Просвещение

Ясное разъяснение манхаджа саляфов. 12-е правило

 
[Бисмилляh.Примечание. Ассаляму аляйкум. Решил это опубликовать,т.к. считаю что это очень актуально,т.к. распространяются всякие группы вроде хизбистов и прочих,которые не ведают к чему они ведут людей.]
 
     

 12-ое правило


«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а убеждены в том, что шариатская присяга дается только имаму мусульман, людьми, имеющими влияние и власть, а остальные люди следуют им».

Всевышний Аллах сказал:

﴿ يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللَّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُولِي الأَمْرِ مِنكُم ﴾

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас». (Сура ан-Ниса, аят 59)
Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Слушайте и повинуйтесь, даже если вашим правителем сделают эфиопского раба, голова которого подобна изюмине. И так до тех пор, пока он придерживается книги Аллаха».Этот хадис передали Ахмад, 3/114; аль-Бухари, 693; Ибн Маджах, 2860. См. также «Сахих аль-джами’», 985.
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прежде израильтянами правили пророки, и каждый раз, как умирал один пророк, его место занимал другой. Если же говорить обо мне, то, поистине, после меня пророков не будет, но будет множество халифов». Люди спросили: “Что же ты повелишь нам?” Он сказал: “Будьте верны каждому первому из тех, кому принесут клятву, и соблюдайте их права, а Аллах спросит с них за всё то, что Он подчинил им”. аль-Бухари, 3455; Муслим, 1842.
Сообщается со слов ‘Ади ибн Хатима, который сообщил о том, что однажды сподвижники сказали: «О, посланник Аллаха, мы не спрашиваем тебя о подчинении тем, кто богобоязнен. Однако, как быть с подчинением тому, кто сделал то-то и то-то?» — упомянув некоторые скверные поступки. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Бойтесь Аллаха, слушайте и повинуйтесь!» Передал Ибн Аби ‘Асым в «Китабу-с-Сунна», 2/508. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным. См. «Зылялю-ль-Джанна фи тахриджи-с-сунна», 2/254.
Сообщается со слов ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто желает центра Рая, пусть держится за джама‘а (единую общину)! Поистине, шайтан находится с одним, а от двух он уже подальше». ат-Тирмизи, 2165; ибн Хиббан, 7254. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 430.
Сообщается со слов ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Мусульманин обязан слушаться и повиноваться правителю в том, что любимо, и в том, что неприятно, если только правитель не прикажет ослушаться Аллаха! Если же правитель прикажет ослушаться Аллаха, то нет послушания и нет подчинения». аль-Бухари, 7144
Сказал ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах): «Под правлением подразумевается наличие власти и силы! Когда дается присяга тому, кто имеет власть и силу, он становится правителем. Поэтому имамы из числа саляфов говорили, что человек, у которого есть сила и власть, посредством которой он управляет, и есть тот обладатель влияния, которому Всевышний Аллах повелел подчиняться, если только он не приказывает ослушания. Правитель — это тот, кто имеет власть! А власть не становится властью, если с ней согласен один, два или четыре, если только согласие этих людей, не означает согласие всех остальных». См. «Минхаджу-с-Сунна ан-Набауийа», 1/527.


[Сказал шейх Салих ибн Фаузан]: Это правило касается послушания и повиновения обладателям власти. Это основа из основ ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а! О ней они пишут даже в книгах по вероубеждению. Эта основа отличает их от хариджитов, му‘тазилитов и прочих приверженцев нововведений. Ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а заявляют о необходимости подчиняться обладателям власти среди мусульман. Они не выходят из подчинения правителю, даже если он несправедлив и грешен. И так до тех пор, пока он не совершит неверия (куфра). Ведь, в послушании и повиновении, в терпении гнёта, есть огромная польза. Это способствует объединению мусульман, приводит к сохранению безопасности и стабильности, а это лучше, чем выход против правителей. Поистине, выход против обладателей власти приводит к великому вреду, к большому злу, как это произошло во времена ‘Усмана (да будет доволен им Аллах), третьего праведного халифа. 
Когда бунтари вышли против ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) и убили его, возникла смута, которая не исчезла до сих пор. Ученые из числа сподвижников запрещали подобное, разъяснили этим бунтарям этот вопрос, давали им искренние советы, но случилось то, что случилось, став назиданием для мусульман. Никогда не было такого, что люди восстали против правителя, и это не привело бы к смуте и ко злу. 
Необходимо смотреть на деяние, взвешивая пользу и вред, и если вреда больше, чем пользы, нужно оставить деяние. Необходимо проявлять терпение и повиноваться, даже если правители несправедливы. Нет сомнения в том, что притеснение и гнет является вредом, ослушание Аллаха является грехом, но в выходе против правителей кроется больший вред. А из двух вредных вещей, необходимо выбирать то, вред чего меньше. 
Так поступают, когда речь идёт о правителях несправедливых и нечестивых, а что же сказать о справедливых правителях, поборниках истины, чья праведность больше, чем те ошибки, которые они совершали. Кроме того, ошибка правителя, его грех, касается только его самого. Что же касается выхода против правителя, то зло от этого распространится повсеместно. Возникнут убийства, волнения, несправедливость, и всё это в большом количестве. Именно поэтому, ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а придерживаются этой важной основы. Они совершают намаз позади правителей, даже если те нечестивы. 
Правление устанавливается тремя путями:

1 - Присяга со стороны людей, имеющих влияние и власть (ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд).
Нет такого условия, что все жители страны до единого должны присягнуть кому-то, чтобы он стал правителем. Достаточно, чтобы присягнули люди, имеющие влияние и власть (ахлю-ль-хали уа-ль-‘акъд), например, ученые. Если эти люди дадут кому-то присягу, то все остальные мусульмане обязаны подчиняться правителю, так как мусульмане являются единым телом. Некоторые невежды считают, что каждый человек должен присягнуть правителю, и это убеждение противоречит мазхабу ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а. 
Именно так правителем стал Абу Бакр ас-Сиддикъ (да будет доволен им Аллах), которому дали присягу сподвижники. Некоторые ученые сказали, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) стал правителем, так как на это указывали шари‘атские тексты и указания от пророка (мир ему и благословение Аллаха). Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) поставил Абу Бакра имамом в молитве, когда сам заболел. В тот день пророку (мир ему и благословение Аллаха) сказали: «Пусть лучше ‘Умар возглавит молитву, так как Абу Бакр плачет во время неё». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разозлился и повторил свой приказ. Поэтому сподвижники выбрали Абу Бакра и сказали: «Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) был доволен Абу Бакром в вопросах религии, то как мы не будем довольны им в мирских вопросах?»
Также сообщается, что Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришла какая-то женщина, и он велел ей снова вернуться к нему потом. Она спросила: “Скажи мне, а что если я приду, но не найду тебя?” — как бы имея в виду смерть. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если не найдёшь меня, ступай к Абу Бакру”». аль-Бухари, 3659.
Кроме того, Абу Бакр является лучшим из сподвижников! Он сопровождал пророка (мир ему и благословение Аллаха) с самого начала его миссии до самой смерти, помогая ему и сражаясь вместе с ним. 
2 - Назначение преемника.
Речь идет о том, что правитель назначает после себя преемника. Например, Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) назначил своим преемником ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который был лучшим сподвижником после самого Абу Бакра. Присяга преемнику является обязательной.
3 - Захват власти силой.
Если какой-то человек захватил власть силой, то необходимо подчиняться ему, дабы отстранить зло. Например, ‘Абдуль-Малик ибн Маруан захватил власть силой и мусульмане подчинились ему. 

Правителю необходимо подчиняться, даже если с его стороны наблюдается несправедливость и притеснение, даже если он совершает некоторые грехи, которые не доходят до уровня неверия. Но если он приказывает ослушаться Всевышнего Аллаха, то нет ему подчинения. Это не означает, что если правитель приказал ослушаться Аллаха, то нужно полностью выйти из подчинения ему. Нет, имеется в виду то, что нельзя подчиняться ему только в том, что является ослушанием Аллаха. Но подчинение ему сохраняется во всем остальном. Нельзя нарушать присягу данную ему. 
Это — краткое изложение этого важнейшего вопроса! Этот вопрос относится к основам ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а. В результате соблюдения этого принципа мы получаем большую пользу и устраняем различные сомнения. На этом единогласно сошлись ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а! Никто из числа ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а не противоречит этому принципу. Ему противоречат только приверженцы нововведений, как хариджиты, которые вышли против повелителя правоверных ‘Али ибн Аби Талиба (да будет доволен им Аллах). Или же, му‘тазилиты, которые назвали одну из своих основ «приказ одобряемого и запрещение порицаемого». Но под этим не имелось в виду то, что узаконил Аллах. Они подразумевали под этим выход против правителя. И это, несмотря на то, что выход против правителя сам по себе является порицаемым. Да убережет нас Аллах! Это противоречит Корану, Сунну и единогласному мнению ученых (иджма‘). [Конец слов шейха Салиха ибн Фаузана]

Я спросил у шейха аль-Фаузана: «Возможна ли присяга кому-то, кто не получил власть теми тремя способами, что вы упомянули? Ведь, не секрет, что сегодняшние джама‘аты принуждают своих последователей давать присягу».

[Шейх Салих ибн Фаузан ответил]: Нет, это — заблуждение (батыль), это — заблуждение (батыль)! Такого нет в Исляме! Нет этому в религии подтверждения. Сообщается только о том, что путники, собираясь в путь, должны назначить амира. Но этот амир не называется обладающим властью и ему не дается присяга! Он просто отвечает за организацию путешествия. Он не может осуществлять шари‘атские наказания, ему это запрещено. У него нет полномочий правителя. Он отвечает только за путешествие. Более того, он сам находится под подчинением правителя. Поэтому у этих джама‘атов нет никакого довода! Более того, то, что они делают, является нововведением (бид‘а). 

Также к основам ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а относится то, что они сражаются против того, кто решил свергнуть правителя! Если кто-то захочет свергнуть правителя, то нужно казнить его, дабы зло отстранилось от мусульман. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то пришел к вам, желая разъединить ваш джама‘ат, в то время, как вы под одним правителем, то убейте того, кто пришел (с таким намерением)». См. «Сахих аль-Джами‘», 5944. А Всевышний Аллах сказал:

﴿ وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا فَإِن بَغَتْ إِحْدَاهُمَا عَلَى الأُخْرَى فَقَاتِلُوا الَّتِي تَبْغِي حَتَّى تَفِيءَ إِلَى أَمْرِ اللَّهِ ﴾

«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха».(Сура аль-Худжурат, аят 9)
Поэтому, ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а обязывают людей встать на сторону правителя и сражаться против бунтарей, чтобы отстранить зло. Это слова шейху-ль-Исляма ибн Теймийи (да смилуется над ним Аллах), которые он высказал в книге «Минхаджу-с-Сунна».[Конец слов шейха Салиха ибн Фаузана]

Я также спросил у шейха аль-Фаузана: «А если правитель не судит по законам Аллаха, более того, нам стало точно известно, что он является неверующим, но мы предполагаем, что выход против него приведет к огромному вреду. Можно ли выходить против такого правителя?!».

[Шейх Салих ибн Фаузан ответил]: Нет, если правитель является неверующим, но у мусульман нет достаточных сил, чтобы заменить его и привести дела в порядок, то они должны проявлять терпение, так как у них есть оправдание. Всевышний Аллах говорит:

﴿ فَاتَّقُوا اللَّهَ مَا اسْتَطَعْتُمْ ﴾

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей».(Сура ат-Тагъабун, аят 16)
А также:

﴿ وَلاَ تُلْقُواْ بِأَيْدِيكُمْ إِلَى التَّهْلُكَة ﴾

«Не обрекайте себя на гибель».(Сура аль-Бакара, аят 195)
Выход против него будет чистым злом, не несущим в себе никакой пользы.Эти стычки, эти террористические акты не одобряются Исламом.Они обязаны терпеть до тех пор, пока не смогут обеспечить мусульманам сильное правление. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники до хиджры также были под властью неверующих правителей, однако не сражались против них, так как сражение в той ситуации привело бы к гораздо большему вреду, чем ожидаемая польза. Поэтому, пророку (мир ему и благословение Аллаха) было запрещено сражаться в Мекке. Всевышний Аллах повелел им проявлять терпение. Он сказал:

﴿ كُفُّواْ أَيْدِيَكُمْ وَأَقِيمُواْ الصَّلاةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ ﴾

«Уберите руки (не пытайтесь сражаться), совершайте намаз и выплачивайте закят».(Сура ан-Ниса, аят 77)
Он не разрешил им джихад до хиджры. Джихад был узаконен, когда появились помощники, образовалось государство. Но в Мекке им было запрещено сражаться, а было приказано заниматься только призывом. Это указывает на то, что мусульмане, находясь в слабости, должны терпеть неверующего правителя до тех пор, пока Всевышний Аллах не даст им облегчения.[Конец слов шейха Салиха ибн Фаузана]
 

13-ое правило


«Ахлю-ссунна уаль-джама’а не считают возможным выход против несправедливого и нечестивого правителя, а наоборот порицают это и тех, кто выходит против правителя из-за мирских или религиозных соображений».
Всевышний Аллах сказал:


﴿ وَمِنَ النَّاسِ مَن يُعْجِبُكَ قَوْلُهُ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيُشْهِدُ اللَّهَ عَلَى مَا فِي قَلْبِهِ وَهُوَ أَلَدُّ الْخِصَام (204) وَإِذَا تَوَلَّى سَعَى فِي الأَرْضِ لِيُفْسِدَ فِيهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ وَاللَّهُ لاَ يُحِبُّ الْفَسَادَ ﴾

«Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия». (Сура аль-Бакара, аяты 204-205)
А также: 

﴿ نَحْنُ أَعْلَمُ بِمَا يَقُولُونَ وَمَا أَنتَ عَلَيْهِم بِجَبَّارٍ فَذَكِّرْ بِالْقُرْآنِ مَن يَخَافُ وَعِيدِ ﴾

«Нам лучше знать, что они говорят, и тебе не надо принуждать их. Увещевай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы». (Сура Къаф, аят 45)
А также: 

﴿ فَلَمَّا أَنْ أَرَادَ أَن يَبْطِشَ بِالَّذِي هُوَ عَدُوٌّ لَّهُمَا قَالَ يَا مُوسَى أَتُرِيدُ أَن تَقْتُلَنِي كَمَا قَتَلْتَ نَفْسًا بِالأَمْسِ إِن تُرِيدُ إِلاَّ أَن تَكُونَ جَبَّارًا فِي الأَرْضِ وَمَا تُرِيدُ أَن تَكُونَ مِنَ الْمُصْلِحِينَ ﴾

«Когда же он захотел схватить того, кто был их врагом, тот сказал: "О Муса! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера? Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто примиряет людей"». (Сура аль-Къасас, аят 19)
Со слов Умм Салямы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся над вами правители, которых вы будете признавать и откажетесь признавать. Тот, кто не признает, будет непричастен, а кто выразит порицание – спасется, за исключением тех, кто будет доволен и последует». Люди спросили: «Выступить ли нам против них с мечом?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, пока они совершают с вами намаз». Муслим, 1854.
Сообщается со слов Хузейфы, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся после меня такие правители, которые не будут следовать моему пути и не будут жить в соответствии с моей Сунной. И появится среди вас люди, сердца которых будут подобны сердцам шайтанов в человеческом обличии». И Хузайфа спросил: “И что нам делать, если мы это застанем?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!» Муслим 1847.
Сообщается со слов ‘Арфаджи аль-Ашджа‘и (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Если кто-то пришел к вам, желая разъединить ваш джама‘ат, в то время, как вы под одним правителем, то убейте того, кто пришел (с таким намерением)». См. «Сахих аль-Джами‘», 5944.
Сообщается, что Нафи‘ сказал: «Когда жители Медины нарушили свою присягу Йазиду ибн Му‘ауии, Ибн ‘Умар собрал своё окружение и своих детей, а затем сказал им: “Я слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Для каждого изменника будет установлено знамя в Судный День". Поистине, мы дали этому человеку присягу, установленную Аллахом и Его посланником. Я не знаю большего предательства, чем дать человеку присягу, установленную Аллахом и Его посланником, а затем сражаться против него! Поистине, я считаю, что если кто-то из вас выйдет из под присяги ему и последует за этими людьми, то это будет преградой между мной и им!”» аль-Бухари, 7111.
Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах): «Нововведенцы (мубтади‘), которые думают, что они на истине, как хариджиты или насыбиты, питают вражду и воюют с джама‘атом мусульман. Они придумали новшество (бид‘а) и обвинили в неверии тех, кто не согласился с ними в этом. Они причинили мусульман вред больший, чем вред несправедливых правителей, которые знают, что их несправедливость запрещена. Хотя может быть наказание хариджита в Последней жизни может быть легче, чем у несправедливых правителей, из-за неправильного понимания им текстов. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал сражаться против хариджитов, при этом, запретив сражаться против несправедливых правителей. На эту тему пришло множество достоверных хадисов». См. «Минхаджу-с-Сунна ан-Набауийа», 5/149.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал сподвижникам о хариджитах: “Ваша молитва по сравнению с их молитвой покажется незначительной, ваше чтение Корана по сравнению с их чтением Корана покажется незначительным, ваш пост по сравнению с их постом покажется незначительным! Они читают Коран, однако он не проходит ниже их глоток. Они вылетают из Ислама, как вылетает стрела из пробитой мишени, посему убивайте их, где бы не встретили!” аль-Бухари, 3610; Муслим, 1064.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о некоторых из них: «Они убивают верующих, оставляя в покое идолопоклонников». См. «Сахих аль-Джами‘», 2227.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ансарам: «Поистине, вы застанете после меня корыстных правителей, посему проявляйте терпение до тех пор, пока не встретите меня у Водоема». аль-Бухари, 4330; Муслим, 1061.
Также он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «После меня будут вами править такие правители, которые будут брать с вас то, что им полагается, но не будут давать вам то, что вам полагается». Люди спросили: «Что ты прикажешь нам, о посланник Аллаха?» Он ответил: «Отдавайте то, что полагается им, и просите у Аллаха то, что полагается вам».Похожий хадис у аль-Бухари, 7052.
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть увидевший, что его правитель совершает нечто такое, чего он не одобряет, проявляет терпение, ибо, поистине, тот, кто отойдёт от остальных мусульман хотя бы на пядь, тот будто сбросил петлю Ислама со своей шеи!» Нечто похожее передал аль-Бухари, 7143; Муслим, 1849.
Также он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто выйдет из повиновения правителю и отойдет от джама‘ата, тот умрет смертью джахилийи». 
Также он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие из правителей — те, которых вы любите и которые любят вас; те, за которых делаете ду‘а вы, и которые делают ду‘а за вас. А худшие из правителей — те, которых вы ненавидете, и которые ненавидят вас; те, которых вы проклинаете, и которые проклинают вас». Люди спросили: «Нам сражаться с ними?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, пока они совершают намаз». Муслим, 1855.
Приведя все эти хадисы, ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал сражаться с хариджитами и запретил сражаться с несправедливыми правителями. Это указывает на то, что нельзя сражаться с каждым, кто допускает несправедливость. Причина этого кроется в том, что люди обычно сражаются с человеком, который присвоил себе имущество и захватил власть, только из-за мирских соображений. Люди сражаются с таким, чтобы тот поделился с людьми имуществом и властью, прекратил несправедливость. Основа сражения с такими правителями не заключается в желании возвысить слово Аллаха. Сражении с такими правителями также не относится к категории сражения с разбойниками, сеющими нечестие на дорогах, о которых Аллах сказал: "Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения". (Сура аль-Маида, аят 33) Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о сражении с разбойниками: "Кто умрет, защищая своё имущество, тот шахид! Кто умер, защищая свою честь, тот шахид". аль-Бухари, 2480; Муслим, 141 и другие. Разбойники враждуют со всеми людьми, а люди помогают друг другу в сражении с ними. Разбойники сражаются, желая отобрать имущество у людей и убить их. Они первыми начинают сражение в отличии от правителей. Правители же не начинают первыми сражаться против подданых.
В итоге можно сказать, что выход против обладателей власти обычно бывает ради того, чтобы отобрать у них имущество и власть. Это — вещь известная! Сражение обычно бывает ради мирского! Поэтому Абу Барза сказал о смуте ибн Зубейра, смуте чтецов с Хаджаджем и смуте Маруана в Шаме: "Все они сражались ради мирского!"
Что касается нововведенцев, наподобии хариджитов, то они желают испортить религию людей, поэтому сражение против хариджитов делается ради религии, ради того, чтобы слово Аллаха было превыше всего!» См. «Минхаджу-с-Сунна ан-Набауийа», 5/152.

Сказал ибн уль-Къаййим (да смилуется над ним Аллах): «Задумайся о мудрости Всевышнего Аллаха! Он сделал правителей над людьми соответствующими деяниям людей. Более того, будто бы деяния людей отображаются в облике их правителей. Если люди на прямом пути, то и правители на прямом пути! Если люди справедливы, то и правители будут справедливы! Если люди допускают несправедливость, то и правители становятся такими. Если среди людей появляется хитрость и обман, то и правители начинают совершать подобное. Если люди не выполняют прав Аллаха и проявляют жадность, то и правители лишают людей их прав и начинают проявлять жадность. Если люди начинают забирать у слабых то, на что не имеют права, то и правители начинают забирать у подданых то, на что не имеют права. Чем больше люди отбирают имущество у слабых, тем больше короли отбирают имущество у подданых. Правители — это образ деяний людей! Божественная мудрость не допускает того, чтобы злыми и нечестивыми людьми, правил кто-то, кроме таких же как они сами! 
Поэтому, когда первые поколения были лучшими из людей и благочестивыми, то и правители были такими же. Когда же люди чуть-чуть изменились, то изменились и правители. Мудрость Аллаха не допускает, чтобы в наше время нами правили такие, как Му‘ауийа или ‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз, не говоря уже о таких, как Абу Бакр и ‘Умар. Наши правители соответствуют нашему уровню! А правители тех, которые были до нас, соответствовали их уровню. Всё это происходит сообразно мудрости Аллаха. 
Посему, остерегайся подумать, что что-то, предопределенное Аллахом, лишено совершенной мудрости! Нет, всё, что предопределил Всевышний, происходит сообразно совершенной мудрости и всё является правильным». См. «Мифтаху Дар ас-Са‘ада», 1/253.

Также ибн уль-Къаййим (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Клянусь Всевышним Аллахом! Закон Аллаха таков, что Он лишает людей благ, если они поступают несправедливо, преступают границы, ослушиваются Его приказов. Он облегчает путь к тягчайшему тем, кто проявляет жадность в выполнении того, что Он приказал, не совершая этого. Они считают себя не нуждающимися в покорности Ему и следуют за соблазнами души и страстями. В то же время Он облегчает путь к легчайшему тем, кто раздает милостыню и боится Его!» См. «Игъасат аль-Ляхфан», 1/337. 

Сообщается со слов Тамима ад-Дари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Религия есть проявление искренности (насыха)». Сподвижники спросили: «По отношению к кому?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его Посланнику, и к правителям мусульман, и ко всем мусульманам вообще». Муслим, 55.
Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нам запрещали (выходить против правителя) старшие из числа сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Они говорили нам, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:“Не ругайте ваших правителей, не обманывайте их, не проявляйте ненависти к ним. Бойтесь Аллаха и терпите, ибо просвет уже близок!”». Передал ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 1015.
Сообщается со слов Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять вещей — если человек сделает их, то Аллах гарантирует ему Рай: посещение больного, посещение похорон, военный поход (гъазуа), посещение правителя с намерением почтить его и проявить уважение, и нахождение у себя дома, чтобы люди были в безопасности от его зла».Ахмад, 5/241; ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 1021.
Сообщается со слов Зейда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Три качества, которые не может ненавидеть сердце мусульманина: искреннее деяние ради Аллаха, искренний совет обладателям власти и придерживание джама‘ата (единой общины)». Ибн Маджах, 230; Ахмад, 5/183. Шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль назвали хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 404; «Сахих аль-Муснад», 358.

[Сказал шейх Салих ибн Фаузан]: Это хорошее правило! Очень хорошо, что вы привели его сразу после предыдущего. Это правило не означает, что ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а молча терпят несправедливость и нечестие обладателей власти. Нет, они доносят до правителей искренний совет через надеждных людей. Они дают совет правителю втайне. Это является обязательным (уаджиб). Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Религия есть проявление искренности (насыха)». Сподвижники спросили: «По отношению к кому?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его Посланнику, и к правителям мусульман, и ко всем мусульманам вообще». Муслим, 55. Наставление (насыха) делается втайне! Если правители внемлют твоему совету, то хвала Аллаху! Если же они не последуют за твоим советом, то твоя совесть чиста. Но нельзя говорить о недостатках правителей в собраниях на виду у людей! Нельзя говорить о них с минбаров, нельзя обсуждать недостатки правителей с простым народом. Это не является искренним отношением. Это — злословие (гъиба)! Это не принесет ничего, кроме зла. Злые люди и лицемеры используют это в своих целях, так как они только и ждут удобного момента, чтобы причинить зло мусульманам. Они непременно используют подобные вещи. Искренний совет (насыха) делается втайне! Всевышний Аллах сказал Мусе и Харуну (мир им): 

﴿ فَأْتِيَاهُ فَقُولا إِنَّا رَسُولا رَبِّكَ ﴾

«Ступайте к нему вдвоем и скажите: "Мы - посланники твоего Господа"».(Сура Та Ха, аят 47)
Всевышний Аллах приказал Своим посланникам придти прямо к Фараону. Разве Он приказал им стоять на рынках, в собраниях людей и порицать Фараона?! Нет, Он сказал:

﴿ فَقُولا لَهُ قَوْلا لَّيِّنًا لَّعَلَّهُ يَتَذَكَّرُ أَوْ يَخْشَى ﴾

«Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится».(Сура Та Ха, аят 44)
Именно так сделали Муса и Харун (мир им). Это — религия пророков! Это и есть искренний совет (насыха)![Конец слов шейха Салиха ибн Фаузана]

Затем я сообщил шейху аль-Фаузана (пусть Аллах сохранит его) о хадисе, в котором сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:«Нам запрещали (выходить против правителя) старшие из числа сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Они говорили нам, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:“Не ругайте ваших правителей, не обманывайте их, не проявляйте ненависти к ним. Бойтесь Аллаха и терпите, ибо просвет уже близок!”».Передал ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 1015.

[Шейх Салих ибн Фаузан сказал]: Это хорошее сообщение (асар). Ругань правителей не принесёт ничего хорошего. Это не будет искренним отношением к ним. Ругань, злословие, возбуждение людей против правителя — всё это является злом. Кто назовет это искренним отношением, тот несправедлив. Это не является искренним отношением![Конец слов шейха Салиха ибн Фаузана]

Затем я сообщил шейху аль-Фаузана (пусть Аллах сохранит его) о следующем хадисе со слов Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Пять вещей — если человек сделает их, то Аллах гарантирует ему Рай: посещение больного, посещение похорон, военный поход (гъазуа), посещение правителя с намерением почтить его и проявить уважение, и нахождение у себя дома, чтобы люди были в безопасности от его зла».Ахмад, 5/241; ибн Аби ‘Асым в «ас-Сунна», 1021.

[Шейх Салих ибн Фаузан сказал]: В хадисе пришло слово « التعزير ». Оно означает почтительное отношение к правителю. Как сказал Аллах: 

﴿ لِتُؤْمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَتُعَزِّرُوهُ وَتُوَقِّرُوهُ ﴾

«...чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника,почиталии уважали его».(Сура аль-Фатх, аят 9)[Конец слов шейха Салиха ибн Фаузана]

Затем я сообщил шейху аль-Фаузана (пусть Аллах сохранит его) о следующем хадисе со слов Зейда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Три качества, которые не может ненавидеть сердце мусульманина: искреннее деяние ради Аллаха, искренний совет обладателям власти и придерживание джама‘ата (единой общины)».Ибн Маджах, 230; Ахмад, 5/183. Шейх аль-Альбани и шейх Мукъбиль назвали хадис достоверным. См. «Сильсиля ас-Сахиха», 404; «Сахих аль-Муснад», 358.

[Шейх Салих ибн Фаузан сказал]:Подобный этому хадис уже приводился. Сообщается со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Поистине, Аллах Всевышний доволен для вас тремя вещами: Он доволен, когда вы поклоняетесь Ему и не придаёте Ему ничего в сотоварищи, когда все вы держитесь за вервь Аллаха и не разделяетесь, и когда вы искренне относитесь к своему правителю».Муслим, 1715.[Конец слов шейха Салиха ибн Фаузана]

Затем я сказал шейху аль-Фаузана (пусть Аллах сохранит его), что ибн уль-Къаййим (да смилуется над ним Аллах) сказал по поводу этого хадиса:«Искреннее отношение к правителям мусульман несовместимо со злобой и обманом. Поистине, искреннее отношение не может совместиться со злом! Это две противоположные вещи. Кто искренен к правителям и вообще ко всей общине, тот непричастен к злобе...», — и так далее.

[Шейх Салих ибн Фаузан сказал]:Человек не должен делать своим занятием то, что он постоянно критикует, ищет ошибки, а затем рассказывает о них людям. Это — дело лицемеров! Они ищут промахи и ошибки, чтобы обнародовать их, при этом, скрывая заслуги и добрые деяния человека. Верующие же, наоборот, прикрывают ошибки друг друга, говоря о заслугах и положительных качествах. Таким образом они удаляют злобу и ненависть из среды мусульман. Если человек постоянно критикует правителей, ученых, простых мусульман, значит у него есть качество лицемеров. Такие люди желают только зла, радуясь ошибкам других людей. Нет, нужно давать искренний совет правителю, искренний совет своему брату-мусульманину. Нужно искренне советовать тому, у кого ты увидел ошибку, разъяснять ему, а иначе это будет предательством. Если ты не даешь советы своему брату, то будто бы обманываешь его. Если ты молчишь, видя его ошибки, то это и есть обман! Как правило, принимаются те советы, которые даны правильным образом. То есть советы, которые не содержут в себе нанесение обиды человеку. Если ты покажешь человеку свою любовь и дашь совет, то, как правило, он будет принят. Но, когда ты даешь совет, полный ненависти и вражды, разглашаешь ошибки человека, то это только увеличит его ненависть к тебе. Это приведет к смуте между людьми, к ненависти между ними. Нет никакого блага в разглашении промахов и ошибок правителей. Помимо всего прочего, это радует врагов, так как они желают посеять порчу среди мусульман. Поэтому всё это запрещается. Но это не означает, что мы довольны ослушанием Аллаха, грехами. Нет, мы даем искренний совет правителям тем путем, который принесет пользу и устранит вред.[Конец слов шейха Салиха ибн Фаузана]

Комментарии 31