Просвещение

Немного из истории Булгар

Своеобразно складывались взаимоотношения с руссами и русскими княжествами. Дело в том, что булгары чётко различали руссов-варягов, которых Ибн-Фадлан из-за их нечистоплотности и агрессивности назвал отвратительнейшими созданиями Аллаха. Начиная с первого киевского князя Владимира, славяне стали называться русскими...

Ал-Масгуди приводит факты, в своей основе подтверждённые М.И. Артамоновым, когда в 912 г. булгары, с целью нанесения военного поражения руссам-варягам, на 500 лодках через реку Хазар вышли в море. Это должно было стать местью руссам за их насилие над мусульманскими женщинами и детьми и акцией освобождения пленных, уведённых этими разбойниками. В лодках, по данным Ал-Масгуди, было по 500 человек. Артамонов же считает, что в них сидело по 200 человек. Однако в том и другом случае это была довольно внушительная сила.

...Руссы встретили булгар, выстроившись на берегу. Схватка продолжалась три дня и закончилась полным разгромом руссов. С их стороны было уничтожено 30 тысяч человек. Немногим более 5 тысяч спаслись бегством. Поражение руссов было в той или иной мере и поражением хазар...

...По словам современников, булгарский царь мог выставить 50-тысячное войско. Указанный багдадский историк Ал-Масгуди пишет о булгарах как о великом, бесстрашном, не ведающем страха народе. По его словам, один булгарский воин мог противостоять одной-двум сотням вражеских воинов. Речь, надо полагать, не могла идти о всех воинах. Имелись в виду богатыри, которые в средние века во многом определяли исход сражений. «Жители Кунстантини, - писал этот автор, - защищены в настоящее время от булгар благодаря лишь своим укреплённым стенам. Точно так же все народы этого края защищаются от них крепостями и укреплениями,..»116. Весьма возможно, что речь шла о совместных походах волжских и дунайских булгар. Однако то, что имелись в виду прежде всего волжские булгары, не вызывает сомнений, ибо автор писал, что их царь мусульманин и стал таковым при халифе Муктадире.

...все это лишний раз констатирует существование в начале X в. окончательно сложившегося государства, ставшего в скором времени заметным явлением средневековой цивилизации Евразии. Это время вполне справедливо характеризуется учёными как этап дружинной истории, когда в стране было несколько самостоятельных князей со своими дружинами, которые в определённых ситуациях признавали власть одного царя — Алмуша. Авторитет последнего поддерживался главным образом силой оружия, о чем недвусмысленно свидетельствует его заявление: «Воистину Аллах могучий и великий даровал мне ислам и верховную власть повелителя правоверных, и кто будет мне противиться, того я поражу мечом».

...Однако русский князь, увидев перед собой людей, обутых в сапоги, будто бы сказал: «Эти люди в сапогах, налоги с них брать не будем, давайте лучше мы покорим людей, обутых в лапти». Ипатьевская летопись свидетельствует, что между булгарским ханом и князем Владимиром был заключён мир: «...тали не буди мира межи нами, коли же камень начнёт плавати, а хмель тонути». Видимо, мирные отношения между Киевским княжеством и Булгарией начали развиваться настолько интенсивно, что в 986 г. к князю Владимиру явились представители мусульманского духовенства с предложением принять ислам в качестве Официальной религии Руси. Однако Владимира, любившего разгульный образ жизни, не устраивал запрет на употребление спиртного, и он сказал: «Руси веселье пити, не можем без того быти». Конечно, отказ князя принять ислам и предпочтение им христианства несколько отдалили соседей друг от друга. Однако торговые взаимоотношения между ними продолжались...

...Эти строки также зафиксированы в Ипатьевской летописи. Известно также, что во время очередного сильного голода в 1229 г. булгарский хан направил русскому князю Юрию 30 барж зерна, спасая тем самым население от голодной смерти...

...На территории Волжской Булгарии обнаружено более 190 укреплённых поселений, в том числе и 30 городских центров. Среди них исследователи выделяют, кроме Булгара и Биляра, Сувар, Джукетау, Кашан, Казань и др. В них имелись мостовые и водопроводные сооружения, канализация, дренажно-ряжевые системы и бани с богатым парадным устройством. Большие гончарные мастерские объединяли множество горнов и подсобных помещений. Исследователи отмечают факты освоения в Булгаре новых приёмов домостроительства и появление на этой основе монументальных архитектурных сооружений. Большую архитектурную ценность представляла Соборная мечеть...

...Особых успехов добились чёрная и цветная металлургия, кузнечное, стеклодельное, гончарное, кожевенное, косторезное, деревообрабатывающее, ювелирное ремесла. Размеры ремесленных производств подавляли воображение. Так, район гончарных мастерских во внешнем городе Биляре занимал более 3 га, а металлургический центр, расположенный во внутреннем городе, охватывал площадь более 1 га. Археологические открытия в Биляре и Булгаре подтвердили высокий уровень булгарских ремёсел. Исследования показали, что способ получения металла соответствовал самому высокому уровню технических знаний средневековья...

...Шамс ад-дин Абдаллах Мухаммад ибн-Абу Бекр ал-Банна ал-Мукаддаси писал о следующих товарах, вывозимых из Булгарии в Хорезм: «Меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы. Крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи зубы, бобровая струя [дорогой медицинский препарат], янтарь, юфть, мед, орехи, барсы или гончие собаки), мечи, кольчуги, берёзовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот»...

...Известный востоковед Френ в связи с этим писал, что «народ, который сознавал преимущества металлических денег в торговом обороте и пользовался не только иностранною монетою, но чеканил свою собственную, стоит уже не на низкой степени культуры; собственные монеты Булгар представляют преимущество этого народа перед всеми другими современными соседними народами»...

...Исследователи единодушно отмечают, что после принятия ислама в качестве официальной религии в Булгаре на новый уровень поднялись культура, наука и литература. В Волжской Булгарии развивались различные науки: математика и астрономия, химия и медицина, география и история.

...Войсками булгар, очевидно, руководил правивший в это время в Булгаре Ильгам-хан, умело организовавший все сражение и одержавший победу. Как справедливо отмечал Марджани, победа булгар в 1223 г. над лучшими военными силами монголов имела далеко идущие последствия: до середины 30-х годов XIII столетия было задержано монгольское нашествие на Булгарию, Русь и Европу; были освобождены половецкие степи и земли Саксина. На эти земли «возвратилось спокойствие, возобновилась торговля, стали по-прежнему ходить караваны». Однако это вовсе не означало, что монголы были полностью разбиты и их силы иссякли. Наоборот, они стали ещё более целенаправленно готовиться к наступлению на Русь и Булгарию...

В 1232 г. монголы вновь были остановлены булгарами перед их главными оборонительными рубежами на южной и юго-восточной окраине страны по рекам Черемшану, Кондурче и Шешме недалеко от столицы Булгарии

Великого города. Летописи по этому поводу сообщают под 1232 г.: «Приидоша Татарове и зимоваша не дошедше Великаго града Больгарско-го»...

 (ВОТ ОТСЮДА ПОШЛА ВСЯ ПРОБЛЕМА) Судя по сочинениям восточных авторов, можно говорить, что большое распространение в Волжской Булгарии имели сочинения по богословию. Речь идёт о таких сочинениях, как «Фаваид ал-джавахир» («Полезные сущности»), «Джамиг» («Всеобъемлющий»), «Тарикат» («Путь/метод») Хаджи Ахмеда ал-Булгари, «Китаб шархе адабе ас-сахаиб» («Комментарии древних рукописей по адабу»), «Рисале» («Трактат») Бурханетдина ал-Булгари и др. Названные произведения не носили чисто религиозного характера. В них прежде всего выражалось стремление философски осмыслить мир...

...Лишь в 1236 г. Саксин был взят монгольской армией, возглавляемой Менгу-кааном. Вот как описал последующие события А.Х.Халиков: «Монгольское войско переориентировалось на север, в сторону Булгара. Булгары тогда, почувствовав надвигающуюся опасность, попытались создать своеобразную булгаро-русскую коалицию и обратились с таким предложением к ачад и миро-суздальскому князю Юрию Всеволодовичу, обещая даже заплатить за это. Но русские князья, стремясь обессилить Булгарию, вместо союза послали свои войска к её западным границам, на земли, заселённые мордвой и буртасами».

...Хотя булгары и укрепили свои города и сосредоточили в них крупные войска (по сообщению того же Юлиана, только в столице было до 50 тысяч воинов), но силы были слишком неравны. Монголами уже были покорены все потенциальные союзники булгар, а некоторые из них (башкиры) даже встали на сторону монголов. Русские князья в это время не только нападали друг на друга, но и не переставали тревожить своими вторжениями Булгарию. Поэтому ей ждать помощи было неоткуда. Но булгары были полны решимости отстоять свою независимость. Их войсками, героически сопротивлявшимися захватчикам, командовал булгарский царь Абдулла ибн Ильгам, умело организовавший оборону страны в 1229 и 1232 гг. И булгары сумели выстоять. Европа, в том числе и русские земли, вновь была, спасена от монгольского разорения.

Однако враг был силен и неумолим... Против Булгара встала армия примерно в 300 тысяч воинов и до миллиона человек сопровождения. Как сообщал Джувейни, «в пределах Булгара принцы сошлись вместе: от множества воинов земля стонала, и от громады войск обезумели дикие звери и ночные птицы... Тои же осени приидоша от восточные страны в Болгарскую землю безбожние татары и взяша славный Великые город Болгарский и избиша оружьем от старца и до унаго и до сушаго младенца, и взяша товара множество, а город ия пожгоша и землю их плениша».

Вся последующая история Волжской Булгарии непосредственно связана с историей Золотой Орды и Казанского ханства. Булгария, так же как и Русь, имела в составе Золотой Орды известную автономию. Булгарские владетели, так же, как и русские князья, получали в Орде ярлыки на правление. «Но Булгарская земля, сравнительно с русскими княжествами была в более тесных отношениях к Татарам: здесь кочевали, а в последствии начинали оседлую жизнь Татары-завоеватели, которые придали Булгарам татарский характер, сделали их Татарами...

«В это время от Великого Булгара оставались лишь развалины, которых никто не возобновлял; центр жизни передвинулся несколько севернее - в Казань, потому и население этой страны все чаще стало называться казанцами и татарами; булгары мало-помалу уступили им место в языке современников. Невозможно указать времени, в которое прекратили своё существование булгары и сменились татарами; те и другие постепенно ассимилировались и образовали один народ, который по справедливости должно называть булгаро-татарами»...

Комментарии 2