Просвещение

Жирная точка в теме о 73-ёх течениях в исламе


Жирная точка в теме о 73-ёх течениях в исламе, чтобы не было спекуляций
на эту тему

Спросили имама Ибн аль-Мубарака: «Насколько разделится эта община?» Он ответил: «Основой являются четыре группы: это шииты, хариджиты, кадариты и мурджииты. Шииты разделятся на 22 группы, хариджиты на 21, кадариты на 16 и мурджииты на 13». Тот, кто его спросил, сказал: «Я почему-то не слышу упоминание о джахмитах?» Тогда Ибн аль-Мубарак сказал: «Потому что ты спросил меня про течения мусульман!» Ибн Батта в «аль-Ибана аль-кубра» 1/379.

Имам аль-Хаттаби относительно хадиса: «Разделится моя община на семьдесят три течения и все они окажутся в Огне, кроме одной», сказал: “В этом хадисе содержится указание на то, что все эти группы являются мусульманами, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил, что все они будут из его общины!” См. “Ма’алиму-Ссунан” 4/273.

Имам аш-Шатыби сказал: “Несмотря на заблуждение этих групп, они не выходят из общины Ислама, и на это указывают слова пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Разделится МОЯ община». И если бы они за совершение нововведения вышли бы из Ислама, он не причислил бы их к своей общине!” См. “аль-Мууафакъат” 4/194.

Шейх аль-Ислам Ибн Таймия говорил: «Тот, кто сказал, что все 72 течения впали в неверие, которое выводит из Ислама, тот пошел в противоречие Корану, Сунне и единогласному мнению (иджма’) сподвижников, да будет доволен ими Аллах! Более того, сказавший это пошел в противоречие иджма’у имамов четырех мазхабов и других имамов, поскольку никто из них не говорил, что все эти 72 течения являются неверными!» См. «Маджму’ аль-фатауа» 7/218.

Хадис о разделении мусульман на 73 течения.

Во многих мусульманских трудах приводится следующий известный хадис: «Иудеи разделились на 71 группу, христиане - на 72 группы, а моя умма разделится на 73 группы. Все они войдут в ад, кроме одной». Когда Пророка (СААС) спросили об этой группе, он ответил: «Она - есть джамаа (коллектив)».

Если этот хадис достоверен, то должна ли разделиться мусульманская умма и является ли это разделение мусульман неотвратимостью, предопределением? И должна ли она разделиться именно на такое количество течений?

Можем ли мы сегодня точно назвать упомянутые в хадисе 73 заблудших течения? И можем ли мы определить среди них единственную спасшуюся группу? Как надо понимать значение слова «джамаа», которым Пророк (СААС) назвал ту группу, которая спасется?

Хвалу Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха!

Необходимо сразу отметить, что данный хадис НЕ ПРИВОДИТСЯ в двух главных достоверных сборниках хадисов Аль-Бухари и Муслима. Это говорит о том, что данный хадис не отвечает их условиям достоверности.

Кроме этого, надо учитывать, что эти двое ученых всегда старались тематически разбивать хадисный материал. Бесспорно, что тема, затронутая в хадисе архиважная, но тем не менее она не затрагивается в сборниках Аль-Бухари и Муслима.

Версия хадиса без упоминания о спасшейся группе.

Вначале необходимо отметить, что в некоторых версиях данного хадиса отсутствует концовка, говорящая о том, что «все группы, кроме одной, войдут в ад». 

Они говорят только о разделении мусульман и о количестве групп. Например, следующий хадис звучит так: «Иудеи разделились на 71 (или 72) группу, христиане - на 71 (или 72) группу, а моя умма разделится на 73 группы»*.
(* от Абу Хурайры, передали Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, Ибн Хаббан и Аль Хаким).
Здесь, как мы видим, нет упоминания о «единственной спасшейся группе».

Что говорят относительно статуса этого хадиса ученые?

Ат-Тирмизи называет его достоверным (сахих), ибн Хаббан и аль-Хаким «возвышают» его до степени достоверности (т.е. поднимают степень его достоверности в силу существующих, подкрепляющих его иных хадисных материалов).

Но здесь существуют две проблемы:

1. В цепочка передатчиков находится важное звено, подвергаемое сомнению, с точки зрения точности передаваемой информации (хифз). а именно Мухаммад б. Амру б. Алкама. Никто из биографов не называет его надежным (сика) источником. Ибн Хаджар называет его «правдивым, имеющим галлюцинации». Но одной правдивости без гарантии точности недостаточно. И потом у передатчика были галлюцинации;

2. Известно, что ат-Тирмизи, ибн Хаббан и аль-Хаким выдвигали нестрогие критерии достоверности хадиса. И вышеупомянутый хадис был поднят аль-Хакимом по критериям Муслима на уровень достоверности, в силу того что Муслим ссылался на вышеупомянутого Мухаммад б. Амру. Но аз-Захабий отвечает, что Муслим никогда не ссылался на него одного, а только в совокупности с другими передатчиками.

Еще раз напомним, что споры идут по поводу достоверности хадиса, в котором нет упоминания о том, что все разбившиеся группы мусульман, кроме одной, войдут в Ад!

Версия хадиса с упоминанием о спасшейся группе.

Хадисы с упоминанием о спасшейся группе передаются через ряд сподвижников (Абдуллах б. Амру, Муавийя, Ауф б. Малик, Анас), но все эти хадисы имеют слабые, недостоверные (даиф) звенья передатчиков (иснад). Все эти недостоверные хадисы возводятся некоторыми учеными в ранг достоверных в силу существования богатого хадисного материала одинакового содержания.

Хадис подобного содержания передается разными цепочками передатчиков. И все эти слабые цепочки передатчиков (в силу своего множества) в своей совокупности укрепляют хадис, т.е. подтверждают его подлинность.

Однако здесь надо учитывать, что укрепление недостоверного хадиса определяется не только множеством разных цепочек передатчиков. Именно так считали ранние знатоки, имамы хадисов (аль-Бухари, Муслим), которые выносили решение о недостоверности хадиса, несмотря на то, что он имел ряд разных цепочек передатчиков (иснады). Они обращали внимание на смысловую составляющую хадиса. И применяли подобный хадис только в том случае, если он не вступал в противоречие с Кораном и несомненными, достоверными хадисами.

Смысловые противоречия.

Рассматриваемый нами хадис вступает во множество противоречий с основополагающими принципами и положениями Корана:

1. Согласно Корану, Аллах предназначил мусульманской умме высокое положение - это место наставников, путеводителей человечества. В Коране мусульманская умма названа «лучшей уммой, созданной для человечества». Здесь хадис вступает в прямое противоречие с Кораном, так как МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА РАЗ- ДЕЛИТСЯ НА БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ГРУПП. НЕЖЕЛИ ХРИСТИАНСКАЯ И ИУДЕЙСКАЯ (?!!!). То есть. согласно хадису, получается, что мусульманская умма хуже, чем иудейская и христианская, но это, как было сказано, противоречит Корану.

2. Коран ясно говорит о междоусобной вражде иудеев: «за то Мы посеяли между ними вражду и ненависть вплоть до Дня воскресения» (Св. Коран, 5:64), о междоусобной вражде христиан: «Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы - христиане». Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Аллах поведает им о том, что они творили» (Св. Коран,5:14). 

Но Коран ничего не говорит о грядущей междоусобице мусульман. Напротив, Коран повелевает мусульманам не разделяться подобно тому, как разделились предыдущие человеческие сообщества;

3. Согласно хадису, все 73 группы мусульманской уммы, кроме одной .войдут в ад. Это вступает в полное противоречие с достоверными хадисами, в которых говорится о том, что мусульманская умма будет помилована Всевышним Аллахом и представит собой треть или половину обитателей рая.

4. Исторический анализ не подтверждает того факта, что христиане и особенно иудеи были разбиты на упомянутое в хадисе количество течений.

Кроме этого, хадис создает еще и благодатную почву для разобщения, разделения мусульманской уммы, взаимных обвинений и междоусобицы. Всякая группа будет заявлять о том. что именно она является единственной носительницей истины, обвиняя остальных в заблуждении и неверии.

Оценка хадиса учеными.

Существуют множество ранних и поздних ученых, которые не признавали этот хадис достоверным как с точки зрения цепочки передатчиков (иснад), так и с точки зрения его смысловой составляющей (матн):

1. Ибн аль-Вазир подвергает сомнению достоверность этого хадиса в общем и особенно его последнюю часть, так как она приводит к тому, что мусульмане обвиняют друг друга в неверии и заблуждении. В своей книге «Аль-Авасим ва Аль-Кавасим» он, рассуждая о проблеме обвинения в неверии, пишет: «Не обманывайся хадисом «все группы заблудшие (погибшие), кроме одной», поскольку эта часть недостоверная, противоречит основополагающим принципам, и нет гарантии, что она не сфальсифицирована неверными». Далее он приводит мнение ибн Хазма, который считает эту часть также сфальсифицированной;

2. Ибн Вазир также отвергает этот хадис, с точки зрения иснада: «Ни один из подобных хадисов не отвечает условиям «достоверности» («сахих»), а потому аль-Бухари и Муслим их не приводят»(1).

3. Ибн Хазм называет хадис о разделении мусульман на 73 группы недостоверным, с точки зрения иснада.(2)

4. Ибн Касир в своих комментариях приводит этот хадис, но без упоминания его статуса.

5. Аш-Шаукани называет часть хадиса «все группы в аду, кроме одной» недостоверной (даиф) и приводит мнение ибн Хазма о том, что эта часть сфальсифицирована.(3)

(1)- Ибн Аль Вазир, «Аль Авасим ва Аль-Кавасим»,т.3, стр.170-172 (2) Ибн Хазм, «Аль Миляль ва Аль Нихаль»,т3, стр.292 (3) Аш-Шаукани, «Фатху-ль Кадир»,т.2, стр.59

Заключение.

Некоторые ученые, как Ибн Хаджар, «возвышают» данный хадис до степени хорошего (хасан) или до степени достоверного (сахих), как Ибн Таймийя, основываясь на факте существования ряда разных иснадов, передающих подобную информацию. Если принять их точку зрения и посчитать хадис достоверным, он, во-первых, вовсе не указывает на то, что произойдет разделение мусульманской общины на такое количество групп и в подобной форме будет длиться до наступления Судного дня.

Мы можем применить данный хадис к отдельному историческому промежутку времени. Действительно, на определенном отрезке истории зарождались различные группировки, но по прошествии времени они исчезали, растворялись и больше никогда уже не появлялись.

Во-вторых, хадис указывает на то, что все группы являются частью уммы Мухаммада (мир ему), т.е. относятся к его умме, поскольку в хадисе говорится: «моя умма разделится». Это означает, что, невзирая на привнесенные этими группами новшества, они остаются в лоне Ислама, входят в число мусульманского сообщества.

В хадисе говорится, что эти группы войдут в ад, но их пребывание в аду не обязательно должно быть вечным, как у неверных. Кроме этого, за них в Судный день пред Аллахом могут оказать заступничество пророки, ангелы или лучшие из верующих. Или, возможно, их добрые искупительные дела или постигшие в земной жизни беды и несчастья спасут их от наказания. Или может быть, что Аллах Милостивый, Милосердный, Щедрейший простит их.

Особенно если учитывать то, что они усердствовали в поисках истины, но в силу сложившихся обстоятельств ошиблись. А Всевышний Аллах простил этой умме «ошибки, забывание и поступки, совершенные под принуждением».

Не стоит подвергать сомнениями других и мучить себя из-за весьма спорного хадиса, если твои намерения искренни и ты придерживаешься стези "Ахлю асСунна валь Джама’а".

Комментарии 7