Просвещение

Позиция Ислама относительно гражданства и национальных меньшинств

Появление западного понятия «гражданство»

Гражданство является современным политическим понятием, связанным с патриотизмом, т.к. гражданство выражает принадлежность к определенной территории. Изучение гражданства связанно с появлением независимых государств в Европе, и оно получило много определений. Одни сказали, что гражданство – это политическая и духовная связь между индивидом и государством, и что она является политической и правовой связью. Связь образовывается указом государства, делая индивида поданным этого государства. Другие дали ему такое определение: «это политическая, правовая и духовная связь между индивидом и государством, следствием которой являются обоюдные права и обязательства». Взаимная выгода между государством и индивидами – это основа гражданства, не оставляя без внимания национальное и духовное чувство, связывающее государство с индивидами. Таким образом, государство предоставляет гражданство по наличию у них этого чувства, согласно англосаксонскому взгляду на гражданство, которым является исполнение обоюдных услуг.

Гражданство различает между гражданином государства и иностранцем. Индивид, имеющий гражданство, становится гражданином, и все индивиды, составляющие народ государства, называются гражданами. Те, кто не имеет гражданства, являются иностранцами. Следовательно, гражданство определяет членство в каждом обществе, определяет права, которыми пользуются граждане, и обязанности, которые они соблюдают по отношению к государству. Принимается во внимание то, что система в своей основе установлена в государстве к услугам граждан, исключая иностранцев, которые не пользуются всеми этими правами и обязанностями наряду с гражданином государства, несмотря на то, что все они подчиняются законам государства, в котором живут.

Что касается правовой природы понятия гражданства в западной мысли, то некоторые считают, что гражданство имеет качество договоренности, которое происходит по воле государства и индивидов, согласно так называемому «социальному договору». Однако реальность противоречит тому, что гражданство имеет идею договоренности. Особенно это заметно в том, что касается гражданства, предполагаемого с точки зрения национального происхождения человека, региона или брака с гражданином государства. Гражданство не является связью договоренности, исходящей из обоюдной воли, в то время как государство регулирует вопросы гражданства и лишает людей гражданства в соответствии со своими высшими интересами, своими политическими, экономическими и социальными условиями. Здесь индивид не может протестовать против этого. Гражданство, согласно западному понятию, связано с суверенитетом государства. Это не отношение договоренности, поскольку государство предоставляет гражданство, а индивиды получают его.

Из вышесказанного понимается, что понятие гражданства не является результатом идеологии или мировой человеческой мысли. Оно является результатом эволюции, касающейся европейских государств в Средние века, когда это понятие возникло в ответ на сепаратистский дух, который царил в феодальном строе Европы и, в последующем, привел к появлению национальных европейских государств. Затем, начиная с XVIII века, с появлением эпохи капитализма, понятие гражданства закрепилось в своем значении. Политические, экономические и социальные условия, через которые прошла Европа, привели в начале XIX века к установлению гражданства в рамках законодательства и законов, чтобы придать гражданству политический и конституционный характер. Это сделало его словно даром, который государство предоставляет тому, кому желает, и лишает тех, кого захочет, этого гражданства. Связанность понятия гражданства привела к появлению империализма и международных конфликтов, самыми мощными из которых стали Первая и Вторая мировые войны.

Следствием принятия системы национального гражданства стало:
1 – Укрепление вражды между жителями по причине установления ограничений для иностранцев, даже если они являются представители одной религии и одной нации.
2 – Укоренение идеи эгоизма и высокомерия.
3 – Господство и власть правителей над людьми.
4 – Придание гражданству курса к разделению и распространение среди людей сепаратистского духа через так называемое «право на самоопределение».

Понятие «национальные меньшинства»

Одним из опасных понятий, произошедших из идеи гражданства, является понятие национальных меньшинств. Оно относится к числу мерзких понятий, которые используются неверными империалистами в пропаганде понятия права на самоопределение. В последние годы неверные империалисты активизировались в своей яростной атаке против исламского мира для разделения в нем того, что и без этого является разделенным, поднимая и усиливая смуту вокруг права на самоопределение национальных меньшинств. Здесь необходимо обратить внимание на опасности этого понятия для политического единства Уммы, особенно после того, как неверные империалисты осознали близость прихода мусульман к реализации политического единства, представляющегося в государстве Халифат. Организация Объединенных Наций издала исследование, в котором изучила этапы развития понятия национальных меньшинств. Данное исследование дало «национальному меньшинству» следующее определение: «Это группа людей, которые живут в какой-либо стране и имеют одно происхождение, одну религию, один язык или свои традиции и обычаи. Их объединяет индивидуальность, основанная на одной или более из этих особенностей». Подтверждается также необходимость добавления к определению термина «национальные меньшинства» еще одной составной части, это: «Желание группы людей сохранять самопризнание в своих традициях и особенностях», поскольку потребность в защите нацменьшинств возникает в основном из-за слабости их положения даже в демократических странах. В 1994 году от центрально-европейской инициативы появился закон о защите прав национальных меньшинств. В первой статье этого закона говорится: «Термин национальное меньшинство означает группа людей, уступающая по численности остальному населению государства. Ее члены, являясь гражданами государства, имеют религиозные или языковые особенности, отличные от тех, которые касаются остальной части населения, как и имеют желание в сохранении своих культурных и религиозных традиций».

До этого империалистические государства имели успех в использовании карты нацменьшинств и защиты их прав, когда работали над разделением Османского государства в конце XIX века, поддерживая их всеми средствами и способами. Они образовали беспорядки на Балканах, подняли балканские народы и религиозные общины, которые жили в спокойствии и стабильности. Они смогли отделить эти земли от Османского государства до того, как оно прекратило свое существование. Они также подняли кровавую межконфессиональную смуту в Ливане, дабы она стала предлогом для их вмешательства в 1861 году. С Лозаннским соглашением, подписанным 24 июля 1924 года, империалистические государства с целью поражения Османского государства разъединили его земли на националистических, патриотических, конфессиональных и мазхабных основах, чтобы утвердить свое господство над ними и сохранить их в слабом состоянии, дабы эта Умма не обрела мощь и силу.

Одним из исторических уроков, о котором стоит упомянуть в этой связи, является то, что османский султан Сулейман аль-Кануни заключил в 1535 году соглашение с королем Франции Франсуа Первым, согласно которому французским консулам предоставлялись полномочия судить проживающих на территории Османского государства французов, рассматривая их как национальное меньшинство. После этого такие же полномочия для своих консулов потребовали Британия, Австрия и другие государства, и они были получены ими. В то время это называлось «Закон о привилегиях». При этом известно, что на то время Османское государство пребывало на вершине своего могущества. Это само по себе было шариатским нарушением, которое произошло из-за неверного понимания султана, ошибочности его расчетов и отсутствия тех мыслителей и ученых, которые указали бы ему на эту ошибочность и предостерегли его от нее. Последующие султаны проводили ту же самую ошибочную политику, которая позже обернулась для исламского государства тяжелыми последствиями. Она открыла путь для проникновения империалистических государств к населению исламского государства, и особенно к христианам. Они начали подстрекать их к недовольству, неповиновению и бунтам. Мы знаем, что происходит сегодня в Судане; что произошло в Ираке, а до этого было в Пакистане и Индонезии; что происходит в Алжире и Египте, где разрабатываются проекты по разделению этих стран согласно этому мерзкому понятию, т.е. понятию «право на самоопределение национальных меньшинств».

Позиция Ислама относительно гражданства и национальных меньшинств

Вначале следует отметить, что в Исламе нет гражданства и национальных меньшинств. Ислам установил отношение, которое связывает индивидов, образующих государство, на основе связи исламского подданства, которая строится на признании людей, постоянно проживающих в государстве, как населения государства. Связь на основе подданства вышла за рамки связи религиозного братства, которая пригодна характеризовать лишь духовное отношение мусульман друг с другом, и перешла к политической связи между поданными государства, мусульман и не мусульман.
Политические рамки исламского государства – это территория Ислама. Исламский шариат как Откровение от Всевышнего Аллаха, которое не предназначено для какого-то одного народа или какой-то одной нации, утвердил особое понятие о подданстве, которое противоречит понятию национального гражданства. Исламское понятие о подданстве строится на связанности с территорией Ислама, которая определяет целью государства исполнение над людьми законов Аллаха и ликвидацию всяких различий между ними. Таким образом, каждый, кто выразил довольство законами шариата и подчинился им, из тех, кто постоянно проживает в исламском государстве, без различия в том, родился он в этом государстве или переселился в него, мусульманин он или нет, вправе получить подданство государства и иметь его гражданство. Этим самым мы видим различие между Исламом и западной мыслью, основанной на различении одной группы людей от другой, не говоря уже о понятии гражданства, которое различает гражданина государства от иностранца.

Ислам запрещает строить подданство на основе национальной или патриотической идеи, не говоря уже о противоречии Ислама западной теории о гражданстве. Суть в том, что их идея проводит различие между коренным гражданством и приобретенным гражданством, где установленные людьми законы дают человеку, имеющему коренное гражданство больше прав, чем тому, кто принял гражданство. Ислам же не проводит различия между получением подданства по национальным или региональным признакам, между теми, кто имеет его с рождением на территории государства, или с переселением в него. В Исламе право подданства определено для индивида, т.е. исключительно как для человека, если он желает постоянно жить в исламском государстве. Следовательно, подданство – это право человека, а не дарение со стороны государства, и оно зависит от самого индивида. Государство не дарит гражданство и не лишает его, а лишь следит за облегчением мероприятий по его получению.

Отсюда становится ясной огромная разница между расистским подходом к гражданству с его понятием в западной системе и между уважением человека, которое утверждено законами Ислама. В Исламе человек избирает ту акыду, которую хочет исповедовать, и ту систему, под правлением и властью которой он согласен жить, невзирая на его национальность, месторождение и происхождение. Это исламское представление подданства подтверждается в результате изучения ряда исламских понятий и убеждений как шариатских законов, выведенных из Корана и Сунны. К этим понятиям, которые подтверждают особенность понятия подданства в исламской мысли, относятся:

1. Исламское государство (территория Ислама – «дар аль-ислям») – это государство призыва, целью которого является исполнение исламского шариата внутри государства и распространение Ислама в мире. Поэтому оно не допускает построение исполнительной системы, которая препятствует получению подданства исходя из национального или патриотического признака, интереса или иного.

2. Шариатские законы обязывают мусульман жить в исламском государстве, и поэтому иметь подданство исламского государства – это не просто право индивида, но и его обязанность.

3. Ислам обязывает мусульман к переселению из территории неверия на территорию Ислама, с постоянным проживанием на ней. Переселенец обязан иметь подданство исламского государства, которое должно содействовать ему в проявлении им законов своей религии.

4. Исходя из того, что подданство является правом человека, Ислам не различает в предоставлении подданства между мусульманами и другими людьми, ибо Всевышний Аллах обязал исполнение Своего шариата над всеми людьми. Проживание немусульманина в исламском государстве является лучшим средством доведения до него истины. В этом случае он воочию видит правление Ислама и испытывает на себе его справедливость, если имеет подданство путем постоянного проживания среди мусульман, доволен исполнением над ним законов Ислама, приняв договор «зиммы». Зиммии и мусульмане являются гражданами исламского государства и имеют его подданство, которое требует соблюдения ими договора «зиммы», подчиняясь власти государства. Ислам гласит о том, что государство обязано предоставлять право временной безопасности немусульманам, прибывающим на территорию Ислама с целью ознакомления с исламской моделью жизни. Всевышний Аллах сказал (перевод): «Если же какой-либо многобожник попросит у тебя убежища, то предоставь ему убежище, чтобы он мог услышать Слово Аллаха. Затем доставь его в безопасное место, потому что они невежественные люди» (9:6). В этом имеется начало для получения им гражданства для постоянного проживания  и довольство исполнением над ним законов Ислама. Ведь исламское государство является государством призыва. Всевышний Аллах сказал (перевод): «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (34:28)

5. Подданство исламского государства связано лишь с постоянным проживанием на территории Ислама. Из самого лишь исламского братства среди мусульман не проистекают политические права, если мусульмане постоянно проживают за пределами исламского государства. Таким образом, право подданства обусловлено постоянным проживанием, ибо Всевышний Аллах лишил управления тех, кто не переселился на территорию Ислама (перевод): «Те, кто уверовали, но не совершили переселения, то вы не можете управлять ими, пока они не переселятся» (8:72)

 

Связь подданства с религией

Из определения «территория Ислама» (дар аль-ислям) становится ясным отсутствие связи между подданством исламского государства с одной стороны и религией и убеждениями людей, постоянно проживающих в нем, с другой стороны. Неправильно будет говорить, что гражданство мусульман в исламском государстве – это исламское гражданство. Поскольку связывание гражданства с исламской акыдой оставляет немусульман, согласных с исполнением законов Ислама над ними, за рамками граждан исламского государства. Между тем связь гражданства – это управление исламским государством всеми своими поданными – мусульманами и немусульманами, обязывая их к исполнению Ислама. Право подданства для населения государства подтверждается присягой, переселением, подчинением Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.). Доказательством этому служит договор Посланника (с.а.с.) с евреями Медины сразу после своего переселения в нее. Этот договор предоставил проживающим в ней евреям и другим людям подданство государства и определил для них обязанность подчинения исламскому правлению. Ибн Исхак сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) написал мухаджирам и ансарам: «Во имя Аллаха Милостивого Милосердного. Это письменный документ от Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, среди верующих и подчинившихся из Курайша и Ясриба, тех, кто последовал за ними, присоединился к ним и воевал вместе с ними. Они – одна единая Умма, отличная от других людей. Кто последует за нами из иудеев, для тех – помощь и равноправие. Они не будут подвергаться притеснениям и не будут помогать другим против мусульман. Мир для всех мусульман один. Мусульманин не живет в мире без другого мусульманина, когда идет сражение на пути Аллаха, а только на равных условиях для них всех. Иудеи несут расходы вместе с мусульманами, пока против них ведется война. Иудеи Бану Ауф являются группой вместе с мусульманами. У иудеев – своя религия, а у мусульман – своя религия. Кто же совершил несправедливость и грех – наносит вред только себе и членам своей семьи. Никто не может уехать из них без разрешения Мухаммада (с.а.с.). Иудеи несут свои расходы. Они должны помогать друг другу советом и делом, проявлять добро, а не зло по отношению друг к другу. То, что было до этого между участниками этого договора, — ссоры, обиды, которые могут нанести вред в настоящем, — все это будет отнесено на суд Всевышнего Аллаха и Его Посланника Мухаммада (с.а.с.)…». Это служит доказательством, подтверждающим наличие подданства и гражданства у немусульман, проживающих в исламском государстве. В этом документе Пророка (с.а.с.) содержится следующее:

1. Для проживающих в Медине иудеев и тех, кто следует за мусульманами, определено право на помощь и равенство.

2. В случае войны иудеи тоже должны нести расходы в пользу государства.

3. При возникновении разногласий решения выносятся из Ислама.

Таким образом, условием предоставления гражданства является постоянное проживание в исламском государстве и исполнение законов Ислама. Отсюда мы видим, что исламский политический взгляд на понятие о подданстве предоставил точные законы для решения проблемы гражданства в государстве и определил критерий его получения шариатским, где нет значения для расовых, национальных, патриотических признаков или выгоды.

Сегодня на площадях арабского и исламского мира возвышаются голоса мусульман с требованием свободы и освобождения от этих неверных, деспотичных и марионеточных режимов. Появились побежденные и обманутые западным просвещением подобия ученых, мыслители и лидеры некоторых исламских движений, которые добились успеха на выборах, благодаря людям, которые избрали их из-за того, что они подняли Ислам своим девизом, занимая центральное место в этих событиях. Они стали вести разговоры о невозможности единства исламской уммы и установления Халифата по причине существования национальных меньшинств. Мол, эти меньшинства заявляют, что утратят право гражданства, согласно которому, по их утверждению, граждане государства обладают равенством. Но при этом они знают о том, что на протяжении столетий мусульмане и немусульмане были объединены под властью Халифата, и история не знает, чтобы кто-либо из них в то время проявлял недовольство или сетовал на жизнь в сени милости и справедливости Халифата.

Всевышний Аллах изобличил некоторых из них после прихода к власти, когда они стали делать заявления, не имеющие ничего общего с Исламом, который до этого они использовали в качестве своего девиза. Их заявления теперь слышны для Уммы без исламской завесы. Они предлагают верительные грамоты и добрые отношения западным государствам, с которыми сотрудничают как с опекуном этой Уммы, даже после ее частичного избавления от известных тиранов.
Следовательно, необходимо прилагать усилия для того, чтобы образовывать у мусульман общественное осознание в отношении этих западных понятий, которые опасны для будущего политического Ислама, который, по воле Аллаха, в скором времени будет олицетворен в государстве исламский Халифат. Необходимо опровергать все претензии и оправдания, которые исходят от этих подобий ученых и агентов. Они взяли на себя задачу по продвижению и пропаганде этих мерзких понятий с целью ввести Умму в заблуждение и отклонить ее от деятельности по осуществлению обещания Аллаха и радостной вести Его Посланника.

Всевышний Аллах сказал (перевод):
«Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» (12:21)

Автор: Джамаль абд аль-Муним

Комментарии 0