Просвещение

Мастера-каллиграфы целый год будут работать над текстом Священного Корана

Правительство Дубая выступило спонсором уникального проекта: создания рукописной копии Корана, чем займутся два мастера каллиграфии, один из которых вынужден работать в условиях разорённого войной сирийского города Алеппо. На священную работу у них уйдёт целый год. Это очень деликатный труд, требующий не только мастерского владения каллиграфией, но ещё и глубокой духовности и внимания к малейшим деталям.

Все буквы должны располагаться на определённом расстоянии друг от друга, изгибы и наклоны в словах должны быть выполнены под определённым углом, огласовки должны быть проставлены осторожнейшими штрихами, а если допущена какая-то ошибка ― даже точка, стоящая не на своем месте, ― всю страницу придётся переписывать заново.

На это ― самое священное в жизни любого мусульманина дело создания рукописного Корана ― у двух мастеров уйдёт целый год.

«Какую бы книгу я ни написал за свою жизнь, это не может сравниться с тем, что мне предстоит сейчас», ― признаётся известный каллиграф Мохаммед Диб Галул.

55-летний сириец Галул и 49-летний иракец Баджар аль-Эрбили были выбраны как два мастера-каллиграфа для воплощения проекта по созданию рукописной копии Корана, спонсором которого выступило Правительство Дубая. Заявки на участие в проекте поступили от 30 лучших каллиграфов мира, но отобрали только этих двоих. Каждый создаст полную копию Корана, лучшая из них будет переплетена, напечатана и издана в различных размерах. Есть вероятность, что вторая копия также будет издана.

Инициатором проекта выступил Шейх Мохаммед ибн Рашид, вице-президент Объединённых Арабских Эмиратов и эмир Дубая, который в прошлом году учредил Дубайскую международную премию Священного Корана (Dubai International Holy Quran Award ― DIHQA). В рамках премии будет издано и распространено миллион копий Корана Шейха Халифы ибн Зайда Аль Нахайяна, названного в честь Президента ОАЭ.

Двое каллиграфов недавно посетили Дубай, чтобы подписать контракты. Перед тем, как отправиться обратно в свой родной Алеппо, Диб Галлул признался, что на них лежит огромная ответственность, ведь Коран содержит слова и мудрость Всевышнего.

«Когда работаешь над Кораном, тебя переполняют чувства благоговения и высочайшей духовности. Необходимо заставить свой разум работать синхронно со всеми чувствами, ― продолжает он. ― Твои глаза, твои нервы, твои руки ― все должны быть одним целым, чтобы писать Коран правильно и так, как подобает выглядеть на бумаге словам Аллаха».

Большой удачи пожелал каллиграфам доктор Мохаммед Абдул Рахим аль-Олама, глава Организационного комитета и глава Отдела исследований Корана в DIHQA.

Каллиграфам запрещено давать интервью, пока они заняты этим проектом. Оба они неоднократно получали престижные награды и премии за свои работы, у каждого из них десятилетия опыта.

«Лишь немногим каллиграфам известны правила, нужный стиль и порядок письма, необходимый при создании Корана, ― объясняет доктор аль-Олама. ― Этих правил так много, и нужно принять во внимание такое количество деталей, что удаётся это лишь лучшим из лучших.

Кроме профессионализма и соблюдения правил, каждый каллиграф также вносит свой уникальный стиль в написание священного текста, как будто оставляет на бумаге часть своей души».

 


Доктор Мохаммед аль-Олама, глава Отдела исследования Корана на учреждении Дубайской международной премии Священного Корана
 

В Коране 604 страницы (и 16 вкладок), самый стандартный размер называется аль-Мутаваст, это средний размер ― 17 х 24 см. Также существует размер Джамави ― 24 х 34 см. Есть и другие размеры: 20 х 14 см, 20 х 29 см и 11 х 15 см.

«Даже размеры Корана соответствуют определённым стандартам и должны отвечать строгим требованиям», ― продолжает доктор аль-Олама.

Каллиграфы будут создавать большие листы, почти плакатного размера, а затем в типографии они будут подгоняться под стандартные размеры. Работать мастера будут на специальной бумаге из Турции.

Писать Коран они будут насхом ― мягким, наклонным шрифтом, самым распространённым в исламском мире. Появился он в конце VIII века и считается наиболее лёгким для чтения среди всех остальных.

«Особые чернила, особая бумага, особая техника письма, такие детали, как какое слово должно приходиться на конец страницы и как оно расположено, расстояние до полей, интервал между строками... Любая возможная деталь чрезвычайно важна, когда работаешь над Кораном, ― говорит доктор аль-Олама. ― У нас учреждены специальные комитеты, которые будут проверять каждую мелочь».

Помимо работы административных, технических и религиозных контролирующих комитетов в ОАЭ, которые проверят каждую страницу рукописи, затем эти страницы будут отправлены в религиозные комитеты других арабских и исламских стран для заключительной проверки и утверждения.

Украшения и узоры для Корана, такие как оформление обложки, будут поручены другим каллиграфам.

По расчётам, издание одного миллиона экземпляров будет стоить 25 миллионов дирхамов, первая напечатанная копия будет подарена Президенту страны, Шейху Халифе. Остальные будут бесплатно распространяться в ОАЭ и по всему миру.

«На последней странице каждого экземпляра будет стоять печать с именем человека, который последним проверял её, и если будет найдена какая-либо ошибка, этот человек будет нести ответственность, а экземпляр будет уничтожен», ― говорит доктор аль-Олама.

Он объяснил, что с помощью современных технологий и химикатов можно стереть текст Корана перед тем, как утопить книгу в море, закопать или сжечь.

«Каждый человек, который принимал какое-либо участие в работе над Кораном, будет вознаграждён каждый раз, когда кто-то будет открывать этот Коран и читать его», ― говорит он.

Ведь тех, кто своим наследием оставил Священный Коран, будут помнить ещё долгое время после их смерти. Как говорил пророк Мухаммед: «Добрые дела верующего будут жить долгое время после его смерти: знания, которые он получил и которыми поделился с остальными; правоверный сын, который остался жить после него; копия Корана, которую он оставил как наследие; мечеть, которую он построил; дом, который он построил для путников; арык, который он вырыл; или богатство, которым он поделился с другими, когда был в добром здравии. Дела эти послужат ему наградой после его смерти».

подписаться на канал
Комментарии 0