Общество

Полиция и российское общество. Полиция и мусульманская община

     

1 марта 2011года вступил в силу закон «О полиции». Было высказано множество суждений, как правило, критичных, относительно качества принятого закона. Несмотря на то, что в ходе работы над ним, россиянам была презентована новая «демократическая игровая приставка», в виде предварительного публичного обсуждения проекта закона, в ходе которого было сделано 20 000 замечаний. Итог – закон принят практически в первоначальном виде!

Я не вижу необходимости углубляться в юридические коллизии и копаться в деталях закона, ибо он уже принят и подобные рассуждения вряд ли принесут какую-либо практическую пользу.

Предлагаю рассмотреть ситуацию в другом ракурсе. Что стало лейтмотивом появления закона «О полиции», и какова цель этого политического действия?

В какой политической обстановке возникла мысль о разработке и принятии этого закона?

В РФ сложилось положение противостояния между МВД и остальными гражданами. Подтверждением этому служат разгоны «несогласных», незаконные поборы со стороны сотрудников ведомства, пытки в милиции, как следствие ответные нападения на милиционеров, местами трансформирующееся в элементы гражданской войны, как в случае с «дальневосточными партизанами» или «лесными» в Дагестане. Тенденция к гражданско-корпоративной войне все отчетливей начала обозначаться, учитывая, что российский народ весьма криминализирован. Увы, наследие 90-х г.г.

Власти же долгое время не внимали чаяниям народа, но когда ситуация стала выходить из под контроля, ибо значительная часть населения начала героизировать, в частности «дальневосточных партизан», как людей бросивших вызов коррумпированной власти, в лице сотрудников МВД. А так ведь и до революционных движений недалеко. Вкратце, так можно охарактеризовать реальность, в которой власти начали думать о купировании столь не радужной перспективы.

Также хотелось бы понять каковы причины породившие столь взрывоопасную ситуацию.

Как случилось, что структура МВД, которая по своему предназначению призвана обеспечивать общественную безопасность, т.е. обеспечить получение нами наших гражданских прав, в число которых входят право на жизнь, здоровье, частную собственность, личное достоинство, сама стала угрозой общественному спокойствию, тем самым спровоцировала гражданское противостояние, грозящее перерасти в вооруженную войну?

МВД создано для охраны и защиты прав и свобод, гарантированных нам, гражданам этой страны, Конституцией РФ. И это без всякого пафоса. Да и Конституция РФ это не нечто заоблачное и декоративное – это договор граждан и правления относительно практических принципов регулирования их взаимоотношений друг с другом.

С моей точки зрения, именно с этой основы нужно анализировать ситуацию и искать причины каким же таким образом народная милиция вступила в конфликт с народом.

Возвращаясь к сути Конституции РФ, я нахожу, что главными участниками всех государственных процессов являются граждане и власть, управляющая ими, в их же интересах.

Власть для исполнения своих функций наделена различными государственно-административными инструментами. Как, например, министерство образования, которое обеспечивает доступ граждан к «бесплатному» и «качественному» среднему образованию, или министерство здравоохранения обеспечивает право на здоровье и т.д.

В том числе и МВД обеспечивает охрану прав и свобод граждан от преступных посягательств, как со стороны отдельных несознательных граждан, так и со стороны государственных структур.

Большинство граждан как продемонстрировали последние события и публичное обсуждение, абсолютно не ощущает, что данный государственно-административный инструмент, находящийся в руках власти служит для охраны их безопасности, больше того граждане наоборот чувствуют себя в опасности от действий оного.

Почему? Потому что люди, в чьих руках находится этот инструмент не используют его в предназначенном созидательном русле, а действуют в кардинально противоположном деструктивном направлении.

От МВД не требуется охранять права простых граждан, их первостепенной задачей стало охранять корыстные интересы узкой группы людей, незаконно изъявшей у другой части населения страны принадлежащее ей права.

Именно по этой причине мы ощущаем постоянно нарастающий прессинг со стороны МВД, сопровождающийся массовым нарушением наших гражданских прав, в случае если мы все таки начинаем вспоминать что они у нас есть.

А чтобы этот инструмент был послушен в руках узурпаторов, его стараются комплектовать соответствующими кадрами. Требования просты. Отсутствие желания размышлять, отсутствие гражданской позиции, лояльность к власти денег, фанатичность в исполнении приказов за денежное вознаграждение, при этом безразличие к тому, кто и на какие деньги их отдает.

Надо отдать должное, видимо у нас еще не все прогнили, ибо в рядах МВД находились сотрудники не желающие быть соугнетателями своего народа, кто-то уволился, решив не переступать через свое человеческое достоинство, кто-то, набравшись мужества, открыто выступил против превращения МВД в подобие преступного сообщества, обеспечивающего охрану криминального бизнеса узкой группы людей.

Таким образом, мы и подошли к истокам появления такой проблемы как рождение коррумпированного карательного государственного монстра из некогда великодушного «дяди Степы», охраняющего безопасность своих граждан.

«Матерью» этого чудовища заслуженно можно считать российскую систему правления.

Вполне понятна реакция сограждан уставших от откровенного произвола чинимого в отношении них. Управляемые бьющими через край эмоциями, они обрушили весь свой гнев на проводников чужой воли, в лице сотрудников МВД. Однако это не разумно и не продуктивно, ибо как часто это бывает, истинный виновник, так сказать организатор бед преследующих простой люд, остался в тени и продолжил свои манипуляции.

В лучших традициях жанра, в разгар разожженного им конфликта, искусно облачившись в маску «доброго царя», истинный виновник вышел на авансцену. Изобразив искреннее недоумение и сожаление о столь трагичной ситуации, он энергично начал тушить огонь разгорающегося гражданско-корпоративного противостояния.

Сценарий спектакля с названием «Как народ объегорить» - прост. Кстати говоря, уже успешно воплощен в жизнь, причем не единожды.

Действие первое. «Добрый царь» негодует «Кто посмел народ обижать?», «На плаху негодного!». Сняли пару тройку генералов.

Действие второе. «Народ, кого хотите на место убиенного чудовища?» Предложили полицию, дали возможность почувствовать себя «вершителями своих судеб», - публично обсудить закон «О полиции», да и рейтинг благодетелям приподнять.

Действие третье. «Чудовище мертво, да здравствует новое…». Милиция прекратила свое существование на бумаге. Имитация смерти. Также на бумаге появляется полиция. Народ ликует. Победа! Возрождение надежды на светлое будущее под защитой полиции, которая как в западных правовых государствах, будет блюсти права своих сограждан «не щадя живота своего».

Похоже на трагикомедию, не правда ли?

Азартный российский народ в очередной раз наивно сел за карточный стол для игры с «карточным шулером». Но разве сменив колоду карт, играющий его шулер меняет свою сущность, а в новой колоде, те же «крапленые» тузы, короли и другие, всем известные персонажи.

В общем, наблюдаем очередной виток на спирали истории. Владелец инструмента не сменился, его корыстные интересы также остались прежними. Следовательно, инструменту сменили название, а не его суть и будут использовать в тех же «уродливых целях – оберегать благополучие «хозяев этой жизни», причем любыми средствами».

Позже народ разочаровавшись осознает очередной обман, начнет негодовать и через какое-то время мы вновь вернемся в исходное положение гражданско-корпоративного противостояния, а наблюдающий за всем этим действием «кукловод» предложит новую «постановку» для восстановления спокойствия в его «кукольном царстве».

Горько! А вам? Но, еще больше меня тревожит другое. Я исповедую Ислам и состояние моих единоверцев меня интересует в большей степени, подобно тому, как беды постигшие родного брата чувствуются острее нежели беды дальнего соседа. В связи с этим я хотел бы перенести свои помыслы в сферу дел граждан РФ исповедующих Ислам. Общероссийские проблемы неизбежно проецируются и на нашу общину. Среди нас также есть просто граждане, исповедующие Ислам и граждане, исповедующие Ислам и наделенные властными полномочиями, по-новому полицейские.

Общее противостояние между гражданами и сотрудниками МВД переносится и в нашу среду. Со всеми вытекающими из него, это неприязнь, враждебность и т.д.

В результате одни притесняются за то, что осмеливаются реализовать свои права, на общественно-политическую деятельность, основываясь на своих религиозных убеждениях, другие же либо слепо следуя ложной информации и собственному невежеству, либо желанию обеспечить себе, материальное благополучие и карьерный рост, а возможно по принуждению, выступают в роли притеснителей своих единоверцев.

Тем самым углубляется разобщенность между мусульманами. Кроме того, что мы умудряемся делиться на основе национализма, возраста, социальной принадлежности, так еще начинаем делиться по признаку принадлежности либо к полиции, либо нет.

Это понятие настолько укореняется в умах некоторых мусульман, что они ведут друг с другом ожесточенную борьбу, с одной стороны, объединенные корпоративным духом мусульмане – полицейские, а с другой мусульмане не полицейские, те и другие нанесли друг другу столь глубокие раны, что месть стала чуть ли не смыслом жизни обеих сторон.

Все это напоминает жизнь по «уголовным понятиям», которыми пронизана российская действительность, смысл которых сводится к вечной войне между «братвой» и «ментами», в которой может выжить только одна сторона, с одной лишь особенностью – эта война приобретает еще и религиозный окрас.

И так, проблем большое количество, кстати, до сих пор нерешенных, так ко всему прочему, молодой мусульманин ставится перед выбором – чью же сторону ему принять, кто станет его противником, против кого бороться.

При любом выборе результатом будет одно – это ненависть к братьям мусульманам, стоящим по противоположную сторону «баррикад». И это аномально!!!

Мы тоже словно стали куклами в чьем-то чудовищном спектакле, действуя согласно отведенным нам ролям.

Предлагаю совладав с эмоциями попытаться трезво обдумать этот вопрос и возможно Всевышний даст найти решение предполагающее начало пути к сближению, а не к отдалению и вражде.

Аллах в Коране установил основой для наших взаимоотношений – братство и любовь: «Воистину, верующие – братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может вы будете помилованы»(Аль Худжурат 10).

Это незыблемый фундамент из которого выстраиваются наши взаимоотношения.

Возможно, кто-то воскликнет: «Опять двадцать пять, снова поговорим о «вселенской любви», «ударили в одну щеку, подставь другую»!»

Я прошу вас проявить терпение и узнать точку зрения брата до конца, это и будет началом практической реализации закона о братском отношении друг к другу.

Если я ошибусь в своем суждении, то поправьте меня и это также будет проявлением братского отношения.

Всевышний не оставил какие-то вопросы без своих решений, в том числе он показал нам, где мы оставаясь братьями тесно сотрудничаем, а где отворачиваемся, категорически не участвуем и не помогаем друг другу.

Всевышний Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (Аль Маида : 2)

Благочестие и богобоязненность – добро. Добро – это то, что Аллах разрешил, сделав дозволенным – халяль.

Грех и вражда – зло. Зло – это то, что Аллах запретил, сделав недозволенным – харам.

В случае если брат совершает дозволенное, то на другом лежит обязанность проявлять к нему братскую любовь помогая в этом. Если же брат совершает запрещенное, то на другом лежит обязанность проявлять к нему братскую любовь, отказывая в помощи и удержании его в совершении греха. Каким образом это осуществлять Ислам также регламентировал, об этом можно узнать из книг по фикху.

Возвращаясь в основное русло обсуждаемой темы, осталось выяснить чем же является полиция с исламской точки зрения – дозволенным или запрещенным делом, и на основании этого определить какими должны быть наши братские отношения между мусульманами, работающими в полиции и остальными.

Во-первых, я хотел бы обратиться к основе нашего мышления базирующегося на Коране – Речи Аллаха, обращенной к нам, Его рабам, - к его сути.

Коран – это система законов для организации полноценного осуществления всех прав и обязанностей, необходимых для гармоничной жизнедеятельности каждого человека и общества.

Следовательно, наличие прав, обязанностей и законов, согласно которым они реализуются, требует структуры, которая обеспечивала бы получение принадлежащих человеку прав и исполнения, возложенных на него обязанностей, в случае если покушаются на первые и игнорируются последние.

Безусловно, это государство. Но и оно нуждается в аппаратах, посредством которых оно будет реализовывать свое предназначение.

Пророк Мухаммад (с.а.с.) положил начало созданию такого аппарата, брав охранников до момента ниспослания аята : «Аллах защитит тебя от людей» (5:67).

Позже по мере расширения исламских территорий и необходимости обеспечить в них безопасную жизнь граждан Умар (р.а.) образовал административные учреждения имевшиеся в Персии. Учитывая, что сахабы выразили свое согласие этим поступкам Умара (р.а.), то это будет являться шариатским доказательством - «иджма ус-сахаб», на дозволенность наличия административных госаппаратов, в виде министерств, учреждений, диванов, т.е. структур, управляющих делами людей в различных сферах их жизнедеятельности. Например, министерство образования, здравоохранения, а также и министерство внутренних дел.

Хочу сделать акцент на том, что в исламском государстве такая структура называется «шурта», в современном понимании - полиция.

В толковом словаре арабского языка говорится, что данное слово имеет следующий смысл – лучшая часть чего-то.

Говоря же о том, что этот термин имеет отношение к государственным административным аппаратам, мы, рассматривая важность исполняемых ими функций, можем обнаружить, что полиция исполняет самую ключевую роль в обществе – защищает права граждан и других госаппаратов. В число этих прав входят право на жизнь, здоровье, личное достоинство, труд, неприкосновенность жилища, частную собственность и так далее, при этом не имеет значения раса, национальность, вероисповедание, пол, возраст, профессиональная принадлежность, состояние здоровья.

И я не ошибусь, что это права данные Шариатом Всевышнего каждому гражданину. Следовательно, вполне закономерно наименование этой структуры как шурта – лучшая часть чего-либо. Таким образом, наличие полиции, как структуры имеет место в Шариате Всевышнего Аллаха, а значит это добро, признак благочестия, и в осуществлении этого дела мы, претворяя братскую любовь должны помогать друг другу. Это что касается основы вопроса.

Во-вторых. Я уже словно слышу возражения типа : «Но это же о полиции в исламском государстве, которая обеспечивает защиту и реализацию шариатских прав, а мы-то живем не в исламском государстве, а следовательно уместно ли утверждая дозволенность исламской полиции, утверждать то же относительно полиции неисламского государства, например России?»

Такой вопрос справедливо задать. Да, действительно, это различие имеется. И надо сказать, учитывая возможное употребление таких терминов как «исламская полиция» и «неисламская полиция», ответ, казалось бы становится очевидным. Естественно неисламская полиция однозначно запрещена Шариатом. Возможно, что оппоненты приведут в доказательство своей правоты аяты запрещающие судить не на основе закона Аллаха, в которых люди, нарушающие этот запрет именуются тиранами, неверными, нечестивцами. Но вот вопрос, являются ли эти аяты доказательством на эту тему? И правильно ли понята реальность относительно, которой ищется решение Аллаха?

Ранее я уже коснулся вопроса относительно реальности полицейского аппарата в Шариате. Исходя из этого предлагаю брать за основу то, что по своей сути полиция не относится к судебной власти, а является лишь административным госаппаратом, подобно министерству образования, здравоохранения, по налогам и сборам, министерству печати. Т.е. он абсолютно не имеет отношения к делам правления, в область которых входит принятие главой государства той или иной системы для жизни, общества тех или иных законов для разрушения судебных тяжб, будь то гражданские, уголовные или конституционные разногласия. Поэтому если говорить об аятах, которые могли бы привести оппоненты и о которых упоминалось выше, то они не являются доказательствами на вопрос дозволенности полиции в неисламской стране, а будут доказательствами на запретность принятия правителем законов не от Аллаха и вынесения судебных решений на их основе, а также удовлетворенность этими решениями.

А административные госаппараты, не принимающие те или иные законы в сферах своей деятельности, будут являться из числа способов управления относящихся к общецивилизационным вопросам, именно поэтому Умар (р.а.) перенял у персов и образовал по их прототипу административные аппараты.

В-третьих, здесь есть другой важный аспект, влияющий на дозволенность или запрещенность того или иного административного госаппарата. Этим аспектом является закон Шариата, касающийся вида деятельности для организации и управления которым создан тот или иной административный госаппарат. Если вид деятельности согласно Исламу считается дозволенным, то и соответствующий аппарат, созданный для его осуществления будет дозволен. Если же вид деятельности запрещен, то и госаппарат будет запрещен.

Самым простым примером демонстрирующим этот принцип может быть книга, как общецивилизационный способ получения информации, являющаяся в своей основе разрешенной, но если в этой книге содержится описание сцен прелюбодеяния, то в силу того, что прелюбодеяние запрещено, то и книга содержащая этот материал будет запрещена к использованию. Если же для ее тиражирования и распространения создано соответствующее книжное издательство, то и оно будет попадать под запрет. Аналогично обстоят дела и с административными госаппаратами. Например, министерство здравоохранения организовывает и управляет больницами, работой врачей и их техническим оснащением. В Исламе забота о здоровье в виде профилактики заболеваний и их лечения – дозволено, соответственно и министерство здравоохранения дозволено и работа в его подразделениях также дозволена для мусульман и не имеет значения исламской страны или нет. Или министерство образования организовывает и управляет деятельностью учебных заведений, преподавателей и их техническим оснащением. Не открою для вас чего-то нового сказав, что получение образования дозволено, а следовательно и соответствующее министерство дозволено, как и работа в нем.

Если говорить о противоположных примерах, то ярким примером может быть министерство по налогам и сборам, налоговая полиция, да, и, в Исламе есть система налогообложения, но она строго регламентирована Всевышним как по виду, количеству налогооблагаемого имущества, так и по сумме взимаемых с него средств. Налоги собираемые с граждан в неисламском государстве не базируется на Исламе, а следовательно вменение таких налогов будет считаться незаконным присвоением личного имущества граждан, а это запрещено. Значит и госаппарат созданный для незаконного , с точки зрения Ислама, отбора имущества у граждан тоже будет запрещен, как и работа в нем. Здесь стоит оговориться, сделав поправку на то, что запрещенной будет считаться та работа, которая непосредственно связана с исчислением и сбором налогов, то есть руководитель, налоговый инспектор, налоговый полицейский и так далее, но к этому перечню не будет относиться электрик, чинящий электропроводку, охранник, охраняющий имущество сотрудников учреждения и тому подобные виды работ.

Также из этой серии может быть пример с Центробанком. Как административный госаппарат он призван регулировать, хранить и приумножать финсредства государства, но одной из основ этого приумножения является предоставление процентных ссуд более мелким банкам, то есть ростовщические операции, что ясно и категорично запрещается Исламом, следовательно запрещен и созданный для этого госаппарат и работа в нем, непосредственно касающаяся выделения процентный кредитов.

Теперь можно вернуться к основному предмету рассмотрения, т.е. к такому административному госаппарату, как полиция. Если говорить об Исламе, то как было уже сказано, она создана для защиты шариатских прав на жизнь, здоровье, личное достоинство, т.е. всего того, что Господь согласно Своему Шариату дает любому гражданину исламского государства. Чтобы понять для осуществления каких дел предназначена полиция в неисламском государстве, например в РФ, то необходимо обратить внимание на закон «О полиции». В нем в главе 1, статье 1 говорится.

1.Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также-граждане, лица)для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2.Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3.Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти…(идет перечисление госорганов), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее-организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее-должностные лица) в защите их прав.

После ознакомления, я нахожу, что это те же дела, что имеют место быть в Исламе, а следовательно, и наличие аппарата для их осуществления – дозволено, а также и работа в нем на мой взгляд дозволена, ибо посредством нее мы можем защищать данные нам Аллахом шариатские права.

В-четвертых. Но это еще не все. Есть другие нюансы, которые важно отметить, несмотря на дозволенность работать в том или ином госаппарате неисламской страны. А именно, мы, будучи мусульманами, находимся под главенством Шариата Всевышнего Аллаха, поэтому мы в своих действиях руководствуемся только Его законами, т.е. все наши поступки совершаются согласно критериям – халяль или харам.

Следовательно, мы мусульмане, проживающие на неисламских территориях и работая в административных госаппаратах этих стран, в первую очередь исполняем все дела только из-за того, что они дозволены Всевышним Аллахом, а не из-за того, что они приказываются административными правилами этих учреждений.

Поэтому вполне возможно, что в административном госаппарате неисламского государства созданным для осуществления дозволенного Аллахом дела могут отдаваться распоряжения входящие в категорию запрещенных к исполнению дел. Например, работая в министерстве образования чиновником, составлять указы о смешанном обучении совершеннолетних парней и девушек, ибо смешение полов для исполнения одного объединяющего дела считается ихтилятом(смешение) из числа запрещенных Шариатом. Или будучи учителем средней школы преподавать предмет «этика и психология семейной жизни», ибо его содержание противоречит социальной системе в Исламе. Или же запрещать девушкам одевать исламскую одежду.

Возможно работая врачом в одной из клиник входящих в состав министерства здравоохранения, делать аборты или отказывать нуждающемуся в оказании необходимой медпомощи. Естественно, если мусульманину или мусульманке приказывается исполнение подобных дел, противоречащих Исламу, нужно категорично отказываться от их выполнения, ибо они харам. Сделать это необходимо невзирая на последствия, угрозы начальства, потому что этого требует богобоязненность перед Аллахом, Господом Миров, бояться которого должно более нежели людей.

Аналогично и в ситуации с полицией. Если мусульманину-полицейскому приказывается следить за своими единоверцами, не имеющими отношения к совершению харама (кража, грабеж, убийства и т.д.), доносить на них, препятствовать совершению религиозных дел, мешать распространению Ислама, или не дай Бог, пытать, убивать мусульман, то категорично нельзя повиноваться таким распоряжениям, ибо в них приказываются дела ненавистные Аллаху.

Любой мусульманин, живущий в неисламской стране причем, как и в исламской, и работающий в полиции или в каком-нибудь другом госаппарате может избежать исполнения распоряжения приказывающего харам, зная и руководствуясь двумя шариатскими правилами: 1. нет подчинения созданному, если это ведет к неподчинению Создателю. 2. не бойся людей в отношении с Аллахом и бойся Аллаха в отношениях с людьми.

Остается лишь изучать какие дела в религии Аллаха дозволены, а какие запрещены, а потом сопоставлять с полученным знанием поручаемые ему его начальством дела. Если приказывается совершить запрещенное дело, отказаться от его исполнения, больше страшась гнева Аллаха и горьких последствий от Него, нежели от людей, даже наделенных властью ибо по сравнению с Властью Аллаха их власть ничтожна. Аллах сказал: «Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня!» (5:44)

В таком поведении и будет проявляться братское отношение мусульманина к своим единоверцам.

Мусульманам не работающим в полиции не следует поддаваться общему настроению, что конечно же видится одним из самых простых решений, не идти на поводу у эмоции, огульно презирая и клеймя всех братьев мусульман, работающих в полиции. Нужно понимать, что они не совершают харам придя работать в полицию, они не предают исламскую общину, скорее наоборот они могут совершить много добра, защищая в том числе и наши шариатские права на жизнь, здоровье и так далее, а также права наших близких, за что они достойны благодарности.

Порицания заслуживают лишь те мусульмане из числа полицейских, что не боясь своего Господа, не стыдясь людей совершают греховные дела, такие как получение взяток, поборы, незаконное применение силы, оскорбления и т.д. Таких нужно спешить предостеречь и удержать от дальнейшего упорства в грехе.

При таком взгляде есть шанс, инша Аллах, устранить проблему разделения мусульман и вывести их из состояния противостояния между неполицейскими и полицейскими, избавиться от чувства взаимной неприязни, которые выгодно только шайтану и его приспешникам.

А, молодой мусульманин не будет озадачиваться несуществующим вопросом : «На чью же сторону мне встать?», ибо будет знать, что никакой стороны нет, а есть единая исламская умма и если он выбрав профессию полицейского, не совершает неугодных Богу дел, то нет ему порицания от Всевышнего и людей, более того он имеет возможность совершить много богоугодных дел.

В заключении прошу Всевышнего простить меня, если я допустил ошибку в своих суждениях и наставить меня на истинный путь.

Прошу Аллаха объединить нашу умму на делах благочестия и богобоязненности.

Автор: Латыпов Рустем

Комментарии 1