Просвещение

Верующие и мир этот

Как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) относился к миру этому?

‘Умар сказал, описывая положение Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Он лежал на циновке, и между ним и мной ничего не было. Под головой у него была кожаная подушкой, набитая пальмовым волокном, а у его ног были насыпаны стручки аравийской акации, а над головой его висели кожи. Увидев след от циновки на его боку, я заплакал, а он спросил: “Что заставляет тебя плакать?” Я ответил: “О Посланник Аллаха! Поистине, хосрой и цезарь имеют то, что имеют, а ведь ты — Посланник Аллаха!” Он сказал: “Разве не доволен ты тем, что им достанется мир этот, а нам — мир вечный?”» [Бухари, 4913][1].

Ибн аль-Каййим сказал: «Мир этот пришёл к Пророку и предстал перед ним, но он толкнул его в грудь обеими руками и заставил его повернуться вспять. После него мир этот явился к его сподвижникам и предстал перед ними, и некоторые из них поступили так же и оттолкнули его. Таких было немного. А некоторые люди спросили мир этот: “Что есть в тебе?” Он ответил: “Дозволенное, сомнительное, нежелательное и запретное”. Они сказали: “Давай дозволенное, а в остальном мы не нуждаемся” — и они взяли из него дозволенное. Потом мир этот предстал перед теми, кто пришёл после них, и они стали требовать от него дозволенного, но не нашли. Тогда они стали требовать нежелательного и сомнительного… Но он сказал им: “Это уже забрали те, кто жил до вас”. Тогда они сказали: “Давай запретное!” — и взяли его. Пришедшие после них потребовали от мира этого запретного, но он сказал им: “Оно в руках несправедливых притеснителей, которые забрали его и единолично владеют им”. Тогда они стали ухищряться, чтобы завладеть им, используя прельщения и угрозы. И какой бы нечестивец ни протянул руку к запретному, он непременно обнаруживал, что тот, кто нечестивее и сильнее его, уже успел опередить его. При этом все они — гости, и то, что находится в их руках, в действительности взято на время. Как сказал Ибн Мас‘уд: “Каждый — гость в этом мире, и имущество его взято напрокат. А гость однажды уходит, и взятое однажды придётся вернуть”» [‘Уддат ас-сабирин].

 …


[1] В книге «Помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя» приводится следующая версия. Однажды ‘Умар зашёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда тот находился в небольшом помещении наподобие кладовки. ‘Умар передаёт: «Я зашёл и не увидел там ничего, на чём можно было остановить взор, кроме небольшого количества ячменя, завёрнутого в кусок ткани». И он прослезился. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Что с тобой, о ‘Умар?» А на боку Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) остался след от циновки, на которой он лежал. ‘Умар воскликнул: «О Посланник Аллаха! Хосрой и цезарь купаются в роскоши… А ведь ты Посланник Аллаха, и Аллах возвысил тебя над людьми в этой жизни…» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Неужели ты сомневаешься, о ‘Умар? Разве не довольно тебе того, что им достанется мир этот, а нам достанется мир вечный?» [Бухари].

Из книги «Недуги сердца»

Комментарии 2