Общество

Будь полезным, где бы ты ни был

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

Всевышний Аллах поклялся в своей Книге:

«Клянусь временем, что люди непременно окажутся в убытке».

Время – это ночь и день, и Он поклялся ими, что убыток неизбежно понесут все Его рабы, кроме тех, кто обладает следующими четырьмя качествами:

«…кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Коран, 103: 1-3).

Эти качества включают в себя все благие дела, как скрытые, так и явные. Вера (Иман), праведные дела, призыв к стойкости и терпению – всё это требуется от человека для соблюдения покорности Аллаху и отказа от ослушания Ему, а также для того, чтобы достойно переносить трудности, предопределённые Аллахом.

Верой и праведными делами человек совершенствует самого себя, а благодаря призыву к Истине и терпению на этом пути, он делает лучше окружающих его людей. Если же все эти четыре качества будут присутствовать в человеке, то он избежит убытка и получит великую прибыль, так как спасение человека во многом зависит от того, насколько он полезен для других, насколько сильно он старается делать им добро, призывать их к Истине и терпеть на этом пути. Всевышний Аллах сказал:

«Творите добро, – быть может, вы преуспеете» (Коран, 22: 77).

«Мы внушили им (пророкам) вершить добрые дела» (Коран, 21: 73).

Дорогие братья и сёстры в Исламе! Мир вам, милость Аллаха и Его благодать. Мы поговорим с вами о совершении добрых дел, которые приносят пользу людям. Просим нашего Щедрого и Всемогущего Господа помочь нам и укрепить нас, чтобы мы поминали Его, благодарили и поклонялись Ему наилучшим образом. Я прошу у Великого Аллаха, чтобы он оградил вас от пламени Ада в День Суда, и прошу, чтобы Он отметил ваши лица светом покорности Ему, наделил свежестью Рая в тот День, когда вы встретите своего Покровителя.

Братья мои, мне хотелось бы поговорить в этой статье о теме «Будь полезным, где бы ты ни был». Это самый лучший лозунг, это лозунг исламской молодёжи. Аллах во многих аятах Своей Книги велит нам совершать благодеяния, Он сказал:

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость и делать добро» (Коран, 16: 90).

«Тем, кто творил в этом мире добро, будет воздано добром» (Коран, 16: 30).

«Если вы творите добро, то поступаете во благо себе» (Коран, 17: 7).

Мы обязаны делать добро людям и приносить им пользу всеми возможными средствами. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что те, кто помогают другим, являются одними из самых любимых людей для Аллаха, он сказал:

«Самые лучшие из людей – это самые полезные для людей»[1].

Это те, кто приносит людям пользу, оказывая им благодеяния посредством своего имущества, положения и возможностей. Ведь люди – это рабы Аллаха, и если человек будет делать им добро, то он очистит свою душу, возвысит свою честь, достоинство и обретёт благо, а защищая их от зла, он сам избавится от него.

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Здравый разум, священные тексты Корана и Сунны, врождённое естество человека и опыт, накопленный народами, несмотря на различие их наций, религий и убеждений, указывают на то, что стремление добиться близости к Господу миров, благочестие, добрые дела, совершаемые по отношению к Его созданиям, – всё это является одной из важнейших причин достижения благ, а противоположные дела являются самой главной причиной появления зла на Земле».

Брат мой, любое доброе дело, которое ты делаешь людям, является милостыней, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«Любое доброе дело – это милостыня (садака)»[2].

Это важные слова, ведь, как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), каждый человек должен ежедневно давать милостыню триста шестьдесят раз, по количеству данных нам Аллахом суставов.

«За каждый сустав человеку надлежит давать милостыню (садака)»[3].

Это очень много, откуда нам взять такое количество денег, чтобы позволить себе раздавать столько милостыни? Как нам собрать средств на триста шестьдесят пожертвований ежедневно?

Добрые дела и польза, которую ты приносишь людям, – это обширная дверь милостыни, через которую ты сможешь внести свою часть необходимых пожертвований. Брат мой, через эту дверь ты сможешь дать все триста шестьдесят пожертвований и даже больше, если пожелаешь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Каждый день, в который восходит солнце, каждый человек обязан давать милостыню самому себе». Абу Зарр спросил: «О  Посланник Аллаха, из каких средств я буду давать милостыню, ведь у нас нет никакого богатства?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «[Я велю это], потому что милостыней являются слова «Аллаху Акбар» (Аллах самый Великий), «Субхана-Ллах» (Аллах Безупречен), «аль-хамду ли-Ллях» (хвала Аллаху), «Ля иляха илля-Ллах» (Нет никакого божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), «астагфиру-Ллах» (Прошу прощения у Аллаха), побуждение к одобряемому, удержание от порицаемого, устранение колючек, костей и камней с дороги, по которой ходят люди, проводить слепого, объяснить глухонемому так, чтобы он понял; указать тому, кто ищет что-либо, если ты знаешь, где это находится, бежать во весь опор, чтобы выручить того, кто зовёт на помощь, напрячь свои руки, помогая слабому. Всё это – двери милостыни, которая исходит от тебя и к тебе возвращается, и даже за совокупление с женой тебе будет награда». Абу Зарр воскликнул: «Как же будет мне награда за удовлетворение похоти?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его:

- Скажи, если у тебя будет сын, который вырастет, и ты будешь надеется увидеть от него благо, а затем он умрёт, будешь ли ты рассчитывать [на награду Аллаха за терпение]?

Абу Зарр сказал:

- Да.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Разве ты его создал?

Абу Зарр сказал:

- Нет. Его создал Аллах.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Разве ты дал ему руководство?

Абу Зарр сказал:

- Нет. Это Аллах дал ему руководство.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Разве ты дал ему пропитание?

Абу Зарр сказал:

- Нет. Это Аллах дал ему пропитание.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Поэтому вкладывай его[4] в то, что дозволено для этого, и отстраняй его от того, что запретно для этого. Если Аллах пожелает, то оживит его, а если пожелает, умертвит, но тебе будет награда»[5].

Соблюдение определённых прав своих братьев тоже считается  милостыней:

«Право мусульманина, соблюдение которого обязательно для другого мусульманина, – это отвечать на приветствие (салям), навещать больного, принимать участие в похоронах и желать [милости Аллаха] чихнувшему».

Брат мой, каждый шаг к молитве – это милостыня. О раб Аллаха, если ты помог человеку погрузить его вещи на машину, и таким образом принёс ему пользу – это милостыня.

Как сказал аль-Бара ибн `Азиб (да будет им доволен Аллах): «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал нам семь вещей: навещать больного, участвовать в похоронах, желать [милости Аллаха] чихнувшему, помогать в выполнении клятвы поклявшемуся, выступать в поддержку притеснённого, распространять приветствие (салям) и отвечать на приглашение».

Дорогие братья и сёстры, не подобает мусульманину пренебрегать добрыми делами, какими бы маленькими они ни были. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Ни в коем случае не пренебрегай никакими добрыми делами, даже [если речь идёт о том, чтобы] встречать брата с радушным выражением лица»[6].

Радушное выражение лица приносит людям пользу, ведь таким образом мы доставляем радость нашим братьям и это записывается нам как милостыня на чаше добрых дел.

Аллах назначил большую награду тем, кто приносит людям пользу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто помогает своему брату в какой-либо нужде, тому Аллах поможет в его собственной нужде. Кто развеет какую-либо скорбь мусульманина, тому Аллах развеет одну из скорбей Судного Дня. Кто покрывает мусульманина, того Аллах покроет в День Суда».

В другом риваяте этого хадиса говорится:

«Кто пойдёт вместе с притеснённым и добьётся восстановления его прав, тому Аллах укрепит его стопы во время перехода через Сырат[7], в тот День, когда многие стопы поскользнутся»[8].

Тому, кто решит проблему своего верующего брата, утешит его печаль, развеет скорбь, Аллах облегчит испытания в тот День, когда люди воскреснут после смерти и предстанут для отчёта о своих делах. Аллах вознаградит его в соответствии с тем, как он относился к людям. Кто облегчал людям, попавшим в затруднение, тому Аллах облегчит в этой жизни и в Следующей. Кто покроет ошибки мусульманина в этой жизни, того Аллах покроет в Следующей. Это правило включает в себя многое, даже покрытие тела своего брата. Например, если ты увидишь, что у паломника, спящего в палатке, открылось что-либо неподобающее, то накрой его. Если мусульманка увидит, что у сестры невольно открылась какая-либо часть тела, и она этого не замечает, то пусть она покроет свою сестру или укажет ей на то, что та не заметила. Не раскрывай недостатков своего брата и не говори ничего, что может опозорить его или испортить репутацию. Если ты покрыл его тело и скрыл наготу, то покрой и его недостатки, не позволяй никому сплетничать о нём за спиной и затрагивать его честь. Не позорь его, раскрывая его грехи и проступки. В хадисе, указанном выше, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто развеет какую-либо скорбь…», он не сделал никакого ограничения, указав тем самым, что это может быть любая скорбь, как большая, так и малая. Посланник Аллаха также сказал:

«Аллах помогает Своему рабу до тех пор, пока этот раб будет помогать своему брату».

«Кто решит какую-либо потребность своего брата, тому Аллах поможет в его собственных нуждах».

Если человек будет оказывать своему брату необходимую помощь, когда тот нуждается в ней, это добро вернётся к нему самому, и Аллах будет помогать ему, когда у него появится нужда.

Эти хадисы являются напоминанием о достоинстве братской взаимовыручки и указывают, что награда за это будет подобна нашим делам: если мы будем заботиться о своих братьях, то заслужим божественную заботу самого Аллаха (Велик Он и Славен). Эти хадисы говорят о том, насколько важно быть полезным для других людей и помогать им своими знаниями, умением, имуществом, советом и всем, что может принести им пользу.

Путей для совершения добра очень много. Наш Господь проявил к людям великую милость, Он всем дал большие возможности, и каждый человек в состоянии найти то, чем он может быть полезен для других. Бывает так, что человек не может помочь ни физически, ни материально, зато он может дать нужный совет и оказать тем самым неоценимую услугу.

Самыми любимыми людьми для Аллаха являются те, которые приносят людям больше пользы, а среди самых любимых дел для  Аллаха ­– это доставление радости мусульманину, утешение в скорби, покрытие долгов людей, оказавшихся в затруднении, кормление голодных. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пойти с моим братом мусульманином для решения его проблем нравится мне больше, чем неотлучно пребывать в мечети на протяжении месяца».

При этом заметьте, что речь идёт не просто о мечети, а о Пророческой мечети в Медине! Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто пойдёт вместе со своим братом мусульманином для решения его проблем и решит их, тому Всевышний Аллах укрепит его стопы в тот День, когда подкосятся и поскользнутся стопы [многих людей]».

Это будет День перехода через мост, протянутый над пламенем Ада, который каждому из нас предстоит пересечь, если мы умрем, будучи мусульманами. Это пугающая переправа, в тот день многие сорвутся, отягощённые своими грехами, ведь этот мост тоньше волоса и острее, чем меч. Пройти по нему сможет лишь тот, кто добился милости Всемогущего Аллаха. Хочешь ли ты, чтобы Он укрепил твои стопы во время этого великого перехода? Тогда иди и помоги своему брату мусульманину и не останавливайся, пока не сделаешь то, что в твоих силах, окажи ему реальную помощь.

Ибн Аббас (да будет им доволен Аллах) сказал: «Кто пойдёт со своим братом, чтобы помочь ему, тому за каждый шаг будет засчитана милостыня».

«Помоги мне в повторении экзаменов…, купи мне по пути книгу…, содействуй, чтобы меня устроили на работу…, помоги мне взять в долг…» – таких просьб может быть много, но исполняя любую из них для своего брата, человек совершает милостыню и укрепляет свои стопы для того Дня, когда многие люди поскользнутся.

Дорогие братья, взгляните на первых мусульман – сподвижников Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Они считали, что нуждающийся человек оказывает им неоценимую услугу, когда обращается к ним со своей просьбой. Ибн Аббас сказал: «Трём людям я не смогу отплатить равным: человеку, который дал мне приветствие первым, человеку, который потеснился для меня в собрании и человеку, ноги которого покрылись пылью на пути к тому, чтобы поприветствовать меня приветствием Ислама (Ассаляму алейкум). Что касается четвёртого, то никто не сможет воздать ему за оказанную мне услугу, кроме Аллаха (Велик Он и Славен), – это человек, у которого стряслось что-либо, и он всю ночь провёл в раздумьях о том, к кому же обратиться за помощью. У него возникла насущная нужда, и он думал, у кого попросить помощи в решении этой проблемы, затем пришёл к мысли о том, что я являюсь подходящей кандидатурой и обратился со своим делом ко мне».

Описывая Шейх-уль-Ислама ибн Таймийю, его ученик ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) говорит: «Шейх-уль-Ислам всегда проявлял огромное старание в решении людских проблем и нужд».

Али ибн аль-Хусейн (да одарит его Аллах своей милостью) носил хлеб к домам бедняков поздней ночью, в кромешной тьме. Когда он умер, бедняки перестали получать свою долю, к которой они уже привыкли. Эти люди жили и не знали, откуда приходит им пропитание, когда же умер Али ибн аль-Хусейн, они узнали, кто был их ночным благодетелем.

Дорогие мусульмане, я обращаю эти слова ко всем – большим и малым, женщинам, мужчинам и детям, для того, чтобы мы все оценили по достоинству важность оказания помощи людям. Достаточно уже того, что это было одним из самых ярких и характерных качеств нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Вспомните, какой именно довод своим утверждениям привела Хадиджа, когда говорила, что всё произошедшее в пещере Хира[9] не могло быть злом? Какой аргумент она привела? Какие именно качества Пророка (мир ему и благословение Аллаха) она упомянула, чтобы дать понять, что силы тьмы не могут опутать человека, обладающего такими благородными качествами. Она сказала: «Нет, это не может быть злом, возрадуйся. Клянусь Аллахом, Он никогда не опозорит тебя, ведь ты хранишь узы родства, говоришь только правду, помогаешь в беде, подаёшь бедняку и почитаешь гостя».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не отвечал отказом на просьбы нуждающихся, как сказал Джабир: «Если у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спрашивали что-нибудь, он никогда не говорил слова «нет».

Абу Бакр ас-Сиддик был как никто другой похож в этом на своего Пророка. Эти качества были отмечены не только мусульманами, их признавали даже многобожники. В своё время Абу Бакр покинул Мекку и направился в Эфиопию, чтобы укрыться там от гонений курайшитов. Когда он достиг Барк аль-Гымад, то встретил там ибн ад-Дагину, который был вождём многобожников аль-Карры. Он спросил: «Куда направляешься, Абу Бакр?» Абу Бакр ответил: «Мой народ изгнал меня из этого города, поэтому я желаю идти по земле и поклоняться своему Господу». Ибн ад-Дагина сказал: «Таких людей, как ты, не должны изгонять, ведь ты подаёшь милостыню бедняку, поддерживаешь родственные узы, помогаешь в трудности, оказываешь почёт гостю, и отстаиваешь права людей».

Разве это не удивительно, как сильно похожи качества, которыми ибн ад-Дагина охарактеризовал Абу Бакра и качества Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые были упомянуты Хадиджей?

Если ты занят призывом или распространением знания, то обрати внимание на то, что я сейчас скажу. Анализируя этот хадис об Абу Бакре, некоторые ученые извлекли из него такое правило: если человек приносит большую и явную пользу людям, то они не должны допускать того, чтобы он уехал из их города в другой без большой необходимости. Если он собрался уехать из города, мы должны сказать ему: «Куда ты уезжаешь, ты же приносишь пользу людям, оставайся в городе, будь здесь, люди нуждаются в тебе», и т. п. Это  очень важное замечание: люди не должны позволять тем, кто  обладает знаниями и занимается призывом, покидать их города, тем более, если уже видны следы благотворного влияния их деятельности на общество. Люди должны останавливать их и говорить им: «Постой, такие люди, как ты, не должны уезжать».

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел мусульманам быть полезными для своих братьев и приносить им пользу любыми возможными способами. Он сказал:

«Кто может принести пользу своему брату, пусть сделает это»[10].

Почитай Куран больному для исцеления, в этом будет польза, помоги ему подготовится к экзаменам в школе или институте, тоже польза. Хвала Аллаху, путей очень много и двери открыты. В своих хадисах Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сравнивал верующего с пальмой, а в другом хадисе – с пчелой. Листья пальмы не опадают ни зимой, ни летом, его плоды кормят людей и животных, ствол используется в строительстве, из листьев плетут корзины, из волокон вьют веревки, пальма своей тенью защищает от палящего солнца и радует людей своим видом, принося пользу в любое время года. Пчела даёт людям мёд и много других полезных продуктов, все они несут людям исцеление и даже их укусы целебны. Истинный верующий подобен пчеле и пальме, своей полезностью для окружающих он стремится к тому, чтобы быть максимально полезным для других.

Если человек приносит людям пользу, то ему будет облегчен вход в Рай, и он будет спасён от адского Огня. В одном из хадисов сообщается, что Абу Зарр спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

- О Посланник Аллаха, что спасёт человека от Пламени?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Вера в Аллаха.

Абу Зарр спросил:

- О Посланник Аллаха, ведь с Верой должны быть дела?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Человеку следует жертвовать из того, что дарует ему Аллах.

Абу Зарр спросил:

- О Посланник Аллаха, а что если он беден и не имеет ничего, что он мог бы пожертвовать?

 Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Пусть побуждает к добру и удерживает от грехов.

Абу Зарр спросил:

- О Посланник Аллаха, а что если он не может побуждать к добру и удерживать от грехов?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Пусть сделает что-либо для того, кто не умеет этого делать.

- А что если он сам не умеет этого делать?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Тогда пусть помогает притеснённому.

Абу Зарр спросил:

- А что если он слабый, и не может помочь притеснённому?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Похоже, ты не хочешь оставить своему товарищу ничего хорошего. Пусть тогда воздерживается от доставления неприятностей людям.

Абу Зарр спросил:

- О Посланник Аллаха, если он будет делать это, то войдёт в Рай?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Если верующий будет стремиться к обладанию одним из этих качеств, то это качество непременно возьмёт его за руку и будет вести, пока не введёт его в Рай[11].

«Воздерживается от причинения зла людям, и это будет милостыней». Замечательно! Но в каких случаях это будет считаться милостыней? Что, если человек подумает: «Отлично, уже три часа как я никому не доставляю никаких проблем, значит, я получу за это награду»? Человек получает награду за воздержание от зла, когда совершает это осознанно, когда перед ним лежит выбор, сделать зло или не делать.

Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о том, какое из дел является наилучшим, на что он ответил:

«Доставить радость верующему; накормить его, когда он голодает; покрыть его наготу или помочь ему в нужде».

Одной из причин, благодаря которым наша Умма стала лучшей общиной этого мира, является то, что она приносит людям больше пользы. Эта Умма приносит огромную пользу народам земли, а самой важной пользой является призыв к прямому пути Ислама и, как следствие, достижение Рая и спасение от адского наказания.

Всевышний Аллах сказал:

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха» (Коран, 3: 110).

Несмотря на то, что кто-то не любит мусульман и не доволен исламским призывом, эта община является самой полезной для людей этого мира.

Оказывая помощь кому-либо, следует также обращать внимание на то, насколько данная помощь будет в дальнейшем полезна для общества. Необходимо, по мере возможности соблюдать приоритетность и учитывать заслуги человека. Абу Зарр спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха):

- Какое дело является наилучшим?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Вера в Аллаха и борьба на Его Пути.

Абу Зарр спросил:

- А каких рабов лучше всего освобождать?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

Тех, которых их хозяева ценят больше всего и которые обошлись [им] дороже всего.

 Абу Зарр спросил:

- А если я не смогу этого сделать?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Тогда помоги обременённому (семьей или обеспечением бедных родственников) или сделай что-нибудь для того, кто ничего не умеет.

Абу Зарр спросил:

- А если я не смогу и этого сделать?

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

– Тогда воздержись от причинения зла людям, и это будет милостыней, которую ты даёшь самому себе».

В этом хадисе содержится указание на то, что помощь деятельному и полезному человеку лучше, чем помощь человеку, занимающему пассивную роль в обществе, несмотря на то, что оба типа людей достойны получать милостыню, если нуждаются. Преимущество деятельного и умелого человека заключается в том, что его навыки и таланты могут принести пользу другим людям, поэтому такому человеку помощь должна оказываться в первую очередь. Если он нуждается в каких-то инструментах или обустройстве места для ведения своей деятельности, то людям, желающим выделить средства на благотворительность, следует уделить внимание этому человеку и помочь ему реализовать свои способности.

Очень важную (если не сказать – самую важную) пользу приносят те, кто обучает людей, доносит до них знание об Исламе, о законах Шариата. Награда за обучение людей очень велика, ведь тот, кто обучает других добру, сам получает награду за добрые дела, совершаемые людьми, которых он обучил. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто обучит каким-либо знаниям, тот получит награду такую же, как тот, кто делает [добрые дела] в соответствии с [полученными] знаниями, при этом награда самого делающего не уменьшится»[12].

В другом хадисе говорится:

«Лучшим из вас является тот, кто обучился Корану и обучает Корану других»[13].

Изучая Коран, человек сам становится лучше, а когда он обучает других, то делает лучше окружающих его людей. Таким образом, человек достигает духовного совершенства, принося пользу как себе, так и другим.  Про таких людей Всевышний Аллах сказал:

«Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: „Воистину, я – один из мусульман“?» (Коран, 41: 33).

Призыв к Аллаху состоит из многих элементов, одним из которых является обучение Корану.

Посланник Аллаха привёл прекрасный пример, описывая человека, который обучает людей добру: он подобен обильному дождю, выпавшему на землю, которая впитала в себя эту влагу и произрастила траву и дала многочисленные пастбища. Этот пример как нельзя точно подходит для описания людей, дающих людям знания и обучающих добру. Аллах почтил их настолько, что велел обитателям небес и земли просить прощения за тех, кто передаёт людям свои полезные знания. Аллах внушил животным (как большим, так и малым) просить прощения для обладателей знания. Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Воистину, Аллах, Его ангелы, обитатели небес и земель, даже муравей в своей норке и даже рыбы благословляют того, кто обучает людей добру».

Дорогие братья, только представьте себе, сколько в море рыб, сколько на земле разных животных, сколько птиц? Это великое множество, и все они обращаются с молитвами за тех, кто обучает людей добру. Почему? Потому что он приносит людям пользу. Размышляйте об этом, ведь, клянусь Великим Аллахом, этого хадиса достаточно, чтобы побудить нас к распространению знаний. Обучайтесь и учите, братья мои, и жители небес и земли будут просить прощения вашим грехам, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Воистину, для обладателя знаний просят прощения те, кто на небе, и те, кто на земле, и даже рыбы в воде».

Миллионы, миллиарды? Воистину, число их знает только Аллах.

Если кто-то спросит: «Зачем все эти животные просят прощения для учёных?» – то мы ответим:

Во-первых, это признак почёта и щедрости, которым Аллах одаряет носителей знаний Шариата.

Во-вторых, потому что польза от знания учёных распространяется на всё, что их окружает, и даже на животных. Шариатские знания требуют от нас сострадательного обращения к животным как при эксплуатации, так и во время забоя. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Наточи свой нож и не мучай животное».

«Если вы совершаете забой [животного], то сделайте это наилучшим образом».

«За [хорошее отношение] к любому живому существу будет награда».

Даже если человек напоит кошку или собаку, ему полагается награда. Это побуждает людей к доброму отношению в отношении животных, и они благодарят обладателей знания, обучающих людей этим прекрасным законам и принципам, заложенным в Шариате. Аллах внушил им благодарность, и они беспрестанно благословляют и молят Аллаха о прощении грехов обладателей знания.

У имама ан-Навави спросили: «Можно ли во время игтикафа[14] заниматься чтением Корана и обучением других, а также в общем, можно ли получать знания и обучать других?» Он ответил: «Это разрешается, в этом нет ничего нежелательного во время игтикафа. Это даже лучше, чем дополнительные молитвы, потому что поиск знаний – это фард-кифая[15], а это лучше, чем выполнение желательных добрых дел (нафль[16]). Знание исправляет молитву и другие дела поклонения, а польза от него распространяется на других людей. Существует множество хадисов, в которых сообщается о том, что занятие знаниями лучше, чем занятие дополнительными молитвами (нафль)».

Писарь шейха Абдульазиза ибн База (да одарит его Аллах своей милостью) рассказывал мне, что шейх иногда оставлял свои дополнительные посты (нафль) и говорил: «Это отнимает у меня силы, которые нужны мне для решения людских проблем». К нему приходили с вопросами и нуждами, обращались за помощью и содействием в некоторых делах и по другим вопросам. И он предпочитал оставить пост, пользу от которого имел только он, ради других дел, приносящих пользу многим людям.

Поэтому, когда учёных спрашивают: «Что лучше – читать Коран вслух или про себя?» – они отвечают, что если в этом нет показухи, то лучше читать вслух, потому что это более действенно и в этом есть польза и для других. Чтение вслух пробуждает сердце читающего, усиливает его стремление, отгоняет сонливость, делает его бодрым, а также влияет на окружающих, делая им напоминание и наставляя их. Если он сделает такое намерение, то польза от его чтения будет намного больше, как для людей, так и для него самого.

Некоторые праведные мусульмане (и в особенности имамы мечетей) спрашивают: «Что лучше в Рамадане – остаться со своей общиной в мечети, в своём городе, обучая людей Религии Аллаха, или поехать в Мекку и провести месяц Рамадан и игтикаф там?»

Ответ: Польза, приносимая другим людям в целом лучше, чем польза, ограниченная интересами одного человека. В связи с этим, такому человеку лучше будет оставаться с людьми, и по воле Аллаха ему будет записана награда как в Заповедной Мечети за намерение, которое было в его сердце. Когда мусульмане были в одном из военных походов, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«В Медине есть люди, которые непременно с вами [получают награду], по какому бы ущелью вы ни шли, какой бы перевал ни переходили». Сподвижники спросили: «Как это, ведь они в Медине?» Он сказал:«Их задержала [уважительная] причина».

Кто находится на пути поиска знаний, обучает Исламу людей, которые нуждаются в его знаниях, тот должен продолжать своё доброе дело, а в сердце пусть у него будет намерение, что если бы не эта обязанность, то он поехал бы в Мекку и совершил умру (малое паломничество). Таким образом, он получит две награды: одну за свой призыв и обучение, а вторую – за намерение провести Рамадан в Мекке у Заповедной Мечети. Если же есть кто-то, кто может заменить его в деле призыва, то пусть едет, но будет замечательно, если он не задержится надолго.

Призывающий к Религии Аллаха занимается очень важным и значимым делом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если Аллах посредством тебя наставит на верный путь одного человека, то это будет лучше для тебя, чем обладание красными верблюдами»[17].

«Кто призовёт к верному руководству, тот получит такую же награду, как и те, кто за ним последует».

Это говорит о важности и значимости призыва, ведь это миссия пророков Аллаха и их наследие.

Также большую пользу людям приносит муаззин, который призывает людей на молитву, а по делам – и награда. В одном из достоверных хадисов говорится:

«Аллах прощает муаззину на столько, на сколько доходит его азан[18], прощения за него просит всё влажное и сухое, каждый, кто слышит его голос».

В другой версии хадиса говорится:

«… ему будет дана награда, равная награде всех, кто совершил с ним молитву».

Что же тогда можно сказать про имама в намазе или проповедника, которые не получают зарплаты за свою деятельность?! Какова будет их награда!

Добрый совет и искреннее отношение к людям также приносят очень большую пользу обществу, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Религия это – искреннее отношение (или совет)»

В чем же выражается искреннее и сердечное отношение к людям? Это огромная масса дел, к которым относятся следующие дела:

  • Разъяснение людям того, что служит их интересам в этом мире и в Следующем.
  • Обучение их тем знаниям, в которых они нуждаются, как в вопросах Религии, так и в мирских.
  • Сокрытие людских недостатков и отказ от их оглашения, с одновременным принятием мер по их исправлению.
  • Защита людей от того, что может им навредить.
  • Способствование всему, что приносит им пользу.
  • Уважение к старшим и почтенным людям.
  • Сострадание младшим и слабым.
  • Наставление людей на добрые дела.
  • Отказ от обмана.
  • Желание им блага, отказ от зависти.
  • Защита их жизни, чести, здоровья и имущества.

Это лишь некоторые примеры, но существует множество других проявлений искреннего и сердечного отношения к людям.

Когда мы обращаемся к Аллаху с мольбой за умершего мусульманина или за своего отсутствующего товарища, то говорим: «О Аллах! Прости наших живых и мёртвых, близких и далёких, присутствующих и отсутствующих, мусульман и мусульманок, пожилых и малых».  Этим самым мы приносим им большую пользу, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если кто-либо помолится за своего брата в его отсутствии, то ангел, которому поручено [следить за ним] скажет: «Амин, и тебе того же».

Также общественной пользой является оказание помощи как притеснённому, так и притеснителю. Если с первым всё понятно, то чем же мы должны помочь притеснителю? Помощь ему заключается в том, чтобы остановить его, помешать ему дурно поступать в отношении других людей и заставить его вернуться к достойному поведению. Например, запретить сплетнику продолжать свои скверные разговоры, потому что распространение пересудов о ком-либо является одним из худших видов несправедливости по отношению к другим людям, ведь жертва сплетен наиболее беззащитна, так как человек из-за своего отсутствия не может дать отпор самостоятельно.  Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто защитит честь своего брата, лик того человека будет защищён Аллахом от адского Пламени в День Воскрешения».

Поэтому если вы слышите, что кто-то в собрании плохо отзывается об отсутствующем человеке, то должны сказать ему: «Замолчи, мы знаем о нём только хорошее». Если же у обсуждаемого человека действительно есть известные недостатки, то все равно следует призвать своих собеседников к удержанию своих языков от сплетен и не  говорить у человека за спиной.

Также большую пользу людям приносит тот, кто примиряет между собой две препирающиеся стороны.

«Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (Коран, 4: 114).

Великий учёный шейх Абдуррахман ас-Саади (да одарит его Аллах своей милостью), комментируя данный аят в своём известном тафсире, сказал: «Нет никакого блага во многих приватных разговорах и частных беседах, которые люди ведут между собой. Если в них нет блага, то в них нет и пользы. Либо в этих словах просто нет пользы, что само по себе является дозволенным (мубах), либо это является злом и явным вредом, в том случает, если это запретные речи. В таких приватных беседах нет блага, при этом Всевышний Аллах сделал исключение и сказал: «Если только они не призывают раздавать милостыню», т.е. расходовать своё имущество, передавать знания, и приносить людям любую другую пользу. «Совершать одобряемое», т.е. совершать благодеяния и другие дела, в которых проявляется повиновение приказам Аллаха, все, что одобряется Шариатом и здравым разумом.  «Или примирять людей», - примирение необходимо тогда, когда люди вступают в конфликты и препирательства. Споры, препирательства и взаимная ненависть непременно порождает  столько зла и раздоров, что счесть его невозможно. Поэтому Великий Законодатель побуждает нас примирять людей, во всех вопросах связанных с кровью, имуществом, честью и Религией».

Всевышний Аллах сказал:

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь» (Коран, 3: 103).

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их» (Коран, 49: 9).

«Примирение – это благо» (Коран, 4: 128).

Поэтому Аллах делает успешными дела тех, кто примиряет и улучшает, и не даёт успеха тем, кто портит и нарушает.

Мусульманину следует примирять отношения между человеком, который завещает кому-либо долю своего имущества после смерти, и между его прямыми наследниками в случае возникших разногласий. Аллах сказал:

«Если же кто-либо опасается, что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и установит мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (Коран, 2: 182).

Если же речь идёт о вопросах, связанных с возможным пролитием крови, то принимать участие в примирении в данной ситуации очень важно. Разногласие между мусульманами противоречит  их Веру, приводит к вражде, взаимной ненависти, попранию законных прав, беспорядку и раздорам. Стремление к улаживанию и примирению (в случае появления разногласий) лучше, чем соблюдение добровольных молитв, поста и раздачи милостыни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не указать ли мне вам на нечто лучшее, чем степень поста, молитвы и милостыни?» Сподвижники сказали: «Да [укажи нам на это], о, Посланник Аллаха». Пророк сказал: «Это примирение людей. А внесение порчи между ними [, напротив,] сбривает Веру»[19].

В другом хадисе говорится:

«Лучшая милостыня – это примирение между людьми».

Дорогой брат мусульманин, даже если ты поклялся Аллахом о том, что не будешь примирять каких-то конкретных людей и не станешь вмешиваться в их дела, но затем тебе неожиданно представилась хорошая возможность вмешаться и решить их проблему наилучшим образом, то сделай это, а затем соверши искупление клятвы, ведь Всевышний Аллах сказал:

«Пусть клятва именем Аллаха не мешает вам творить добро, быть богобоязненным и примирять людей. Аллах – Слышащий, Знающий» (Коран, 2: 224).

Также пользу для общества приносят люди, которые честно и без страха приносят необходимое свидетельство, когда от них этого требуют. Аллах сказал:

«Свидетели не должны отказываться, если их приглашают» (Коран, 2: 282).

Существует великое множество полезных дел, давайте немного углубимся в этот вопрос и спросим себя: что мы делаем для того, чтобы людям было удобно поклоняться Аллаху? Что делаем, чтобы помочь им совершать веления своего Господа и быть покорными Ему? К таким делам относится строительство и уход за мечетями, особенно в месяц Рамадан, когда в мечети неотлучно находятся люди, соблюдающие игтикаф. Вспомните, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был обеспокоен тем, что не прочитал заупокойную молитву (джаназа) за человека, который убирался в мечети. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) узнал, что этот человек умер, то прочитал по нему молитву, несмотря на то, что уже прошёл месяц со дня его смерти. Почему он так сделал? Потому что этот сподвижник делал важное дело, он оказывал услугу людям, наводя порядок в месте, в котором они поклонялись Всевышнему Аллаху. Возможно, человек, который помогает постящимся  в пути или в других трудных делах, превосходит по достоинству и награде самих постящихся. Деяние этого человека приносит пользу не только ему самому, но и другим людям. В одном из военных походов сподвижники, которые не держали пост, помогали постившимся, чтобы те меньше себя утруждали. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел это, то сказал:

«Сегодня те, кто не держал пост, забрали всю награду»[20].

Эти сподвижники выполняли обычную работу воина во время перехода, они устанавливали палатки, разбивали лагерь, поили верблюдов, но, несмотря на это, заслужили большую награду, чем постящиеся. Об этом засвидетельствовал сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Сегодня те, кто не держал пост, забрали всю награду». Почему? Потому что их дело приносило пользу не только им, но и их товарищам, которым они помогали поклоняться Аллаху.

Какую большую награду получают люди, которые строят мечети и оборудуют места поклонения с чистым намерением заслужить довольство своего Господа?! Это даёт другим людям возможность совершать коллективную молитву, поминать Аллаха, уединяться в мечети во время последней декады месяца Рамадан, совершая игтикаф. Мечети – это места, где мусульмане собираются  в кружках получения знаний и совместно изучают Коран. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто построит  мечеть ради Аллаха, тому Аллах построит дом в Раю».

При этом люди могут принимать совместное  участие в возведении мечети, будь то мужчины или женщины, каждый может внести свою лепту, и все они войдут в Рай благодаря своему участию и той доле, которую они внесли в это благое дело, надеясь на награду Аллаха.

Мусульманин старается приносить пользу, где бы он ни находился, находясь дома или на улице. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил мусульманам сидеть у дорог, по которым ходят люди, однако некоторые сподвижники в силу своей деятельности нуждались в этом и оповестили его, что им необходимо находиться у дорог, по которым ходят люди. Обращаясь к тем, кто по каким-то причинам не может выполнить этот наказ, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Предоставьте  дороге её права». Сподвижники спросили: «А какие права есть у дороги?» Он сказал:

«[Вы должны] опускать взоры, воздерживаться от доставления неприятностей, отвечать на приветствие, побуждать к благому, удерживать от скверного, помогать тому, кто попал в беду, и указывать дорогу заблудившемуся».

Еще одним полезным и значимым делом является милостыня. Если человек расходует на благотворительные цели и помощь бедным, то его богатство нисколько от этого не страдает, напротив, оно только увеличивается, ведь Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не убавится имущество раба Аллаха из-за милостыни».

Более того, имущество приобретает благодать и приносит пользу человеку как в этом мире, так и в Следующем. Милостыня приносит пользу благодетелю, когда он умёт и окажется в могиле, а также в тот День, когда он будет воскрешён. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Воистину, тем, кто давал милостыню, она непременно потушит жар могилы».

«Воистину, верующий укроется в День Воскрешения только в тени своей милостыни».

Когда сподвижники узнали об этом, то начали жертвовать своё самое ценное и любимое имущество с легкостью в душе и стремлением к довольству Господа. Абу Тальха отдал свой любимый сад, также поступил и Абу Дахдах.

Всевышний Аллах сказал:

«Если кто одолжит Аллаху прекрасный заем, то Аллах увеличит его для него. Ему уготована щедрая награда» (Коран, 57: 11).

Когда был ниспослан этот аят, Абу Дахдах спросил: «О Посланник Аллаха! Аллах желает от нас займа?» Он сказал:«Да, Абу Дахдах». Тот сказал: «Дай мне твою руку, о Посланник Аллаха», – и Пророк протянул ему свою руку. Тогда Абу Дахдах сказал: «Воистину, я отдаю взаймы своему Господу мой сад».

У него был сад, в котором росло шестьсот пальм[21]. Кто жил в этом саду? Там жила его жена и все его дети. Когда Абу Дахдах вернулся к семье, то обратился жене: «О Умму Дахдах[22]», – она откликнулась: «Я тебя слушаю». Он сказал: «Выходи, потому что, воистину, я заключил сделку со своим Господом (Велик Он и Славен)».

Что же жена сказала ему в ответ? Может она сказала: «Ты сумасшедший, что ты сделал с нами и со своими детьми?!» Нет, она сказала: «Это прибыльная торговля», – и похвалила мужа. Благими были дела Абу Дахдаха, благой была его жизнь и его смерть.

В сборнике хадисов имама Муслима сообщается, что Джабир ибн Самура сказал: «Когда Абу Дахдах умер, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал по нему заупокойную молитву (джаназа), затем поехал верхом на неосёдланном коне, а мы шли пешком. Он сказал:

«Сколь много свисающих пальмовых ветвей в Раю у Абу Дахдаха!»

Дорогие братья и сёстры, не забывайте, что милостыня закрепляет за человеком те дары и милости, которые ему даёт Аллах, а отказ от милостыни приводит к потере этих даров. Всё это незримыми нитями связано между собой. Предлагаю вам постичь одну из граней божественного предопределения, вникните в смысл слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который сказал:

«Воистину, у Аллаха есть люди, которых Он выделяет для  пользы Своих рабов, даруя им блага. Он закрепляет их за ними, если они расходуют их на других людей. Если же они не расходуют, то Аллах отнимает у них эти блага и даёт их другим людям».

В версии хадиса, который приводится у ад-Даракутни говорится:

«Воистину, Аллах даёт блага определённым людям и утверждает их за ними, пока они расходуют их на нужды людей и пока это не надоедает им. Когда же это надоест им, Аллах передаёт эти блага другим людям»[23].

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) неустанно обучал мусульман тому, как и чем они могут принести пользу людям. Один из сподвижников сообщил, что он слышал, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«У кого есть лишнее верховое животное, пусть предоставит его тому, у кого его нет. У кого есть лишние припасы, пусть предоставит их тому, у кого их нет». Затем он перечислял различные виды имущества так, что мы даже стали думать, что никто из нас не имеет права на владение чем-то лишним»[24].

Так велел нам поступать наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха). Если у тебя есть свободное место в машине, тогда подвези кого-нибудь; если у тебя есть лишняя машина, дай кому-нибудь воспользоваться ею для решения насущных нужд; если у тебя есть лишние деньги, дай их в долг нуждающемуся. Знай, что предоставление денег в долг является очень хорошим и полезным делом, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если кто-либо из мусульман даст в долг другому мусульманину дважды, то ему непременно будет засчитана одна милостыня».[25]

Если должник в трудности, то дай ему отсрочку, возможно, тогда и Аллах будет снисходителен к тебе в День Суда. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Тот, кто желает, чтобы Аллах спас его в День Воскрешения, то пусть облегчит должнику или простит его»[26].

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто хочет, чтобы его мольба принялась и развеялась его печаль, пусть поможет должнику [расплатиться с его долгом]»[27].

Если ты отдашь долг за умершего человека, то тем самым принесёшь ему большую пользу и охладишь его кожу после могильного жара. Подумай о том, какую награду ты получишь за это?!

Призыв к Исламу через распространение дисков с лекциями об Исламе, брошюры и буклеты, также является очень полезным делом. Тот, кто делает это ради довольства Аллаха,  получит большую награду, ведь иногда одной кассеты или одного буклета может быть достаточно для того, чтобы дать человеку толчок и наставить его на путь Истины.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) также побуждал мусульман заступаться за своих братьев и договариваться с другими людьми для того, чтобы помочь нуждающимся получить желаемое. Он говорил:

«Заступайтесь и вы будете вознаграждены».

Иногда у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) просили что-либо, но он не отвечал на эту просьбу в тот же момент. Почему? Потому что он хотел, чтобы сподвижники, присутствующие при этом, тоже приняли участие в благом деле и получили соответствующую награду. Он ждал их заступничества за того человека, который пришёл со своей нуждой. Пророк не отвечал сразу на просьбу, потому что желал воспитать в сподвижниках дух братской взаимопомощи, он ждал, пока кто-нибудь из сподвижников встанет и скажет: «О Посланник Аллаха, дай этому человеку…, он заслуживает этого…, мы знаем о нём только хорошее» и т. д. Таким образом, он хотел предоставить возможность и другим людям получить награду от Аллаха за то благодеяние, которое будет оказано нуждающемуся. Речь идёт о дозволенном заступничестве, а не о запретном (когда человек через свои  связи и знакомства нарушает права других людей ради достижения своих целей, или ради того, чтобы заполучить то, на что он не имеет права, или для того, чтобы избежать заслуженного наказания, предписанного Шариатом).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) заступался  даже за мужа перед его женой, когда та хотела с ним развестись. Когда Барира, подруга Аиши, решила развестись с мужем, на что у неё были веские причины, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей:

«Может быть, ты всё-таки вернёшься к нему, ведь он отец твоего ребёнка?»

Каждый из нас знает, насколько полезным делом является поддержание родственных связей, оно приносит человеку счастье в обоих мирах.

Кормление бедных и нуждающихся, а также угощение людей едой служит причиной входа в Рай, так как польза этого дела очевидна. Кормление и угощение людей – это неоценимая помощь и облегчение для нуждающихся. Также это скрепляет сердца верующих и побуждает их к взаимной любви и товариществу.

Другим общественно полезным делом является удаление с дорог всего, что причиняет людям неудобство, мешает их передвижению или просто неприятно для них, будь то мусор, камни, колючки или что-то иное. Это особенно актуально, когда речь идёт о дороге возле твоего дома, где проходят твои соседи, родственники и мусульмане, потому что оказание помощи и внимание к этим группам людей многократно увеличивает награду за доброе дело. Возможно, кому-то именно это дело поможет войти в Рай. За любое благодеяние мусульманин будет вознаграждён, даже за помощь животным, ведь из хадисов мы знаем, что один человек из прошлых поколений вошёл в Рай только за то, что напоил собаку, страдающую от жажды. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если кто-либо выроет колодец, то за каждое живое существо, которое будет пить [из него], будь то джинн, человек или птица, он непременно получит награду от Аллаха в День Воскрешения»[28].

Почему некоторые ученые отдали предпочтение занятию земледелием над занятием ремёслами и торговлей, в чём особенность земледелия? Они сделали это, основываясь на содержании следующего хадиса:

لا يغرس المسلم غرسا فيأكل منه إنسان ولا دابة ولا طير إلا كان له صدقة إلى يوم القيامة

«Если мусульманин посадит какой-либо росток, и впоследствии от него будут питаться люди, животные и птицы, то это непременно будет засчитываться ему как милостыня до самого Судного Дня».

Этот хадис говорит о важном, ведь, казалось бы, что нам стоит посадить дерево, но как велика награда! Представьте, если человек посадит дерево во дворе для того, чтобы оно своей тенью закрывало от солнца его машину, и при этом дерево будет приносить пользу окружающим живым существам, то за это человек получит награду!

Нет никакой нужды говорить о пользе, которую приносят обществу люди, помогающие вдовам и сиротам, это дело наполнено милосердием и добротой. Какое доброе дело может быть более явным и очевидным? Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто стремиться помогать вдовам и беднякам, тот подобен воину на пути Аллаха».

Как вы видите, существует огромное количество полезных дел, каждый может найти такое, которое будет облегчено для него. Завершая нашу беседу, я вкратце перечислю некоторые проекты, которые каждый из нас может воплотить в жизнь как в одиночку, так и сотрудничая в этом с другими братьями:

  • Узнавай о положении людей в своём районе, кто в чем нуждается? Возможно, кто-то нуждается в материальной помощи, а кто-то нуждается в наставлении.
  • Помоги состоятельным братьям. Твоя помощь будет заключаться в том, что ты соберёшь данные о нуждающихся и предоставишь их богатым. Собери эту информацию и заступись за бедных, ведь нередко состоятельные мусульмане хотят сделать пожертвование и помочь, но в силу другого круга общения они просто не знают о тех людях, которые по-настоящему испытывают нужду.
  • Помоги в сборе закята и милостыни для нуждающихся.
  • Веди призыв к Исламу с искренностью и мудростью.
  • Женщины-мусульманки могут сыграть важную роль в помощи своим сестрам, вдовам, разведённым или оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
  • Посещай больных с целью поднять их дух. Посещение не должно быть долгим, навязчивым и утомительным для больного, оно должно приносить радость в его сердце и способствовать скорейшему выздоровлению.
  • Заботься о заключённых братьях и их семьях.
  • Пожертвуй свою кровь для нуждающихся в переливании. Это особенно актуально для обладателей редкой группы крови.
  • Организуй совместные семейные собрания (на природе или в других подходящих местах). Это замечательная возможность сплотить родственные отношения, а также подготовить родных к принятию Истины и призыва к Исламу. Совместные собрания для  отдыха за пределами города нередко дают хорошую возможность сделать родственникам наставление и напоминание, что порой трудно сделать в условиях городской суеты.
  • Организуй и проводи исламские уроки, налаживай связи между общиной города или деревни с учёными, знающими людьми и студентами, изучающими шариатские науки. Нужно сделать всё необходимое, чтобы люди знали, кому и как они могут задать вопросы, связанные с Религией.
  • Участвуй в организации дел, связанных с посещением Мекки и совершением хаджа и умры.
  • Окажи внимание приезжим мусульманам, которые приехали в твои края издалека для работы или переехали навсегда. Нередко они нуждаются в решении жизненных, юридических, жилищных проблем или проблем с трудоустройством, и пусть каждый поможет, чем сможет. Также они нуждаются в духовной поддержке и призыве к благому, дабы они не потерялись на новом месте и стали не хуже, а лучше, чем были у себя на родине.
  • Работай с соседями. Если есть возможность, то следует также стараться собраться с ними и использовать эту возможность для наставления и призыва. Если Аллах облегчит, то желательно делать это регулярно, ведь в этом будет большая награда от Всевышнего.
  • Заботься о престарелых и пенсионерах (это может выражаться как в уходе за ними, так и в предоставлении возможности  посильной работы и организации трудоустройства для желающих из них). Многие люди пенсионного возраста начинают чахнуть не от старости, а от невостребованности, скуки и чувства собственной ненужности, в то время как у них бывает ещё достаточно физических сил, знаний и опыта.
  • Распространяй исламские книги. Это может выражаться как в издании качественной литературы, так и в распространении уже готовой. Многие люди неспособны разъяснить на словах то, что им хотелось бы выразить, но книга компенсирует этот пробел. Было бы замечательно, если бы мусульмане взяли себе за обычай дарить и раздавать людям исламские книги и рассылать их своим друзьям и родственникам по почте.
  • Посещай детские приюты, детей-сирот и детей из неблагополучных семей, оказывай им помощь.
  • Установка на улицах и стенах плакатов с целью призыва, для этого можно использовать даже рекламные щиты или любые другие площади. Собрав определённые средства, можно издать плакат с фразой, которая могла бы повлиять на души людей и сделать им напоминание об Исламе.
  • Оказание помощи студентам (в особенности – студентам исламских учебных заведений). Особо остро эту нужду могут испытывать студенты, учащиеся вдали от родных мест. Поездка, обучение, учебная литература, жилье, питание и многое другое – всё это требует от студента финансовых затрат.
  • Забота о бедных семьях и, в частности, в том, что касается потребностей детей, предоставление им необходимой домашней утвари, посуды, еды, денег. Возможна и другая посильная помощь, например, транспортировка нужных вещей, вывоз их детей на отдых вместе со своими детьми и многое другое.
  • Организация женского и детского исламского образования, учреждение кружков, кто-то может пожертвовать своим временем для преподавания, кто-то – предоставить площадь для этого в своём доме или квартире и т.д.
  • Сотрудничество с местными властями в делах, необходимых для благополучия и благоустройства жизни мусульман, защита их интересов, повышения комфорта в том, что связано с делами поклонения. Организация открытого диалога и взаимодействия по тем направлениям, которые необходимы для улучшения жизни мусульман и налаживания соответствующей инфраструктуры.
  • Организация общественной деятельности для повышения нравственного уровня и создания препятствия распространению порока и аморальных тенденций. Борьба с употреблением и продажей спиртного, табака, наркотиков, подавление и пресечение развития проституции и распутного образа жизни.
  • Особого внимания заслуживает всё, что связано с распространением буклетов, дисков, кассет на исламскую тему и прочих материалов, способствующих исламскому призыву. Это замечательный способ донести до многих людей истину об Исламе. Их следует издавать и распространять везде, где только можно: прилагать в магазине к каждому купленному товару, класть в мечети, в почтовые ящики своим соседям, давать друзьям при встрече, держать у себя в машине и давать при каждом удобном случае, даже представителям дорожной полиции, когда они останавливают вас для проверки документов.
  • Помогать тем, кто хочет жениться, способствовать при знакомстве, помолвке, оказывать всестороннюю поддержку тем, кто желает вступить в брак.
  • Участие в уже существующих благотворительных проектах и организациях, оказание им посильной помощи.
  • Побуждение мусульман исправлять свои дела и приводить их в соответствие с Кораном и Сунной, грамотно и мудро указывать им на ошибки и возможные варианты выхода из ситуации.
  • Организация детских соревнований, это могут быть соревнования разного типа: исламские, спортивные, прикладные и т.д. Работа такого рода необходима, потому что доставляет детям много радости, делает их сплоченными, активными, целеустремлёнными. При этом каждое такое собрание дает возможность сделать наставление и напоминание.
  • Помощь семьям, где по какой-то причине временно или постоянно отсутствует глава семьи: необходимый ремонт, покупка нужных вещей или продуктов и т.д.
  • Забота о семьях заключённых, ведь члены этой семьи невиновны в том, что совершил её глава. Они зачастую оказываются в растерянности и нуждаются в поддержке как моральной, так и материальной.
  • Помощь в доставке необходимых вещей мусульманам, живущим за пределами города.
  • Доведение исламского призыва при помощи современных средств связи: радио, телевидение, интернет, газеты, журналы. Каждый мусульманин, который имеет опыт работы в данных сферах, должен принять участие в создании исламских средств массовой информации. Даже если человек умеет ремонтировать и обслуживать компьютеры, то он может помочь решить техническую часть какого-либо вопроса, связанного с осуществлением исламского проекта, или он может обучить каким-то необходимым операциям, или просто проконсультировать по отдельному вопросу. Это будет существенный вклад в дело призыва и он разделит награду с теми, кто непосредственно стоит у руля того или иного проекта.
  • Обслуживание мечетей: ремонт оборудования, кондиционеров, сантехники, отопительных систем, электричества. Мечети, как и другие здания, требуют ухода и финансовых затрат на содержание. Каждый может внести свою лепту, ведь помощью будет даже положить кусок мыла у рукомойника или рулон бумаги в туалете. Каждое дело будет оценено по намерениям, а самые любимые дела пред Аллахом – постоянные, даже если они и не являются большими. Посланник Аллаха говорил: «Не пренебрегай ничем из добрых дел».
  • Даже просто взять с собой пригоршню конфет может быть полезным делом. Каждый раз, когда отправляешься в мечеть, возьми с собой конфет для детей, которых ты встретишь там. Благодаря этому дети полюбят мечеть, и их сердца будут расположены к тому, чтобы ходить в мечеть вместе с родителями. Так поступал шейх Абдуррахман ас-Саади (да одарит его Аллах своей милостью), когда он выходил из дома, дети сбегались к нему, потому что у него в карманах всегда были сладости, которыми он их угощал. Возможно, кто-то скажет: «Что за ерунда? Несерьёзно!» Но мы скажем: это не ерунда, это большое дело, оно доставляет радость маленьким мусульманам. Возможно, кто-то скажет, что это едва заметная точка. Мы ответим: да, это точка добра, а не зла, из этой точки, по воле Аллаха, может начаться благой путь будущего нашей общины. Мы же знаем, что доставление радости мусульманам – это благое дело, за которое мы надеемся получить награду от Аллаха. В таком случае, чем отличаются в данной сфере взрослые и дети? Каждый из них получает удовольствие от того, что его радует, но разница в том, что ребенок по своей природе больше нуждается в доброте, а ещё тем, что даже небольшое угощение способно доставить ему большую радость.
  • Забота за инвалидами, слепыми и очень старыми людьми, и помощь им во всем, в чем они нуждаются, но не в состоянии выполнить.
  • Если у человека есть какая-то вещь, в которой на некоторое время нуждается кто-то другой, то будет очень хорошо предоставить в пользование эту вещь, будь то инструменты, посуда или что-либо другое. Тот же, кто взял вещь в пользование,  обязан следить за её сохранностью и компенсировать ущерб, если эта вещь была существенно повреждена во время эксплуатации.
  • Организовать сбор ненужных, но полезных вещей, которые могут принести пользу. Это может быть детская или взрослая одежда, ванночки для купания, посуда, домашняя утварь, старая (но функционирующая) техника. Один раз мы организовали такие сборы, и к нам пришёл один человек, он спросил: «Вы организовываете сбор вещей для нуждающихся?» Я ответил: «Да», – мужчина сказал: «У меня есть кое-что, чем я хотел бы пожертвовать». Я сказал: «Да, конечно, принесите это к нам». Мужчина спросил: «Не могли бы вы прислать грузовик и грузчиков». В итоге из дома этого человека по его распоряжению был вывезен целый грузовик, забитый всевозможной полезной утварью. Иногда бывает так, что следует только начать, как дальше дело начинает развиваться само по себе, и помощь Аллаха приходит оттуда, откуда её и не ждёшь.
  • Возвращаясь к вопросу призыва, можно сказать, что существует бесчисленное количество разных способов и вариаций. Существует только одно ограничение: методы, применяемые в нашем призыве к Исламу, должны соответствовать Шариату и не выходить за его пределы.

Дорогие братья и сёстры! Все, что мы перечислили, – это лишь некоторые примеры, которые дадут вам пищу для размышлений в  этом важном и насущном вопросе.

Будьте полезны, где бы вы ни были, и ищите пути совершения  добрых и полезных дел. Просим Аллаха (Велик Он и Славен) помочь нам во всех наших делах и сделать так, чтобы мы поминали Его, благодарили и поклонялись наилучшим образом.

Хвала Аллаху! Мир и благословение Аллаха Его Посланнику Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам!

 

  • [1] Хадис привёли ибн Абу Дунья «Када аль-хаваидж», ат-Табарани «аль-Джами аль-кабир».
  • [2] Хадис привёл аль-Бухари.
  • [3] Хадис привели аль-Бухари и Муслим.
  • [4]  Здесь имеется в виду половой орган.
  • [5] Аль-Альбани упомянул этот хадис в сборнике «Сильсиляту ас-сахиха» и назвал его достоверным (сахих)
  • [6] Хадис привёл Муслим.
  • [7] Сырат (Путь) – мост пролегающий над адом, через который пройдут люди прежде чем войти в Рай, неверующие, лицемеры и многие грешники не смогут пройти по нему и свалятся в бездну адского Пламени.
  • [8] Аль-Альбани упомянул этот хадис в книге «Сахих ат-таргиб» и назвал его хорошим (хасан).
  • [9] События в пещере Хира – в этой пещере Посланник (мир ему и благословение Аллаха) уединялся для молитв и поклонения Аллаху ещё до начала пророчества. В этой пещере впервые ему явился ангел Джабраиль и передал первое откровение, вначале Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очень испугался и был в смятении. Затем откровения стали приходить постоянно.
  • [10] Хадис привёл Муслим.
  • [11] Аль-Альбани упомянул этот хадис в книге «Сахих ат-таргиб» и назвал его достоверным.
  • [12] Хадис передал ибн Маджа; хороший хадис (хасан).
  • [13] Хадис привёл аль-Бухари.
  • [14] Игтикаф – неотлучное пребывание в мечети в последние десять дней месяца Рамадан с целью уединения и посвящения себя поминанию Аллаха и делам поклонения.
  • [15] Фард-кифая (общественная обязанность) – это обязанность, которая должна выполняться в обществе группой людей, достаточной для осуществления данной обязанности. Если же никто во всём обществе не выполняет данную деятельность, то грех лежит на всех его представителях. Если же эту обязанность выполняет по мере сил группа людей, которых недостаточно для выполнения этой обязанности в необходимом объёме, то тогда эта группа людей снимает с себя грех и получает награду, а все другие нерадивые представители общества несут грех за своё неучастие и бездействие на этом пути.
  • [16] Нафль – желательные добрые дела, к выполнению которых побуждает Шариат. Если человек совершает желательные действия (нафль), то получает награду, если же оставляет,  то никакого греха за это не несёт.
  • [17] Очень ценная порода верблюдов.
  • [18] Как сказали некоторые из толкователей, это значит, что если бы его грехи были материализованы и заняли всё это пространство, то все эти грехи были бы прощены. Другие сказали, что муаззину будет даровано такое прощение, которого хватило бы, чтобы покрыть грехи всех людей, до слуха которых доходит его азан. Существуют и другие толкования, каждое из которых сводится к тому, что муаззину будут прощены многие грехи.
  • [19] Хадис привёл Абу Дауд с достоверным иснадом.
  • [20] Это не значит, что постящиеся не получили награды. Эти слова указывают на преувеличение, что значит, что люди, которые не соблюдали в этот день пост и помогали постящимся, получили намного большую награду, чем сами постящиеся.
  • [21] Даже по современным меркам это считается огромной пальмовой плантацией.
  • [22] У них был сын, которого звали Дахдах, «Абу» значит отец, а «Умму» значит мать.
  • [23] Аль-Альбани назвал этот хадис хорошим (хасан) в книге «Сахих ат-Таргиб».
  • [24] Хадис передал Муслим.
  • [25] Т.е. если он даст какую-то сумму в долг два раза одному и тому же человеку, то ему зачтется, как будто он дал милостыню (садака) на эту сумму.
  • [26] Хадис привёл Муслим.
  • [27] Аль-Хайсами сказал: «Этот хадис привёл Ахмад и его передатчики надёжны».
  • [28] Хадис привёл ибн Хузайма с достоверным иснадом.
Собрал и подготовил
Автор: Абу Ясин Маликов Р.

Комментарии 1