Общество

Лекция директора Фонда «Альтаир» Руслана Курбанова в МГИМО

В начале весны Дагестанский клуб Московского государственного института международных отношений (МГИМО) Министерства иностранных дел РФ организовал встречу в стенах института с Директором Фонда поддержки гуманитарных инициатив, старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН, кандидатом политических наук Русланом Курбановым.

Тема встреча была сформулирована весьма интригующе: «Информационные и политические методы манипулирования народами Кавказа и России в постиндустриальном обществе».

Оттого, интерес к встрече проявили не только студенты МГИМО, но и студенты, аспиранты других ВУЗов Москвы, а также активисты различных кавказских национально-культурных организаций и общин столицы.

Основная часть его выступления была посвящена стратегиям и методам подрыва современными СМИ, финансовыми корпорациями, кино- и музыкальной индустрией духовных, культурных и социальных устоев традиционного общества народов Кавказа и России.

Одна из главных мыслей, несколько раз повторявшихся в ходе выступления Руслана Курбанова заключалась в том, что подрыв традиционных устоев народов России – русского, татарского, башкирского, кавказских и других - позволяет манипулировать общественным сознанием поведением населения целых республик и даже страны.

Ниже приводим стенограмму наиболее интересных моментов из выступления эксперта.

Этот мир придуман не нами…

Россия сегодня находится в сильной экономической, идеологической и политической зависимости от Запада. Почему? – спросит кто-то. Ведь мы стараемся проводить независимую политику, имеем свою позицию по Европе, по Сирии, по Ирану и другим странам.

Но мы находимся в одной страшной ловушке, из которой, возможно, придётся выбираться именно вам, молодому поколению. Дело в том, что на мировой арене кто придумывает правила игры, кто имеет силы их навязывать другим народам, тот и является хозяином дискурса.

Мы сегодня действуем на мировой арене, мы живём на мировой арене и внутри страны по правилам, которые придуманы не нами. Мы строим в своей стране политическую систему, придуманную не нами.

Мы строим демократию, придуманную и сформулированную не на основе наших традиций. Мы сегодня живём, выбираем, голосуем, защищаем права человека так, как нас этому учит Запад. Во всем этом – и термины, и технологии, и ценности, и правила - придуманы не нами.

Кто занимается дзюдо, борьбой или самбо знает, что на ковре побеждает тот, кто начинает вести соперника в собственную ловушку. Я беру в захват и веду противника, «танцую его» по ковру, чтобы он раскрылся и позволил мне провести подсечку или приём.

Нас, к сожалению, во многих вопросах ведут по ковру, чтобы в нужный момент дать подсечку. Я объясню почему.

Мир на руинах христианства

Сегодня мировые образчики цивилизованности и демократичности - страны Европы и США. Но они построили свои общества, уничтожив христианство, высмеяв и надругавшись над всеми его ценностями, разрушив основы своей духовности, традиционных ценностей.

Их политические системы и демократия, взращены именно на этой почве и несут на себе эту печать анти-религиозности, анти-традиционности, анти-духовности. И при навязывании западной модели демократии другим народам вместе с политическими процедурами идёт навязывание ценностей западного пост-христианского мира.

То есть, вслед за западной демократией к нашим народам приходит весь набор современных западных ценностей – высмеивание религии, продвижение гомосексуализма, разрушение института семьи и т.д.

Сегодня нам предлагают и даже навязывают эти же самые шаблоны и лекала для построения нами нашей политической и общественной системы. Но мало кто из нас задумывается над тем, что за чуждые и откровенно враждебные нашим народам схемы и сценарии заложены в этих проектах.

Забвение своих мыслителей

Почему мы, когда говорим о свободах и правах человеках и свободах мы ссылаемся на западных теоретиков и мыслителей Монтескье, на Вашингтона, на Гоббса? Почему ни один наш политик не ссылается на русских, кавказских, татарских мыслителей – на Струве, Алкадари, Марджани?

Почему, когда мы строим общество свободных граждан, мы ссылаемся на опыт Древней Греции и США? Почему мы не ссылаемся на опыт вольных городов – Новгорода и Пскова? Почему не ссылаемся на опыт казаков, почему мы не ссылаемся на опыт вольных обществ Кавказа, где за много сотен лет до Монтескье был внедрён принцип разделения властей?

В горах Кавказа уже 1000 лет как в существовавших там республиках существовал опыт разделения власти на судебную, исполнительную и законодательную ветви. Существовали выборы правителя, которого выбирали на 2 года, а потом отстраняли от власти. Внутри исполнительной власти тоже было разделение на военную и гражданскую.

Наши народы породили огромное количество мыслителей, которые тоже разрабатывали принципы свободы, защиты прав и достоинства человека для наших народов. Они тоже говорили о свободе, о воле, о любви к родине, о гражданской активности, о самоотверженности.

Но обосновывали они это все традиционными для наших народов ценностями. Это наш политический опыт, наша политическая идеология, наши политические ценности. Наша модель свободного общества, в отличие от западной, опиралась на духовные ценности, а не разрушала их.

Но мы забыли о них и пытаемся копировать чужой опыт и навязывать нашим народам чуждые ценности. И этим мы уже в проигрышной ситуации потому, что нас уже "танцуют" по ковру по чужим правилам. Не говоря уже о том, что чуждая нам модель государства, отвергающего духовность – губительна для наших народов.

Пугающие плоды в России

К чему это приводит, я сейчас расскажу в нескольких примерах. Поскольку, я обещал несколько сгустить краски. Сегодня происходит стремительное разрушение традиционной морали народов России, стремительное разрушение традиционных ценностей.

Кто мог себе представить ещё лет 20 назад, что народ, победивший во Второй мировой войне фашизм, породит новое поколение людей, которые возле могилы неизвестному солдату, возле Кремля, возле памятника Георгию Жукову будут вскидывать руки в фашистском приветствии?

Если бы 20 лет назад Вам об этом рассказали, кто бы в это поверил? Смотрите, что происходит сегодня с подрывом традиционных ценностей православных. Давайте посмотрим, например, Pussy Riot.

Давайте посмотрим, например, женскую группу "Femen", активистки которой запустили инициативу «крестопилии», когда голые девки бензопилой пилили и рушили деревянные кресты. Эту безумную инициативу поддержали и у нас в стране. Это разве не глумление над традиционными ценностями России?

А делается это все под предлогом того, что Россия должна больше повернуться в сторону либеральных ценностей, к которым привыкли на Западе. Подрыв традиционных устоев церкви, традиционных устоев морали происходит через чудовищные провокации.

Это та же самая модель, что была реализована в западных странах для подрыва авторитета Католической церкви. Певица Мадонна, в полуобнажённом виде висящая на кресте во время своих мировых турне. Что это если не глумление над христианством?

Сегодня в России происходит то же самое. Сергей Зверев фотографируется в обнажённом виде с огромным крестом на груди. Символ, на котором погибали первые христианские мученики, за который отдавали жизнь поколения русских людей.

Пример с Кавказа

Это глумление сегодня воспринимается нормально. Я приведу другие примеры. Давайте возьмём в пример Грузию, страну очень похожую на северокавказские республики в плане традиционности морали.

Что сегодня происходит в Грузии? Возьмём только период Саакашвили? Он, являющийся плотью от плоти представителем западной идеологической модели и системы; человеком получившим образование на Западе, являющимся абсолютнейшим проводником западных ценностей в Грузии, создаёт "Институт свободы" финансирующий проекты внутри Грузии по продвижению западных демократических ценностей.

"Институт свободы", хотя его правильнее назвать "институтом тьмы", борется с грузинскими традиционными ценностям, пропагандирует безнравственность, гомосексуализм, поругание христианских святых и т.д. Этот институт так вырос, что управляет всеми структурами в стране, в том числе администрацией президента, силовыми и информационными ведомствами, МИД и др. Его можно назвать кузницей кадров сегодняшней власти", - заявлял в СМИ лидер грузинского "Народно-православного движения" и владелец медиахолдинга "Georgian Times" Малхаз Гулашвили.

При поддержке этого "Института Свободы" осуществляются чудовищные провокации. Так несколько лет назад в Тбилисском государственном университете имени грузинского просветителя XIX века Ильи Чавчавадзе никому доселе неизвестный молодой писатель Эрекле Деисидзе презентовал книгу, название которой на грузинском было переделанным вариантом фразы "Тайная вечеря".

Вы знаете, что "Тайная вечеря" - это одно из христианских таинств, когда Иисус Христос вместе с апостолами уединился и наставлял их. Это является одним из центральных сюжетов в Библии.

На грузинском языке в названии автор «Тайной вечери» он меняет одну лишь букву в названии и получается, я извиняюсь за выражение, "Тайная х…я". В этой книге он пишет, что если бы Дева Мария сделала аборт, миру жилось бы лучше.

Он описывает в этой книге, как он испытывал влечение к своей матери, когда та молилась на коленях. Эта книга вызвала чудовищный скандал в Грузии. Это был плевок в лицо всему православному сообществу Грузии.

Накал страстей был таков, что многие люди бежали за границу. Я знаю людей, которые вышли с акциями протеста против публикации этой книги. Их задерживала полиция, заламывала руки, упаковывала в автозаки, выдавливала глаза.

Это была провокация, организованная институтом, который напрямую поддерживается президентом Грузии. Михаил Саакашвили планомерно продавливал принятие в Грузии закона о секс-меньшинствах, о дозволенности гей-браков.

В Батуми, в мусульманском городе, в столице Аджарии открыт нудистский пляж. Почитайте в новостях, это есть на кавказских сайтах. Это и есть продвижение западных ценностей в традиционных обществах на Кавказе.

Демократия – не только технология. Это – набор ценностей

Это то, что уготовано не только России, поскольку в России это все уже существует. Это уготовано и народам Северного Кавказа, и народам Средней Азии. Почему? Потому что западная демократия не является в чистом виде технологией.

Она не является просто процедурой избрания президента и смены власти. Она не является процедурой создания многопартийности. Потому что за этими политическими технологиями стоит огромный идеологический пласт.

Если мы усваиваем западную технологию обеспечения демократичности власти, мы вместе с этим принимаем западные мораль и ценности, образ жизни. И тогда нам начинают говорить: "Если вы демократичная страна, вы должны разрешать гей-парады" и т.д.

Мы скоро придём к тому, к чему пришли в Германии, где в начальной школе вводятся уроки толерантности, а ещё точнее - уроки по гомосексуализму. Речь идёт о проведении уроков, издании учебников, в которых подробно описывается, кто такие гомосексуалисты, что они такие же члены общества и что это не стыдно, все это в подробностях…

И депутат от Партии Зелёных в Бундестаге уверяла, что они добьются введения этих уроков во всех школах страны. Так вот, когда нас "танцуют" по мировому ковру, мы становимся заложниками чужой политики и идём у них на поводу.

Я лично, как кавказец и россиянин, жизнь свою положу на то, чтобы этому противостоять. Я не хочу, чтобы мои дети ходили на такие уроки толерантности. Я не хочу, чтобы перед моими детьми танцевали раздетые тётки из группы «Femen».

Я не хочу, чтобы в Махачкале был нудистский пляж. Я хочу, чтобы наша страна оставалась обществом традиционных народов с традиционной моралью и ценностями.

Война идеологий

Сегодня в мире идёт страшная война идеологических систем. Единственный, кто пытается сопротивляться натиску западной идеологической машины – это мусульманский мир. Кто-то делает это, впадая в радикализм, кто-то делает это более системно, например, как Малайзия.

Но силы не те. Мусульманские народы, народы Востока видели в России силу, которая способна возглавить это движение неприятия западной идеологии разрушения моральных ценностей.

Но, к сожалению, в нашей стране господствуют другие идеи: "мы должны ориентироваться на Запад", "мы должны больше перенимать у Запада". Но то, что оттуда приходит не принимает большая часть населения России.

Лично я верю, что в России это опьянение западным образом жизни пройдёт. Я верю, что мы сумеем построить общество людей, гордящихся своей историей, культурой, происхождением и тем уникальным историческим опытом, которым обладает каждый из наших народов.

Я верю, что наша миссия заключается в построении общества свободных граждан, свободных людей, в опоре на собственные исторические и культурные ценности. В том числе и традиции политической жизни, традиции организации политической жизни.

К сожалению, в России долго господствовала византийская модель, когда был самодержец, потом генсек Компартии, которые полностью единолично правили на всей территории страны. Но у нас есть и другая традиция.

У нас не только монархическая традиция. У нас есть традиция построения свободных обществ, народного правления. Но она сегодня абсолютно не востребована, и я не вижу сегодня политические силы, которые бы делали ставка на это в своей политической работе.

Духовностью побеждать пустоту

В мире всегда происходит конфликт идеологий, всегда. Одна идеологическая система, одна цивилизация, одна политическая система борется с другой. Всегда идёт борьба двух начал.

Если мы говорим на языке традиционных ценностей, идёт борьба между обществом, ставящим во главу угла духовность, и обществом, ставящим во главу угла наживу любой ценой.

Вот скажем, община Иисуса (мир ему), первых христиан, это был новый тип общества, который ставил во главу угла духовность. Стремление к духовной вертикали, к спасению души. Они выступили против общества, в котором разврат, нажива, жажда власти стояли превыше всего.

Это было римское общество. И община христиан победила. Они, есть такое хорошее русское слово, перемогли вот эту римскую военно-политическую систему. В итоге римляне приняли христианство.

Далее, появилась община пророка Мухаммада (мир ему). Которая тоже ставила во главу угла духовность. Они выступили против Византийской Империи, против Персидской Империи, против арабских язычников. Потому что к этому эти общества погрязли в роскоши, жажде наживы.

Два сценария

Наши народы, несмотря на богоборчество большевиков и коммунистов сохранили свои духовные ценности. Но наше общество оказалось беззащитным, беспомощным перед более агрессивными, перед более сплочёнными, обладающими более отточенными технологиями подрыва изнутри системами.

К сожалению, у нас в стране народ был отстранён от управления, от участия в политической жизни. Нас растили большими детьми, добрыми и наивными.

Если бы мы участвовали в политической жизни страны, если бы мы осваивали эти технологии, если бы мы учились защищать свои ценности, если бы наша духовность умела себя защищать, мы бы сейчас не были в сегодняшнем нашем положении.

Я уверен, "холодную" войну СССР проиграл. Но мы уже не имеем морального права сейчас проигрывать. Не имеем права проигрывать перед лицом истории. Иначе под обломками нашего общества погибнут сотни народов.

Вся великая Евразия, все эти пространства, превратятся в поле постоянных этнополитических конфликтов. Поэтому в данной ситуации у нашего общества только 2 выхода.

Или стать придатком Запада, и продолжать плясать под анти-духовную пост-модернистскую дудку, но в итоге этот придаток все равно будет расчленён, как была расчленена Югославия. Этот сценарий обещает нашей стране подрыв устоев православной церкви, вытеснение её из жизни русского человека, замену этих ценностей на Pussy Riot, Femen и т.д. В таком обществе я жить не буду, я уеду отсюда со своими детьми.

Есть и другой путь. Когда мы выбираем построение более суверенного, более автономного общества и государства с опорой на традиционные духовные ценности. В этом ключе ближайшими союзниками России становятся народы, сохранившие духовность.

В современном мире – это народы Востока. Но проблема состоит в том, что наша элита смотрит на пост-христианский, пост-модернистский Запад. Это чудовищное несоответствие потребности народа и желания властей. Как это разрешится в исторической перспективе пока не ясно.

Разрушение святынь

Но я все силы отдаю на то, чтобы в России появилось как можно больше игроков на гражданском поле, которые продвигают и защищают традиционные ценности. Которые открывают народу глаза на ту идеологическую чуму, что нам навязывает современный пост-модернистский мир.

При этом, я не против Запада, как такового. Я жил во многих странах, читал лекции в США, Британии, Австрии, Польше. Мне нравятся европейцы, американцы… Это замечательные люди, улыбчивые, намного более улыбчивые, чем в России.

С ними приятно поговорить… Они готовы тебе во многом помогать... Просто эти люди являются заложниками той системы, которая установила там политические правила игры.

Что произошло на Западе. Я попытаюсь, вкратце, объяснить Вам.

На Западе строили либеральную демократию, а народ, включённый в какие-то религиозные общины (католические, протестантские и т.д.) или же в какие-то национальные сообщества мешал этому проекту.

Потому что либеральному проекту нужен был человек-одиночка – оторванный от всяких традиционных общин. Для реализации либерального проекта нужно было каждого человека оторвать от общины, от семьи.

Разорвать все связи, которые объединяют людей, сплачивают их, цементируют общество. Это называется атомизированное общество, когда каждый человек представляет собой атом, человека-одиночку. К чему это приводит, очень хорошо рассказал Максим Шевченко. Посмотрите его видео-комментарий.

 

Жители больших мегаполисов на Западе (Лондон, Берлин, Мадрид, Париж, Нью-Йорк), это и есть такие атомизированные люди, люди нового поколения. Эти люди живут в постиндустриальном обществе, в обществе постмодерна, где всяческие традиционные ценности теряют смысл, где все становится относительным.

Любой авторитет, любая святость, любую святыню можно обсмеять, оборжать, облить грязью. Это же весело. Вы видели фильм «Бойцовский клуб»? Прекрасный пример общества абсолютного нигилизма, абсолютного низложения и втаптывания в грязь всяческих ценностей.

Даже включая ценность человеческой жизни. Когда инстинкт самосохранения высмеивается и доводится до уничижения, и человек готов пойти на смерть, на увечья, лишь бы почувствовать себя разрушающим общепринятые ценности.

Попытка разложения Востока

Тот же самый путь был уготован и народам Востока, включая и Россию. И Россия в большей степени, нежели мусульманские страны, начала включаться в этот пост-модернистский мир атомизированных индивидуумов.

Есть яркие примеры того, как западные правительства пытаются разлагать мусульманские общества изнутри. Я не буду говорить про карикатуры на Пророка Мухаммада (мир ему) и сожжение Корана в США.

Это не разложение изнутри. А вот другой пример – про это разложение. На улицах Дамаска в последние годы до революции висели огромные баннеры: «Лучшая семья – маленькая семья».

Эта акция по пропаганде малодетности, против многодетности была инициирована в Сирии посольствами некоторых западных стран. И подобная работа идёт сегодня по всему мусульманскому Востоку.

Далее, западные социологи вывели, что ячейка, которая держит традиционное восточное общество - это семья, семейные традиции, привычка проводить время вместе. Это было и на Руси, когда собиралась вся семья и в труде, и в отдыхе, и во вкушении пищи.

Однако в России эта традиция уже разрушена, а в мусульманском мире – нет. Так вот, сегодня основной удар направлен именно по этой традиции, когда семья вместе проводит время.

Три поколения – дед, отец, сын. Вот, когда три поколения вместе собираются, страшнее для Запада нет. Значит, здесь ещё сохраняется сплочённая ячейка, сохраняющая традиционные ценности. И именно на эту ячейку направлен весь удар, чтобы её разрушить.

У восточного мира – свой путь

Однако мусульманские общества вдруг совершили то, чего от них никто не ожидал. Они вместо полного копирования западных ценностей, начали возрождать собственные духовные ценности и совмещать их с последними достижениями науки и техники.

Сейчас на Востоке - переломный этап, примерно такой, который случился в Европе при Реформации, когда старая цивилизация должна уйти в прошлое, а на её место должна прийти новая.

Сейчас, эти бурные религиозные войны в исламском мире, религиозное противостояние на Кавказе – это всё признак того, что в мусульманском мире, на Кавказе, как части мусульманского мира, происходит тектоническая ломка. Происходит смена одной цивилизационной модели на другую.

Я приведу пример – вспомните Европу 15-16 веков, когда шли войны между католиками и протестантами. Вспомните Варфоломеевскую резню, вспомните сожжения вольнодумцев на кострах, учёных, которые утверждали, что Земля вертится вокруг Солнца.

Европа тогда переживала цивилизационный слом. Тектонические процессы тогда происходили в Европе. Подрывались позиции католической церкви, на её смену приходили люди просвещённые, но отринувшие вместе с религией и духовные ценности.

Сегодня в исламском мире происходит то же самое, но только с одной существенной поправкой. Вместо избавления от традиционных духовных ценностей мусульманские народы их активно возрождают.

Это возрождение началось сразу же за полным крахом мусульманской модели мира, которая складывалась полтора тысячелетия и которая закончилась вместе с крахом Османского султаната, с отменой халифата, как формы правления в 1924 году.

Именно в 20 веке началось возрождение разнообразных форм мусульманской активности, как первых ласточек того, что в исламском мире начинается переформатирование, перезагрузка. На это понадобится ещё лет 200, может быть, чтобы исламский мир пришёл в равновесие.

Так вот, в рамках этого более глобального процесса переформатирования, перезагрузки мусульманского мира, происходит полное обновление традиционных моделей, которые сформировались в прежние века.

Вечные ценности в новом обществе

И на их место сейчас, уже в больших городах мусульманского мира, таких как Дубаи, Каир, Стамбул и другие, рождаются новые формы общества, ориентированного на духовные ценности.

То есть сегодня рождается городская субкультура традиционного общества. Традиционное общество прежних веков было аграрным, большей частью сельским, а сейчас оно формируется в мегаполисах, понимаете? Там складывается другая форма общества.

Я был в Лондоне. На Бейкер-стрит есть Лондонская центральная мечеть. Первые признаки того, что здесь рождается новое общество уже налицо – там люди со всего мира: пакистанцы, арабы, британцы, принявшие ислам, кавказские студенты.

Они же оторваны от своей Родины. Они оторваны от своих тухумов, тейпов, от своих родов и так далее. Они оторваны от своих суфийских тарикатов, салафитских джамаатов, в которые они входили у себя на родине, оторваны абсолютно.

Но они в Лондоне складываются в новое сообщество, которое по-новому охраняет традиционные ценности. Там возникают новые общины верующих, которые друг другу как семья.

Которые друг друга поддерживают, несмотря на то, что один пакистанец, другой араб, третий турок, четвёртый кавказец. Они живут общей семьёй, у них общие религиозные ценности, у них общие проблемы – выживание в инокультурной среде.

И вот, сегодня происходит формирование новых моделей. На Кавказе это будет идти очень болезненно. Потому что предельно консервативное общество Кавказа очень болезненно реагирует на каждый слом очередной традиции.

Не прятаться – а наступать

И при этом, когда я говорил, что мы должны отвернуться от западной распущенности, я не говорил, что мы должны повернуться к этим странам спиной. Мы должны наоборот, вторгаться в самую гущу этих обществ и стран.

Мы должны прийти к этим народам и начать продвижение и возрождение духовных ценностей, понимаете? Отвернуться – значит проиграть. Вот, как они сегодня нам навязывают свои ценности гомосексуализма, свободных сексуальных отношений, так и мы должны возрождать в их среде духовные ценности.

Мы должны вновь начать сеять в этих странах разумное, доброе, вечное… В странах, погрязших в распутстве. Только такое продвижение духовных ценностей нас спасёт. Выживает та цивилизация, которая готова к постоянному продвижению своих ценностей.

Советский Союз остановился в продвижении своих ценностей и это его погубило. США не останавливаются, США наращивают своё влияние везде, вторгаются в те страны, которые казались им когда-то недоступными. И это продлевает жизнь американскому обществу.

Так вот, они приходят к нам разрушать наши ценности, а мы будем идти к ним восстанавливать ценности. Работы непочатый край…

И в этом плане, студенты дипломатических вузов, мне кажется, на вас ложится основная миссия по возрождению в этом мире традиционных ценностей наших народов. Укрепления обществ, политических систем, взращённых на традиционных ценностях народов нашей страны.

Комментарии 3