Общество

Его величество – принцип

Его величество – принцип

Постарайтесь разглядеть "центр" личности

Как устроена личность и чем она движима? Шутливая поговорка о незаметности бревна в своём глазу, в отличие от соринки - в чужом, констатирует важный факт: намного легче судить об окружающих людях, в то время как разобраться в себе многократно труднее. Именно это свойство человека помогает ему разглядеть «центр» личности.
 
     

У каждого человека он свой. И приглядевшись, вы сможете разглядеть, чем в действительности движимы окружающие люди, что для них представляет первостепенную важность.

А самое главное, приложив умственные усилия и проявив искренность, вы сможете укрепить себя «изнутри».

Дуля  со смещенным  центром

В бестселлере личностного менеджмента «7 навыков высокоэффективных людей» приводятся самые распространённые виды центров:


  • Супруг,
  • Семья,
  • Деньги,
  • Работа,
  • Наслаждения,
  • Я сам,
  • Враг,
  • Церковь (религиозная деятельность).

Первые случаи распространённые и их легко представить. Мы видим периодически супругов, зацикленных друг на друге, семьи, озабоченные своей славой, алчных людей, трудоголиков, карьеристов, кайфариков и эгоистов.

В бестселлере личностного менеджмента «7 навыков высокоэффективных людей»
приводятся самые распространённые виды центров

Но вот «в центре – враг» представить чуть труднее.

Автор книги, Стивен Кови, в качестве примера приводит историю своего друга, университетского преподавателя, который жил по принципу «в центре — враг». Он не смог найти в университете общего языка с одним администратором и ходил, постоянно думая о нём и об их вражде: что он ему сказал, что он о нём подумал. И в итоге решил уволиться и даже переехать жить и работать в другое место.

Интересен и случай, когда религиозная деятельность становится центром личности человека. Это зачастую приводит к двуличию, лицемерию. Так как заниматься общественной деятельностью от лица религиозной организации – это одно, а соблюдать религиозные принципы в жизни – это совсем другое.

Наверняка вы замечали, общаясь с людьми, как некоторых «клинит» на какой-то теме. И ты понимаешь: центром личности этого человека является то-то.

Правильно же, с точки зрения Кови, строить личность по типу «в центре — принципы», и этими принципами регулировать уже все остальные сферы жизни.

«Джихад» ущемлённых

Яркий пример смещения центра личности мы можем наблюдать в негативном поведении нашей молодёжи.

Очевидно, что некоторые люди, много говорящие о джихаде, на самом деле являются примером личности «в центре — враг», когда человек просто помешан на своей вражде и только. И его заботит больше всего то, что о нём думает враг… И вообще, всё сознание этого человека регулирует враг: Россия, ФСБ, менты, Израиль, США и др.

Когда же о джихаде много говорят люди с психологией «в центре — враг», они собирают вокруг себя представителей разных ущемлённых слоёв, вроде обиженных школьников: «папа не даёт в мечеть ходить», «мама за платок ругает», и разных других неустойчивых людей, подверженных психическим колебаниям и не имеющих крепкого фундамента. И со стороны их возня, которая обычно начинается и заканчивается загаживанием соц.сетей гневными комментариями — выглядит отвратительно и никакой полезной нагрузки не несёт, а только портит образ мусульман.

В качестве противоположности можно привести Ясина Расулова. Хотя он является автором книги о джихаде, а также сам активно сражался с оружием в руках и призывал к этому — но во всех делах Ясина заметно ощущается, что центром личности этого человека является далеко не война, а именно твёрдые, нерушимые ценности.

Джихад — проявление лишь одной из частей этой личности, которой он дал развиться, видя необходимость этого (как религиозная обязанность, как важный стратегический шаг для укрепления религии и др.).

Уязвимость  и неуязвимость

В терминах личностного менеджмента Стивен Кови объясняет, что люди, выбравшие в качестве своего центра супруга, семью, деньги, работу и др. — становятся уязвимыми в самой своей основе. Испортившиеся отношения с супругом могут отравить всю жизнь,  а упавший курс акций может привести даже к суициду. Когда же человек ставит в центр своей личности принципы, то, исходя из них, он может выстраивать своё поведение максимально эффективно, достигая высоких результатов и при этом оставаясь устойчивым, минимально подверженным колебаниям внешнего мира.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) обучал своих сподвижников и близких людей как раз тому, чтобы в центре личности находились устойчивые принципы, которые бы управляли их жизненным путём. Он понимал те искушения, через которые они могли проходить, и предупреждал это.

Пусть твоим  сердцем станет Коран

Так, например, когда Фатима, узнав о прибытии в Медину группы невольников, попросила для себя служанку, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) сказал, что лучше делать поминание Аллаха перед сном. То есть как только  Фатима  попыталась  сделать шаг в сторону «личного комфорта», он напомнил ей о более важных вещах, что он проповедовал.

А во время битвы за Хайбар, когда Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллам) вручал Али знамя, напомнил ему, что привести одного человека в ислам лучше, чем обладать красными верблюдами.

И вот они захватывают богатейшее поселение евреев, где множество разных сокровищ. И тут Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам) напоминает именно о том, что обращение в ислам хотя бы одного человека намного лучше владения самыми дорогими вещами.

Нескольких сподвижников Пророк (саллаллаху алейхи ва саллам)  предостерёг от высокомерия. И передаётся, что они, уронив что-то, сидя верхом, боялись попросить кого-то подать им это! И сами спускались,  хотя    были они уважаемыми людьми, и многие были бы  рады услужить им.  Потому что они боялись обольщения чем-то, помимо исламских принципов, которые свято хранили.

Или случай с Али, когда в одной из битв ему плюнул в лицо язычник, которого он как раз собирался добить. И тогда Али пощадил его. Впоследствии,  тот принял ислам и спросил Али о странном поведении. На что тот ответил, что  хотел убить его ради Аллаха, а когда тот плюнул, то в нём вспыхнула ненависть, и он побоялся, что убьёт его из-за личной ненависти.

Наша современная проблема в том, что мы часто ударяемся в крайности, мы позволяем центру нашей личности свободно смещаться в ту или иную сторону, забывая о центре  прочных принципов.

Когда жену Пророка (салла Ллаху алейхи ва саллама) Аишу спросили, каким был нрав посланника Аллаха, она сказала: «Его нравом был Коран».

Автор: Рустам Апаев

Комментарии 0