Общество

Идель-Урал. Что произошло с 825-м батальоном?

23 февраля 2013 года исполнилось 70 лет событиям произошедшим с военнослужащими 825-го батальона легиона «Идель-Урал». В этот день они подняли вооруженное восстание, и, перебив немецких офицеров, в организованном порядке перешли на сторону советских партизан. Впоследствии они участвовали в борьбе за Беларусь.

Этот легион состоял из татар, взятых в плен немецкими войсками в 1941 и начале 1942 г. После прохождения учебно-боевой подготовки по борьбе с партизанами 825 батальон был направлен в Витебск. Немецкое командование планировало здесь начать активные действия по уничтожению белорусского сопротивления.

В это время партизанские бригады жгли здесь фашистские гарнизоны, снабжали Красную Армию ценными разведсведениями. Немецкое командование не могло терпеть такого положения и время от времени посылало на Витебщину карательные экспедиции. Одна из таких «экспедиций» под названием «Шаровая молния» с привлечением 82-й армейской дивизии и карательных отрядов была организована в начале февраля 1943 года. Противнику, численность которого составляла 28 тысяч человек, удалось окружить в районе Витебска шеститысячную партизанскую группировку. 20 февраля 825-й батальон прибыл сюда и должен был заменить казачьи отряды, воевавшие на стороне немцев. Однако оказалось: у татар не было никакого желания стрелять в своих соотечественников.

Сохранились уникальные документы, свидетельствующие о подвиге бывших легионеров 825 батальона. В частности, донесение комиссара партизанского отряда Григорьева. Благодаря этому документу, можно в точности воссоздать события семидесятилетней давности.

21 февраля 1943 года в доме партизанки-разведчицы Нины Буйниченко расположился врач 825 батальона Жуков, с которым хозяйка вела откровенные разговоры. Жуков ей сообщил, что задумался о переходе на сторону Красной Армии еще до прибытия в Белоруссию. У него есть 6 человек из командного состава, которые также думают о переходе на строну партизан, и назвал их должности и фамилии: адъютант командира батальона Таджиев, командир штабной роты Мухамедов, помкомандира Латыпов, командиры взводов Юсупов, Галиев, Трубкин и комвзвода их хозчасти Рахимов. Видимо, они уже давно вынашивали план перехода на сторону советских войск и планировали это сделать сразу, как только появится такая возможность.

Нина посоветовала Жукову направить четырех человек в партизанский отряд для переговоров и рекомендовала взять проводником жителя деревни Сувары Михальченко. Жуков внимательно ее выслушал и быстро ушел к товарищам. Вернувшись, он сообщил Нине, что с Михальченко, переодетым в немецкую форму, посланы Трубкин, Лутфуллин, Галиев и Фахрутдинов. Предупредил Нину, что если партизаны их обстреляют, то она несет персональную ответственность. Партизаны в условленном месте встретили представителей легионеров и доставили их в штаб отряда. Там они попросили дать одну ракету, обозначающую: «Приняли хорошо. Начать подготовку».

Перед легионерами была поставлена задача уничтожить весь немецкий офицерский состав и предателей из татар, вывести личный состав с полным вооружением, обозом и боеприпасами. После уничтожения штабов, подтянуться к берегу Западной Двины, дать 3 красные ракеты, которые обозначали бы: «К переходу готовы, принимайте», 3 сигнала фонариком, «белый, красный, зеленый», означал: «Представитель вышел на середину Западной Двины».

В 11 часов, согласно договоренности, в деревне Сувары была выпущена одна белая ракета, что обозначало: «Возвратились благополучно. Начинаем уничтожать немцев». В результате они убили 74 немца и трех командиров роты из числа татар. Однако шофер штаба оказался изменником и тайно увез на машине командира батальона майора Зекса, которого легионеры хотели взять живым и доставить партизанам. Кроме того, немцам удалось арестовать батальонного врача Жукова, Таджиева и Рахимова.

Встреча с партизанами была очень радостной, многие от счастья смеялись, а некоторые плакали, вспоминая условия жизни в плену, мучения, которые испытали, находясь там. В тот день на территорию расположения отряда прибыло 506человек с вооружением: пушки 45 мм - 3 штуки, станковых пулеметов - 20, батальонных минометов - 4, ротных минометов - 5, ручных пулеметов - 22, винтовок - 340, пистолетов- 150, ракетниц - 12, биноклей - 30, лошадей с полной амуницией, боеприпасами и продовольствием - 26.

Большинство бывших легионеров влилось в партизанские отряды. Комиссар Григорьев писал: «Следует отметить, что татары исключительно храбро, смело сражались, и многие из них отличились в боях…»

Переход татарского батальона на сторону партизан имел огромное значение. С одной стороны, он нарушил общий ход наступления немцев против партизан в районе Витебска и осложнил их положение на правом фланге. С другой стороны - этот случай подорвал доверие германских властей к легионерам из числа татар. Сразу же после восстания готовый к направлению на Восточный фронт 826-й батальон был отправлен «от греха подальше» в Голландию в район г. Бреда. В-третьих, весть об успехе восстания широко распространилась среди легионеров не только татарского, но и других легионов и, несомненно, активизировала борьбу антифашистского подполья.

Большинство этих героев погибли в борьбе с фашистами. Об их подвигедо сих пор неизвестно даже близким и родным. Те же из бывших легионеров,кто осталсяв живых, до конца жизни находились под подозрением государства как изменники родины.

Энтузиасты ведут работу по реабилитации наших земляков. В настоящее время из 10 тысяч участников легиона «Идель-Урал» официально реабилитировано около двадцати человек. Предстоит еще нелегкий поиск биографий и документов в отношенииорганизаторов восстания в 825-м батальоне: врача из Чувашии Григория Волкова, назвавшегося Жуковым, командиров подразделений Рашида Таджиева, Александра Трубкина, Хусаина Мухамедова, Ахмета Галеева, Анатолия Муталло, И.К. Юсупова, В.Х. Лутфуллина, Х.К. Латыпова и других. Совершенный ими в феврале 1943 года подвиг до сих пор еще достойно не отмечен.

10 ноября 2009 года в Витебской области, в районе перехода легионеров 825-го батальона к партизанам и боевых действий 334-ой дивизии, от имени Республики Татарстан была открыт Мемориальный памятник татарам, воевавшим в Беларуси.

Автор: Фарит Магдиев, "Хорошая елабужская газета"
подписаться на канал
Комментарии 30
  • Линар абу Ирбагим может ты снимешь уже розовые очки со своих глаз? Пойми же, большевики-коммуняки безжалостно вырезавшие седьмую часть населения бывшей Немецкой империи Гольштейн-Готторпских(известных как Романовы) и превративших десятки миллионов людей в бесправных РАБОВ (почитай "архипелаг Гулаг" мыслителя Солженицына) а потом в крепостных "совхозов и колхозов", ничуть не лучше или не хуже фашистов-нацистов Германии. Эта твоя вера в добрых коммунистов из той же оперы "добрый царь Путин и злые-презлые "бояре-советники" в которую ты веришь истово.
    (1478)
    11 мая'2013 в 08:31
    • абдулАхад, брат ты что колдун, что умеешь читать мои мысли? Я не верю в добрых коммунистов и не верю в доброго царя Путина. Перестань общаться с джинами они вводят тебя в заблуждение! Язнаю что делаю, и многое из того что делаю, стараюсь делать ради Аллаха во имя процветания нашей уммы.
      (505)
      11 мая'2013 в 10:19
      • С чего ты взял, что до СССР в России жилось лучше? В царской России было все тоже самое, что в СССР и все это продолжается в современной России.
        (505)
        11 мая'2013 в 11:34
        • Линур абу Ибрагим, Линур абу Ибрагим, брат,а тебе кто сообщил что в случае победы Германии было бы хуже?Тоже джинны?Брат,без обид,ты сам признаешь что на Руси всегда был и есть сейчас бардак,но этот бардак тебе милее всего?Брат,честно,я не хочу тебя обидеть,хочу разобраться.Может действительно я слеп и заблуждаюсь.Я уже задавал вопрос,ответа не дождался-как украинец должен любить и защищать советскую власть-за голод убивший 5 миллионов моих земляков?За миллионы репрессированных?За то что на большей части Украины практически забыт родной язык и культура?За разрушенную Запорожскую Сечь,защищавшую ту же россию от набегов?За Чернобыль?ЗА ЧТО???
          Как чеченец сейчас после уничтожения четверти населения Чечни должен чтить ветеранов потомки которых превзошли фашистов?И так вопросы от многих народов-ингушей,черкесов,крымских татар,прибалтов и т.д.
          (4004)
          11 мая'2013 в 15:22
          • ВОЙНА ОДНИХ ФАШИСТОВ ПРОТИВ ДРУГИХ

            Мусульманин должен быть далек от таких движений.

            (-478)
            11 мая'2013 в 15:37
            • Линур абу Ибрагим, брат,пойми меня правильно-я не защищаю фашизм,я считаю обе противоборствующие стороны античеловечными системами и потому всех погибших смерть уравняла,не надо делать из одних святых,а из других-предателей.
              (4004)
              11 мая'2013 в 15:47
              • Идрис, я согласен с тобой я не защищаю советскую власть, думаю что не все кто шел на войну защищали эту власть. Я говорю оо другом, что ко всему нужно искать конструктивные подходы. Нам дальше жить в этой стране. Мы должны идти на диалог с этой властью. Мы должны этой власти находить страницы истории, которые покажут им, что мы не 5 колонна. Лучше быть свободным, но когда идет выбор между русскими и немцами лучше под русскими:
                1. Русские не последовательны. Если бы христианизацию проводили немцы, но мусульман в России уже не осталось бы.
                2. Мы давно живем с русскими и лучше понимаем их чем немцев. Мы знаем их дурь и всегда примерно представляем что от них ждать и как выпутаться из той или иной ситуации.
                3. Фашисты были расистами мы для них полуобезьяны чисто на генетиченском уровне. Для русских мы чурки не потому, что рождены от чурок, а потому что представлояем другую культуру.
                Я могу много об этом говорить и это не смотря что сыт по горло русским шовинизмом. У нас нет сегодня другого выбора, елси мы хотим с русской властью вести конструктивных диалог.
                (505)
                11 мая'2013 в 16:50
                • Идрис, брат, я заглянул в твои старые коменты. Цитата:
                  AzamatyLLah, безбожная сатанинская свора захватила страну и бороться с ней посредством создания движений-всё равно что тушить лесной пожар огнетушителем. Представь наши деды в войну с немцами боролись на митингах...
                  Признайся, мы часто когда требуем справедливости к себе вспоминаем и дедов и прадедов. Поэтому не надо этого стеснятся и 9 мая. В целом у нас нет разногласий по многим вопросам, если не считать фикх и акыду)))
                  (505)
                  11 мая'2013 в 22:10
                  • Линур абу Ибрагим,да я и не стесняюсь.Мы,видимо,недопоняли друг друга.Давай оставим спор.А о каких разногласиях в акыде между нами ты говоришь?
                    (4004)
                    11 мая'2013 в 23:33
                    • Идрис, мне показалось ты следуешь ибн Таймию.
                      (505)
                      11 мая'2013 в 23:40
                      • Ас-салам Алейкум. Вот здесь много интересных фотографий о легионерах: http://ljtop.blogspot.ru/2009/05/blog-post_9189.html
                        (1112)
                        12 мая'2013 в 00:05
                        • Муса Джалиль,Единственный Поэт, который удостоин сразу двух самый весоких наград Герой СССР и Лауриат Ленинской премии тоже входил в группу сопротивления Идель-Урал. Чудом сохранились его чудесные стихи написанные арабским шрифтом, фашисты думали что это обычный молитвенник. Какое мужество и сильный дух нужно иметь, чтобы перед смертью писать стихи.
                          (844)
                          12 мая'2013 в 00:44
                          • Линур абу Ибрагим, причем здесь русские как народ??? Русский народ такая же жертва немецких правителей России Гольштейн-Готторпских(Романовых) которые превратили русский народ в рабов-холопов-крепостных. Также жертва коммунистов-безбожников уничтожавших народы миллионами и насаждавших атеизм. Еще раз спрашиваю причем здесь РУССКИЕ??? Я знаю русских, они в большинстве своем альтруисты и широкой души люди не лишенные благородства. Так что сними шоры со своих глаз и оценивая действия тех или иных власть имущих отделяй народ от царей. Ты же не будешь ругать топор которым срубили твое плодовое дерево браконьеры?

                            p.s. Я не русский, так что не сможете меня обвинять в великорусском шовинизме :)
                            (1478)
                            12 мая'2013 в 14:39
                            • Линур абу Ибрагим, добавлю напоследок, русский народ так же как и татары, кавказцы, украинцы и другие в данный момент истории являются жертвами либегалов-дерьмократов-сионистов!
                              (1478)
                              12 мая'2013 в 14:43
                              • абдулАхад, мы мне дураку еще объясни что такое околосинагога, я же недоразвитый дибил, в твоем помнимании. Я очень рад, что ты дошел до этого уровня помниания, придет время мождет быть поймешь и то, что здесь я хотел сказать.
                                (505)
                                12 мая'2013 в 17:09
                                • Линур абу Ибрагим, http://golosislama.ru/news.php?id=16939
                                  (4004)
                                  12 мая'2013 в 17:29
                                  • Линар абу Ирбагим, НЕ изворачивайся, признание ошибки во взглядах признак ума, а изворотливость признак гордыни погубившей иблиса ъалейхилаъна.


                                    Чуть выше ты писал, цитата из твоего поста:


                                    "1.Русские не последовательны. Если бы христианизацию проводили немцы, но мусульман в России уже не осталось бы."
                                    "2. Мы давно живем с русскими и лучше понимаем их чем немцев. Мы знаем их дурь и всегда примерно представляем что от них ждать и как выпутаться из той или иной ситуации."
                                    "3. Фашисты были расистами мы для них полуобезьяны чисто на генетиченском уровне. Для русских мы чурки не потому, что рождены от чурок, а потому что представлояем другую культуру.
                                    Я могу много об этом говорить и это не смотря что сыт по горло русским шовинизмом. У нас нет сегодня другого выбора, елси мы хотим с русской властью вести конструктивных диалог."



                                    Вот здесь ты сваливаешь в одну кучу народ и власть. Обвиняя русский НАРОД в шовинизме ты проявляешь ТАТАРСКИЙ шовинизм. Истинный мусульманин не делит людей на татар, русских, чернокожих либо белых с желтыми. Для мусульманина все люди братья по крови. Даже неверующие и придающие сотоварищей Аллаху, субханАллах!
                                    (1478)
                                    12 мая'2013 в 17:29
                                    • абдулАхад, замени слово русские на русское государство, и может тогда все встанет у тебя на местах. Проитив русских людей я ничего не имею против, и не делаю различия между татарскими националистами, русскими шовинистами, и еврейскими сионистами.
                                      (505)
                                      12 мая'2013 в 22:15
                                      • Идрис, брат я тебя все время братом называю не из вежливости, а потому, что счиатю братом, хотя в чем-то мы расходимся во мнениях.
                                        (505)
                                        12 мая'2013 в 22:16
                                        • Линур абу Ибрагим, альхамдулиЛлях,баракаЛлагу фикум!
                                          (4004)
                                          12 мая'2013 в 22:49
                                          • zamzam, Муса Джалиль - он даже хуже незванного гостя, подлый комуняка.
                                            Зря ему голову отрубили - не достоин. Надо было повесить.
                                            (-1136)
                                            13 мая'2013 в 02:06
                                            • да, iakup, зря тебя, сиониста немчура за яйца не вздернул.
                                              (764)
                                              13 мая'2013 в 03:42
                                              • Galina, мне кажется на этом сайте все женщины не замужние.
                                                (-1136)
                                                13 мая'2013 в 07:03
                                                • абдулАхад, конечно же обвинять всех русских нельзя, НО, не совсем корректно сравнивать топор с разумными людьми, которые могут мыслить и делать выбор. Топор нельзя обвинить, но народ который сделал свой выбор можно и нужно.
                                                  (374)
                                                  13 мая'2013 в 09:38
                                                  • абдулАхад, согласен, что русский народ тоже жертва, но в отличии от остальных народов, эта "жертва" сама стала причиной несчастий других народов, из за своей наивности и глупости, и если кто то их ненавидит то заслуженно. Незнание законов, как известно не освобождает от ответственности.
                                                    (374)
                                                    13 мая'2013 в 09:43
                                                    • Нет, брат, на этом сайте сидят и замужние) Просто эти замужние переживают за умму и всеми силами стараются ей помочь. ПРАВИЛЬНО помочь.
                                                      (2633)
                                                      13 мая'2013 в 11:43
                                                      • Умм Мухаммад, ну Галина, точно не из них. Я начинаю сильно опасаться за свое здоровье.
                                                        (-1136)
                                                        13 мая'2013 в 13:11
                                                        • iakup, это ни к чему. Мусульманин не причинит вреда невинному человеку. А если вдруг мусульманина кто-то обидит, то умма обязательно придет на помощь, приложит все усилия, чтобы помочь. По крайней мере ТАК должно быть. Но на примере Сирии, мы видим обратное. Ведь есть такой хадис, что "Самый худший мусульманин лучше самого хорошего джахеля".
                                                          (2633)
                                                          13 мая'2013 в 22:35
                                                          • Умм Мухаммад, ну да, ну да, уже легче стало. Спасибо. Боюсь, правда, такого хадиса не существует.
                                                            (-1136)
                                                            14 мая'2013 в 00:26
                                                            • https://www.kremnik.ru/node/422642 список людей перешедших к партизанам
                                                              (0)
                                                              5 мая'2020 в 20:53