изменила. После того как он потерял все свое имущество и часть родных, после того как клиника была разрушена и было потеряно дело всей жизни, он вынужден был переселиться в Турцию. Там он и познакомился с книгами «Рисале-и Нур». Находясь недавно в Барле на ежегодном собрании, на который собираются ученики «Рисале-и Нур» со всего мира, он признался в одной из бесед: «Я потерял в своей жизни практически все и вынужденно переселился сюда. Но я не жалею об этом. Ибо я нашел нечто большее, чем мирское богатство. Я нашел «Рисале-и Нур». Потеряв материальное, я обрел духовное». На примере этого человека можно понять, в каких тяжелых условиях находится многострадальный народ Сирии, и в каком сильном утешении они нуждаются... 

Из многих интересных событий первого дня симпозиума можно выделить некоторые из них. Без преувеличения можно сказать, что особенным событием каждого подобного собрания, посвященного Бадиуззаману, является участие в нем его близких учеников. Мехмет Фырынджи Аби в свойственной ему скромной форме и очень кратко обратился к присутствующим. Вслед за ним выступил Абдуллах Йегин Аби, который также после краткого вступления, дабы не привлекать внимания к своей личности, прочел урок из темы «Говорит только Истина», в которой Саид Нурси разъясняет причины того, почему на этом пути служения Корану и вере ему пришлось столкнуться со столькими трудностями и испытаниям. Желающие могут обратиться к этой теме, дабы понять суть и принципы искреннего служения вере. 

Также оставившим впечатление был момент, когда на двух больших экранах, расположенных по обе стороны сцены, совершая своеобразный экскурс в историю, появились отрывки с прошлых симпозиумов, в которых были показаны участники, которые уже покинули этот мир. В этот момент вряд ли кто из зала не был тронут, когда увидел на экране всеми любимого Мустафу Сунгура, почтившего своим присутсвием прошлый симпозиум, прошедший три года назад. Вспоминая их, были зачитаны слова Бадиуззамана: «Один из нас на востоке, другой на западе, один в этом мире, другой в ином. Но где бы мы ни были, мы вновь вместе...».

Но самым, можно сказать, неожиданным и приятно удивившим был момент, когда на балконе Барлинского дома, что был расположен в самом центре сцены, появилась голограмма Бадиуззамана. Представ перед собравшимися в своем привычном облачении, в длинном халате и чалме, он обратился к ним: 

«Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух. Мои дорогие и верные братья, знайте, что пророчество в человеческом роде является итогом и основой добра и совершенства в человеке. Религия Истины – это некий каталог и содержание счастья. А вера – это чистое и абсолютное благо. Поскольку во вселенной видна яркая красота, обширное и возвышенное добро, явная истина и безграничное совершенство, то очевидно, что истина и правда заложены в пророческой миссии и находятся в руках Пророков. А заблуждение, зло и вред находятся у противоположной стороны. Подобно тому, как солнце не может быть без своего сияния, так же невозможно, чтобы Божественность не проявила бы себя, не отправляя Пророков. 

И возможно ли, чтобы Тот, Кто украсил Вселенную творениями, которые раскрывают совершенства всех Его имен, делая ее похожей на дворец, украшенный удивительным мастерством, оставил бы ее без разъясняющего путеводителя?..

И возможно ли, чтобы Хозяин Вселенной не сообщил скрытой тайны о цели ее преобразований, о том, что ждет ее в конце, и чтобы не открыл Он посредством посланника загадки стоящих перед всеми трех сложных вопросов: «Кто ты? Откуда ты пришел? Куда направляешься?».

И возможно ли, чтобы Всемогущий Творец, Который через эти прекрасные творения знакомит с Собой обладателей разума и ценными дарами пробуждает в них любовь к Себе, не сообщил бы им через посланника о том, чего Он желает и чего от них ждет?

И возможно ли, чтобы Тот, Кто создал Человечество постоянно обеспокоенным множеством вещей, но по причине наличия разума и по способностям готовым ко всецелому поклонению, не пожелал бы посредством одного учителя-наставника повернуть их лица от множества к единству?..

И еще имеется множество подобных этим обязанностей пророчества, каждая из которых является твердым доказательством того, что Божественности без пророческой миссии быть не может...

Извечное Могущество, не оставляющее даже муравьев и пчел без своей главы-королевы, конечно же, не оставит человечество без Пророка... 

Друзья мои, приветствую вас каждого в отдельности и поздравляю всех с этим светлым праздником». 

Во время этого обращения было ощущение реального присутствия Бадиуззамана, словно он сам читает урок о сути и значимости пророчества для всего человечества. 

Конечно же, это не все события дня открытия симпозиума, длившегося с 10 до 15 часов, было еще много интересного. Вторая часть дня продолжилась на двух пароходах, на которых все приглашенные, участники симпозиума, которых было более пятисот, отправились на экскурсию по Босфору, во время которой у гостей имелась хорошая возможность ближе познакомиться друг с другом и пообщаться на различные темы. 

Следующие два дня симпозиума проходили в трех просторных залах отеля WOW, в которых одновременно с 9 до 18 часов читались доклады на различные темы, посвященные Пророчеству. Вот лишь некоторые из них: «Пророческое наставление и наследники Пророков»; «Определение Пророчества, его необходимость, миссия и пользы»; «Оживление Сунны в повседневной жизни в свете «Рисале-и Нур»; «Пророческие пути решения проблем современности через призму Нурси»; «Роль благородной Сунны в обеспечении счастья ближнего и иного мира» и др. Также было несколько тем, посвященных непосредственно межконфессиональному диалогу, которому Бадиуззаман уделял особое внимание. Вот некоторые из тем: «Пророческая миссия Исы (мир ему) и христианско-мусульманский диалог», «Пророк Иса (мир ему) и межрелигиозное сближение», «Иса и Пророчество: новый взгляд с точки зрения «Рисале-и Нур» и др.

В общей сложности было прочитано около ста докладов, многие из которых имели привлекательное визуальное оформление. После каждого из докладов у присутствующих имелась возможность задавать вопросы, после чего все плавно переходило в обсуждение темы. Иногда слушатели просили слово лишь за тем, чтобы поблагодарить докладчиков за столь интересные темы, а некоторые из них даже отважились прочесть свои стихи, вдохновленные чтением «Рисале-и Нур». Обстановка в аудиториях располагала к дружественному общению и обсуждению настолько важной темы, как Пророчество и его значимость для человечества. 

Каждый из докладов освещал ту или иную сторону Пророчества. На примере некоторых из них можно сделать определенные выводы. Например, проф. доктор Мухйиддин Афифи из египетского университета «Аль-Азхар» прочел доклад на тему «Пророческое наставление и наследники Пророков», в котором он, беря за основу одну из тем Бадиуззамана, разъясняет, насколько необходимо следовать Сунне, дабы достичь довольства Всевышнего и заслужить Его любовь. «Ученые – это наследники Пророков», «Призывай к пути Господа твоего с мудростью и прекрасным увещеванием», «Пророки напоминают нам о Единобожии, которое вложено в наше естество», «Вера требует Единобожия, Единобожие – покорность Богу, покорность же влечет за собой упование на Аллаха, а плодом упования является счастье в обоих мирах» – это лишь некоторые цитаты, прозвучавшие в аудитории. Также неоднократно была упомянута «Дамасская проповедь» Бадиуззамана, содержащая в себе лекарства от многих болезней современности. 

Особенно стоило бы отметить живое и эмоциональное выступление лектора из Азербайджана, преподавателя Азербайджанской Государственной Академии Наук – Бильгейс Мамедовой, прочитавшей доклад на тему «Пророческая миссия и вера в Единобожие». Речь Бильгейс ханум запомнилась всем своей искренностью, идущей от сердца. В определенный момент во время цитирования аятов Корана она с трудом сдерживала слезы от нахлынувших чувств. Немногим позже, уже во время обсуждения темы залом, своими признаниями в том, насколько неоценимая милость оказана нам – слабым, нуждающимся, переполненным недостатками и пороками людям – со стороны Божественной заботы и Сострадания посредством доведения до нас Истины через пророков и раскрытия истин Веры благодаря дару «Рисале-и Нур» современному человечеству, она заставила прослезиться и большую часть присутсвующих в зале. Такая речь, встреченная бурей аплодисментов, конечно же, надолго запомнится многим. 

Постоянный участник симпозиумов проф. Юнус Ченгель, являющийся преподавателем Невадского Университета Рено (США) и Университета им. Аднана Мендереса (Турция) в очередной раз подготовил интересный доклад. На этот раз он преподнес на суд аудитории прекрасно оформленную иллюстрацию на тему «Чудо – дилемма законов физики». Если описать в двух словах эту длинную и весьма увлекательную лекцию, то основная ее суть сводилась к тому, что царящие во вселенной законы физики не действуют сами по себе, спонтанно и без управления, а подчинены Одному Законодателю, который управляет ими и распоряжается по своему усмотрению, порой свершая нечто такое, что противоречит их обычному установленному порядку. И чудеса, многократно проявлявшиеся в руках Пророков и полностью противоречащие всем известным законам физики, являются прямым тому доказательством. И в данном случае на ум приходит естестенный вопрос: «природа – творец или творение?». Для людей, близко знакомых с «Рисале-и Нур», ответ на него давно очевиден...

Как было сказано выше, география участников симпозиума была весьма обширна. Помимо уже упомянутых стоит отметить, что на этот раз в качестве докладчиков приняло участие четыре представителя Азербайджана, проф. Канибек Какисов из Кыргызстана и Эльмира Ахметова из Казани, представлявшая Малазийский международный институт исламских исследований. Она подготовила на английском языке доклад «Взгляд Ибн Аль-Фараби, Ибн Сины и Саида Нурси на роль религии и Пророков в формировании цивилизации». 

Как бы ни хотелось, но невозможно описать все увиденное и произошедшее в течение этих трех насыщенных дней 10-ого Международного симпозиума, который в очередной раз привлек к себе внимание общественности со всего мира. Симпозиум завершился вечером третьего дня в большом зале отеля WOW. По сложившейся традиции в этот вечер выступали живущие ученики Бадиуззамана. Саид Оздемир Аби после некоторых воспоминаний о прошлых временах служения рядом с Бадиуззаманом прочел длинное дуа (молитву) для присутствующих и всех мусульман мира, и египетский хафиз Махмуд Ат-Тухи завершил это светлое собрание своим прекрасным чтением Священного Корана. 

Очередной симпозиум, посвященный – без преувеличения можно сказать – одной из самых незаурядных личностей современности, Бадиуззаману Саиду Нурси, оказавшему огромное влияние на формирование целого мировоззренческого подхода ко многим вопросам и проблемам, беспокоящим человечество нашего времени, уже стал достоянием истории. Его произведения, читаемые во всем мире и переведенные на 50 языков, давно перестали быть просто книгами и трудами религиозного или философского характера. На сегодняшний день «Рисале-и Нур» – это удивительное и необычайное явление, собирающее вокруг себя представителей различных слоев общества, различных сфер деятельности, разных возрастов и социальных слоев, различных религий и конфессий и т.д. По словам самого Саида Нурси, истинным Бадиуззаманом, т.е. «Дивом времени», является «Рисале-и Нур». Также Саид Нурси в свое время предсказывал, что «Рисале-и Нур» способен осветить его век и век следующий, чему все мы являемся свидетелями. Эти «Трактаты Света» («Рисале-и Нур»), получающие свой свет от солнца Корана, свободно и беспрепятственно распространяют свой Нур во все уголки планеты, проникая в самые глубины человеческих душ и сердец и освещая их умы и мысли. Отвечая простым и доступным языком на самые важнейшие вопросы, беспокоящие человечество во все времена: «Кто ты? Откуда ты пришел в этот мир? Куда направляешься?» – «Рисале-и Нур» дает каждому человеку возвышенный смысл его жизни и воодушевляет к бесконечному развитию и прогрессу, показывает пути познания и приближения к Господу Миров. В конечном итоге такой человек становится способным достичь духовной степени халифа земли, т.е. считаться истинным наместником Творца Небес и Земли на этой небольшой планете, являющейся колыбелью человечества... 

Несомненно, что в наш неспокойный век, когда человечество задыхается под гнетом войн и несправедливости, насилия и жестокости, вероломства и предательства и многих других болезней и катаклизмов, переворачивающих вверх дном все общепризнанные принципы человечности и лишающие людей спокойного и достойного существования, подобные собрания необходимы людям в степени воздуха и света, хлеба и живой воды. Также несомненно и то, что каждый из присутствующих на этом светлом собрании, прибывший на него со всех концов планеты, получив частичку этого света, вернется к себе на родину и передаст ее своим родным и близким, друзьям и знакомым, там самым в какой-то мере исполнив ту самую необходимую и важную для всего человечества миссию, что несли в себе пророки и посланники...

На видео: выступление на симпозиуме заместителя премьер-министра Турции Бекира Боздага:

Комментарии 0