Просвещение

Что препятствует единству мусульман?

Вопросом, вынесенным в заглавие этой статьи, задавался, наверное, каждый, кто имеет к мусульманам какое-либо отношение. Некоторые немусульмане, близкие к исламу и симпатизирующие ему, искренне не понимают, что нас разделяет. Другие – востоковеды-исламоненавистники – посвящают этому разделению всю свою профессиональную жизнь. Некоторые мусульмане с неистовым фанатизмом ухватились за различные заблуждения и нововведения, о которых не знали наши праведные предшественники, и обвиняют в разделении тех, кто их в этом не поддерживает. Другие – изображая из себя учёных, не понимая целей шариата и его приоритетов, действуют так, словно разделение – это похвальная особенность нашей Уммы.

Что на самом деле является причиной раскола мусульман? Какое лекарство Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выписал для лечения этой болезни? Ответы на два этих злободневных вопроса будут даны после нескольких слов о том, какую роль Коран и Сунна отвели единству исламской Уммы.

Важность единства мусульман

Единство исламской общины – одна из целей шариата. Чем обширнее и прочнее будет единство мусульман, тем более совершенным образом воплотится цель, ради которой был создан человек: поклонение Всевышнему Аллаху. Одной же из целей поклонения Аллаху является социальная гармония и благополучие.

Шариатских текстов, призывающих мусульман к единству, – огромное множество. Аллах говорит в Коране (смысл аята): «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями» (сура «Семейство Имрана», аят 103). Мусульмане имеют одинаковые интересы, общие идеалы, единые устремления. Более того, их устремления имеют больший успех, а интересы лучше воплощаются в жизнь именно при их сплочённости и единстве.

Целью жизни мусульманина, как известно, является довольство Аллаха, успех в Судный день и вход в Рай, «ширина которого подобна ширине неба и земли» (сура «Железо», аят 21), «в котором они пребудут вечно» (сура «Юнус», аят 26). Путь в Рай, который Аллах называет в Коране крутой тропой, во многом лежит через взаимопомощь мусульман, их жертвенность и любовь по отношению друг к другу.

Любовь ради Аллаха – это условие полноценной веры, с которой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) связал вход в Рай: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а вы не уверуете до тех пор, пока не станете любить друг друга, так не указать ли вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте между собой салам» (Муслим).

Благодаря этой искренней любви Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) удалось создать сообщество верующих, равного которому не было во всей истории человечества. Его удивительную сплочённость он описал словами: «В отношениях друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга» (Аль-Бухари, Муслим).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «В своей любви, милосердии и сочувствии друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из его частей поражает болезнь, то всё тело отзывается на это бессонницей и жаром» (Аль-Бухари, Муслим).

На укрепление связи мусульман друг с другом направлены все столпы ислама: намаз, закат, пост и хадж. Намаз – это основа в поклонении Аллаху. Все мусульмане, несмотря на различие происхождения, языка, цвета кожи, менталитета… совершают его одинаково, что подчёркивает их единство. К тому же обязательный намаз совершается коллективно, когда мусульмане несколько раз в день встречаются в мечети и выстаивают молитву плечом к плечу. Закат предписан, чтобы обеспеченные мусульмане поддерживали малоимущих, укрепляя связь между ними. Пост ставит обеспеченных мусульман на место нуждающихся, временно уравнивая их и также призывая к взаимоподдержке. Хадж объединяет мусульман всей планеты, одевая их в одинаковые одежды – два куска ткани – и подчёркивая их равенство перед Всевышним Аллахом.

Таким образом, единство исламской Уммы – это важная цель шариата, к претворению в жизнь которой должны стремиться все мусульмане, независимо от их происхождения и статуса. 

Непорицаемые разногласия

Несмотря на всё перечисленное выше, мусульмане сегодня разделились на многочисленные группы и партии. «…Но они разорвали свою религию на части, и каждая секта радуется тому, что имеет» (сура «Верующие», аят 53).

Конечно, не каждая группа мусульман, которая собралась для лучшего исполнения какого-либо дела, является сектой. Аллах говорит в Коране (смысл аята): «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (сура «Трапеза», аят 2).

Также не являются порицаемыми разногласия в ответвлениях Фикха (исламского права), если они основываются на шариатских доказательствах. Коран и Сунна по мудрости Всевышнего Аллаха не представляют однозначных правовых установок во всех второстепенных вопросах. В таких вопросах учёные-муджтахиды извлекают нормы из источников шариата, основываясь на тех доказательствах, которые, на их взгляд, являются более сильными. Подобное произошло при Пророке (мир ему и благословение Аллаха), и он не стал порицать за это своих сподвижников, поскольку разделившиеся стороны опирались на шариатские доказательства при отсутствии возможности однозначной трактовки вопроса (хадис о Бану Курайза).

Сектантство

Группа становится сектой, когда на основе какого-либо идеологического заблуждения она выстраивает методологию поведения и активности, не соответствующую установкам Корана и Сунны, и этим отделяется от общины мусульман.

Шейх Сафар Аль-Хавали в своей книге «Усуль аль-фирак» («Основы сект») выделяет три основные причины сектантства:

1. Оставление истинных источников шариата – Корана и Сунны – и обращение вместо них к другим источникам, которые источниками шариата не являются. Путь мусульман – это путь Корана и Сунны в их понимании сподвижниками Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и нашими праведными предшественниками (ас-саляфу-с-солих). Аллах говорит в Коране (смысл аята): «Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чём они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (сура «Пчёлы», аят 64).

Многие группы отошли от прямого пути, взяв в качестве источников ислама философию внушения и вдохновения, определённые личности, их сны, «общения» с покойниками, ангелами и т. п. Так, люди могут слепо следовать определённой личности – даже тем, кто не обладает должными шариатскими знаниями, – сверяя на их словах истину и фанатично порицая всех, кто им в чём-либо противоречит. Таким образом, они ставят их на один уровень с Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Имам Малик сказал по этому поводу: «Слова любого человека принимаются и отвергаются, за исключением покоящегося в этой могиле», – после чего указал на могилу Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

2. Усердное претворение в жизнь части религии и оставление другой части. Эта черта присуща, пожалуй, всем группам, отколовшимся от общины мусульман. Ислам – это полноценный образ жизни, который включает в себя все её сферы: духовность и политику, интеллектуальность и чувственность, нормы и этику, снисходительность и строгость. Мы же воочию можем наблюдать, как одни превращают ислам в математику, в которой два плюс два равно Халифат, а другие – ограничиваются духовностью, возложив остальное на устазов и Махди«Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?» (сура «Корова», аят 85).

3. Происки врагов ислама. «О те, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверующим, то они обратят вас вспять, и вы вернётесь потерпевшими убыток» (сура «Семейство Имрана», аят 149). Основателями многих сект и основоположниками многих еретических убеждений, появившихся в исламской Умме, были немусульмане.

Также сегодня можно наблюдать, как вся работа некоторых исламских студентов сводится к опровержениям всех и вся. На этом воспитываются целые поколения, которые полагают, что самое важное в исламе – это кого-нибудь опровергнуть. Считая, что таким образом они очищают Умму от заблуждений и ошибок, эти люди не замечают, что сами превращаются в секту, которую в скором времени принимаются опровергать им подобные. Этот замкнутый круг тоже не обходится без определённой поддержки извне.

Решение этой проблемы…

…очень простое для понимания, но почему-то очень сложное для претворения в жизнь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) 14 веков назад предупреждал, что исламская Умма разделится на 73 группы, 72 из которых окажутся в Огне, и только одна – в Раю (хадис об этом в разных версиях передают АхмадАбу Дауд,ат-Тирмизиибн Маджа и другие).

Как же примкнуть к этой самой единственной группе?

В одной из версий упомянутого хадиса сообщается, что Посланника Аллаха (мир ему и благословение) спросили: «Кто же они, эта спасшаяся группа?», на что он ответил: «Это аль-джамаа» – и разъяснил, что это те, кто следует тому, чему следовали сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники.

Он также сказал: «Лучшие люди в моей общине – это моё поколение, а затем следующие за ним, и затем – следующие за ним» (Аль-Бухари, Муслим); «Я оставил среди вас две вещи, держась за которые вы не собьётесь с прямого пути – Книгу Аллаха и Сунну Его Посланника» (Малик, Аль-Хаким). 

Как нам использовать эти завещания?

Необходимо твёрдо держаться за ту религию, на которой были наши праведные предшественники из первых поколений мусульман, и отвергнуть заблуждения и нововведения, которых они не придерживались, которые они не знали и которые не имеют никаких оснований в Коране и Сунне.

Автор: Абдулмумин Гаджиев
подписаться на канал
Комментарии 14
  • На самом деле сектанство т.е.секта это не арабский термин и был позаимствован руками неверных у христиан-котоликов во время ослабления Исламского государства и был внедрен в ряды мусульман как фактор на основе которого мусульмане сами себя делят по нему.
    А вообще понятие секта зародилась в Европе когда в христианстве появились еретики и тому подобные разновидности христиан.Духовенство что бы сдерживать власть над народом объявила что все кто не подчинен церкви все сектанты.Таким образом это понимание было зарождено с целью парабощения,заблуждения народов.
    (537)
    30 сентября'2012 в 10:52
    • Обращение админам

      О братья мои по вере объясните мне ради Аллаха чем вы руководствуютесь коuда запрещаете те статьи которые я хочу опубликовать?
      Приведите же хоть один далил который оправдывал бы ваш поступок. Где же ваша справедливость? почему те статьи которые направлены против партии Хизб - ут - Тахрир вы публикуете, а опровержения вы не публикуете. Разве умма не имеет права выслушать обе стороны. Вы кому служете разве не умме?
      (815)
      30 сентября'2012 в 15:27
      • Этот комментарий был запрещен для публикации
        (815)
        30 сентября'2012 в 15:28
        • Abu-jannet.красавчик брат! Я тебя поддерживаю и согласен с тобой брат! В том и дело, что многие не понимают того,что в священных текстах есть понятие шариатское в отличии от лингвистического и его важно понимать. Например почему используется число 73 ,а не 157 какое значение в числе 7, 70, 700 и т.д. и так же со слова жамагат, течение и т.д.
          (87)
          30 сентября'2012 в 16:42
          • Abu-Jannet, ДжазакАллаху хайрон брат за статью.
            (40)
            30 сентября'2012 в 17:38
            • Что препятствует? Ответ простой, как "два плюс два" - отсутствие правления над мусульманами законами шариата! Был бы халиф, шариатский суд, то вопросы разногласия решались бы там по шариату ради довольства Всевышнего Аллаха! Было бы решено по шариату, кто отошел от правильного пути, кто вероотступник, кто куфар и прочее. Пока не решится эта главная проблема мусульман (отсутствие правления по исламу), второстепенные вопросы так и не решатся, так и будем ходить по замкнутому кругу.
              (973)
              1 октября'2012 в 22:16
              • Не знаю как насчет мусульман всего мира, но российским мусульманам объединиться мешает собственный нафс. Мы мусульмане даже переписываться нормально друг с другом не можем. Стоит написать какую-нибудь мысль, которую мусульмане посчитали неправильной, как вместо мягких увещеваний на тебя набрасываются со словами -подобные глупости... самый идиотский комментарий и т.п. О каком единении можно без конца толковать, когда мусульманин прочитав комментарий другого мусульманина начинает сыпать проклятиями и оскорблениями похлеще любого кяфира. С такими мусульманами нам врагов не надо. Чуть что сразу друг другу в глотки. Читая комментарии друг друга мусульмане (в частности те которые на сайте) сразу воспринимают всё через призму своих предубеждений и предрассудков и даже не уточнив: "Это ли ты имеешь в виду брат или сестра", понеслись проклятия и угрозы. А потом картинно заламывают руки и вопрошают "Что же мешает объединению мусульман". Дорогие мусульмане- А Вы точно хотите объединения? Вы точно пишете комментарии чтобы помогать и просвещать друг друга? Буквально недавно в комментариях попросила подробнее объяснить про намаз тахадджуд, в ответ получила комментарий с ненужной ссылкой (это видимо у мусульман чувство юмора крепчает). Сколько раз приводились хадисы про блага для оставившего спор? Много ли из нас оставляет спор? АлхамдулиЛлах есть такие кто оставляет, а большинство с пеной у рта с мать-перемать (уж простите за грубость) доказывают свою правоту. А нужно ли это Всевышнему? Всевышнему нужно, чтобы мы ему поклонялись или побеждали в спорах? Если мы - мусульмане, которые постоянно посещаем этот сайт, (для нас сайт практически как наша мечеть, по крайней мере для меня, как для человека который живет в немусульманском регионе этот сайт единственный способ общаться с мусульманами, укреплять иман, получать советы и т.д.) не можем мирно общаться, то что говорить о целом мире. Сколько людей, столько и самомнений. Что мешает мусульманам объединиться? ТО ЧТО МУСУЛЬМАНЕ НЕ ХОТЯТ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ!
                (1890)
                1 октября'2012 в 22:56
                • Elizaveta, جزاك الله خيرا
                  Пусть Аллах вознаградит вас в судный день за ваши слава. Приятно осознавать что есть мусульмане(ки) которые так считают.
                  (773)
                  1 октября'2012 в 23:40
                  • Elizaveta, 100%!
                    (5146)
                    1 октября'2012 в 23:54
                    • Elizaveta,сестра вы правы мусульманам мешает,то что они не хотят объединяться они что и делают сидят и думают кто к кому принадлежит((
                      (1894)
                      2 октября'2012 в 01:37
                      • Раб Аллаха, В том то и дело. Постоянно слышу - разве русский может быть правильным мусульманином? Только дагестанцы самые мусульманистые мусульмане. Только чеченцы самые правильные мусульмане... Дальше поехало -сунниты, суфии, салафиты, ваххабиты, те, эти... Прям как коммунизм, большевизм, марксизм, ленинизм. Чем выучивать столько непонятных слов, лучше бы все читали Коран и были мусульманами. Зачем все эти -измы и исты? Не успеют в жизни совершить пару намазов и понеслось - ты такой, ты неправильный мусульманин. У тебя нет бороды. Прояви сабр в конце концов отрастет борода. Дай ей время. Ухти вообще добивают. Одели хиджаб и понеслось - кто платок не носит все такие сякие, все будут в аду. Ещё неизвестно кто раньше в рай войдёт. Уже за Всевышнего в раю все места распределили. Платок то одела а язык как был без костей так и остался. У меня в уренгое есть сестренка. Я ей постоянно рассказывала, что знала, учила читать намаз, книжку подарила, но она все не решалась. Потом когда я уже уехала оттуда она мне написала, что начала читать намаз. Когда она мне пишет сообщения я понимаю насколько слаб мой иман по сравнению с её иманом. Она меня многому учит. И что мне теперь, по логике большинства мусульман сказать ей - яйцо курицу не учит, без году неделя как читаешь намаз и уже учить меня вздумала и всё в таком роде. Нет. ИншаАллах я так никогда не скажу. АлхамдулиЛлах если она будет знать больше чем я и поможет мне узнать больше. Надо добрее быть друг к другу. Не меряться Иманом друг перед другом, а просто поклоняться Всевышнему. В Раю места всем хватит, главное нам быть достойными Рая. Никто на на чьё место не претендует. У каждого ИншаАллах будет свое место.
                        (1890)
                        2 октября'2012 в 02:22
                        • У мусульман в акыйде разногласия и разные понимания есть-еще одна проблема почему не могут они объединиться.
                          (244)
                          2 октября'2012 в 03:23
                          • Abu-Jannet, ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракяту!

                            Публикую ответ публично, дабы напомнить всем пользователям ещё раз!

                            Один из пунктов "правил публикации материалов" гласит:
                            "Особое внимание следует обратить на недопустимость публикации материалов содержащихся в Федеральном списке экстремистских материалов Министерства Юстиции РФ, с которым можно ознакомиться здесь, а так же материалов и ссылок с сайтов организаций, деятельность которых запрещена на территории Российской Федерации, со списком которых можно ознакомиться здесь."

                            Я НЕ РАЗДЕЛЯЮ МНЕНИЕ И МОТИВЫ ЛЮДЕЙ ПУБЛИКУЮЩИХ ЗДЕСЬ МАТЕРИАЛЫ ВЕДУЩИЕ К РАЗЖИГАНИЮ НЕНАВИСТИ В И ВРАЖДЫ МЕЖДУ НАМИ, НО ТЕХНИЧЕСКИ И ФИЗИЧЕСКИ ОТСЛЕДИТЬ АБСОЛЮТНО ВСЕ МАТЕРИАЛЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ, ПОЭТОМУ ПЕРИОДИЧЕСКИ ПОДОБНЫЕ СТАТЬИ ПОПАДАЮТ В НАШ ЭФИР!

                            ЧТО ЖЕ КАСАТЕЛЬНО "ОПРОВЕРЖЕНИЙ", ТО ИХ ТЕМ БОЛЕЕ НЕ БУДЕТ ТУТ, ТАК КАК ЭТО ЧИСТОЙ ВОДЫ ПРОПАГАНДА ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ИДЕОЛОГИИ.

                            В СЛУЧАЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ПУБЛИКАЦИЙ ЗАПРЕЩЁННЫХ СТАТЕЙ В ВИДЕ КОММЕНТАРИЕВ, ПОДОБНЫХ ЗАБЛОКИРОВАННОЙ НИЖЕ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ БУДЕТ ВЫНЕСЕНО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, КАК В ЭТОМ СЛУЧАЕ, С ДАЛЬНЕЙШИМ ВЫДВИЖЕНИЕМ ЕГО КАНДИДАТУРЫ В БАН!

                            Джизака Ллаху хайрон дорогой брат за понимание...
                            (15081)
                            3 октября'2012 в 14:25
                            • абу Джабраиль, нет мы на каком языке общаемся? мыж мусульмане? на каждое наше действие должно быть решение Аллаха халял или харам. Я спрашиваю с тебя как с мусульманина на каком шариатском основании удаляются посты и новости. Как же без этого модно вести диалог при том в этой статье не было призыва в какую либо группу и написано оно не от какой либо группы.
                              (815)
                              4 октября'2012 в 15:14
                              • ежели б каждый занимался спасением своей души и думал бы о своих поступках, а не искал бы бяки у других, вот тады бы нормально все было. А свободное время тратить надо бы на укрепление имана, а не поиска его отсутствия или слабости у других. Вот вся проблема... А объединить сейчас, в наше время, это практически невыполнимая задача, слишком далеко зашли. Тут какое-то мощное вмешательство, по воле Аллаха, токмо поможет, которое массово повлияет на сознание мусульман.
                                (0)
                                10 октября'2012 в 11:55