Общество

Дым отечества не сладок и не приятен

Любопытные данные обнародовала недавно социологическая служба «Левада-центр». Согласно проведенному опросу, 22% жителей нашей страны имеют желание уехать из России. По словам экспертов, ежегодно Россию навсегда покидают 100-150 тысяч человек. Особенно резко поток эмигрантов усилился в последние три года и среди них много ученых.
 
     
Как не трудно догадаться, большую часть тех, кто не планирует связать свою судьбу в ближайшем будущем с родиной, составили бизнесмены (38%), студенты (45%) и служащие (33%). Директор «Левада-центра» Лев Гудков подчеркивает, что резкий рост таких настроений произошел еще в 2011 году, когда Владимир Путин объявил о намерении снова баллотироваться в президенты. То есть эти люди таким образом реагируют на политический фон в стране, а не на социально-экономическую ситуацию. Здесь экономика производна от политики.

 

Передовики экономики

В среде тех, кто хочет уехать из страны, преобладают люди с высшим образованием, живущие в крупных городах. Это и понятно. Они более других осведомлены о реальном положении дел в стране, большая часть из них имеет возможность сравнивать с «жизнью за границей», реальным уровнем гражданских свобод и возможностей. Думаю, что большинство из них неплохо устроены в социальном плане: имеет работу, стабильный заработок. Но этого уже для «рассерженного горожанина» мало. Ему нужна прозрачность власти, социальные лифты, возможность самореализации. Ведь у нас в стране бал правит номенклатура. Именно она решает, кому «разрешить», кому «запретить», у кого «изъять» и так далее. Не секрет, что предпринимательское сообщество просто задыхается от бюрократических препонов. Их обирают так, как не делали этого суровые братки из лихих 90-х. И, собственно говоря, я не вижу уж такого вот рьяного желания власти что-либо исправить в этой связи. В этом случае придется ограничить влияние чиновничьего класса, но тогда будет размыта опора самого режима. Замкнутый круг.
Многие талантливые, инициативные, деятельные люди, начиная свой бизнес, сталкиваются не просто с непониманием со стороны чиновников, которые «должны дать нужную справку», а зачастую с откровенными поборами и произволом. На бедных предпринимателей в нашей стране смотрят с подозрением, с опаской. Хотя в странах развитой экономики именно мелкий и средний бизнес дает до 2/3 ВВП. Считается, что такая структура экономики более устойчива и стабильна. Это класс самодостаточных, зрелых в любых смыслах людей, которые и составляют основу гражданского общества.
У нас же, к сожалению, в коллективном бессознательном плотно сидит патернализм, который соседствует с бездейственностью, безынициативностью, когда человек все перекладывает на государство и ждет от него решения всех своих проблем. Зачастую даже личных. Взамен этого государство требует от него тотального подчинения. Что вполне естественно. Путин назвал это недавно «коллективистским сознанием русского человека». Но это не так. Общинность – это другое, оно как раз противоположно зависимости от номенклатурных институтов и направлено на принцип «опора на собственные силы».

Утечка мозгов

Увы, но «за бугор», как правило, уезжают самые экономически мобильные люди, которые уверены в своих силах и могут организовать любой проект с нуля и довести его до завершения. Таких людей нам сегодня не хватает. Система бюрократической олигархии доказала свою не эффективность и ущербность. Зависимость от нефтяной иглы может очень скоро нам больно аукнуться и ударить системно по всей экономике.
Много с разных трибун сегодня говорят об инновационном развитии страны. Но кто будет стоять у руля этих преобразований? Нужны люди новой формации, с другой ментальной матрицей. Но где их взять, если имеющиеся у нас кадры, как ртуть, перетекают за границу?
По словам экспертов, ежегодно Россию навсегда покидают 100-150 тысяч человек. Особенно резко поток эмигрантов усилился в последние три года и среди них много ученых. Социологи предостерегают, что на данный момент Россия переживает колоссальную «утечку мозгов», и если властям не удастся кардинально изменить ситуацию в стране, то российскую науку скоро будет некому развивать. А как можно претендовать на лидерство в мире, не имея мощного научного фундамента, своих школ, новейших технологических разработок?!
Конечно, свою лепту в эмигрантские настроения так называемого «креативного класса» (креакла, как величают они себя сами) внесла возможность относительно легко уехать из страны. В Европу по туристической визе прокатиться не проблема, не то что в советские годы. Большая часть из них, конечно, же «галопом» европейский континент посещало: кто в отпуск, кто на праздники, кто на заработки. То есть тамошняя жизнь им знакома. Знание европейских языков для «крекла» – обязательный атрибут. Поэтому проблема языкового барьера не существует, связь с родными можно поддерживать через Интернет или телефон.
Я знаю немало молодых людей, которые на полгода – на год уезжают за рубеж на заработки. Естественно, вернувшись оттуда, наглотавшись «свободного воздуха», они уже планируют свою будущую жизнь с одной из капстран. Да и космополитизм нынешней молодежи в немалой степени способствует этому.

История повторяется

Как известно, история циклична. Есть у нее свои внутренние механизмы, которым она неумолима подчинена. Почти столетие назад, после революции 1917 года, большой поток людей хлынул из России в Европу. Основу тех, кто уже навсегда покинул страну, составляла интеллигенция, которая не приняла большевиков. Они попросту не вписались в идеологический конструкт новой власти. Цвет нации со слезами на глазах покидал родные края: поэты, инженеры, врачи, ученые. Скольких своих сынов и дочерей потеряла страна! А ведь они могли вносить свой вклад в развитие страны. Мы знаем множество примеров, как эмигранты из России становились гордостью той страны, куда они вынуждены были уехать, становились великими учеными, лидерами общественного мнения, зачинателями целых направлений в искусстве и литературе.
Большинство покидало отчизну по причине того, что власть беззастенчиво лезла в дела искусства, науки, духовной сферы. Строящийся новый мир, предельно политизированный, требовал тотального подчинения новым порядкам и правилам. Тех, кто не вписывался в эти рамки – выдавливали, многих просто физически истребляли. Генофонду нации был нанесен в те годы серьезный ущерб. И эхо той трагедии мы слышим до сих пор.

Автор: Руслан Айсин
подписаться на канал
Комментарии 1
  • Ну да легче же убежать от проблемы нежели решать
    (-1)
    15 июня'2013 в 22:36