Политика

“Арабская весна” и палестинский вопрос

Центр исследований и консультаций «Аль-Зайтуна» 28 ноября 2012 года провел в Бейруте конференцию на тему «Исламисты в арабском мире и палестинский вопрос в свете арабских восстаний». Интернет-ресурс «Кавказская политика» публикует перевод отчета об этой конференции.

     

На конференции, помимо докладов известных исследователей и ученых, около 20 документов было представлено лидерами исламистских группировок в арабских странах, главным образом соседствующих с оккупированной Палестиной, и тех, которые стали свидетелями восстаний в рамках «арабской весны».

В состав участников конференции вошли политические деятели и ученые из Палестины, Египта, Туниса, Иордании, Ливана, Алжира, Марокко, Йемена, Саудовской Аравии и стран Персидского залива, а также Турции и Ирана.

Участники конференции раскрыли подробности новой политической карты арабского региона и ее влияния на палестинскую проблему, а также попытались определить сущность позиции исламистских движений относительно Палестины (особенно тех, во главе которых встали новые лидеры) и вместе понять, какое место занимает Палестина в их приоритетах, планах и программах.

На конференции также были предприняты попытки выявить основные проблемы, стоящие перед исламистами относительно их видения будущего Палестины, а также обратить внимание на возможности, возникающие в процессе перемен в арабском мире в этой области. Кроме того, выступавшие продемонстрировали стремление выработать оптимальный сценарий для решения палестинского вопроса и противостояния сионистскому проекту в свете изменений и революций, происходящих в арабском мире.

Первое заседание

В первый день конференции начался с выступления Мохсена Салеха, генерального директора Центра «Аль-Зайтуна». Салех прежде всего поприветствовал участников и остановился на основных пунктах, предложенных к рассмотрению программой конференции. Салех указал, что палестинский вопрос является одним из приоритетных, если не главным для многих исламистских групп, некоторые из которых рассматривают Палестину в качестве центрального вопроса для исламского мира.

Генеральный директор «Аль-Зайтуна» сказал, что арабские народы считают, что освобождение от гегемонии, тирании и подчинения, а также их прогресс и единство – все это в первую очередь зависит от успешного противостояния сионистскому режиму и освобождения Палестины.

Салех подчеркнул, что исламистские движения оказались в авангарде политических процессов, но в настоящее время сталкиваются с проблемами, связанными с определением их приоритетов. В свете данной ситуации Салех отметил, что исламистские движения в своих программах начали активно поднимать вопрос о статусе Палестины, о том, какие механизмы они должны задействовать в отношении мирных планов и договоров, отрядов сопротивления, внутренней ситуации в Палестине и каким образом бороться с израильским высокомерием и схемами иудаизации.

Генеральный директор «Аль-Зайтуна» заявил, что его центр, который недавно отметил свое восьмилетие, занял лидирующие позиции в проведении исследований по палестинскому вопросу. Он добавил, что центр может рассматриваться как площадка для всех сторон с их разнообразными и различными мнениями, а также как место, где могут встретиться все те, кто способен внести вклад и содействие в урегулирование палестинского вопроса.

По словам Салеха, конференция только обсуждает вопросы, связанные с исламистами в арабском мире, в частности теми, кто стал свидетелем восстаний, получил без всякого преувеличения определенный новаторский опыт, действительно заслуживающий изучения. Он обратил внимание на тот факт, что доклады на конференции будут сосредоточены на двух основных темах: во-первых, будут представлены документы исламистских течений и политических партий, которые занимают видное место в странах, в которых произошли восстания, преобразования, либо соседствующих с оккупированной Палестиной; во-вторых, будут обсуждаться работы академического характера.

В речи лидера «Братьев-мусульман» (БМ) в Египте Мухаммада Бади, зачитанной от его имени главой политического департамента БМ Хоссамом Миргани Таджуддином, было отмечено, что «Братья-мусульмане» взяли на себя обеспокоенность всей арабской нации относительно усилий, направленных на выведение ее из литургического сна после падения исламского халифата и избавление от врагов.

Последние на протяжении многих лет никогда не прекращали пользоваться благами исламской цивилизации и грабить ее богатства. В то же время палестинская рана продолжает кровоточить, сказал он, и с 1948 года по наши дни мученики продолжают умирать.

От имени Бади Таджуддин он также сказал, что они уверены, что сионистский враг является главным препятствием, стоящим на пути исламской концепции освобождения арабских и исламских народов, и что основная битва будет именно с этим врагом. Он добавил, что, по их мнению, поддержка сопротивления во всех его формах в Палестине – основная линия обороны в их программе и необходима для их национальной безопасности.

Он продолжил, что БМ ни в коем случае не согласятся отдать ни пяди палестинской земли, и что низвержение сионистского образования, узурпатора любимой земли палестинской, является данностью. Он подчеркнул, что их позиция не изменится, и что они не признают и не будут признавать израильское образование.

По утверждению Бади, их программа по возрождению арабской и исламской нации сталкивается с серьезными проблемами, так как этот враг поддерживает тиранию и угнетения в союзе с ненавистниками свободы и справедливости. Тем не менее, добавил он, наиболее важным является то, что они готовят себя и своих сторонников к тому, чтобы повести нацию в ее битве за справедливость и свободу.

Верховный лидер в своем обращении также подчеркнул, что враг теперь абсолютно точно и полностью осознает, что «арабская весна» представляет угрозу для его существования, что народ восстал в поисках своей свободы и достоинства, и что знамя ислама реет высоко. По этой причине, продолжил он, Израиль предпринял поспешную попытку, чтобы пресечь эту весну в зародыше и отсечь ее продолжение. Но арабская нация знает об этом и верит в первую очередь в победу Аллаха. Следовательно, она уверена, что Израиль падет и будет побежден.

Затем Бади обратился к необходимости воспользоваться феноменом «арабской весны», которая расправила свои крылья над арабскими странами. Он обратил внимание на общие черты между народами, которые должны продвинуть свои согласованные усилия по объединению в арабских и исламских рядах. И тогда они могут стать крепким, интегрированным и единым целым, стремящимся решать проблемы арабской и исламской нации, движимые урегулированием палестинского вопроса.

Со своей стороны, глава политбюро ХАМАС Халед Машаль сказал, что значимость конференции, организованной центром «Аль-Зайтуна», заключается ещё и в том, что она совпала с арабской весной и ростом исламистских групп на фоне растущей роли движений сопротивления и снижения роли сионистского проекта.

Машаль добавил, что документ, о котором он расскажет, представляет собой видение ХАМАС, считающего, что Палестина должна располагаться на земле между рекой Иордан и Средиземным морем. Он сказал, что эта земля принадлежит палестинскому народу и не может быть уступлена кому-либо, что это арабская и исламская земля, и что она является родиной религий.

Таким образом, Машаль подчеркнул, что освобождение Палестины является одновременно патриотическим, национальным, исламским и человеческим долгом.

Лидер ХАМАС подтвердил, что его группа не признает легитимность оккупации, и, соответственно, не признает государство Израиль. В самом деле, сказал он, сионистский проект является террористическим по сути и враждебным по отношению к палестинскому народу. Он также представляет собой угрозу для человечества, сказал он.

Лидер ХАМАС также заявил, что сопротивление является средством, а не целью самой по себе, и что ХАМАС сражается против евреев в Палестине не потому, что они евреи, а потому, что они занимают палестинские земли.

Машаль вновь заявил, что его группа подтверждает приверженность Иерусалиму, всему Иерусалиму, и право на возвращение палестинских беженцев, перемещенных и депортированных лиц, и отвергает все проекты поселений или планы по созданию альтернативной родины для палестинцев за пределами его земли.

Он сказал, что, по мнению ХАМАС, Палестина является единой землей, которая не может быть разделена или иметь отдельные части, подчеркнув единство палестинского народа и его политической системы через Организацию освобождения Палестины (ООП). Машаль также отметил, что текущее состояние разделения является исключением из правил, и призвал к созданию институтов и общественных структур на демократической основе.

Машаль также подчеркнул, что освобождение приходит, перед тем как создается государство, потому что реальное государство может быть только плодом освобождения.

Машаль подтвердил, что сопротивление – стратегический выбор ХАМАС. Отсутствие сопротивления со стороны жителей Западного берега реки Иордан связано с вынужденными обстоятельствами и де-факто реальностью. Он заявил, что вступление его движения в состав Палестинской автономии (ПА) было необходимо, для того чтобы изменить его функциональную роль, в частности, чтобы он мог служить народу и сопротивляться оккупантам. ХАМАС сейчас олицетворяет собой власть и движение сопротивления.

Далее он подчеркнул, что согласие на создание государства в рамках 1967 года не уведет его движение в сторону от цели, которая заключается в освобождении всей Палестины. Что касается палестинского разделения, глава политбюро ХАМАС заявил, что с момента начала этого процесса в июне 2007 года его группа стремилась положить этому конец.

В своем выступлении Машаль также сказал, что «арабская весна» привела к стратегическому развитию, связанному с освобождением Палестины, и борьбе с сионистским образованием. По словам Машаля, арабские восстания довели до кипения израильскую проблему, отметив при этом, что «арабская весна» изменила также политическую карту ХАМАС, подчеркнув, что ХАМАС не отклоняется от сопротивленческой оси, так как Палестина в конечном счете стала сердцем всего сопротивления.

Машаль завершил выступление, выделив наиболее важные задачи и проблемы «арабской весны», в том числе необходимость сбалансировать внутренние приоритеты с приоритетами всей нации и выработать единую арабскую стратегию, одновременно управляя отношениями с Западом и не размывая при этом палестинский вопрос. В конце концов, он призвал к выверке позиций арабских стран, а также избавлению от мирных договоров с государством Израиль.

Он подтвердил, что приход исламистских движений к власти не означает, что палестинский вопрос нуждается только в их поддержке. Скорее, ему необходимы усилия всех вместе взятых политических сил.

В своем выступлении генеральный секретарь Палестинского исламского джихада (ПИД) Рамадан Шаллах заявил, что сроки конференции совпали с победой в секторе Газа, сказав, что произошедшее в Газе стало важной вехой в истории конфликта с врагом.

По словам Шаллаха, решение Израиля совершить убийство Ахмада Жабари было ошибкой и результатом неверной оценки возможностей сопротивления.

Шаллах заявил, что основные принципы борьбы, с точки зрения исламистских движений, умещаются в одну фразу о Палестине, взятой из одной строфы Корана. Она гласит, что Палестина является одним народом, одним источником, одной целью и одной программой.

Шаллах далее подчеркнул, что образование, созданное на палестинской земле, является незаконным во всех его решениях и договорах, заявив, что конфликт с ним носит всецело культурный характер, и что Иерусалим – краеугольный камень палестинского вопроса. Он также заявил, что право на возвращение палестинских беженцев является священным, и подтвердил несогласие с тем, чтобы землю дробили или делили на куски ради дела.

Генеральный секретарь Палестинского исламского джихада заявил, что Палестина много значит для палестинского народа и является центральным вопросом для всей нации. Это, по его словам, означает, что народ не снимет осаду, пока будет продолжаться израильская оккупация Палестины.

Шаллах подчеркнул, что цель сопротивления, джихада и военных приготовлений – освобождение Палестины, всей Палестины, и что конфликт будет продолжаться, пока Аллах не принесет победы народу для восстановления Палестины.

Шаллах отказался обсуждать политические вопросы с точки зрения «мирного урегулирования», потому что люди уже привыкли к необходимости сопротивления, подчеркнув, что больше не делают ставку на мирное урегулирование. Он сказал, что Палестину можно вернуть только через сопротивление, заявив, что ни один палестинец больше не пойдет ни на какие уступки.

В заключение Шаллах подчеркнул, что движение сопротивления было одной из самых содержательных сторон «арабской весны», потому что это выражает волю народа, и потому что свобода является прелюдией к освобождению земли и родины. Шаллах также подчеркнул, что странам «арабской весны» необходимо уделять равное внимание как внутренним, так и внешним делам. Он заявил, что Палестина имеет большое эмоциональное значение для арабского самосознания, отметив, что сектор Газа представляет собой человеческий барьер, который защищает Египет.

Шаллах также призвал страны «арабской весны» облегчить риторику, подчеркивающую их приверженность мирным договорам с Израилем, отметив, что в этом есть попытка создать нового врага, а именно Иран. Он также предостерег их от состояния поляризации, существующей в некоторых обществах «арабской весны».

Первое заседание

Первое заседание конференции, которую вел Джавад аль-Хамад, директор Центра исследований Ближнего Востока в Аммане, было посвящено исламистам в Тунисе, Ливии и Марокко.

Состоялись выступление Риада аль-Шоаиби, члена политбюро Тунисской партии возрождения (Хизб аль-нахда), Ванис аль-Мабрука, одного из основателей Международного союза мусульманских ученых (МСМО) и одновременно главы Генеральной ассамблеи Союза повстанцев Ливии, а также Абдула Рахима аль-Шейхи, советника премьер-министра Марокко и генерального координатора Консультативного совета Движения за единство и реформы (МУР).

В начале заседания Риад аль-Шоаиби заявил, что наличие палестинского вопроса в политической борьбе в Тунисе восходит ко времени Декларации Бальфура, подчеркнув, что она всегда была центральным вопросом для исламистского движения в Тунисе с момента его создания. Риад аль-Шоаиби отметил, что палестинский вопрос является лозунгом для различных политических сил в Тунисе, а также рассказал об участии тунисской молодежи в операциях, осуществляемых в рамках палестинского сопротивления.

Говоря об отношении Партии возрождения к палестинскому вопросу, аль-Шоаиби сказал, что в окончательном отчете Девятой конференции говорится: «Партия возрождения считает, что палестинский вопрос является центральным вопросом нации и всецело поддерживает палестинский народ в его борьбе за освобождение своей земли, выступая за уголовную ответственность тех, кто ратует за нормализацию отношений с сионистским образованием».

Аль-Шоаиби также подчеркнул, что в соответствии с ее основными принципами Партия возрождения выступает за освобождение всей Палестины и восстановление всех прав палестинского народа. При этом он заявил, что обретение свободы и достоинства для всех народов «арабской весны» является первым шагом на пути освобождения Палестины, подчеркнув, что арабские революции привели к власти новые правительства, которые не будут стесняться своей поддержки палестинскому народу в деде отражения агрессии.

В свою очередь Ванис аль-Мабрук заявил, что Ливия, несмотря на трудности, присущие любому зарождающемуся государству, уделяет большое внимание палестинскому вопросу. Аль-Мабрук напомнил, что бывший президент Муаммар Каддафи никогда не был сторонником решения палестинской проблемы, но стремился как и многие другие арабские правители использовать этот вопрос, чтобы оправдать свои внутренние и внешние преступления, а также укрепить свой политический вес на региональном и глобальном уровнях.

Аль-Мабрук пояснил, что Палестина и страдания его народа заняли важное место в риторике и итогах революции 17 Февраля. Говоря о том, как исламисты Ливии по-особенному относятся к палестинскому вопросу, Аль-Мабрук подтвердил, что он занимает видное место среди исламистской молодежи и является одним из основных элементов их интеллектуальных принципов. Это, по его словам, связано с несколькими мотивами и причинами, на которых затем он подробно остановился.

Аль-Мабрук подчеркнул, что все политические силы, в частности, исламистские, выступают большими сторонниками решения палестинского вопроса. Это, по его словам, приводит к определенному набору ожиданий.

Самое главное то, что в результате произойдут серьезные изменения в интересах нового ливийского правительства касательно палестинского вопроса, в частности, в области прав человека, правовой и гуманитарной сферах, а также по отношению к арабо-сионистскому конфликту.

Со своей стороны Абдул Рахим аль-Шейхи сказал, что палестинскому вопросу в Марокко уделяется большое внимание со стороны всех политических течений, как националистических, так и исламистских. В печатных материалах многих из этих партий, сказал он, Палестина рассматривается как «национальный вопрос», который часто сплачивает усилия различных течений марокканских народных образований, поддерживающих противостояние сионистской агрессии против Палестины и выступающих против нормализации отношений с Израилем.

Касаясь Марокканской партии развития и справедливости, которая возглавляет коалиционное правительство из четырех партий, представляющих большинство в парламенте Марокко, то, как он отметил, ее отношение к палестинскому вопросу осталось неизменным. Что касается правительства, возглавляемого это партией, то его работа по этому вопросу ограничена полномочиями в соответствии с новой Конституцией.

Также его усилия сдерживают соглашения, подписанные большинством из четырех партий, входящих в коалицию, а также программа, представленная вниманию законодательного органа, на основании которой правительство пришло к власти.

Он также сказал, что в правительственной программе партии говорится, что правительство будет продолжать оказывать активную и постоянную поддержку решению палестинского вопроса, направленную на создание Палестинского государства со столицей в Иерусалиме.

Второе заседание

На втором заседании модератором выступил Мухаммад Акрам аль-Адлуни, эксперт в области административного устройства и образования, а также эксперт по Иерусалиму. Он сосредоточил внимание на исламистах в Египте.

Состоялись выступления Фарука Хазима, члена египетского парламента от Партии свободы и справедливости и одновременно секретаря парламентского комитета по внешним связям, а также Нашат Ахмада, лидера салафитов и ученого из Египта.

Выступая первым на заседании, доктор Фарук Хазим сказал, что египтянам хорошо известно, что граница их национальной безопасности начинается с Голанских высот, проходит через Эфиопию на юге и упирается в Касабланку на западе. Он сказал, что палестинская проблема глубоко отражена в документах «Братьев Мусульман» и Партии свободы и справедливости, сославшись на роль движения в войне 1948 года, которая, как он сказал, придерживается одного из трех наиболее значимых решений, принятых исламистской группировкой.

Фарук утверждает, что палестинское государство, палестинское сопротивление, освобождение земли Палестины и в Кэмп-дэвидские соглашения являются четкими понятиями для «Братьев Мусульман» и его политического крыла Партии свободы и справедливости. Исходя из этого, он подчеркнул, единство земли Палестины и необходимость защитить святые места, отвергая при этом нормализацию отношений с Израилем, являются задачами, которые поддерживает его группа на пути сопротивления.

Фарук также подчеркнул, что палестинская проблема является вопросом доктрины, а не вопросом границ, и подтвердил, что освобождение Палестины начинается изнутри, в то время как освободительная армия придет извне Палестины.

Он сказал, что «Братья-мусульмане» работают над созданием благоприятных и безопасных условий для сопротивления, отметив, что разговоры об урегулировании ситуации с палестинцами на Синайском полуострове являются – это «нонсенс», Он также подчеркнул, что акты саботажа там финансируется за счет Израиля и некими элементами из стран Персидского залива.

Со своей стороны Нашат Ахмад сказал, что вопрос о Палестине является центральным, и что Египет поднял целые поколения, готовые решать палестинский вопрос. Ахмад подчеркнул, что палестинская проблема представляет собой один из вопросов учения, веры, законодательства, границ и родства; является вопросом жизни и смерти, вопросом существования.

Ахмад также сказал, что Иерусалим – часть этого учения, и что его защита – это религиозный долг. Ахмед объяснил суть угрозы, исходящей от евреев в отношении этого народа.

В своем выступлении Ахмад сказал, что Египет имеет долгую историю, связанную с палестинской проблемой, и что египетский народ сильно страдал из-за палестинского вопроса, включая тюремные заключения и пытки. Но, несмотря на это, египтяне никогда не перестали оказывать поддержку Палестине. Он также сказал, что целью на данном этапе является работа по дальнейшему продвижению решения палестинской проблемы с тем, чтобы освободить Иерусалим и выполнить обещание Аллаха.

Третье заседание

Третье и заключительное заседание первого дня конференции, которое вел Талал Атрисси, профессор социологии из ливанского университета и эксперт по исламским делам, началось с выступления Амина Али Амина, лидера Йеменской конгрегации за реформы. Затем участников познакомили с докладом Абдула Раззака Мукри, вице-президента Алжирского движения за общество мира (MSP).

В конце заседания выступил Абдул Рахман Фараханах, исследователь, специализирующийся на палестинских делах, рассказавший, какое влияние на палестинскую внутреннюю ситуацию оказал рост числа исламистов в арабском мире.

Вначале Амин Али Амин сказал, что Йеменская конгрегация за реформы считает, что то, что происходит на земле Палестины, направлено не только против палестинцев, но и против всего арабского и исламского мира. Амин сообщил, что пятая глава устава Йеменской конгрегации за реформы говорит, что палестинский вопрос – один из приоритетов внешней политики. Он также добавил, что в ней закреплено право палестинцев на создание государства на всех палестинских территориях.

Затем он пояснил, что основные принципы его группы, касающиеся палестинской проблемы, полностью соответствуют документу об основных палестинских вопросах, сформулированных ХАМАС.

Амин заявил, что Йеменская конгрегация за реформы может работать по двум параллельным направлениям в поддержку палестинского вопроса. Первое касается его отношений с различными государственными учреждениями, которые можно использовать на благо палестинцев, второй включает путь народного участия, моральную и материальную поддержку.

Он отметил, что Йеменская конгрегация за реформы считает, что революции «арабской весны» были необходимым первым шагом для создания психологического и политического фона для освобождения Палестины и всех оккупированных арабских территорий. В заключении Амин ещё раз сказал о роли Йеменской конгрегации за реформы в ее поддержке палестинского вопроса.

Далее с речью выступил Абдул Раззак Мукри, который заявил, что позиция Алжира по палестинскому вопросу исторически является одной из самых устойчивых по сравнению со всеми другими официальными заявлениями арабских стран. Он также отметил, что поддержка исламистских движений в Палестине – это вопрос принципа, касающийся всех аспектов палестинской проблемы под углом религиозного измерения. Это хорошо прослеживается на примере Ассоциации алжирских мусульманских богословов, добавил он.

Мукри также подчеркнул, что до официального создания Алжирского движения за общество мира и по настоящее время термин «центральный вопрос» относится к Палестине, по-прежнему используется во всех правилах и документах движения, а также его членами.

Для движения, сказал он, этот термин означает, что все национальные и международные проблемы вращаются вокруг палестинского вопроса. Мукри заявил, что какие бы усилия не прилагались в плане развития Палестины и ее реформирования в различных областях, она до тех пор не сможет полностью реализовать свой потенциал, пока не будет свободна. Таким образом, он подчеркнул, что все усилия, направленные на поддержку Палестины, являются центральными, а не маргинальными.

Палестинский вопрос, добавил он, должен постоянно присутствовать в учебных и практических программах, на всех уровнях, например, среди молодежи, студентов, женщин, в профсоюзах и так далее, а также в рамках различных мероприятий, будь они связаны с исламскими проповедями, политикой, средствами массовой информации, или интеллектуальной, культурной и общественной деятельностью. Это относится также к внутренним и внешним отношениям.

Далее Мукри отметил, что шейх Махфуз Нахнах, который на протяжении многих лет вносил большой вклад в составление его лекций и проповедей в поддержку палестинского вопроса, однажды точно сказал: «Палестина является вопросом веры и религии, а не вопросом земли и грязи».

Абдул Рахман Фараханах начал свое выступление с исторического обзора роли исламских движений в палестинском конфликте, а потом говорил о перспективах роста исламистов и влиянием этого фактора на «арабскую весну». Фараханах заявил, что палестинская сцена кажется статической и не вступает в реакцию с «арабской весной», что вызывает серьезные вопросы, тем более, что палестинская ситуация особенно нуждается в революции.

Он пояснил, что это связано с несколькими факторами, в том числе с тем, что Палестинская автономия на Западном Берегу реки Иордан приступила к созданию потребительской модели среди палестинцев, загоняя людей в долг, чтобы чем-то занять их. Это, по его словам, подрывает национальный дух, в то время как строгие меры безопасности между Палестинской автономией и Израилем помогли обуздать народные движения и пресечь любые попытки действий в зародыше.

Он добавил, что палестинцы опасаются, что новые интифады (восстания) окажутся тщетными. Еще одним фактором является внутренние палестинские разногласия, которые помешали национальным силам сплотиться вокруг единой национальной повестки дня, отвлекая палестинцев с их внутренними ссорами от главной цели.

Наконец, Фараханах сказал, что, несмотря на выводы, с которыми соглашаются многие исследователи относительно того, что результаты «арабской весны» в средней и долгосрочной перспективе будут положительными и пойдут на пользу палестинскому вопросу, нынешний переходный этап в ближайшей перспективе несет много проблем.

Они отрицательно скажутся на палестинской внутренней ситуации и вызовут озабоченность в странах «арабской весны» относительно их внутренних дел. «Арабская весна» помогла изменить баланс сил между ФАТХ и ХАМАС, а Израилю – воспользоваться внутренними проблемами в этих странах, чтобы активизировать усилия по иудаизации Иерусалима и мечети аль-Акса, а также расширить поселенческую деятельность на Западном Берегу Реки Иордан.

Комментарии 0