Общество

Мусульманский джентльмен

 
В последнее время стали очень популярны лекции на тему гендерных прав и обязанностей в Исламе, и, как правило, они повествуют только о правах и роли женщины. Редким исключением можно услышать что-то на тему мужской ответственности, да и то в ней будет много критики, но не будет обсуждения самой проблемы. У нас прекрасно получается обозначать проблему, но не очень хорошо получается ее решать.
 
     

Я часто слышал, что я должен быть хорошим сыном, хорошим мужем и отцом, но никто не объяснял мне, что именно под этим подразумевается, тем более в контексте ислама. Отсутствие модели поведения в обществе, и в мусульманской общине в частности, которая могла бы послужить примером для молодых людей, усложняет и без того непростую задачу понять, что же значит быть ответственным. Многим ли из нас рассказывали, как надо относиться к женщине с точки зрения ислама? Здесь важно не быть категоричным: не знать, как правильно следует себя вести с противоположным полом, это не значит плохо обращаться с его представительницами. Кого из нас родственники старшего поколения сажали перед собой на стул и объясняли, что значит ответственность и уважение? Многие ли брали пример со взрослых, с которыми они росли и переносили их модель поведения на свою жизнь? Если я не понимаю, каково нести на себе ответственность за кого-то, и что это означает, на что я буду опираться при выборе спутницы всей своей жизни? Не менее важно и то, захочет ли кто-нибудь связать со мной свою жизнь?

Я много путешествую, и недавно в одной из мечетей, в которой я читал лекцию, ко мне подошел пожилой мужчина лет 70, и попросил поговорить со мной наедине. Начав свой рассказ, он заплакал. Когда он был мальчишкой, его отец разговаривал с ним только тогда, когда он в чем-то провинился. Отец был очень хмурым и скупым на эмоции человеком, и в последствии сын перенял его манеру поведения. Он также вел себя со своей женой и детьми. В конце концов, жена ушла от него, а дети перестали с ним общаться. Он сказал, что его отец никогда не выглядел счастливым в браке и рядом со своими детьми, поэтому ему не казалось в тот момент чем-то ужасным то, что его собственный брак рухнул. Он также не пытался наладить отношения с детьми и стать частью их жизни. И теперь, прожив больше 70 лет, он был одинок и не знал, как ему исправить ошибки и загладить свою вину перед детьми.

 

«Джентльмены чести»

 В Священном Коране говорится о Пророке Ибрахиме (алейхи салям) как о молодом благородном человеке, который чтил свои обязательства. Его честность и обязательность удивляли других людей. В арабском языке есть слово «фатуа», которое переводится как «благородный». Быть мягким, преданным, скромным, честным, сочувствующим, вызывающим доверие и самоотверженным – значит быть «фатуа». В средневековый период ислама нормы поведения в обществе были основаны на этом понятии и подкреплялись примерами достойных людей, воплощающих в себе этот принцип «фатуа». Такие люди всегда ставили нужды окружающих выше своих собственных интересов. Поэтому благородство – это в нашей мусульманской традиции. Нам надо лишь снова встать на ее путь и, тогда появятся новые герои нашего времени и вдохновят молодежь своим примером. Мне очень нравится студенческое сообщество Нью-Йоркского Университета «Джентльмены чести». Их устав гласит: «Мы, джентльмены чести, являемся братством, основанным на принципах лидерства, взаимопомощи и эрудиции. Мы стремимся к увеличению нашего сообщества за счет новых членов, вне зависимости от расовой принадлежности, цвета кожи, политических и религиозных убеждений. Мы признаем и уважаем индивидуальные особенности каждого. Мы также стремимся создать те принципы, на которые буду опираться будущие руководители. Посредством этого мы надеемся сохранить вдохновение и культивировать образ джентльмена в современном обществе».
Мусульманской общине нужна похожая программа или организация для молодежи, которая бы заставила их пересмотреть свои взгляды на понятие «успешность» и «достижение». Надо, чтобы молодые люди поняли, что все в их собственных руках. Возрастной порог зрелости сместился по сравнению с тем, что было раньше. Сегодня совершеннолетний не является синонимом взрослого, как было 20 и 30 лет назад. Нашей общине нужны всесторонне развитые лидеры, которые разбираются в психологии молодежи и смогут найти общий язык даже с самыми маленькими, чтобы помочь мальчикам осознать свое место в обществе и обязательства, возложенные на них. Нам стоит прибегнуть к помощи профессионалов своего дела, а не полагаться на волонтеров-любителей, пусть у них и наилучшие намерения.

 

Накануне Рамадана

 Ислам учит нас идти в ногу со временем, и сегодня в мусульманской общине возникает много спорных моментов в сфере семейной жизни. Перед нами стоят для обсуждения такие вопросы как национальность, культура, социально-экономические факторы, развод, эгоизм, домашнее насилие, психическое здоровье, порнография, усыновление, бесплодие, верность и многие другие. Скоро наступит благословенный месяц Рамадан, а это всегда прекрасная возможность для осмысления жизни, своей собственной и всей уммы. Правда, Рамадан длится лишь один месяц, а эта дискуссия займет намного больше времени. Возможно, после месячного соблюдения поста, созерцания и глубоких размышлений мы будем готовы приступить к этому обсуждению.

Автор: Халид Латиф, имам исламского центра при Нью-йоркском университете

Комментарии 0