Просвещение

Тому, кого постигли беды и печали

Воистину, хвала принадлежит Аллаху, Ему мы воздаем хвалу, Его просим о помощи и прощении. К Нему мы призываем от зла наших душ и дурных дел. Того, кого Аллах поведет прямым путем, никто не собьет, а кого Аллах собьет, того никто не сможет направить на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме одного Аллаха, у Которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит и приветствует Аллах его, его семью и сахабов. А затем:

Аллах предопределил судьбы Своих созданий и сроки их жизни, записал их деяния и поделил между ними пропитание и имущество, а также сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать их и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Аллах сделал веру в предопределение одним из столпов имана (веры). На земле ничто не происходит без соизволения на то Аллаха и Его воли. Во всей Вселенной нет ни одного создания, которое бы жило не по предопределению Аллаха. Наш бренный мир переполнен тягостями и печалями, исходящими из трудностей, бед, испытаний и горестей — они подобны жаре и холоду, которых раб обязательно должен когда-нибудь ощутить:

وَلَنَبْلُوَنَّكُمْ بِشَيْءٍ مِّنَ الْخَوفْ وَالْجُوعِ وَنَقْصٍ مِّنَ الأَمَوَالِ وَالأنفُسِ وَالثَّمَرَاتِ وَبَشِّرِ الصَّابِرِينَ

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых» (сура «аль-Бакъара», 155).

Посредством этих бед правдивого человека можно отличить от лжеца:

أَحَسِبَ النَّاسُ أَن يُتْرَكُوا أَن يَقُولُوا آمَنَّا وَهُمْ لَا يُفْتَنُونَ

«Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? (сура «аль-Анкабут», 2).

Души могут возвыситься только через очищение, и несчастья выявляют настоящих мужчин.

Ибн аль-Джаузи сказал: «Кто хочет, чтобы его благополучие и здоровье длилось, а бед не было, значит, он еще не познал, что такое таклиф (возложение на человека шариатских обязанностей) и не осознал таслим(смирение; предание, вверение воле Аллаха)».

Необходимо, чтобы каждая душа познала боль – неважно, уверовала ли она или нет. Жизнь построена на трудностях и опасностях, и никто не может желать полностью избавиться от боли и страдания. Человек проживает свою жизнь, постоянно переходя от милостей к испытаниям. Адаму عليه السلام сделали земной поклон ангелы, но спустя короткий промежуток времени он был изгнан из рая.

Испытание – это противоположность стремлениям и желаниям и препятствие для наслаждений. Каждый человек, так или иначе, проходит через горечь испытания, у кого-то испытаний много, у кого-то — мало. Верующий человек испытывается не для наказания, а для воспитания, искушаясь в радости и познавая несчастье в горе.

وَبَلَوْنَاهُمْ بِالْحَسَنَاتِ وَالسَّيِّئَاتِ لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ

«Мы подвергли их испытанию добром и злом, – быть может, они вернутся на прямой путь» (сура «аль-Аъраф», 168).

Что-либо неприятное может придти вместе с чем-то любимым, а желаемое может придти вместе с неприятным. Ты не можешь гарантировать, что вред не придет к тебе со стороны радости, и надейся, что радость придет к тебе со стороны чего-либо плохого. Всевышний Аллах сказал:

وَعَسَى أَن تَكْرَهُواْ شَيْئاً وَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ وَعَسَى أَن تُحِبُّواْ شَيْئاً وَهُوَ شَرٌّ لَّكُمْ وَاللّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لاَ تَعْلَمُونَ

«Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (сура «аль-Бакъара», 216).

Подготовь себя к бедам еще до того, как они случатся, чтобы тебе было легче, и не скорби о том, кого постигли бедствия. Беды имеют определенные пределы, ограниченные Аллахом. Не выражай свое недовольство словами, ведь возможно, что язык произнесет что-то такое, от чего человек погибнет. Решительный верующий непоколебим во время несчастий, его сердце устойчиво, и он не жалуется на словах. Уменьши тяжесть своей беды, напоминая себе о награде за терпение и об облегчении дел, чтобы твои беды прошли без жалоб.

Разумные люди не перестают проявлять выносливость и терпение, когда их постигает беда, чтобы помимо самой беды не страдать от злорадства врагов. Если врагу будет видно, что у человека несчастье, он обрадуется этому. Сокрытие беды и страданий — качества благородных людей. Вытерпи апогей несчастья, и очень скоро оно пройдет, и целью является стойко протерпеть несколько дней. Погибнут те, у кого не было твердости, а терпеливые получат за свое терпение прекраснейшее воздаяние.

وَلَنَجْزِيَنَّ الَّذِينَ صَبَرُواْ أَجْرَهُم بِأَحْسَنِ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ

«А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (сура «ан-Нахль», 96).

Их награда будет удвоена:

أُوْلَئِكَ يُؤْتَوْنَ أَجْرَهُم مَّرَّتَيْنِ بِمَا صَبَرُوا

«Они получат свою награду в двойном размере за то, что были терпеливы» (сура «аль-Къасас», 54).

И это не всё — их награда может быть увеличена в несколько раз, без расчета. Аллах будет с ними, а победа и утешение будут связаны с их терпением.

О страдающий! Твой Господь лишил тебя чего-то только для того, чтобы потом что-то дать взамен, испытал тебя, чтобы потом ты жил в здравии и благополучии, подверг тебя испытанию, чтобы очистить тебя и избрать. Аллах испытывает милостями и бедами. Не трать время на печали и мысли о своем уделе – пока ты жив, твой ризкъ будет к тебе идти. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا مِن دَآبَّةٍ فِي الأَرْضِ إِلاَّ عَلَى اللّهِ رِزْقُهَا

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (сура «Худ», 6).

Если Аллах закрыл перед тобой одну из Своих дорог, Он открыл по Своей милости другую дорогу, которая принесет тебе больше пользы, — дорогу испытаний, которая возвышает положение праведников и увеличивает их награду.

Саъд бин Аби Ваккас رضي الله عنه сказал: «Я спросил посланника Аллаха: «Какие люди больше всех подвергаются испытаниям?» Он ответил: «Пророки, а затем им подобные. Человек будет испытан своей религией, и если он будет стойким, усилятся его трудности, если же он проявит слабость, то он будет испытан по мере его религии» (хадис привел аль-Бухари).

Путь испытаний тернист и труден. Адам устал, проходя его. Ибрагим аль-Халиль был брошен в огонь. Исмаила должны были принести в жертву. В чрево рыбы был кинут Юнус, Айюба коснулось страшное зло. Юсуф был продан за небольшую цену, был брошен в колодец, а потом в тюрьму. Различные виды несчастий обрушивались и на нашего пророка Мухаммада صلى الله عليه وسلم, и ты также следуешь по пути испытаний.

Дунья не будет безоблачной ни для кого, даже если он получит от нее, что хотел. Пророк صلى الله عليه وسلم сказал:«Того, кому Аллах желает блага, постигает беда» (хадис привел аль-Бухари). Некоторые ученые говорили: «К тому, кого Аллах создал для рая, не перестают приходить несчастья».

Истинная беда – это беда в религии. Любые другие беды – ничто. За них только поднимается степень человека, которую он займет в раю, стираются прегрешения. По-настоящему несчастен будет тот, кто не получит награды. Не печалься о том, что минуло в этом мире. Несчастья в этой бренной дунье случаются, разговоры в ней полны печали, а несчастья причиняют беспокойство. Люди испытывают в ней мучения в зависимости от своей заинтересованности в мире. Радость может быть тем же самым, из-за чего печалятся люди, боли порождаются наслаждениями, а печали – радостями.

Абуд-Дарда сказал: «Презренность дуньи по отношению к Аллаху проявляется в том, что Его ослушаются только в ней, а то, что у Него, достигают только путем ее оставления».

Займись тем, что принесет тебе больше пользы, чем попытки заполучить то, что от тебя ускользнуло – исправь свои недостатки, встань у двери Господа миров, и ты увидишь, как быстро пройдет твоя беда и начнет казаться тебе малозначительной. Если бы не печаль во время бедствия, ты бы не желал спокойствия. Забери отчаяние из людских рук, и станешь самым богатым из них. Не отчаивайся, не то останешься без помощи. Вспомни многие милости Аллаха, проявленные Им по отношению к тебе. Оттолкни свою печаль довольством тем, что тебе предопределено, и даже если ночь длинна, утром наступит утешение. Последняя печаль будет первой радостью. Время не останавливается, и за каждым делом наступит что-то другое. Нет такого бедствия, которое в конце концов не покажется незначительным и легким. Не отчаивайся, даже если печали преследуют тебя — одна тягость не победит два облегчения. Обратись к Аллаху, и Он приблизит твое утешение. Как только человек осушает чашу терпения, уповая на Аллаха и ища убежища у Господа, Он дает ему выход.

Якуб عليه السلام потерял сына; прошло много времени, но он не отчаивался найти его. Когда другого его сына забрали, его надежда на Аллаха, аль-̀Ахада аль-В̀ахида, не иссякла. Он сказал: «Возможно, Аллах возвратит мне всех вместе». Одному нашему Господу принадлежит хвала, и к Нему мы обращаем жалобы. Не надейся ни на кого, кроме Аллаха, в том, чтобы твоя беда ушла. Когда дни приходят в остервенение, перед тобой закрываются пути, когда наступает ночная мгла, и ночь окутывает твое лицо, подними руки в мольбе и воззови Аллаха аль-Карима, Который избавит тебя от твоей печали и облегчит дела. Если надежда сильна, а сердце и дуа соединились вместе, то эта мольба не будет отвергнута:

أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ

«Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло?» (сура «ан-Намль», 62).

Уповай на Аллаха аль-Къад̀ира, прибегай к Нему с покорным, смиренным сердцем, и Он раскроет тебе двери. Аль-Фудейль бин Ияд сказал: «Когда ты потеряешь надежду на создания и ничего не будешь от них хотеть, твой Господь даст тебе то, что ты хочешь».

Ибрагим عليه السلام оставил Гьаджар и своего сына Исмаила в долине, в которой не было ни растительности, ни воды, и вот он приказывает своей семье делать намаз и выплачивать закат. Юнус также не пропал на берегу, куда его выкинуло, а передал свое дело Господу и получил то, что хотел.

Часто повторяй дуа Юнуса Зун-Нуна:

لَّا إِلَهَ إِلَّا أَنتَ سُبْحَانَكَ إِنِّي كُنتُ مِنَ الظَّالِمِينَ

«Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!» (сура «аль-Анбия», 87).

Ученые сказали: «Ни один опечаленный человек не обратился с мольбой без того, чтобы Аллах облегчил его печаль».

Ибн аль-Къаййим сказал: «Проверено, что тот, кто скажет 7 раз:

رب إني مسني الضر وأنت أرحم الراحمين

«Господь мой, воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – Милосерднейший из милосердных», Аллах избавит его от зла.

Пребывай под сенью Аллаха, свяжи с Ним свои надежды и желания, передай свое дело Аллаху ар-Рахиму, попроси у Него облегчения, не рассчитывай на Его создания и пользуйся временем, когда дуа особенно хорошо принимается – как в суджуде и в последнюю треть ночи. Не считай, что твое несчастье длится слишком долго и не раздражайся из-за большого количества дуа. Воистину, ты был испытан бедой, и ты поклоняешься своим терпением и мольбами. Не отчаивайся в милости Аллаха. Даже если беда длинна, утешение близко. Попроси Открывающего двери, — Он Щедр. Если Аллах коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него, и Он вершит то, что пожелает.

Закарийя عليه السلام достиг дряхлого возраста, и только после этого ему был дарован сын – достойный человек, один из пророков Аллаха. Ибрагим был обрадован вестью о сыне в то время, как его жена говорила: «Неужели я рожу? Ведь я – старуха, и мой муж – старик». Если ты считаешь, что удел к тебе приходит слишком медленно, делай больше таубы (покаяния) и истигфара (испрашивания прощения), ведь воистину, за ошибками и грехами следует наказание. Если ты не видишь следов ответа на твое дуа, то внимательно посмотри на свои дела – может быть, ты не искренен в своем покаянии – покайся как следует, после чего вновь возьмись за дуа. Нет никого более щедрого, чем Аллах аль-Джавад. Поищи бедняков, ведь садакъа избавляет от бед. Когда же беда минует, много благодари Аллаха и знай, что обольщение благополучием – одно из самых больших испытаний. Наказание может задержаться, и разумный человек — тот, кто думает об исходе и всегда убежден в предопределении Аллаха, Его создании и управлении. Терпи же беды и подчинись Ему.

Время не стоит на месте. Счастлив тот, кто придерживается богобоязненности. Если он разбогатеет, богобоязненность украсит его, если обеднеет – она его обогатит, а если будет испытан – сделает его прекрасным. Придерживайся богобоязненности в любом положении, и воистину, в трудном положении ты будешь видеть лишь изобилие, в болезни – благополучие, а в бедности – богатство. То, что предопределено, никак нельзя избежать, а то, что не предопределено, нельзя заполучить. Всевышний Аллах сказал:

قُل لَّن يُصِيبَنَا إِلاَّ مَا كَتَبَ اللّهُ لَنَا هُوَ مَوْلاَنَا وَعَلَى اللّهِ فَلْيَتَوَكَّلِ الْمُؤْمِنُونَ

«Скажи: «Нас постигнет только то, что предписано нам Аллахом. Он – наш Покровитель. И пусть верующие уповают на одного Аллаха» (сура «ат-Тауба», 51).

Довольство и упование на Аллаха окружают предопределенное, и Аллах – Единственный, Кто выбирает и управляет. То, как Он управляет Своим рабом, лучше, чем то, как раб управляет сам собой, и Аллах более милостив к рабу, чем он сам.

Дауд бин Сулейман رحمه الله сказал: «О богобоязненности верующего можно говорить по трем вещам: он хорошо уповает на Аллаха в том, что он не достиг; он доволен тем, что имеет; он хорошо терпит то, что не получил».

Кто был доволен выбором Аллаха и умер в таком состоянии, будет достоин похвалы, благодарности и милости. Если же он умрет в другом положении, он будет достоин  порицания, но не милости. Вместе с этим, человек не может выйти за пределы того, что ему предопределено.

Одного мудреца спросили: «Что есть богатство?» Он ответил: «Когда ты мало желаешь и довольствуешься тем, чего тебе хватает».

Шурейх رحمه الله сказал: «Какая бы беда не постигла раба, в ней есть 3 милости: она не касается его религии, она не больше, чем предыдущие беды, и что она будет в любом случае».

Я прошу Великого Аллаха удалить твою печаль, избавить от тягот, исправить твое положение, заменить тебе лучшим и поднять посредством этой беды твое положение в дунье и ахирате.

И да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и всех сподвижников.

Комментарии 2