События

Точный выбор

После двухлетних склок, в начале 2013 года, внутри мусульманкой общины Татарстана, поползли слухи о возможной отставке Председателя ДУМ РТ Илдуса Файзова. Вмести с ними, обсуждались и возможные кандидатуры на этот пост. Так сложилось, что, несмотря на демократические принципы выдвижения муфтия, их, как правило, фактически всегда назначала светская власть. Иногда выбор, с точки зрения мусульман, был удачным, а иногда не очень. Нынешняя кандидатура, поддержанная  Президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, оказалась для многих полной неожиданностью. Он четко дал понять, что хотел бы в качестве Председателя ДУМ РТ видеть 28-летнего имама-хатыба казанской мечети «Тынычлык» Камиля Самигуллина.

Возможность такого хода со стороны Президента РТ в исламских кругах республики даже не обсуждалась. Несмотря на то, что в Татарстане немало достойных людей, которых можно было бы посадить в освобождающееся кресло, в народе высказывались различные стандартные предположения. Большинство сходилось на том, что поставят либо «клоуна» в чалме, как в некоторых регионах России, либо «порядочного татарина» в галстуке совмещающего пятикратные намазы со старыми светскими привычками.

Такой пессимизм был продиктован тем, что в последние годы государство бесцеремонно делало неуклюжие попытки сделать из религиозных деятелей проповедников государственной идеологии. С этой целью в рядах мусульман выявляли неоправданно-амбициозных имамов. Их правдами и неправдами ставили на ключевые посты в исламских структурах. Они получали денежные гранты, эфир на телевидении, ордена и медали, их незаслуженно именовали «богословами», но они никак не могли завоевать авторитет среди мусульман.

Нынешний выбор Президента РТ оказался настолько крут, что заставляет предположить, о возможной перезагрузке отношений между светской властью и мусульманской общиной республики.  Власть впервые предложила верующим не очередную политическую фигуру, а очень религиозного и образованного молодого человека. И если для большинства татар, это не имеет принципиального значения, то для небольшой части практикующих мусульман это очень важно.

При этом стоит учесть, что Камиль-хазрат не является компромиссной для мусульманской общины фигурой, он – суфий. Однако подобрать кандидатуру, которая устроила бы всех, в республике, которая представлена ханафитами и салафитами, кадимистами и джадидистами, бабаями и молодежью, в конце концов, джахилями и националистами - дело безнадежное. Для рядовых мусульман важнее всего, что бы муфтий был благочестив. И в данном случае, недовольные новой кандидатурой муфтия уже не смогут поставить под сомнение его нравственные качества или религиозность. Минниханов, безусловно, попал в самое яблочко! Именно поэтому выбор Президента РТ является не просто смелым, но и достаточно рискованным с точки зрения светской части населения республики. Не вызывает сомнений и то, чего хочет добиться государство таким кадровым решением.

На протяжении нескольких последних лет власть в республике ведет борьбу с т.н. салафитами. Этим, нехорошими, с точки зрения государства мусульманам, противопоставляются хорошие с точки зрения государства - ханафиты. Однако парадокс заключается в том, что объявив ханафитский мазхаб традиционной религией и назначив ее «вождями» своих прихлебателей, власть дискредитировала ханафитский мазхаб среди молодежи и создала прекрасную почву для развития салафизма в Татарстане.

Ситуация усугублялась тем, что власть взращивала еще и какой-то свой особенный «татарский традиционный ислам», который якобы отличается от пуштунского, арабского, турецкого и прочих вариантов. Этим она подменяла религиозную практику национальными обычаями. Естественно назначенные «лидеры» этого лубочного ханафизма, слабо, а порой комично смотрелись на фоне салафитских проповедников. Многие ханафиты стали искренне желать того, чтобы муфтием стал любой грамотный мусульманин, в независимости от его идеологических взглядов. Многие, но не все.

Ханафиты Татарстана неоднородны по своему составу. Среди них имеется небольшая группа суфиев - представителей закрытого мусульманского братства. Их немного, но они, используя благосклонность российской и республиканской властей, смогли стать достаточно влиятельной структурой в Татарстане. Сложность заключается в том, что суфии и салафиты – это два разных полюса в исламе, или даже две крайности.

Таким образом, нынешнее затишье – это штиль перед бурей. Но уже сейчас очевидно одно, Самигуллину достаточно быстро удастся консолидировать разобщившихся, при Файзове ханафитов. А вот салафитам придется не просто. Однако, судя по всему, новый муфтий не будет бегать с доносами на единоверцев в правоохранительные органы, и лжесвидетельствовать в судах. Скорее всего, он начнет пропагандировать среди мусульман ханафитский мазхаб, при этом приводя доводы из Корана и сунны, а, не запугивая каталажкой.

Остается надеяться, что у Камиля Самигуллина, если, конечно же, он будет избран муфтием, хватит способностей и такта не выходить за рамки интеллектуальной борьбы. Не вызывает сомнений, что окружившие его многочисленные советники, начнут свои аппаратные игры за место под солнцем. А вот хватит ли мудрости у молодого муфтия, не попасть в расставляемые ловушки покажет время.

Комментарии 19
  • Не понимаю, как смена муфтия может поменять политическое предназначение ДУМа. Эта организация - инструмент властей. Будет плясать так, как скажут власти, а если не будет слушаться, то в лучшем случае уволят. А в худшем подорвут, как подорвали Файзова. Муфтий ничего не решает против власти. По законодательству РФ - он такой же чиновник.
    (1488)
    16 марта'2013 в 03:22
    • Брат, смена муфтия и не поменяет "политическое предназначение ДУМа" тут и понимать нечего, ДУМ как был инструментом власти так им и останется. А вот то, что касается "плясать так, как скажут власти": 1. Власти понятие очень растяжимое: властью ялвеется и Минниханов, и те кто стоят за РИСИ, и даже если и за тем и за другим стоит Путин, это вовсе не значит, что они одинаково смотрят на различные процессы внутренней политики России. 2. Пляшут как правило шестерки, а у Камиля есть шансы стать самостоятельной фигурой в команде Минниханова, в этом случае он будет иметь определенную своблду в своих действиях.
      Потом, Файзова подорвали на мой взгляд не потому, что он не слушал власть. Скорее всего этот спектакль был срежессирован для того, что бы сделать из Файзова "неприкосаемого", "борца с экстремизмом". После этого "терракта" любой кто выступал против него автоматически становился террористом.
      "Муфтий ничего не решает против власти" - это мне вообще не понятно. А почему он должен решать против власти. Если власть не трогает мусульман, то и мусульманам до власти нет никакого дела. Сидят себе и молятся втихаря. Задача муфтия сдалть что бы все было спокойно и тогда нам не надо будет шуметь.
      Ну то, что мфтий по законодательству РФ - чиновник, я не хочу даже коментировать. Как говорят братья салафиты, далиль пожалуйста.
      (505)
      16 марта'2013 в 09:22
      • Линур абу Ибрагим, да уж,как все запутано,откуда у тебя мозги все переваривают
        (239)
        16 марта'2013 в 15:51
        • Линур абу Ибрагим, власть хоть и является понятием растяжимым, однако и красный и белый кремль объединяет одно - борьба с Исламом. И то под какую дудку будет плясать муфтий - под Путинскую или под Миннихановскую - не суть. Суть в том, что понятие "духовенство" уже в корне противоречит Исламу. Ибо в Исламе нет духовенства и мирян. Т.е. нет отделения религии от жизни.
          فَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْضٍ فَمَا جَزَاءُ مَنْ يَفْعَلُ ذَلِكَ مِنْكُمْ إِلَّا خِزْيٌ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يُرَدُّونَ إِلَى أَشَدِّ الْعَذَابِ
          Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. (2:85)



          Никто и не говорил
          (1488)
          16 марта'2013 в 16:20
          • Линур абу Ибрагим, никто и не говорил, что Фпйзова подорвали из-за непослушания. Я здесь имел в виду, что с ним так же легко можно будет рассправиться в случае непослушания.
            (1488)
            16 марта'2013 в 16:22
            • Задача муфтия сделать так, чтобы все было спокойно? Да, с этой целью и был создан ДУМ. Чтобы сделать мусульман лояльными любой власти и любому режиму. Это и есть предательство по отношению к Аллаху и Его посланнику ( да благословит его Аллах и приветсвует). Если мусульмане будут придерживаться Корана и Сунны пророка ( да благословит его Аллах и приветствует), то власти всегда будут притеснять мусульман, ибо Аллах в коране говорит
              وَلَنْ تَرْضَى عَنْكَ الْيَهُودُ وَلَا النَّصَارَى حَتَّى تَتَّبِعَ مِلَّتَهُمْ
              Иудеи и христиане не будут довольны тобой, пока ты не станешь придерживаться их религии.(2:120)
              (1488)
              16 марта'2013 в 16:28
              • По поводу того, что муфтий является чиновником, то я не буду доказывать очевидное. Изучите кто такой чиновник и реальность ДУМа и его председателя. Вам сразу все станет ясно.
                (1488)
                16 марта'2013 в 16:30
                • Словарь Ожегова, Москва, "Русский язык", 1989 г., стр. 149:
                  Духовенство, (собирательное) Служители релиниозного культа, церкви (исключая жрецов).... Духовенство мусульманское.
                  Я считаю, что русское поняте "духовенства", а мы ведем беседу на русском языке не несет в себе смысл, что это миряне. Попросил бы не путать со словом священнослужители. В исламе есть имамы, мугалимы? Или это тоже противопоставление мирянам? На мой взгляд слово духовенство вполне можно использовать по отношению к мусульманским проповедникам, имам, преподователям медресе, ученым и т.д. То, что касается слово священнослужитель, то это недопустимый термин по отношению к мусульманам, т.к. несет совершенно иной смысл, тот самый, который Вы уважаемый кардеш, почемуто пременили к слову духовенство.
                  (505)
                  16 марта'2013 в 17:42
                  • Пардон, братья и сестры. я хотел написать: не несет в себе смысл, противопоставляемый слову миряне.
                    (505)
                    16 марта'2013 в 17:44
                    • Брат, я понимаю, что мусульман всегда будут притеснять, то не понмиаю чего ты предлагаешь? Создавать условия что бы больше притесняли, а то если не будут притеснять кто-то усомниться в правдивлости Корана. Думаю Коран в этом не нуждается и сунна нам не запрещает быть лояльными к власти. которая нам не мешает исповедовать нашу религию.
                      То, что касается чиновника - муфтия, я не спорю,. чтоон фактически чиновник, я говорю, что в законодательстве РФ - это не прописано.
                      (505)
                      16 марта'2013 в 17:49
                      • Линур абу Ибрагим, мы ведем диалог на русском языке, однако свои слова мы должны пропускать через призму шариата. Вопрос стоит в том, какую роль играет ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН в России. Здесь сразу все становится понятным. Ислам установил, что господство пренадлежит шариату. Духовенству же отведена роль, которая регулирует лишь обряды поклонения ( 5 столпов ), исключая роль религии в остальных делах ( политика, экономика, система наказания и т.д.) Само существование данной организации несет собой отделение религии от жизни (секуляризм). И здесь уже не имеет значения как вы будете маскироватьть ДУМ. Священнослужители или имамы. По факту сегодняшние муфтии и имамы ни чем не отличаются от христианских попов, в контексте своей роли в государстве. А по шариату - это вообще незаконная организация.
                        (1488)
                        17 марта'2013 в 01:35
                        • Что я предлагаю? Предлагаю очень простую вещь. Открыть сиру Посланника Алаха ( да благословит его Аллах и приветствует )и посмотреть что он делал, когда жил во времена джахилии. Сунна не запрещает нам быть лояльными к власти? Которая не мешает нам исповедовать Ислам?

                          Что касается власти, то есть ясные аяты Корана
                          وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمْ الْكَافِرُونَ
                          А тот, кто принимает решение не в соответствии с тем что ниспослал Аллах - те неверные.
                          وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمْ الظَّالِمُونَ
                          А тот, кто принимает решение не в соответствии с тем что ниспослал Аллах - те нечестивцы.
                          وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمْ الْفَاسِقُونَ
                          А тот, кто принимает решение не в соответствии с тем что ниспослал Аллах - те грешники.

                          И как мусульмане могут оставаться лояльными к тому, что гневит Аллаха?

                          А по поводу того, что власть нам не мешает исповедовать религию, то посмотрите на список запрещенной исламской литературы. Посмотрите на то, как Россия вооружает тирана Асада, который вырезает мусульман, как скотину. Посмотрите сколько мусульман сидят в тюрьмах России, только лишь за то, что призывает к Халифату, к единственной системе, которой Аллах будет доволен. И делайте выводы о лояльности к власти, которая "не мешает" нам исповедовать Ислам.
                          (1488)
                          17 марта'2013 в 01:47
                          • Я понял тебя, брат, ты тахрировец. Вы занимаетесь политической деятельнстью и удивляетесь, что власть которую вы хотите сменить вас сажает. Ничего против вас не имею, это ваше право бороться с режимом и за это сидеть в тюрьмах. Это ваше право. Я знаю, что вы пытаесь простроить халифат мирным путем и все эти теракты которые вам повесили на самом деле не имеют к вам отношения. Я понмиаю, что без халифата не может быть справедливого общества, но не собираюсь декларировать желание о его построении. Рай на земле пусть строят сионисты - это их идеал, а мой идеал рай после смерти. Для этого я должен выполнять 5 стопов ислама, среди которых нет посроения халифата. Мне немного потрепали нервы наши менты, но в целом в российском государстве есть все условия для исповедования ислама поэтому у меня, как у большинсва мусулмьман нет желания лезть на рожен.
                            (505)
                            19 марта'2013 в 01:26
                            • Линур абу Ибрагим, Брат, если вы утверждаете, что можете полностью исповедовать религию Ислам, то я задам вам несколько вопросов.

                              Каждый день вы видите пьяниц на улице. Вопрос: как вы должны поступить с этим человеком по шариату? И выполняете ли вы то, что требует от вас Ислам в данной ситуации.

                              Вокруг нас каждый день происходят кражи. Можем ли мы поступать с ворами в соответствии с шариатом, ведь мы же рабы Аллаха? Или это не из Ислама?

                              Каждый день вы видите прелюбодеев. Вы, как мусульманин, как раб Аллаха, что должны делать в отношении них? Что требует от вас Ислам в данном случае? И выполняете ли вы приказ Аллаха в данной ситуации? Или это не из Ислама?

                              Где вы взяли что Ислам - это 5 столпов? Разве Ислам не был ниспосланн как инструкция для жизни человека и общества? Разве господство не принадлежит шариату? Разве не сказал Аллах в Своем Писании
                              وَنَزَّلْنَا عَلَيْكَ الْكِتَابَ تِبْيَانًا لِكُلِّ شَيْءٍ
                              Мы ниспослали тебе Писание для разъяснения всякой вещи (16:89)???

                              Разве не сказал Аллах
                              وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمْ الْكَافِرُونَ
                              А тот, кто принимает решение не в соответствии с тем что ниспослал Аллах - те неверные.
                              وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمْ الظَّالِمُونَ
                              А тот, кто принимает решение не в соответствии с тем что ниспослал Аллах - те нечестивцы.
                              وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمْ الْفَاسِقُونَ
                              А тот, кто принимает решение не в соответствии с тем что ниспослал Аллах - те грешники.

                              Как вы можете стремиться к Раю вашего Господа, когда Его шариат упразднен, а вы довольствуетесь 5-ю столпами?

                              Разве не сказал Аллах в своем Писании
                              وَمَنْ يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَنْ يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآَخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ
                              От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон (3:85)
                              إِنَّ الدِّينَ عِنْدَ اللَّهِ الْإِسْلَامُ
                              Воистину, религией у Аллаха является Ислам (3:19)
                              Аллах будет доволен только Исламом. Тем Исламом, который был во время ниспосылания аята
                              وَاخْشَوْنِيالْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمْ الْإِسْلَامَ دِينًا
                              Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам.(5:3)
                              А какой Ислам был в то время? В то время любая проблема решалась в соответствии с шариатом Аллаха. И не было у мусульман другого законодательства помимо Корана и Сунны. Все тогда было по шариату, экономика, образование, внутренняя и внешняя политика, система наказания, социальная система - все это было под сенью религии Аллаха. И именно таким Исламом доволен Аллах.

                              Поэтому я задаю вам вопрос: какой Ислам вы исповедуете? По какому Корану вы живете и чьей сунны вы придерживаетесь?

                              Я привел постарался донести до вас то, что наше положение плачевное. Ибо не можем мы жить под заботой нашего Господа. Не можем мы исполнять то, что от нас требует Аллах. И только при Халифате, который, как вы сказали, от вас Аллах не требует, даст нам возможность выполнять приказы и сторониться запретов Аллаха так, как нам показал это посланник Аллаха ( да благословит его Аллах и да приветствует)
                              (1488)
                              20 марта'2013 в 04:47
                              • А по поводу притеснений по отношению нас, то мы не удивляемся. Напротив, мы осознаем, что эти притеснения неизбежны, потому что это Сунна. Именно на пути призыва к Аллаху Пророк ( да благословит его Аллах и да приветствует)и его сподвижники притеснялись.
                                Так же и мы ведя деятельность на пути установления шариата Аллаха прекрасно осознаем что заключения в тюрьмы, выселения из жилищ, ложь в СМИ - это нормально. Ибо это часть сунны пророка ( да благословит его Аллах и да приветствует).
                                (1488)
                                20 марта'2013 в 04:52
                                • Ярар, кардәш. А по сунне имеет ли право мусульманин жить в кяфирском государстве? Если - да, то как он там должен себя вести?
                                  (505)
                                  20 марта'2013 в 09:52
                                  • Линур абу Ибрагим, классный коммент
                                    (165)
                                    20 марта'2013 в 16:44
                                    • Мусульманин не имеет права жить в кяфирском государстве, ибо Аллах приказывает своим рабам жить по шариату, а это не возможно не живя в Исламском государстве. Но есть и исключения. Точно назвать не смогу, но приблизительно следующие: 1)по приказу халифа выполнять дипломатические миссии, 2) призыв и подготовка общества к принятию Ислама и к жизни под сенью шариата. Вроде так, но я могу ошибаться ( касательно исключений).

                                      Что же касается нашего положения, то мы живем во времена, когда шариат нигде на Земле не претворяется. И в данной ситуации мы обязаны действовать так же, как действовал пророк ( да благословит его Аллах и да приветствует), не боясь на этом пути ничего и никого кроме Аллаха. И быть готовыми к репрессиям, пыткам, заточениям в тюрьмы, и лживой агитации. Эти беды сопровождали пророка ( да благословит его Аллах и да приветствует) и сахабов, так что репрессии на пути к установлению шариата Аллаха - это сунна.
                                      (1488)
                                      20 марта'2013 в 23:27
                                      • Линур абу Ибрагим, а что касается жизни мусульманина в кяфирском государстве при наличии Халифата на Земле, то я не знаю как он должен себя вести по шариату, каковы его права и обязанности. Надо изучить.
                                        (1488)
                                        20 марта'2013 в 23:30