Среда обитания

Китай реформирует ислам

Китай стал первой страной в мире, где в мечетях служат женщины-имамы. Этой традиции уже около 100 лет, и коммунистические власти делают все возможное, чтобы реформировать ислам в стране и дальше. Так, женщинам-имамам выплачивают зарплату за счет государства, а реформистский ислам проникает в китайские общины в других странах.

Считается, что мусульмане живут в Китае с VIII века. В средневековье мусульманские чиновники занимали высшие посты в государстве, и императоры использовали их в системе "сдержек и противовесов2 – чтобы не "зарывались" местные чиновники-конфуцианцы. Именно тогда ислам стал частью управленческой системы Китая и во многом потерял классические черты, бытовавшие в остальном мусульманском мире.

Уже в XVII веке в Китае при мечетях были открыты школы для девочек, а со свержением Манчжурской династии и приходом к власти гражданских правителей (то есть после 1912 года) мусульманство стало цивилизоваться усиленными темпами – главным мотивом властей было создание провластного образованного меньшинства, на которое они могли положиться при реформах в стране. Именно тогда, сто лет назад в среде китайских мусульман появились женщины-имамы. Этим шагом, в том числе, власти пытались снизить градус шовинизма в исламе, и показать, что они рассматривают ислам скорее как этическое, а не религиозное течение.

После 1979 года, «открытия Китая миру», эти реформы продолжились. Первоначально женщины-имамы были только в среде т.н. "группы Хуэй" (она в Китае относится к одной из 56 официально зарегистрированных народностей), мусульманской общности, проживающей в восточных и центральных областях страны. Но сегодня реформы ислама начинаются и в среде более ортодоксальных уйгуров, живущих на западе Китая в Синцзян-Уйгурском районе (СУР). Недавнее восстание в СУР, в ходе которого погибли несколько сотен уйгуров, было вызвано в том числе и этими реформами.

"Группа Хуэй" насчитывает 21 млн. человек, и на них приходится около 3600 мечетей. Значительная часть из них управляется женщинами-имамами. Только один пример: в городе Кайфэй расположены 16 мечетей, и лишь 5 из них являются "чисто мужскими". До недавних пор были женские и мужские мечети (первые выкрашены в розовый цвет). Однако за последние 5-6 лет среди "группы Хуэй" появились и "смешанные" мечети, где проповеди мужчинам читают женщины. Женщины в таких мечетях никак не отделены от мужчин (в традиционных мечетях они сидят за перегородками или в отдельном помещении). Единственное пока "теологическое" ограничение для женщин-имамов: они не могут совершать похоронный обряд.

Но и над этой "проблемой" работают китайские мусульмане-теологи, чья работа оплачивается за государственный счет. Они выискивают в Коране и работах теологов "лазейки", с помощью которых оправдывают те или иные реформы в исламе. В частности, возможность женщинам служить в мечетях основывалась на работах средневекового теолога Мухаммада ибн Джарира аль-Тараби.

Всего в центральном и восточном Китае насчитывается около 80 женщин-имамов, а также около 6000 т.н. "ахонг" – женщин-служителей более низкого ранга (как правило, они управляют небольшими мечетями в сельской местности).

В начале 1980-х ряд ортодоксальных китайских мусульман – в основном с запада страны – протестовали против реформ в местном исламе. Но китайские коммунисты быстро разобрались с бунтовщиками – около 10 человек были расстреляны (с формулировкой "за попытку государственного переворота"), еще несколько десятков ортодоксов были приговорены к длительным тюремным срокам. Из страны также были высланы теологи из Саудовской Аравии, которых подозревали в "подрывной деятельности".

Сегодня китайские власти финансируют реформы в исламе среди китайской диаспоры Юго-Восточной Азии. В частности, идут переговоры с властями Малайзии и Индонезии об открытии мечетей с женщинами-имамами в этих странах.

Автор: Газета "Наш Мир"

Комментарии 39