Общество

Из православия в ислам. Почему современная молодежь меняет религию

Фото: Сергей Узаков/ИТАР-ТАСС

Недавний скандал с запретом носить хиджаб в школах Ставрополья  напомнил всем о нерешенных проблемах и сложностях, с которыми сталкиваются последователи ислама в России. Корреспондент SmartNews разыскал молодых людей, сознательно сменивших православие на ислам. Хотелось разобраться, что же движет людьми, которые в условиях современной жизни принимают такое решение вопреки традициям.

Напомним, что в конце декабря 2010 года ректор Пятигорского лингвистического университета в Ставропольском крае Александр Горбунов сообщил, что ученый совет вуза намерен ввести ограничение на ношение некоторых элементов религиозной одежды, в том числе и хиджаба. До этого проблема озвучивалась представителями других вузов края и имела вполне понятную аргументацию. Но как только инициатива получила широкую огласку и начала обсуждаться в обществе, прессе и научном сообществе, ее инициаторы поспешили от нее откреститься. В тоже время Турция, Тунис и Таджикистан, населенные преимущественно мусульманами, запрещают носить хиджаб в государственных учреждениях и учебных заведениях. В 2004 году Франция приняла закон, запрещающий «символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность» в образовательных учреждениях.

— Изначально я ненавидела всех мусульман, — рассказывает 19-летняя Амина (Наташа) Дахнюк из Севастополя, — Но в России очень искаженное представление об исламе: все мусульмане уроды, бьют своих жен, ничего не разрешают и т.п. Чуть больше года назад я стала общаться с мусульманами — и с мужчинами, и с женщинами — и увидела, что они не такие, мусульмане-мужчины намного лучше русских, и по поведению девушки скромнее наших.

Девушка рассказывает, что ходила в церковь, ставила свечки, но при этом не верила в Бога.

— Я начала интересоваться исламом, много читала, много спрашивала про шариат, и где-то в марте я искренне поверила в Бога, но религию еще не принимала, ведь у нас страна христианская. Я решила подумать, какую религию мне выбрать, — рассказывает Амина (Наташа).

После того как родители узнали о решении дочки, они выгнали ее из дома с ребенком.

— Сейчас они смирились с тем, что я приняла ислам, но в данный момент я живу отдельно. Я пытаюсь их привлечь к исламу, что-то пытаюсь им рассказать, но они все мои попытки воспринимают агрессивно, так мы общаемся, если дело заходит за ислам, все ужасно становится, — добавляет собеседница. 

По ее словам, работу, где разрешили бы ходить в религиозной одежде, найти трудно, возникают проблемы и в учебных заведениях.

 

Бояться надо Аллаха, а не законов человеческих, и если нельзя в институте покрываться — не ходи ты в институт, если сильно надо, можно учиться заочно, а можно вообще не учиться, быть женщиной, смотреть за детьми. Выйди замуж и сиди себе дома в платке.

Амина (Наташа) Дахнюк, Севастополь, SmartNews

 

Фото: Ситдиков/РИА Новости

Похожую историю рассказывает и 23-летняя Ирина Шома (Хайат бинт Гена) из Нальчика, которая приняла решение о смене веры и переходе в ислам на первом курсе университета.

— Меня крестили в детстве, но в церкви была, пожалуй, один раз, поэтому не могу сказать, что была православной, скорее всего я просто не была ни в какой религии. Просто в определенный момент встал вопрос самоопределения — кто я и во что верю. Начала читать книжки, в том числе по православию, по исламу и даже по разным оккультным верованиям и просто поняла, что то, во что я верю, называется ислам, — рассказывает Шома.

Православная семья девушки долгое время не понимала ее решения.

— Семья не понимала и не принимала моего такого решения, думали, что меня кто-то зомбирует или я вступила в секту. Но за столько лет привыкли, поняли, что от того, что я в исламе, я не прекратила быть им дочерью.

По ее словам, в своем городе она не сталкивается с проблемами в ношении религиозной одежды и считает, что в запрете носить хиджаб в учебных заведениях нет смысла.

Поиски себя привели в ислам и 24-летнего Артема, который не стал раскрывать свои личные данные.

— Все эти годы жил, не особо задумываясь над смыслом самой жизни, а тут мне вдруг все надоело. Хорошая работа есть, квартира есть, деньги есть, но счастья нет. Задумался всерьез над вопросом: «Зачем жить?». Стал часто ходить в церковь, размышлять, — рассказывает Артем.

После недели размышлений Артем стал много читать о самых основных религиях.

— Убежденность в истинности ислама пришла очень быстро. Буквально после двух дней чтения Википедии и осознания того, что ислам — это совсем не то, о чем говорят СМИ. Само же решение далось довольно трудно. Каждый день в течение примерно недели перед сном я молился с просьбой вывести меня на прямой путь и помочь мне принять верное решение. В итоге Господь вселил уверенность в мое сердце, и я решился, — отмечает собеседник.

По словам Артема, друзья не одобрили его решения, было много негатива, в итоге больше половины окружения поменялось.

 

Хочешь проверить, есть ли у тебя настоящие друзья? Прими Ислам и начни соблюдать нормы шариата, и ты увидишь, со сколькими лицемерами ты дружил! Друзья, которых я знал с пяти лет, звонили из Москвы, из Питера, из Киева и кричали, что я чурка и предатель. Выглядело это крайне смешно.

Артем, SmartNews

 

Перед 24-летним Валидом Сатаровым из Москвы вопрос о выборе мировоззрения встал в 16 лет. Родители не занимались его религиозным воспитанием, и он решил сам заняться изучением ислама.

— Я был христианином, но в моей крови течет татарская кровь, татары исповедуют ислам, я стал интересоваться, что и как, у меня был друг-мусульманин, в основном с ним мы беседовали о религии, меня интересовали острые вопросы, касательно ваххабизма, намаза, хиджаба. Сначала это принималось как увлечение, но родители вскоре поняли, что это больше чем просто интерес. Был разговор… Благо у меня дружеские отношения с ними.

Председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев считает, что именно отсутствие привитого с детства правильного отношения к какой-либо религии приводит к ее смене, и ответственность за это лежит на родителях.

 

Исмаил Бердиев

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Исмаил Бердиев

председатель координационного центра мусульман Северного Кавказа

— Если человеку с детства прививают какую-то религию и он знает ее, то этот человек никуда не уходит, а если он считается в какой-то религии, но ничего об этом не знает — это самая основная причина, почему люди из одной религии в другую уходят. Ведь у него, по сути, не было никакой религии, если бы он верил, он был бы там, а когда он начинает искать — он находит себя в той или иной религии.

По словам эксперта, массового движения по переходу в ислам сегодня нет, есть единичные случаи.

 

— Во всех средствах массовой информации показывают все самое негативное об исламе, что мусульмане — только убийцы, террористы, поэтому если кто-то переходит в ислам, людям кажется это чем-то страшным, хотя в этом ничего и нет. И из ислама тоже уходят, и в ислам приходят. Если человек задастся целью понять религию, он станет изучать религию, и он придет к нужному решению, — добавил Исмаил Бердиев.

Психолог-консультант Венера Айрапетова, поясняя тенденцию, отмечает, что переход от одной религии к другой может быть связан с психологическими проблемами, сильными чувствами и переживаниями и редко объясняется данью моде. В то же время смена веры — не такое уж частое явление. Предположение, что именно таким образом молодежь пытается выразить протест общественным устоям, безосновательно.

 

Венера АйрапетоваЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Венера Айрапетова

психолог-консультант

— Психологических проблем может быть много. От неприкаянности и одиночества до потребности быть значимым, любимым. По моей практической деятельности мне не известны массовые случаи перехода из одной религии в другую, лишь единичные, либо последовательные — один за другим. Признаюсь, беспокойства это у меня не вызывало, как не замечала его и у тех, кто находился рядом с такими людьми. Все зависит от внутренней культуры каждого, его способности признать право человека на выбор. Решение о переходе в другую религию рождается не в одночасье. Причин для этого множество, от пробелов в воспитании — некомпетентность в вопросах религиозной грамотности, отсутствие знаний о собственной культуре, исторически сложившихся традициях — до серьезных травматических событий, в которых не получилось опоры на собственную веру.

 

Комментарии 19