Среда обитания

Кеворкова: подсудимый Расул Кудаев ничего не знал о нападении на Нальчик

Суд по делу о нападении на Нальчик 13 октября 2005 года допросил сегодня свидетелей, приглашенных защитой подсудимого Расула Кудаева. Среди них - обозреватель Russia Today Надежда Кеворкова, которая сообщила, что созванивалась с Кудаевым в день нападения.

В настоящее время суд рассматривает эпизод с нападением на пост ДПС "Хасанья". Показания дают подсудимые и их свидетели.

Кеворкова: звонила Кудаеву по заданию редакции, чтобы узнать подробности нападения

В ходе показаний Надежда Кеворкова рассказала, что познакомилась с Расулом Кудаевым в июле 2004 года, когда его в числе семерых россиян отпустили из тюрьмы Гуантанамо за отсутствием в их действиях состава преступления. Кеворкова, по ее словам, в ходе общения с Кудаевым обратила внимание, что ему трудно стоять. "Тогда я узнала, что в тазобедренном суставе у него сидит американская пуля. Он был слаб и собирался лечиться", - рассказала Кеворкова, а также ответила суду, что, по ее мнению, не имеет значения, при каких обстоятельствах эта пуля попала в Кудаева.

По ее словам, 13 октября 2005 года, узнав о том, что в Нальчике стреляют, она стала звонить Расулу Кудаеву как с личного, так и с рабочего телефона. Первый звонок, по ее словам, был сделан между 9 и 10 часами утра. Сначала она не могла дозвониться, однако позже ей удалось поговорить с братом Кудаева и с ним самим.

Согласно показаниям свидетеля, она говорила с Кудаевым дважды, и последний раз она звонила ему после обеда, так как, по регламенту работы редакции, перед сдачей материала в печать необходимо было сделать уточняющие звонки. В то время Кеворкова работала в издании "Газета".

Отвечая на вопрос адвокатов Батыра Ахильгова и Магомеда Гагиева из правозащитного центра "Мемориал", делала ли Кеворкова репортаж о событиях в Нальчике, свидетель ответила, что после ареста Расула написала заметку – как она называлась, свидетельница вспомнить не смогла, однако, по ее словам, текст заметки можно найти в Интернете.

"У нас, журналистского сообщества, были сведения, что в отношении подследственных применяют пытки. Мы опубликовали фотографии до пыток и после", - рассказала Кеворкова, добавив, что после этой публикации глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков и полпред президента России Дмитрий Козак посетили СИЗО, где находились подследственные.

На вопрос, как к ней попали эти фотоснимки, Кеворкова ответила, что ей передала их журналистка из Нальчика, имени которой не назвала.

Свидетель также рассказала, что Расул Кудаев хотел, чтобы она "донесла до федеральной публики, что его вынудило уехать из республики в Афганистан, как тут обходились с мусульманами". "Я достаточно хорошо знаю Расула, не было никаких предпосылок к тому, чтобы он принимал участие в нападении", - заявила свидетель.

На вопрос прокурора, почему Кудаев в связи с притеснениями мусульман поехал именно в Афганистан, она ответила, что об этом лучше спросить у него.

Обвинение поинтересовалось, почему Кеворкова звонила именно Кудаеву. Она ответила, что хотела узнать какие-нибудь подробности о происходящем, но Кудаев ничего не знал, и ничего не мог ей сообщить. Она добавила, что звонила всем своим знакомым, кто мог что-то сообщить. "Никакой ясности ни у кого не было. Никто не понимал, что происходит", - сказала Кеворкова.

Отвечая на вопросы обвинения, Кеворкова пояснила, что звонила Кудаеву как на мобильный, так и на домашний телефоны несколько раз, поскольку редактор требовал информации о происходящем в Нальчике. На вопрос, звонила ли она в официальные органы, Кеворкова сказала, что звонила в пресс-службы МВД КБР, однако, что ей там ответили, она не помнит.

Сегодня дали показания также жители поселка Хасанья Лидия Теммоева, Ахмат Шаваев и Мария Калабекова. Они показали, что видели в тот день Расула Кудаева в Хасанье. В частности, по их словам, он присутствовал на поминках, и его также видели на остановке автобуса возле его дома.

Расул Кудаев оказался среди подсудимых, которых суд удалил с процесса

"Кавказский узел" сообщал, что во время заседания 21 марта находящиеся в клетках подсудимые стали шуметь и стучать руками и ногами, выражая недовольство тем, что суд, по их мнению, не обратил должного внимания на физическое состояние обвиняемого Заура Сокмышева. Суд удалил из зала 28 подсудимых из 53. Основанием для удаления послужил соответствующий рапорт конвойной службы.

На заявления адвокатов, что среди удаленных оказались и такие, кто не стучал, и вообще, в момент инцидента был выведен из клетки по нужде, суд порекомендовал решить вопрос в апелляционном порядке.

Среди удаленных оказались и те подсудимые, кто еще не давал показаний, в частности Расул Кудаев, Анзор Сасиков и другие. Суд порекомендовал защите выяснить их позицию, и, в случае их готовности дать показания, обозначить время, когда они могут быть доставлены в зал суда. 

"Кавказский узел" не располагает комментариями обвинения и защиты относительно заявлений свидетелей.

Автор: Людмила Маратова, "Кавказский узел"
подписаться на канал
Комментарии 0