Среда обитания

«Молиться Богу - это нормально, а кричать с Навальным - нет»

Правила проведения публичных религиозных мероприятий одновременно оказались в центре внимания Конституционного суда, Смольнинского районного суда и ЗакСа Петербурга, а теперь ими придется заняться еще и Госдуме. Основной вопрос - применять ли по отношению к обрядам нормы закона о массовых акциях?
 
Крестный ход у Казанского собора. Фото: Валентин Илюшин, «БалтИнфо»
Крестный ход у Казанского собора У соборной мечети. Курбан-Байрам
 
Правила, касающиеся согласования публичных религиозных мероприятий за пределами специально отведенных мест, в настоящий момент толкуются законом вполне однозначно, но на практике применяются весьма избирательно. При этом в последнее время все громче звучат призывы изменить действующие нормы, освободив верующих от необходимости соблюдения общих правил с политическими активистами.
 
     

Так, Конституционный суд в декабре защитил права двоих «Свидетелей Иеговы», которые были оштрафованы за несогласованную с властями публичную молитву. В 2009 году старейшина секты в Татарстане Пайкар Айриян арендовал зрительный зал в деловом центре и был признан виновным в организации несанкционированного митинга. Данное решение иеговист пытался оспорить даже в Верховном суде, однако оно было оставлено в силе. В 2011 году уже в Белгороде аналогичная история приключилась с еще одним «свидетелем» Александром Щедрыгиным. Он в свою очередь собирал единомышленников в закрытом помещении частной фирмы.

Так бы и пришлось сектантам смириться с гонениями со стороны нетолерантных российских чиновников и силовиков, если бы за них не вступился уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин, подавший жалобу в Конституционный суд.

Согласно нынешней редакции федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях», богослужения и другие религиозные обряды и церемонии дозволяется беспрепятственно проводить в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, а также в иных местах, специально предоставленных религиозным организациям для соответствующих целях, а также в местах паломничества, в учреждения и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах, в крематориях, а также в жилых помещениях. Кроме того, разрешено проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, и в тюрьмах.

Во всех остальных случаях, согласно п.5 ст. 16 упомянутого закона, требуется согласование в том же порядке, который существует для проведения митингов, шествий и демонстраций. Так что, с формальной точки зрения, суды приняли в отношении иеговистов совершенно оправданные решения.

Однако Владимир Лукин усмотрел здесь несоответствие со здравым смыслом, ведь митинги обычно проводятся на улице и могут помешать проходу пешеходов и проезду транспорта. В случае же с иеговистами омбудсмен видит необоснованное вмешательство государства в дела верующих.

Конституционный суд согласился с омбудсменом и потребовал штрафы отменить и впредь никого за молитвы в закрытых помещения к ответственности не привлекать. В свою очередь Госдуме поручено пересмотреть закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Судьи Конституционного суда подчеркнули, что уведомлять уполномоченные органы о проведении публичных мероприятий религиозные организации должны только в том случае, если эти мероприятия представляют потенциальную опасность для «общественного спокойствия, нравственности и здоровья граждан». При этом порядок согласования уличных мероприятий вне специально отведенных мест пока остался прежним.

Это касается как проведения христианских крестных ходов, так и мусульманских праздников, в ходе которых приверженцы ислама собираются далеко за пределами территории своих культовых учреждений, не отправляя никому никаких уведомлений.

Именно этот факт возмутил двух петербуржцев, Павла Шапчица и Людмилу Семыкину, которые обратились в суд с требованием привлечь к административной ответственности организаторов и участников мусульманских праздников за проведение несогласованных публичных мероприятий. Также истцы просят признать незаконным бездействие сотрудников УМВД России по Петроградскому району в отношении административных правонарушений, допущенных в ходе Уразы-байрама и Курбан-байрама, а также бездействие смольнинского Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, посчитавшего, что мусульманские праздники в согласовании не нуждаются.

Людмила Семыкина, проживающая в одном из домов на Каменноостровском проспекте, жалуется на то, что были нарушены ее права на свободу передвижения. «Верующие осуществляли молитву в том числе на газонах, цветочных клумбах, тротуарах и на ступеньках подземного перехода, мешая проходу пешеходов», – говорится, в свою очередь, в исковом заявлении Павла Шапчица. Он также настаивает на том, что атеисты и приверженцы иных, нежели ислам, конфессий, помимо транспортных неудобств в связи с перекрытием улиц, перенесли нравственные страдания.

«Поводом для обращения послужило вопиющее неравноправие. Невинные политические мероприятия на 200-300 человек оказываются в колоннах ОМОНа, а религиозные мероприятия, получается, можно не согласовывать», – заявил Шапчиц корреспонденту «БалтИнфо». Он также подчеркнул, что не хотел бы, чтобы содержание его иска было политизировано.

Впрочем, этого вряд ли удастся избежать. Иск горячо поддержали националисты, 13 декабря пришедшие на первое рассмотрение, которое, однако, было перенесено на 25 декабря в связи с неявкой ответчика. «Нужно учесть, что на этом празднике (имеется в виду ноябрьское празднование Курбан-байрама в Петербурге, - прим. «БалтИнфо») присутствовали граждане, которые находятся на территории нашей страны незаконно», – подчеркнул еще один аспект в беседе с корреспондентом «БалтИнфо» заместитель руководителя движения «Национальные демократы» Дмитрий Сухоруков. Он увидел в происходящем еще и бездействие со стороны управления ФМС.

Как бы там ни было, вряд ли кто-то сомневается, что если приверженцев ислама и обяжут согласовывать проведение праздников, проблем с получением соответствующих бумаг в Смольном у них не возникнет. Впрочем, депутат Заксобрания Виталий Милонов мечтает избавить и мусульман, и приверженцев любых других конфессий от лишних хлопот.

«Ни в коем случае нельзя грести под одну гребенку проведение религиозных обрядов и проведение митингов. Мы должны исходить из того, что проведение митингов – социально опасное мероприятие, а реализация свободы своих религиозных убеждений – потенциально безопасное мероприятие», – заявил политик корреспонденту «БалтИнфо». Милонов намерен добиваться изменения законодательства, чтобы избавить его от «маразма» и окончательно развести правовое регулирование проведения политических и религиозных мероприятий.

«Я – человек православный, но я против того, чтобы мусульман заставляли на Курбан-байрам писать какие-то бумаги. Люди пришли Богу молиться. Молиться Богу – это нормально. Кричать на митинге вместе с Навальным: «Мы порвем им глотки» – это не нормально», – поделился своим мнением народный избранник. Отметим, что согласно внесенным им на рассмотрение коллег поправкам к городскому закону о митингах, как минимум от «петербургских» ограничений религиозные мероприятия предложено освободить.

Чем бы в итоге ни закончились упомянутые споры, нельзя в очередной раз не отметить, что строгость российских законов компенсируется избирательностью при их исполнении. И если «свидетелей Иеговы» штрафуют за несогласованную молитву в офисе и даже на депутата Милонова составили протокол за превышение числа участников Крестного ходав День народного единства, то предъявить аналогичные требования участникам мусульманских праздников власти не решаются.

Автор: Олег Саломатин
подписаться на канал
Комментарии 0