Политика

Леонид Ивашов: «В Сирии нет кандидата на пост руководителя переходного правительства»

Яркой личности в сирийской оппозиции нет, поэтому если сегодня произойдет революционная, а не эволюционная смена руководства, гражданская война будет только усиливаться, считает президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов, в интервью «Голосу России» он рассказал о ситуации на Ближнем Востоке

"Сегодня Россия несколько скорректировала свою позицию в отношении сирийского вопроса и более активно ищет пути политического урегулирования в Сирии. Встреча с бывшим вице-президентом Сирии Абдель Халим Хаддамом - это как бы новый шаг российской дипломатии. Трудно сказать сегодня, согласовано ли это с нынешним сирийским руководством или же это самостоятельное движение. Конечно, было бы лучше, если бы Россия консультировалась по поводу будущего состава сирийского правительства и с нынешним руководством Сирии, и с оппозицией. Если это согласованные шаги, то это движение в правильном направлении. Если же Россия делает это за спиной президента Башара Асада и нынешнего руководства, то это тупиковый путь, который к политическому урегулированию не приведет.

Каким образом переходное правительство придет к власти, если нынешнее сирийское руководство не захочет этого? Лучший вариант, конечно, вести переговоры с нынешним руководством Сирии, которое уже делает шаги для того, чтобы правительство было более "широким". Асад уже вводит представителей оппозиции на посты министров, даже назначил ее представителя вице-премьером. Такой путь - более перспективный и более мирный. А, если говорить о так называемом «формальном лидере сирийской оппозиции» Абдель Халим Хаддаме, то необходимо отметить, что он суннит, и при этом более 10 лет являлся вице-президентом. С учетом того, что Мустафа Тлас, являющийся тоже суннитом, был в течение 30 лет и министром обороны, и по сути дела вице-премьером, курирующим все силовые структуры, версия о диктатуре алавитов сегодня опровергается. И силовые структуры, и первый после президента пост были отданы сунниту, в составе правительства были и православные, такие факты означают то, что ни о какой алавитской диктатуре речи быть не могло.

Да, бывший вице-президент говорит о всеобщей коррупции в составе руководства. Но почему же тогда он, как вице-президент, не вел с этим борьбу? Кстати, мне говорили сирийские руководители, что он был одним из главнейших коррупционеров, собственно говоря, из-за этого и ушел. Нужно учитывать и возраст бывшего вице-президента, ему 80 лет, и он не желает никаких постов. Какой смысл тогда вести с ним переговоры – вот такой вопрос возникает. Абдель Халим Хаддам назвал Башара Асада диктатором вместе с его отцом, но считаю, что Башар Асад не похож на диктатора. Напротив, он как раз молодой человек, сторонник реформ. Асад предлагает эти реформы, и здесь важно его поддержать. Да, вокруг него были соратники отца, они и по сей день вокруг него, но они-то как раз более консервативны, и менее настроены на реформы, поэтому они пытаются сохранить тот порядок, при котором привыкли доминировать. Сегодня нужно менять генерацию, омолаживать и расширять состав правительства и других руководящих органов. Вот в этом направлении России можно было бы работать.

- Есть ли ещё какие-нибудь яркие политики или личности, которые могли бы претендовать на роль руководителя переходного правительства?

- Нет, ярких кандидатур нет, потому что произошла подмена политической оппозиции, которая на начальном этапе формировалась, вооруженной оппозицией, то есть сегодня доминируют боевики, и найти среди них ярких личностей невозможно. Большинство из них – это наемники: наемники из Турции, Афганистана и других арабских стран. Они просто "солдаты удачи", приехали работать. Есть там и фанатики, в том числе, и сирийские религиозные фанатики, среди них искать лидера, кандидата – это тоже опасно. Сегодня сирийская оппозиция очень разобщена. Я уже говорил, что вооруженные формирования, бандформирования подвинули политическую оппозицию, и сегодня они доминируют. Даже внутри оппозиции единого лидера не прочитывается, у них нет общего кандидата, они не готовы его выдвинуть, и апелляция к 80-летнему Абдель Халим Хаддаму только подтверждает, что лидера нет. И сын Мустафы Тласа, генерал Тлас, суннит, перешедший недавно на сторону оппозиции, таковым не является. Яркой личности нет, поэтому если сегодня произойдет такая революционная, а не эволюционная смена состава руководства, гражданская война будет только усиливаться.

- Город Алеппо подвергся авиаудару. Погибло много мирных жителей. На чьей ответственности эти жертвы?

- Асад, как может, удерживает от активных военных действий свои силы. Он понимает, что убивать своих граждан, и тем более десятками, тысячами, никакого интереса нет, обстреливать мирное население - только усугублять трагедию. При таких бомбардировках, ударах и конфликтах разрушать то, что созидалось годами, десятилетиями, а то и веками, это тоже страшно. А вот этим "солдатам удачи", наемникам из других стран плевать на то, что много гибнет людей, рушатся здания, наносится ущерб экономике и в целом всей жизни сирийцев. Это их почерк, им платят деньги, и они исполняют. Им ставят заказ, как можно больше убить мирных граждан, чтобы все это свалить на Башара Асада, чтобы не дать затухнуть конфликту, спланированному Соединенными Штатами Америки. Интерес в массовом убийстве граждан, в разрушениях - это не интерес сирийского руководства, это интерес тех, кто за это получает деньги. Нужно говорить и более конкретно: именно Соединенные Штаты спланировали эту операцию - операцию по изменению политического курса сирийского руководства, а значит по изменению самого состава сирийского руководства. Сирия, в отличие от Каддафи, последовательно, четко всегда держала курс против агрессии США, против израильской оккупации и всегда ориентировалась на Россию, на Советский Союз, у нее никаких там колебаний в отношении выбора стратегического курса не было.

Наверное, эти причины и ряд других заставили Соединенные Штаты проводить операцию, причем она имеет античеловеческий, антигуманный замысел. Что нужно в копилку Барка Обамы на следующих президентских выборах? Нужна "победа" над Сирией, свержение режима Башара Асада. США поставили на это, потому что других внешнеполитических побед сегодня у американцев нет. Когда рейтинг Обамы упал до критического уровня, ему принесли голову Усамы бен Ладена. Сегодня нечем козырять на внешнеполитическом фронте, и поэтому они должны любой ценой организовать свержение режима Башара Асада. Ну, а дальше уже пропиарить, как победу, как волю господина Обамы. Сегодня Америка делает все, чтобы достичь этой цели. По сути дела США проявляет внешнюю вооруженную агрессию: собирают боевиков, заставляют своих сателлитов из арабских стран, из Европы, например, Турцию, вооружать этих боевиков, финансировать их и т.д. Чтобы достичь "победы" Сирию обложили санкциями, ей угрожают уничтожением гражданских самолетов, угрожают вторжением, и делают это именно Соединенные Штаты. Вторжение в Сирию сегодня поддерживают в той или иной степени только 27% американского населения, поэтому задача США сегодня, самим не ввязываясь, решить сирийскую проблему в свою пользу чужими руками - вот, что происходит сегодня.

Обо всем этом Россия должна вместе с Китаем жестко высказаться и поставить вопрос на внеочередном заседании Совета Безопасности ООН. Вопрос нужно ставить о вооруженном вмешательстве во внутренние дела суверенного государства.

- Что можно ожидать от предстоящего визита нового спецпредставителя ООН Лахдара Брахими в Сирию и Иран?

- Я, честно говоря, не верил в миссию Кофи Аннана, в этом еще один опять же прием американцев, они разогревают ситуацию, они осуществляют вооруженное вмешательство чужими руками, они по сути дела нарушают вторую статью устава Организации Объединенных Наций. Для того чтобы сыграть на свою публику, на общественное мнение, Америка выбирает некоего спецпредставителя, чтобы ликвидировать попытки мирного урегулирования. Мы это наблюдали и в Югославии, когда там спецпредставитель США господин Холбрук часами сидел у Милошевича, делая вид, что озабочен ситуацией, что ищет пути мирного урегулирования конфликта, а тем временем нарастает именно вариант военной агрессии, мы это все уже наблюдали. То же самое было с Ливией, то есть спецпредставитель - это всего лишь такое дипломатическое прикрытие агрессии, поэтому думать, что новый спецпредставитель сегодня что-то сумеет сделать, когда весь Запад проводит операцию по изменению политического строя в Сирии, это наивно.

- Мир всколыхнула целая череда терактов в Ираке. Кто за этим стоит?

- Это отражение той стратегии США, которую они проводят в исламском мире. Буш-младший проводил политику всеобщего «джихада» или «крестового похода» в целом против ислама, и успехом эта его стратегия не увенчалась, а мусульманский мир консолидировался. Сейчас демократы проводят политику несколько более изощренную, более хитрую, они пытаются расколоть исламский мир на суннитов, на шиитов, на салафитов и т.д. Ставку делали на радикальные исламские организации, как инициаторов этого раскола, они же по сути дела в союзники себе призвали «Аль-Каиду», хотя она таковой и была, создали новые террористические организации, чтобы запустить этот процесс противостояния мусульман против мусульман. Мы видим, что это проявляется сегодня в Ираке. И я не исключаю, более того, уверен, что за каждым крупным террористическим актом стоят спецслужбы: спецслужбы США, спецслужбы Британии, спецслужбы Израиля, они провоцируют подобного рода действия, финансируют, оплачивают. Не важно, кто именно, сунниты или шииты, устраивают теракты, но в мусульманском мире происходит раскол.

- Каково на сегодняшний день влияние американцев на внутреннюю политику Ирака?

- Американцам сегодня там особо влиять не нужно, тем более контролировать ситуацию. Они решили главные задачи: первая - уничтожили государство, которое проводило антиамериканскую политику, второе – они взяли под контроль самую дешевую нефть в мире и сегодня эксплуатируют эти нефтяные поля, и третье – под предлогом войны в Ираке они взяли под контроль основные стратегические коммуникации. Они свои задачи решили. Их задача сейчас только поддерживать эту вечную нестабильность в Ираке, чтобы Ирак не превратился опять в мощное, сильное государство, что они и делают. Нестабильность поддерживается так: тут взорвал и приписал это суннитам, в другом месте взорвал – приписал шиитам и т.д. Плюс курдскую проблему они выпятили. И в этом треугольнике – шииты, сунниты, курды – они поддерживают режим нестабильности.

- Какова на сегодняшний день ситуация в Иране?

- Иранское руководство и иранское экспертное сообщество прекрасно понимают, что следующей целью после Сирии будет Иран, и не обязательно они его будут сразу же атаковать вооруженными силами. Запад будет запускать здесь и элементы цветных революций, работа будет вестись на раскол иранского общества. Будут ужесточаться санкции, чтобы народ, теряя социальные гарантии, возбуждался против правительства. Такая информационная агрессия будет проводиться для разложения иранского общества, для формирования антииранского общественного мнения. И где-то на последнем этапе операции, когда народ не сможет больше терпеть нищету и отсутствие нормальных условий для жизни, будет нанесен удар с расчетом на то, что определенные силы поддержат действия Запада. А сейчас будут формировать вооруженную оппозицию, чтобы раскачать Иран изнутри".

Автор: Леонид Ивашов
подписаться на канал
Комментарии 0