Среда обитания

Не беги впереди всей уммы

- Ты слышал (видел? читал?), что сказал (написал, сделал) такой-то?

- Да это неверие (многобожие, ересь, нововведение)! Что ожидать от неверного (многобожника, еретика, нововведенца)?!

Подобные разговоры, комментарии, диалоги давно стали обыденностью нашего времени. Мало кто остался нетронутым подобными критиками. Простые мусульмане, призывающие, ученые современности и даже имамы прошлого – все они стали мишенями разного рода экспертов и оценщиков, которые оценивают слова, дела и даже намерения живых и мертвых.

Люди, которые еще не прожили столько лет, сколько учился тот или иной ученый, берутся взвешивать их дела, опираясь на свои ограниченные знания и ум. Нередко в таких случаях они используют слова одних ученых против других, тем самым придавая своим утверждениям “выдержанность” и “объективность”. Делая это, они не понимают, что идут в разрез с этикой Ислама.

     

Ученые предписывали не принимать взаимные обвинения между имамами, которые жили в одно время, особенно если между ними были споры. Также они учат нас тому, что никто не защищен от ошибок, кроме Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и каждый человек может говорить истину и ошибаться, и то, что соответствует истине – принимается, а то, что противоречит ей – отвергается. Они учат нас тому, чтобы люди разбирали правильность или ошибочность того или иного мнения, а не саму личность. Они также учат нас принимать истину, от кого бы она ни исходила, и не забывать о прошлых благих делах «обвиняемого» только по той причине, что он ошибся в каком-то вопросе, даже если и в большом.

Но поговорив о мусульманах, живущих рядом с ними, разобравшись с современными учеными, некоторые начинают копаться в словах и делах ученых прошлого. Находя в их словах и поступках что-то неясное для них, двусмысленное или пусть даже ошибки, они начинают поднимать это и показывать всем, тем самым полагая, что им удалось предостеречь умму мусульман от “заблудшего”, которого почему-то на протяжении веков заслуженно считали ученым.

Единственными, кто уцелел от таких людей, являются Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники, да будет доволен ими Аллах.

Последних спасает то, что нынешнее поколение мусульман невежественно. Они не знают историю, не знают жизнеописания наших праведных предков. Другой причиной является крайняя леность таких людей – им лень прочитать, послушать, узнать что-либо из жизни сподвижников. Это невежество в отношении жизни сподвижников сохраняет в их глазах их праведность . Но боюсь, если эти люди начнут узнавать различные эпизоды из жизни благородных сподвижников, то узнав что-то на первый взгляд неоднозначное, они не станут выяснять причины того или иного поступка того или иного сподвижника. Их испорченные мысли будут бежать впереди разума и справедливости. Разве не пострадали в свое время от таких глупцов сподвижники? Разве не сыпались обвинения в адрес Усмана бин Аффана и Али? Разве они не были преступно убиты? Разве хариджиты и рафидиты не посчитали сподвижников кафирами?

Плохие мысли о людях, неправильное понимание текстов и сообщений, недоговоренности – все это берется на вооружение некоторыми людьми, чтобы опровергнуть все и вся.

Имам аль-Бухари в своем сборнике хадисов приводит со слов ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды к нему явился какой-то человек из Египта и сказал: «О ибн Умар, я хочу спросить тебя об одной вещи. Скажи мне, известно ли тебе, что Усман бежал с поля боя в день битвы при Ухуде?» Ибн Умар сказал: «Да». Потом этот человек спросил: «А известно ли тебе, что он отсутствовал в день битвы при Бадре и не участвовал в этом сражении?» Ибн Умар сказал: «Да». Потом этот человек спросил: «А известно ли тебе, что он отсутствовал, когда другие приносили клятву, угодную Аллаху, и не принес ее?» Ибн Умар сказал: «Да», и тогда этот человек воскликнул: «Аллах велик!»»

Посмотрите на эту историю. Человек пришел к ибн Умару, задал ему вопросы относительно Усмана и получил ответы, которые поразили его. Но это удивление было следствием того, что он не знал всей полноты картины. Как же часто мы, услышав что-то, начинаем делать выводы, даже не попытавшись узнать суть вещей. Лечением же от этого является разъяснение, попытка узнать причину.

У этого хадиса есть продолжение, в котором говорится, что выслушав его, Ибн Умар сказал: «А теперь дай мне объяснить тебе все это. Что касается его бегства в день битвы при Ухуде, то я свидетельствую, что Аллах помиловал и простил его. Что касается его отсутствия во время битвы при Бадре, то дело в том, что в то время он был женат на дочери Пророка, мир ему и благословение Аллаха, которая тогда была больна, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «Поистине, достанется тебе такая же награда и такая же доля, как и любому из тех, кто примет участие в битве при Бадре!» Что же касается его отсутствия во время принесения клятвы, угодной Аллаху, то знай, что если бы нашелся человек, более уважаемый в Мекке, чем Усман, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, послал бы к мекканцам вместо Усмана другого, однако Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, направил к ним именно Усмана, и клятву, угодную Аллаху принесли уже после того, как Усман уехал в Мекку, а Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, протянул свою правую руку и сказал: «Это – рука Усмана», после чего ударил ею по другой своей руке и сказал: «Это – клятва за Усмана», после чего Ибн Умар сказал этому человеку: «А теперь иди и запомни то, что я сказал»».

Что касается самого Пророка, мир ему и благословение Аллаха, то его от таких людей защищает его пророческий статус.

Пункты одного только Худайбийского соглашения, которое подписал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сделало бы любого из нас в глазах современных “экспертов” и “ревнителей веры” кафирами.

Если какой-нибудь ученый, правитель или деятель в наше время пошел бы на определенные уступки неверным, преследуя большую пользу, если бы он согласился вычеркнуть слово «Мухаммад – Посланник Аллаха» и написал бы просто «Мухаммад», если бы он согласился возвращать каждого беглого мусульманина, который искал бы у него защиту и отдал бы сбежавшего мусульманина врагу, соблюдая договор… Какой приговор вынесли бы ему окружающие? Он стал бы кафиром, предателем и ничтожеством, а на его прежние благие дела был бы поставлен крест. Но ведь все это сделал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха…

Даже во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, могли найтись люди, относившие себя к мусульманам, которые обвиняли его в несправедливости. Поэтому каждый охотящийся за ошибками мусульман и противопоставляющий себя ученым должен спросить себя: «А вдруг с таким «рвением» я пошел бы и против Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, и меня «спасает» только то, что я не живу в их время?»

Мусульманину не подобает бежать впереди Корана и Сунны, впереди Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и его наследников – ученых этой Уммы.

Пусть Аллах добавит нам знания и мудрости. Амин.

Автор: Икрима абу Марьям

Комментарии 5