Обращения

Фетва о применимости термина дар ас-сильм ва ль-ислам к Дагестану

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и приветствие Посланнику, Посланному милостью для миров,

и роду его и всем сподвижникам его. А засим:

Рассмотрев авторитетные доводы, почерпнутые из Писания, Сунны, единогласного мнения факихов и суждений по аналогии, а также из высказываний факихов, мы пришли к следующему заключению:

1. Термины дар аль-ислам (территория Ислама), дар аль-харб (территория войны) и дар аль-ахд (территория договора) принадлежат к числу терминов фикха: они не упоминаются в Писании и в достоверной Сунне. В книге «Разъяснение людям», изданной Аль-Азхаром, говорится: «Деление стран на территорию неверия и территорию Ислама есть результат иджтихада, отражавшего обстановку эпохи имамов-муджтахидов. В текстах Корана и сунны об этом ничего не сказано». Это говорит о том, что между самими факихами не существовало единого мнения насчет упомянутых терминов. Большинство из них довольствовались терминами территория войны и территория мира. Некоторые добавляли к ним термин территория договора, имея в виду область, которая заключила договор с мусульманами или с частью из них, согласно сказанному Посланником, мир ему и благословение Аллаха: «их стремление защитить близких их». Соответственно, все страны, в которых имеются посольства или с которыми поддерживаются дипломатические отношения, входят в территорию договора.

Факихи определили территорию Ислама как часть земли, в которой законы Ислама действуют явно (см.: Бадаиу ас-сана'и', 7/130; Ибн Абидин, 3/253; Аль-Мудаввана, 2/22; Ад-Дасуки, 2/184; Хашийа аль-Буджайрами, 14/220; Аль-Инсаф, 4/121). Более того, некоторые факихи, в частности, из числа шафиитов, считали, что территория Ислама не превращается в территорию войны ни при каких условиях, даже если неверные захватили эту область и установили в ней свои законы (Нихайят аль-мухтадж, 8/82; Асна аль-маталиб, 4/204).

2. Из доводов и речений факихов вытекает, что разница между территорией Ислама и территорией войны – это разница между безопасностью и страхом. Если мусульмане могут свершать свои религиозные обряды и пользуются религиозной свободой, то такая территория является территорией Ислама. Если же они не имеют такой возможности, ибо живут в страхе и мучениях, то такая территория не считается территорией мира и Ислама. Об этом однозначно говорили некоторые факихи прежних времен, в том числе Абу Ханифа и др. (Бадаиу ас-сана'и', 7/130, Хашийа Ибн Абидин, 3/253). К этому же мнению склонялся выдающийся шейх Мухаммад Абу Захра (да помилует его Аллах) в своей книге «Теория войны в Исламе», в которой он разделяет мнение Абу Ханифы и его единомышленников из числа факихов. Оно состоит в том, что в основе суждения лежит безопасность мусульманина: если он, будучи мусульманином, находится в безопасности, то это территория Ислама, а если нет, то это территория войны. «Это ближе к смыслу ислама, – пишет он, – и согласуется с сутью исламской идеи о войнах, согласно которой они ведутся для отражения посягательства». Выдающийся шейх Юсеф аль-Карадави (да хранит его Аллах) фундаментально рассмотрел этот вопрос в книге «Фикх джихада». В ней он пришел к тем же выводам, а именно: что эти термины относятся к фикху, а не к священным текстам, и что территорией Ислама является та территория, где мусульмане находятся в безопасности и пользуются религиозной свободой. В интервью интернет-сайту «Ислам онлайн» он отметил, что страна, где мусульмане составляют большинство, является, с его точки зрения, территорией Ислама, а значит, на нее должны распространяться законы территории Ислама, а ее правители должны стремиться к применению норм шариата. Такого мнения придерживается большинство современных ученых, в том числе шейх Фейсал Мавлави (да помилует его Аллах) и выдающийся шейх Абдаллах бин Байя (да хранит его Аллах).

3. С учетом вышесказанного наша фетва заключается в следующем: Республика Дагестан, в которой мусульманское большинство живет в условиях безопасности, пользуется религиозной свободой и совершает обряды Ислама, не является территорией войны, а по шариату является территорией мира и ислама. Это же относится и к другим республикам и областям, где мусульманское большинство живет в безопасности и пользуется религиозной свободой. Поэтому в них недопустимо объявлять военные действия против мусульман и муахидов (т. е. заключивших с мусульманами договор о мире), так как для этого не имеется шариатских оснований. Долгом же являются воспитание, призыв к Исламу, джихад с помощью слова, мудрость и доброе увещевание и ведение диалога наилучшим образом – ради применения Закона Аллаха во всей его полноте. Всевышний сказал:

ادْعُ إِلَى سَبِيلِ رَبِّكَ بالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ ال}حَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنْ ضَلَّ عَنْ سَبِيلِه وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ (النحل 125)

«Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой – Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!» (Сура «Пчёлы», аят 125). А Аллах лучше знает, и у Него мы просим помощи.

Написал и подтвердил нуждающийся в Аллахе шейх доктор Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых. С этой фетвой согласились все улемы, проповедники и имамы, присутствовавшие на Дагестанской конференции 4 мухаррама1434 г. х. / 17 ноября2012 г., а также присутствовавшие на конференции члены делегации ВСМУ: шейх Абд ар-Рахман бен Абдаллах Аль Махмуд, член Совета попечителей, казначей; Рашид Омари Алави, исполнительный директор ВСМУ; доктор Луай Юсеф, координатор деятельности ВСМУ в Российской Федерации.

Фетва о применимости термина дар ас-сильм ва ль-ислам («территория мира и Ислама») к Дагестану и подобным ему областям является неотъемлемой частью Дагестанского акта по вопросам джихада, понятия «дар аль-харб» (территории войны) и убийства имамов в Дагестане, принятой 17 ноября 2012 года, в г. Махачкала на Всероссийской богословской конференции

بسم الله الرحمن الرحيم

 

وثيقةداغستانحولالجهاد،ودارالحربوقتلالأئمة

 

هذه وثيقة علمية شارك في تحريرها وتقريرها الأمين العام للاتحاد العالمي لعلماء المسلمين وعدد من أعضائه، إضافة إلى طيف واسع من العلماء والمفتين بداغستان. وتتناول هذه الوثيقة جملة من قضايا الفكر الإسلامي في روسيا الاتحادية بصورة عامة، وفي جمهورية داغستان بصورة خاصة، حيث وقعت فيها بعض المشكلات، وقتل فيها عدد من أئمة المساجد وخطبائها.

وهذه الوثيقة منبثقة من إعلان موسكو الذي صدر عن ثلة من علماء الأمة المشهود لهم برسوخ العلم والتجرد للإسلام الحق، واعتمدها الاتحاد العالمي لعلماء المسلمين، لذلك نأمل أن يتقبلها الشباب المسلم ويتعامل معها بجدية وفاعليه، ومنهج راشد، ويتمثلها تطبيقا حقيقيا لمسيرة الوسطية.

إن وثيقة داغستان هذه تؤكد كل ما جاء في إعلان موسكو بشأن قضايا الجهاد، وإجراء الأحكام الشرعية والخلافة، ولكنها تضيف وتؤكد على بعض القضايا التي جرت في جمهورية داغستان، وهي:

أولا:  إن إحداث الفرقة والفتنة بين المسلمين لمن أعظم الكبائر عند الله تعالى بإجماع المسلمين، وتدل على خطورة  ذلك مئات من الآيات الكريمة، والأحاديث النبوية الشريفة، منها قوله تعالى: {وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ} [البقرة الآية 119]، وقوله تعالى: {وَالْفِتْنَةُ أَكْبَرُ مِنَ الْقَتْلِ} [البقرة الآية 217]، وقوله تعالى في الوحدة، والعذاب العظيم الذي ينتظر الذين يتسببون في الفرقة: {وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا وَاذْكُرُوا نِعْمَةَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنْتُمْ أَعْدَاءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُمْ  نِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنْتُمْ عَلَى شَفَا حُفْرَةٍ مِنَ النَّارِ فَأَنْقَذَكُمْ مِنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آَيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ} [آل عمران الآية 103-105]، ولذلك تدعو الوثيقة هؤلاء الإخوة المعارضين أو المسلحين إلى الوحدة والتصالح والعودة إلى أحضان الأمة، والقيام بالدعوة والتربية.

ثانيا: إن قتل المسلمين من أهل القبلة لمن أعظم الكبائر بإجماع المسلمين، مستندا على النصوص القطعية في الكتاب والسنة، منها قوله تعالى: {وَمَنْ يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا، وَغَضِبَ اللهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ، وَأَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظِيمًا} [سورة النساء الآية 93]، فلننظر إلى أن الله تعالى رتب على قتل مؤمن متعمدا خمس عقوبات عظيمة للقاتل، وهي:

1 ـ جزاؤه جهنم، 2 ـ الخلود فيها، 3 ـ غضب الله عليه، 4 ـ لعنته عليه،5 ـ إعداد العذاب العظيم له.

وروى البخاري في صحيحه وأحمد بسندهما أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال: (لا يزال المؤمن في فسحة من دينه ما لم يصب دما حراما)، وقد ورد في حديث صححه الأئمة أن الشيطان يتوج جنديه الذي يوسوس له في قلب شخص حتى يقتل شخصا، فيقول: (أنت أنت ويلبسه التاج ) رواه ابن حبان في صحيحه، والحاكم وصححه، ووافقه الذهبي.

ثالثا: إن إعلان الجهاد ـ بمعنى القتال ـ ليس من حق شخص أو مجموعة، أو جماعة، وإنما هو حق الأمة جمعاء، ولا يجوز الإعلان عليه بإجماع المسلمين إلا في حالة الدفاع عن النفس، وطرد الغزاة المحتلين كما في فلسطين. ولو قرأنا جميع آيات الجهاد والقتال في سورة التوبة لوجدناها تؤكد على أن القتال إنما يوجه ضد المعتدين والمتربصين من الأعداء، وأن الجهاد والقتال هو للدفاع وليس للهجوم وبناء على ما سبق نؤكد على ما يلي:

 إن عمليات القتل والاغتيالات والتفجيرات التي تحدث في بعض البلاد عمليات محظورة شرعا، وغير مقبولة عقلا، ولا تتفق مع أحكام الإسلام ومبادئه، بالإضافة الى أنها تشوه صورة الإسلام، وتعطي مبررات للأعداء للهجوم على الإسلام ووصفه بالإرهاب والقسوة ، وحينئذ تصبح هذه الأعمال مع حرمته حاجزا أمام انتشار الإسلام، وفتنة لغير المسلمين.

 إن إطلاق اسم الجهاد على هذه التفجيرات التي توجه نحو المدنيين مسلمين أو غير مسلمين ظلم كبير وتشويه خطير لهذا المصطلح الإسلامي الجميل الذي يراد به استفراغ الجهد لنشر الدعوة، وإصلاح الناس، والدفاع عنهم بجميع الوسائل، في حين أن هذه العمليات تدخل فعلاً ضمن العنف المحظور والإرهاب المحرم، والاعتداء الجائر، والظلم البين بحق من يُقتل من الأبرياء من الأطفال والشيوخ والنساء. قال تعالى في بيان حرمة الاعتداء على النفس الإنسانية مطلقا من دون حق {مَنْ قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِي الْأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعًا}[المائدة الآية 32] ويقول تعالى: {وَمَنْ يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا، وَغَضِبَ اللهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ، وَأَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظِيمًا} [سورة النساء الآية 93]. ويقول الرسول الكريم في حديث صحيح متفق عليه "... فإن دماءَكم وأموالكم وأعراضكم عليكم حرام كحرمة يومكم هذا في بلدكم هذا في شهركم هذا"  صحيح البخاري ـ مع  الفتح (  – 1/145، 146، 8318 ) ومسلم ( 1679 ).

من المعلوم في الشريعة الإسلامية بداهة أن حقوق الناس مصانة محفوظة لا يجوز الاعتداء عليها، وأن الحسنات حتى الجهاد والاستشهاد في سبيل الله لن تكون كفارة ومُسقطة لحقوق الناس. فقد ورد في الحديث الصحيح أن أبا قتادة قال لرسول الله صلى الله عليه وسلم: أرأيت إن قُتلتُ في سبيل الله أتكفر عني خطاياي، فقال رسول الله:  "نعم وأنت صابر محتسب غير مدبر إلا الدَّين، فإن جبريل قال لي ذلك"  رواه مسلم الحديث (2581)

رابعا:التكفيروالتفسيق

لقد أرسل الله تعالى رسوله الى الناس كافة بالهداية والرحمة والشفاء، وجعل أمته خير أمة أخرجت لمنفعة الناس ودعوتهم بالحكمة والموعظة الحسنة، والجدال باللتي هي أحسن، وهدايتهم وخدمتهم، وتحقيق العدل بينهم والدفع والدفاع بالتي هي أحسن.

إن تكفير أحد من أهل القبلة ليس من منهج أهل السنة والجماعة والسلف الصالح من العلماء والفقهاء الربانيين، بل هو منهج الخوارج الذين قالوا بتكفير أهل الكبائر، رداً على المرجئة الذين قالوا بعدم ضرر المعاصي ـ كبيرة أم صغيرة ـ مع الايمان، فكلاهما منهج خطأ مخالف لنصوص الشريعة من الكتاب والسنة، وإنما الصواب هو المنهج الوسط الذي اتخذه أهل السنة والجماعة معتمدين على الجمع بين جميع النصوص المعتمدة، وهو أن المؤمن المرتكب للكبيرة ـ ما عدا الشرك ـ ليس بكافر، ولكنه عاص يستحق العذاب، وأمره الى الله تعالى، قال تعالى: {إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ}[سورة النساء الآية 116] وقد ذكر الامام الشوكاني في خطورة التكفير في عصره في كتابه السيل الجرار على حدائق الأزهار (1/981) فقال:  "وها هنا تُسكب العبرات ويُناح على الإسلام وأهله بما جناه التعصب في الدين على غالب المسلمين من الترامي بالكفر لا لسنّة ولا لقرآن، ولا لبيان من الله ولا لبرهان، بل لما غلَت به مراجلُ العصبية في الدين وتمكّن الشيطان الرجيم من تفريق كلمة المسلمين، لقّنهم إلزامات بعضهم لبعض بما هو شبيه الهباء في الهواء والسراب بقيعة، فيا لله والمسلمين من هذه الفاقِرة التي هي أعظم فواقرِ الدين والرزّية التي ما رُزئ بمثلها سبيل المؤمنين ..."

ويقول شيخ الإسلام ابن تيمية في مجموع الفتاوى: " (12/466) وليس لأحد أن يكفر أحداً من المسلمين، وإن أخطأ وغلط، حتى تقام عليه الحجة، وتبين له المحجة، ومن ثبت إسلامه بيقين، لم يزُل ذلك عنه بالشك، بل لا يزول إلا بعد إقامة الحجة، وإزالة الشبهة"، وقد صدرت قرارات من المجامع الفقهية وهيئات كبار العلماء في العالم بعدم جواز تكفير أي أحد من أهل القبلة ولو كان عاصيا.

خامسا:  موضوعدارالحربودارالإسلام

إن من المعلوم فقها أن مصطلح دار الحرب ودار الإسلام مصطلح فقهي ليس واردا في الكتاب والسنة ولذلك ذهب جمع كبير من الفقهاء القدامى إلى وجود نوع ثالث وهو دار العهد، وهي حسب مصطلحاتنا المعاصرة الدول التي لها علاقات دبلوماسية مع الدول الإسلامية، لأن من المعلوم فقها ودليلا وحجة ان الإسلام يحافظ على عهود الدولة ومواثيقها، بل حتى من أفرادها، كما قال الرسول الكريم صلى الله عليه وسلم: " يسعى بذمتمهم أدناهم"، فقال تعالى: {يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَوْفُوا بِالْعُهُودِ} [سورة المائدة الآية 1] وقد اتفق الفقهاء على أن المنطقة، والدولة، التي يعيش فيها المسلمون، والتي تقام فيها شعائر الإسلام، وأحكامه، ويتمتع أهله بالحرية الدينية لا تعتبر دار حرب، بل تعتبر دار إسلام  وسلام، حتى ولو كانت هناك هيمنة عليها من دولة غير مسلمة، حيث صدرت فتاوى من كبار فقهائنا السابقين عن هيمنة المغول والتتار على بعض البلاد الإسلامية التي حافظت على إسلامها.

وبناء على ذلك وعلى أدلة معتبرة، يرى الموقعون على هذه الوثيقة أن جمهورية داغستان وـ نحوها من الجمهوريات التي يعيش فيها المسلمون ويتمتعون فيها بحريتهم الدينية، وتقام فيها الشعائر والأحكامـ  ليست دار حرب أو عهد، وإنما دار إسلام وسلام، فلا يجوز إعلان القتال فيها ضد المسلمين، كما أنه لا يوجد أي مسوغ شرعي لذلك.

 

التوصيات:

نوصيبمايأتي:

 

  1. تعزيز دور العلماء والفقهاء والدعاة والهيئات العلمية العامة والمتخصصة في نشر الوعي لمكافحة الإرهاب، ومعالجة أسبابه.
  2. دعوة جميع وسائل الإعلام إلى تحري الدقة في عرض تقاريرها ونقلها للأخبار، وخصوصا في القضايا المتعلقة بالإرهاب، وتجنب ربط الإرهاب بالإسلام، لأن الإرهاب وقع ـ  ولا يزال يقع ـ من بعض أصحاب الديانات والثقافات الأخرى.
  3. دعوة المؤسسات العلمية والتعليمية والإعلامية لإبراز الإسلام بصورته المُشرقة التي تدعو إلى قيم التسامح والمحبة والتواصل مع الآخر والتعاون على الخير.
  4.  دعوة جميع الوزارات والإدارات الدينية، إلى مواصلة بذل العناية الفائقة بهذا الموضوع، عبر عقد الندوات المتخصصة والمحاضرات المكثفة واللقاءات العلمية المفصلة، لبيان نطاق الأحكام الشرعية بشأن منع الإرهاب وقمعه والقضاء عليه، والإسراع في إيجاد إطار شرعي شامل يغطي جميع جوانب هذه المسألة، ولضوابط الجهاد وشروطه ولتنزيل الأحكام الشرعية وتحقيق المناط وفقه الأولويات والموازنات.
  5. دعوة الدول الغربية إلى إعادة النظر في مناهجها التعليمية، وما تضمنته من نظرة مسيئة للدين الإسلامي،  ومنع ما يصدر من ممارسات تُسيء إلى الإسلام في وسائل الإعلام المختلفة، تأكيدا على التعايش السلمي والحوار، ومنعا لثقافة العداء والكراهية.
  6.  دعوة حكومة روسيا الاتحادية لبذل المزيد من الجهد وتقديم الدعم المادي والمعنوي لتحقيق الانسجام، والاندماج الايجابي بين الأقلية الاسلامية وسائر مكونات الشعب الروسي ليصبح ذلك أنموذجا يحتذى  به في التعايش السلمي والتعاون البناء.
  7. دعوة الجمهوريات ذات الأغلبية المسلمة وبخاصة جمهورية داغستان، إلى إنشاء مجمع فقهي يضم عددا من علماء المسلمين في شمال القوقاز وتتارستان وغيرها بالاشتراك مع الاتحاد العالمي لعلماء المسلمين ليكون مرجعية فقهية لحل القضايا المعاصرة.

وفي الختام يتقدم الحاضرون بالشكر الجزيل لجمهورية داغستان شعبا ورئيسا وحكومة على عقد هذا المؤتمر، وكرم الضيافة وحسن الاستقبال والحفاوة.

كما قدم الحاضرون باسم الشعب الداغستاني وحكومته ورئيسه الشكر للاتحاد العالمي لعلماء المسلمين علي الجهود الطيبة التي بذلها، والرغبة الصادقة في خدمة الشعب الداغستاني، ولوفد الاتحاد الذي حضر المؤتمر والمكون من: فضيلة الشيخ الدكتور علي محيي الدين القره داغي الأمين العام، وفضيلة الشيخ عبد الرحمن بن عبد الله المحمود، عضو مجلس الأمناء أمين المال، والأستاذ رشيد عمري علوي المدير التنفيذي، والدكتور لؤي يوسف منسق أعمال الاتحاد في روسيا الاتحادية.  

هذ،وآخردعواناأنالحمدللهربّالعالمين

وصلىاللهعلىسيدناومحمدوعلىآلهوصحبهوسلم

 

Дагестанский акт по вопросам джихада, понятия «дар аль-харб» (территории войны) и убийства имамов в Дагестане. 

Настоящий акт представляет собой научно обоснованный документ, составленный и утвержденный при участии Генерального секретаря Всемирного союза мусульманских  ученых, некоторых членов ВСМУ, а также большой группы мусульманских улемов и религиозных деятелей Дагестана.

Он касается ряда проблем исламской мысли в Российской Федерации в целом и в Республике Дагестан в частности, в которой возникли некоторые проблемы и имели место случаи убийства имамов и хатыбов мечетей.

Этот документ является продолжением Московской богословской декларации, которая была принята многочисленной группой ученых уммы, известных своими фундаментальными знаниями и беспристрастным служением истинному Исламу, и которая была утверждена ВСМУ.  Мы надеемся, что исламская молодежь примет его,  серъезно и эффективно отнесется к нему, ибо он представляет собой истинное практическое воплощение идей умеренности и серединности - «аль-васатыйя».   

Подчеркивая все то, что содержится в Московской богословской декларации по вопросам джихада, применения шариатских норм и халифата, настоящий документ дополнительно включает в себя некоторые нижеуказанные положения, касающиеся Дагестана:

1-            внесение раскола и смуты среди мусульман является, согласно единогласному мнению мусульман (Иджмаа),  одним из тягчайших грехов перед Всевышним Аллахом. Об опасности этого свидетельствуют сотни аятов Корана и почтенных хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в частности следующие слова Всевышнего:

{وَالْفِتْنَةُ أَشَدُّ مِنَ الْقَتْلِ} [البقرة الآية 191]

«ведь соблазн – хуже, чем убиение!» (сура "Аль-Бакара" «Корова», аят 191), а также аят:

{وَالْفِتْنَةُ أَكْبَرُ مِنَ الْقَتْلِ} [البقرة الآية 217]

«ведь соблазн – больше, чем убиение!» (сура "Аль-Бакара" «Корова», аят 217),

 

а также слова Всевышнего о единстве и великом наказании для тех, кто становится причиной соблазна:

 

{وَاعْتَصِمُوا بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلَا تَفَرَّقُوا وَاذْكُرُوا نِعْمَةَ اللَّهِ عَلَيْكُمْ إِذْ كُنْتُمْ أَعْدَاءً فَأَلَّفَ بَيْنَ قُلُوبِكُمْ فَأَصْبَحْتُمْ  نِعْمَتِهِ إِخْوَانًا وَكُنْتُمْ عَلَى شَفَا حُفْرَةٍ مِنَ النَّارِ فَأَنْقَذَكُمْ مِنْهَا كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمْ آَيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَهْتَدُونَ}

[آل عمران الآية 103-105]

«Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а Он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями! Вы были на краю пропасти огня, и Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Аллах Свои знамения, – может быть, вы пойдете прямым путем!» (сура Аль Имран «Семейство Имрана», аяты 103-105).

 

Поэтому настоящий документ призывает оппозиционно настроенных братьев или взявших за оружие братьев к единению и примирению, возвращению в лоно уммы и занятиям  вопросами призыва к Исламу и воспитания.

 

2-             убийство мусульман со стороны «ахл аль-кибла» (т.е. направляющих свои лица во время молитвы в сторону Каабы) является, согласно единогласному мнению мусульман, одним из тягчайших грехов. Это заключение основано на однозначных текстах Корана и Сунны, из числа которых слова Всевышнего:

{وَمَنْ يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا، وَغَضِبَ اللهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ، وَأَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظِيمًا}

[سورة النساء الآية 93]

«А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему – геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!» (сура Ан-Ниса «Женщины», аят 93).

 

Посмотрите, как Всевышний последовательно перечисляет (в данном аяте) пять великих наказаний для убийцы, который умышленно убил верующего:

1)     наказание адом;

2)     вечное пребывание в нем;

3)     гнев Аллаха на нем;

4)     проклятие Всевышнего;

5)     уготованность великих мучений для убийцы.

Аль-Бухари в своем достоверном сборнике, а также Ахмад с их иснадами, приводят, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Верующий будет пребывать на просторах своей религии, пока не прольет запретную кровь». Также в хадисе, который имамы считают достоверным, приводится, что шайтан будет наущать своего воина убить человека до тех пор, пока он это не сделает, нашептывая ему: «Ты, ты достоин короны» и оденет её на убийцу. Хадис привёл Ибн Хиббан в своём достоверном сборнике, а также Аль-Хаким, который посчитал его достоверным и с ним согласился Аль-Захаби.

 

3-                      объявление военного джихада не является правом одного человека, одной группы или общины, - это право всей уммы. Он объявляется всей уммой, согласно единогласному мнению мусульман, только в случае самозащиты или для изгнания захватчиков-оккупантов как в Палестине. Прочитав все аяты суры «Ат-Тавба», касающиеся джихада и военного сражения, мы обнаружим, что все они подчёркивают, что военные действия направляются только против агрессоров и врагов, готовящих засаду, и что джихад и военные действия объявляются в целях  защиты, а не в целях нападения.

На основе вышеизложенного, мы утверждаем следующее: акты убийства, злодейства и взрывы, которые происходят в некоторых странах, запрещены шариатом, неприемлемы для здравого смысла и не соответствуют нормам и принципам Ислама. Кроме того, они дискредитируют Ислам, дают повод нашим недругам критиковать Ислам и называть его «религией терроризма и жестокости», что препятствует его распространению.

Таким образом, все эти запрещённые акты становятся серьёзной преградой для распространения Ислама и настраивают немусульман против него. Называть джихадом все эти взрывы, которые направлены против мирных людей, будь то мусульмане или немусульмане, является большой несправедливостью и серьёзным искажением этого прекрасного исламского термина, который подразумевает «приложение усилий для «да‘вата», т.е. призыва к Исламу, исправления людей и защиты Ислама всеми способами. В то время как вышеперечисленные акты относятся  к запретному насилию, недозволенному терроризму, несправедливому нападению и очевидному глумлению  над правом на жизнь невинно убиенных детей, стариков и женщин.

Разъясняя запрет на преступление против человеческой души без права на это, Всевышний сказал:

{مَنْ قَتَلَ نَفْسًا بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِي الْأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعًا}[المائدة الآية 32]

«Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех»

(сура Аль-Маида «Трапеза», аят 32).

 

Всевышний говорит также:

{وَمَنْ يَقْتُلْ مُؤْمِنًا مُتَعَمِّدًا فَجَزَاؤُهُ جَهَنَّمُ خَالِدًا فِيهَا، وَغَضِبَ اللهُ عَلَيْهِ وَلَعَنَهُ، وَأَعَدَّ لَهُ عَذَابًا عَظِيمًا}

[سورة النساء الآية 93]

 «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения» (сура сура Ан-Ниса «Женщины», аят 93).

Почтенный Посланник, мир ему и благословение Аллаха, в достоверном и согласованном хадисе говорит: «Воистину ваша кровь, ваше имущество и ваша честь запретны друг для друга, как запретен этот ваш день, в этом вашем городе, в этом вашем месяце» (Сахих аль-Бухари, хадис №8318; Муслим, хадис №1679). Очевидно и известно, что исламский шариат соблюдает и защищает права людей и нельзя их попирать. Даже благие поступки, включая джихад и гибель шахидом на пути Аллаха, никогда не станут очищением греха ущемления права людей.

В достоверном хадисе приводится, что Абу Катада спросил Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Как ты думаешь, если я погибну на пути Аллаха, очищусь ли я от прегрешений?». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Да, если ты терпелив, надеешься на вознаграждение Аллаха и не отступаешь, если только нет на тебе долга, воистину Джибриль сказал мне об этом» (Муслим, хадис №2581).

 

4-                      обвинение в неверии и безнравственном поведении.

Всевышний Аллах послал Своего Посланника, мир ему и благословение Аллаха, ко всем людям с наставлением, милостью и исцелением, и сделал его умму лучшей уммой, которая появилась во благо людей. И Посланнику, мир ему и благословение Аллаха, было велено призывать людей к вере с мудростью, красивой проповедью и  наилучшим спором. Ему также было велено наставлять их и служить им, устанавливать справедливость между ними и защищаться наилучшим образом.

Обвинять в неверии кого-либо из мусульман не есть путь «людей Сунны и согласия» и праведных предков из числа учёных и богобоязненных факихов. Это – путь хариджитов, которые объявили неверными мусульман, совершивших тяжкие грехи. Это было их ответом в споре с мурджиитами, которые утверждали, что мусульманин, совершивший грех, будь то тяжкий или малый, не становится неверным, если он продолжает веровать. – Оба эти пути ошибочны и противоречат шариатским текстам Корана и Сунны.

Правильным же является срединный путь, который избрали «ахл аль-Сунна ва аль-Джама‘а» (люди Сунны и согласия), опираясь на совокупность всех достоверных текстов: верующий, совершивший тяжкий грех, кроме греха многобожия, не является неверным, а считается грешником, заслуживающим наказания, и судить его будет Всевышный, который сказал:

{إِنَّ اللَّهَ لَا يَغْفِرُ أَنْ يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَنْ يَشَاءُ}[سورة النساء الآية 116]

«Поистине, Аллах не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей, но прощает то, что меньше этого, кому Он пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот заблудился далеким заблуждением» (сура сура Ан-Ниса «Женщины», аят 116).

 

Имам Аш-Шавкани в своей книге «Аль-Сайль аль-Джаррар ‘аля Хадаик аль-Азхар» (1/981), упоминая об опасности такфира (обвинения в неверии), имевшего место в его эпоху, писал: «Итак, льются слезы, оплакиваются ислам и мусульмане после того, как религиозная нетерпимость овладела умами большинства мусульман, которые вовлеклись во взаимное обвинение в куфре ( в неверии) не вследствие требований Сунны, Корана, установлений Аллаха и доказательств, а из-за разнузданной религиозной нетерпимости, в результате чего сатана проклятый смог разобщить мусульман и заставил их принуждать обвинять друг друга в неверии, что напоминает попадание в воздух мельчайших частиц пыли, производящих мираж. Мусульманам стала угрожать беда. Поистине, величайшая беда нависла над религией. Такой угрозы на пути верующих еще не было!».

Шейх аль-Ислам Ибн Таймия в сборнике своих фетв (12/466) говорит: «Ни у кого нет права обвинять кого-либо из мусульман в неверии, даже если тот ошибается или не прав, пока против него не будет чёткий аргумент, и пока ему не разъяснят путь. Кто доказал свой ислам, то никакие сомнения не могут лишить его этого статуса. Только приведение чёткого аргумента и удаление сомнений смогут сделать это».

Многие Академии фикха и Комиссии крупных учёных в  разных странах мира публиковали решения о недопустимости обвинения в неверии кого-либо из «ахл аль-Кибла» (кого-либо из мусульман), даже если он является грешником.

 

5-             термин «дар-уль-харб» - территория войны и «дар-уль-ислам» - территория Ислама.

Согласно фикху известно, что термины «дар-уль-харб» и «дар-уль-ислам» - термины юридически-правовые. Они не упоминаются в Коране и Сунне. Многие прежние вывели третий термин и назвали его «дар-уль-‘ахд» (территорией соглашений и договоров), под которым, согласно современной терминологии, понимаются государства, которые поддерживают дипломатические отношения с исламскими странами.  

Известно из фикха и других аргументов, что Ислам соблюдает государственные договора и соглашения, и требует этого от каждого мусульманина, в соответствии с тем, как сказано в хадисе, где Пророк, мир ему и благословение Аллаха, характеризуя мусульман, говорил: «Старается соблюдать договор самый низкий из них». Также Всевышний сказал:

{يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَوْفُوا بِالْعُهُودِ} [سورة المائدة الآية 1]

«О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах» (сураАль-Маида «Трапеза», аят 1).

Факихи единогласны в том, что регион или государство, в котором проживают мусульмане и в котором исполняются исламские обряды и положения, и жители которого пользуются религиозной свободой, не считается «Дар-уль-харб» - территорией войны, а считается «Дар-ислам ва салам» - территорией Ислама и мира, даже если этот регион или государство управляется немусульманским государством. И в прежние времена, наши крупные факихи издавали фетвы о том, что исламские государства, попавшие под татаро-монголское господство, но соблюдавшие  Ислам, являются территориями Ислама.

Исходя из вышеизложенного и других весомых  аргументов, подписавшие этот документ считают, что Республика Дагестан и ей подобные республики, где мусульмане живут и пользуются  религиозной свободой и совершают религиозные обряды, не являются «Дар-уль-харб» и «Дар-уль-‘ахд». Они являются территориями Ислама и мира. Таким образом, в них недопустимо объявлять войну против мусульман. В них также нет никакаго шариатского основания для этого.

 

Рекомендации.

Мы рекомендуем следующее:

  1. Укреплять роль исламских учёных и факихов, проповедников, общих и специализированных научных комитетов для повышения исламского сознания в борьбе против терроризма и решении его причин.
  2. Призвать все средства массовой информации к точности в своих репортажах и публикациях, особенно в сообщениях, касающихся терроризма, избегая увязки терроризма с Исламом, поскольку террористические акты совершали и совершаются представителями и других религий и культур.
  3. Призвать научные, образовательные и информационные организации показывать подлинный облик Ислама, заключающийся в его призыве к терпимости, к любви, к доброму общению с другими и сотрудничеству в благих делах.
  4. Призвать все министерства по религиозным делам  и духовные управления и впредь уделять пристальное внимание этой тематике путем организации и проведения специализированных симпозиумов, содержательных лекций и тематических научных встреч  с целью разъяснения шариатских норм, касающихся запрета, подавления и ликвидации терроризма, а также с целью ускорения создания глобальной шариатской площадки, на которой рассматривались бы все аспекты данного вопроса, правила и условия джихада, причины ниспослания шариатских норм и  условия их применения в зависимости от приоритетов и баланса.
  5. Призвать западные государства к пересмотру своих образовательных программ в части имеющихся в них оскорбляющих исламскую религию взглядов, к запрету оскорбительных для Ислама материалов, которые публикуются в многочисленных СМИ, укрепляя тем самым принципы мирного сосуществования и диалога и не допуская распространения культуры вражды и ненависти.
  6. Призвать Правительство Российской Федерации приложить больше усилий и оказать материальную и моральную поддержку для достижения гармонии и позитивной интеграции мусульманского меньшинства с остальными составными частями российского народа, чтобы Россия стала образцом для подражания в мирном сосуществовании и конструктивном сотрудничестве.
  7. Призвать республики, в которых мусульмане представляют большинство, особенно Дагестан, к содействию в создании и деятельности Академии фикха, в состав которой вошли бы исламские алимы (учёные) Северного Кавказа, Татарстана и других (субъектов федерации) с участием представителей Всемирного союза мусульманских учёных. Она стала бы правовой инстанцией для разрешения современных проблем.

 

В завершении участники выразили огромную благодарность Республике Дагестан, её Президенту и народу за организацию этой конференции, за гостеприимство, радушный приём и заботу. Участники конференции выражают от имени дагестанского народа, его правительства и президента благодарность Всемирному союзу мусульманских учёных за его добрые усилия и за проявленное искреннее желание служить дагестанскому народу, а также благодарят делегацию Всемирного союза мусульманских учёных, участвовавшую работе в конференции в следующем составе: шейх д-р Али Мухиддин Аль-Карадаги, генеральный секретарь ВСМУ; шейх Абд ар-Рахман бен Абдаллах Аль Махмуд, казначей, член Наблюдательного совета ВСМУ; Рашид Омари Алави, исполнительный директор ВСМУ; д-р Луай Юсеф, координатор деятельности ВСМУ в Российской Федерации. 

 

Дагестанский акт по вопросам джихада,

понятия «дар аль-харб» (территории войны)

и убийства имамов в Дагестане

принят 17 ноября 2012 года, в г. Махачкала,

на Всероссийской богословской конференции

«Дагестан – территория мира». 

Автор: РИА «Дагестан»

Комментарии 15