Политика

Частные военные компании - бизнес на крови

 


Новые возможности и война в Мали

Крупнейшая частная охранная компания в мире – британская фирма G4S – в свете последних кризисных ситуаций в Мали, Ливии и Алжире непременно настроена сорвать в регионе большой куш. Имидж группы слегка пошатнулся во время прошлогодних Олимпийских игр в Лондоне из-за срыва условий государственного контракта. Однако учитывая все более частые мятежи в Северной и Западной Африке, компания G4S, несомненно, вскоре поправит свои дела.

     

Разразившаяся 16 января трагедия с заложниками на алжирском газовом месторождении Ин-Аменас, в результате которой погибло 38 человек, возвестила о возвращении Аль-Каиды не как экстремистов в бегах, а как хорошо подготовленных боевиков, способных проникнуть в глубину территории противника и нанести ему серьезный урон. Для G4S и других охранных фирм это также означает увеличение спроса на их услуги. “Британская группа (…) отмечает растущий спектр работ – от электронных систем наблюдения до обеспечения безопасности туристов”, – сказал президент компании в африканском регионе в интервью агентству Reuters. “Спрос очень высок по всему континенту, – сказал Энди Бейкер. – Природа нашего бизнеса такова, что в условиях повышенного риска увеличивается потребность в наших услугах”.

Если смертельного столкновения Алжира с Аль-Каидой было достаточно, чтобы включить эту североафриканскую страну в перспективный африканский рынок частного охранного бизнеса, Ливия на этом фоне – должно быть, рай для охранных компаний. После свержения силами НАТО режима ливийского лидера Муаммара Каддафии его жестокого убийствав Сирте 20 октября 2011 года, по всей Ливии как грибы возникли многочисленные формирования, некоторые из которых имели на руках тяжелое вооружение, любезно предоставленное западными странами. Сначала тревожные сцены установки на каждом углу блокпостов воспринимались всего лишь как неизбежная послереволюционная действительность. Однако когда и сами иностранцы стали мишенями, “обеспечение безопасности” в Ливии, наконец, стало приоритетным вопросом на повестке дня.

В Ливии уже работают многие частные охранные фирмы; некоторые из них присутствовали в стране еще до свержения бывшего ливийского правительства. Многие из этих фирм до войны были практически неизвестны, в том числе небольшая частная британская фирма “Blue Mountain Group”. Эта фирма отвечала за охрану дипломатической миссии США в Бенгази, которую подожгли 11 сентября прошлого года. Позднее выяснилось, что нападение на посольство было заранее спланировано и хорошо скоординировано, что привело к гибели четырех американцев, включая посла Кристофера Дж. Стивенса. Остается неясным, почему Госдепартамент решил нанять фирму “Blue Mountain Group”, а не более крупную охранную компанию, как принято у других посольств западных государств и крупных компаний, которые теперь конкурируют за воссоздание той самой страны, которую их правительства замыслили обрушить.

Прибыльный бизнес по уничтожению, восстановлению и охране уже опробовал себя в других войнах и конфликтах, вдохновленных западным вмешательством. Частные охранные фирмы являются посредниками, которые не позволяют местным раздражителям путаться под ногами у послевоенной “дипломатии” и мешать работе бизнес-гигантов.

Когда страна в конечном итоге рушится под напором разрушителей бункеров и других передовых вооружений, для установления и обеспечения порядка заходят охранные фирмы, между тем как западные дипломаты начинают торги с возникающей местной элитой по поводу распоряжения богатствами страны. В Ливии те, кто вложился самым мощным оружием, получили самые большие контракты. Несомненно, пока разрушенную страну обдирают как липку, именно местное население больше всего страдает от последствий присутствия грубой иностранной силы с оружием в руках, патрулирующей их районы во имя обеспечения безопасности.

Надо сказать, что новое ливийское правительство недвусмысленно отвергло вооруженных подрядчиков в стиле Блэкуотер – или “сапоги своей на земле” – опасаясь провокаций, аналогичных происшедшим на площади Нисур в Багдаде, и тому подобных убийств по всей территории Афганистана. Цель в Ливии – обеспечить беспрепятственные деловые трансакции и избежать спонтанных волнений, спровоцированных иностранцами, всегда готовыми схватиться за оружие. Но учитывая ухудшение безопасности в Ливии, которое произошло благодаря систематическому разрушению центрального правительства и всего военного аппарата, решение, которое способно заполнить вакуум в сфере безопасности, остается одной из основных тем обсуждения.

Частные охранные фирмы – это, по существу, наемники, предлагающие услуги, которые позволяют западным правительствам избежать политических издержек в виде слишком большого количества жертв. Хотя они, как правило, базируются в городах на Западе, многие из их сотрудников – из так называемых стран третьего мира. Для всех участников, так намного безопаснее, ведь когда на службе ранят или убивают охранный персонал из Азии, Африки или арабских стран, это происшествие обычно едва замечают – если замечают вообще – и оно становится проходной новостью, без каких-либо значительных политических последствий, слушаний Сената или правительственных расследований.

Мали, западноафриканская страна, которая страдает от многочисленных кризисов – военных переворотов, гражданской войны, голода и, наконец, войны на всех фронтах под предводительством французов – это, вероятно, следующая жертва или новая возможность для смертоносного трио: западных правительств, крупных корпораций и, конечно же, частных охранных фирм.

Действительно, Мали – это идеальное место для подобных оппортунистов, которые не пожалеют усилий, чтобы в полной мере использовать огромный экономический потенциал страны и ее стратегическое местоположение. Годами эта западноафриканская страна находилась под политическим и военным влиянием Запада. 2012 год развернулся как сценарий, написанный по учебнику. Он окончательно и предсказуемо привел к западной интервенции, которая, наконец, состоялась 11 января, когда Франция начала военную операцию, предположительно направленную на вытеснение вооруженных исламских экстремистов. Военная операция продлится “столько, сколько потребуется”, заявил президент Франции Франсуа Олланд, словно повторяя логику действий администрации Буша, когда та впервые объявила войну с террором.

Но сколь бы благоприятной не показалась малийская среда, она так же сложна и непредсказуема. Никакой линейный график не в силах в простых значениях представить разразившийся там кризис. Однако все стрелки указывают на крупные арсеналы оружия, проделавшие свой путь из Ливии в Мали после вмешательства НАТО. К власти пришел новый расклад сил, укрепив постоянно угнетенных туарегов и наводняя страну закаленными в пустыне боевиками, принадлежащими к различным исламистским группировкам. В северной и южной частях страны одновременно возникли две симметричные линии потрясений. С одной стороны, национальное движение туарегов за освобождение Азавада (MNLA) провозгласило независимость на севере и быстро объединилось с Ансар-Дин, Аль-Каидой в странах исламского Магриба (АКИМ) и Движением за единство и джихад в Западной Африке (MOJWA). С другой стороны, армейский капитан Амаду Хая Саного, прошедший обучение в США, предпринял свой ход в южной части страны в марте, свергнув президента Амаду Тумани Туре.

Малийский сюжет развивался так быстро, что сложилось впечатление, что не существовало никаких других вариантов, кроме неизбежной конфронтации между югом и севером. Франция – бывшая метрополия Мали – быстро пустила в ход военную карту и старательно работала над тем, чтобы в своих военных усилиях заручиться поддержкой стран Западной Африки. План состоял в том, чтобы создать иллюзию, будто вторжение произошло исключительно благодаря африканским усилиям, всего лишь при материально-технической поддержке и политическом содействии западных благотворителей. Действительно, 21 декабря Совет Безопасности ООН одобрил направление в страну возглавляемых африканцами сил (3000 солдат) от Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) для преследования боевиков на севере Мали в огромной малийской пустыне.

Однако эта война была намечена на сентябрь 2013 года, чтобы позволить Франции сформировать единый фронт от западных стран и обучить разрозненные малийские силы. Но захват боевиками города Конна, недалеко от столицы Бамако, якобы вынудил Францию вмешаться в Мали немедленно и без согласия ООН. Война, которая проводилась во имя прав человека и территориальной целостности Мали, уже вызвала критику основных правозащитных организаций относительно преступлений, совершенных иностранными силами и их партнерами в малийской армии. Однако то, что на данный момент кажется легким французским завоеванием, заставило другие западные державы пустить слюну над возможностью получения доступа к Мали, где вряд ли в скором времени появится сильное центральное правительство.

25 января страница Африканского Пресс-Агентства (АПА), посвященная Мали, пестрела исполненными энтузиазма новостями о солидарности западных стран с французскими военными действиями и их посильной помощи. Сообщения варьировались от “Италия направит воздушные силы для транспортировки войск в Мали” до “Германия выделит помощь Африке для вторжения в Мали”. Все призывы к политическому диалогу – особенно учитывая, что этническая вражда, вероятно, будет опустошать страну еще долгие годы – кажется, остались незамеченными. Между тем, по сообщению АПА, Великобритания предлагает Мали помощь в поиске “политической карты”, которая смогла бы обеспечить “достойное политическое будущее этой западноафриканской страны”.

Подобно Франции, США и страны ЕС определяют будущее Мали посредством приложения военных усилий и выстраивания политических планов, а сама страна настолько ослаблена и до такой степени политически деформирована, что это исключает любую возможность противостояния внешним схемам. Для G4S и других охранных фирм Мали сейчас возглавляет список стран формирующегося рынка охранного бизнеса в Африке. Далее следуют Нигерия и Кения. Новые возможности возникают и в других местах.

И в Ливии, и в Мали разворачивается типичная история, подкрепляемая выгодными контрактами и огромными возможностями любого рода. Когда частные охранные фирмы говорят о формирующемся рынке в Африке, можно смело предположить, что континент снова становится жертвой растущих военных амбиций и недобросовестной деловой практики. Хотя G4S, вероятно, отполирует свой запятнанный бренд, сотни тысяч африканских беженцев (800000 человек только в Мали) продолжат свои бесконечные скитания в сторону незнакомых границ и неумолимых пустынь. Их безопасность никого не интересует, ведь в бизнесе частных охранных компаний нет места для беженцев без гроша в кармане.

Оригинал - http://www.counterpunch.org

Автор: Рамзи Баруд, перевод Надежды Пустовойтовой, "Искусство Войны"
подписаться на канал
Комментарии 3
  • ...Разразившаяся 16 января трагедия с заложниками на алжирском газовом месторождении Ин-Аменас, в результате которой погибло 38 человек, возвестила о возвращении Аль-Каиды не как экстремистов в бегах, а как хорошо подготовленных боевиков, способных проникнуть в глубину территории противника и нанести ему серьезный урон...

    смешно читать,исламисты как всегда убийство мирных жителей считают-"проникновение в глубину территории противника и нанесении серьёзного урона"
    (-29)
    11 февраля'2013 в 21:44
    • точно такая же ситуация с самолийскими "пиратами", амереканцы и европейцы сами же продают оружие "пиратам" а сами заключают многомиллионные контракты с судоходными компаниями по охране и сопровождению кораблей!!!
      (109)
      12 февраля'2013 в 01:28
      • бред
        (41)
        12 февраля'2013 в 03:33