Просвещение

Традиционный Ислам? - нет, не слышали

Однажды я стала свидетельницей одного очень интересного разговора. За одним большим столом с различными угощениями сидели молодые люди и те, кто постарше. Собрались, чтобы «отметить поминки» умершего год назад родственника.

Возникли небольшие разногласия по поводу цели этого собрания. Те, кто по моложе, соблюдающие предписания религии Ислам, начали говорить о том, что понятия «поминки» в Исламе в принципе не существует. Поколение постарше почувствовало в этих словах провокацию и перешло в наступательную позицию.

В воздухе повеяло нездоровым спором, в котором одни просто отказывались слушать других, приводя один единственный довод: «Яйца курицу не учат». Впечатление от данного мероприятия смазалось, а каждый присутствующий, к сожалению, остался при своём мнении.

Между тем, я задалась вопросом: «Почему же старшее поколение наотрез отказывается принимать свежие, правильные мысли, подкреплённые доказательствами?» Причин нашлось несколько.

В первую очередь, это тенденция. На сегодняшний день в нашей стране она очень чётко выражена - тенденция традиционализма во всем, даже в религии. По этой причине возникают многочисленные споры и дискуссии. Речь на уже упомянутых «поминках» зашла о том, что мы мусульмане вспоминаем усопших каждый день, также как и читаем Коран в намазе по пять раз в день минимум, поэтому не должно быть определённых правил в отношении конкретных дней (3, 9, 40 дней со дня смерти человека).

Мусульманин может в любой день пригласить к себе родственников, угощать их и читать вместе суры Священного Корана, для этого даже не нужен какой-то определённый повод. «А если этого нет в Исламе, значит это («поминки») откуда-то пришло»,- аккуратно объясняла молодёжь. Но их уже никто не слушал, перешли на извечные замечания следующего толка: «Как можно не уважать традиции?», «Мы так всю жизнь делали, также как и наши деды и прадеды, а тут появились вы, грамотные очень» и т.д. в этом русле.

Традиция крепко вцепилась в религию, смешав все в один большой салат с разномастными, порой даже взаимоисключающими ингредиентами. Поэтому порой просто непонятно, что и откуда вообще пришло. Никого, например, не удивляет, когда в магазине исламской атрибутики спрашивают какой-нибудь защитный талисман, оберег.

Когда людям объясняется, что такого в исламе нет, что только Всевышний защищает и подвергает нас испытаниям, это почти всегда вообще никак не воспринимается. Даже наоборот, народ начинает с твёрдой уверенностью отстаивать позицию «лёгкой веры» так, как будто они уверены, что это правильно.

Самое трагичное во всей этой истории, это то, что они действительно в это верят. Верят, что можно повесить медальон на шею, подвеску с арабской вязью в машину, картину с молитвой на стену, и все это их защитит. При этом чуть ли не каждый второй приходит в мечеть, чтобы купить что-нибудь в местном магазине, а не почитать, например, намаз.

Это действительно превратилось в глобальную тенденцию. Очень сложно объяснить человеку, что нужно выполнять приказы Всевышнего Создателя, чтобы заслужить Его довольство. Что мусульмане должны делать только то, о чем говорится в Коране, потому что это инструкция для жизни, а не просто Книга, которая должна лежать дома. Что для мусульман лучшим примером является Пророк Мухаммад (мир ему). Именно из Корана и Сунны мы узнаем, что нам делать, чтобы заслужить довольство Всевышнего Аллаха.

Система даёт определённые мысли, которые с лёгкостью поедаются народом. Почему? Наверное, так просто легче. Раза два в год собрать людей, сделать «Куран ош», сходить в мечеть, чтобы дать хаир и купить какой-нибудь оберег с Аятом «аль Курси», на который уже «почитали», чтобы повесить его дома именно над дверью. А ещё обязательно постирать вещи покойного перед тем, как сжечь их, или надеть платок на никах, так чтобы не было видно волос, потому что мулла будет ругаться, а вечером опять надеть привычную мини-юбку.

Все эти обряды выполняются обычно с завидным рвением и дотошностью, таким образом удовлетворяется тот самый инстинкт поклонения, который в нас заложен Нашим Создателем.

Остаётся настежь открытым один единственный вопрос – Что же все- таки является Правильным? К этому вопросу прицепляются не менее важные непонятные моменты: как распознать природу того или иного обряда, - религиозный он или традиционный, в чем разница между этими двумя понятиями.

Для многих ответ на вопрос, «Какой Ислам традиционный, а какой радикальный?», уже давно был найден в широких просторах современных СМИ. Всё, что выходит за грань «нормального», умеренного Ислама, не имеет права быть чем-то другим, кроме радикального. Остаётся выяснить, кто и для чего определил эту самую «шкалу нормальности».

Для того чтобы разобраться, давайте попробуем вникнуть в непосредственную суть понятия «традиция». В словаре традиция определяется как обычай, порядок, установившийся в поведении, быту; то, что перешло от одного поколения к другому; что унаследовано от предыдущих поколений.

В переводе с латинского - традиция – передача, то, что сложилось исторически и передаётся путём преданий, устно и письменно. То есть ключевым моментом в понятии традиция является передача информации от предыдущих поколений, без упоминания каких-либо доказательств правильности какого-либо обряда или обычая. Работает принцип: делаем так, потому что так делали наши предки и не задаём лишних вопросов.

Между тем, что касается религиозных обрядов поклонения, то здесь нет места непроверенной информации. Мусульмане черпают знания о том, что можно, а что нельзя, только из Корана и Сунны. Коран – это Священная Книга мусульман, последнее Божественное Откровение. В этой Книге есть масса доказательств того, что слепо следовать своим предкам, отвергая приказы Аллаха, является грехом, то есть запрещено. Что же касается жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), то одно из сильнейших препятствий для принятия Ислама для арабов было, как раз-таки нежелание оставлять религию своих предков.

Если перенести все на нашу реальность, становится понятным, что Ислам как традиция противоречит истинному Исламу в основе, потому что выбираются различные критерии поступков. Эта смена понятий была очень выгодна системе, которая во все времена стремится к глобальному контролю истинной религии Ислама.

Сделать так, чтобы не службы безопасности ругали молодёжь за исполнение Сунны, а не традиций, а наши же собственные дедушки и бабушки. Ввести понятие радикальный, ортодоксальный и умеренный Ислам, чтобы таким образом запутать наших же родственников, соседей и друзей, чтобы помешать распространению истинного Ислама, по одной простой причине – настоящий Ислам противоречит этой порочной системе, и они не могут жить по соседству.

Лучшим примером этого является жизнь нашего Пророка Мухаммада (мир ему), который не терпел никакого компромисса и боролся со всеми взглядами и идеями, которые не были исламскими, потому что они пропитаны неверием и отсебятиной.

Поэтому мы мусульмане должны стремиться к возвращению влиятельного Ислама, к полному претворению всех законов Создателя, потому что мы все будем за это спрошены. Мы должны стремиться к разъяснению людям порочных идей и обрядов, которые противоречат Исламу, и делать это наилучшим образом, как поступал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

«Те, которые не идут прямым путём, привыкли следовать за тем, за чем шли их отцы. И когда призывают их следовать за тем, что ниспослано Аллахом, они отвечают: «Нет, мы не откажемся от того, на чем застали наших отцов». Предпочтение «пути отцов» прямому пути, указанному Аллахом, - это большой грех. Неужели и тогда, когда их отцы лишены были разумения и не шли по прямому пути?» Аль Бакара, 170.

Автор: Посмела Правдивая
подписаться на канал
Комментарии 27
  • Статья актуальная и затрагивает важную проблему.Здесь проблема не в том что ты преподнес Истину, а в методе преподнесения этой Истины. Такой проблемой очень часто встречаются те люди которые недавно сами приняли Ислам и в основном неопытные в этом деле молодежь. Здесь эти люди пришли не на лекции по религии, а на поминки родственника и хорошо что этих молодых не выставили за дверь за оскорбление общества. У нас в России это еще прокатывает, а в регионах с более глубокими исламскими корнями за такое можно и с позором выкатиться.
    (867)
    3 сентября'2012 в 04:23
    • Истина она и в Африке истина, как не выворачивайся чтобы людям ее открыть более понятно и доступно, если они не хотят тебя услышать не услышат. Пророк с.а.в доносил ислам наилучшим образом и что? все приняли ту истину которую он нес? Нет не все. Как сказано в аяте приведенном в статье, так и есть! Если бы они хотели понять и докопаться до вопроса как же все таки правильнее по исламу, то они бы выслушали не препираясь со словами, "Мы так всю жизнь делали, также как и наши деды и прадеды".
      У народа сегодня умственная лень! они не хотят размышлять, вдумываться, живут так как жили их предки, даже не пытаясь понять, а правильно ли они жили?
      (461)
      3 сентября'2012 в 06:15
      • muslim.ru, Нет брат, я с тобой не соглашусь. Хотя истина есть и истина как ты утверждаешь, но зависит и от того кто преподносит эту Истину, как преподносит, кому преподносит и где преподносит. Неужели ты хочешь сравнить в призыве пророка с.г.с. с кем то из наших российских мусульман, который вчера выучил два слова из Корана, хадисов и два слова из пару книг про Ислам? Или ты думаешь если тебя не послушали значит они хотят остаться в неведении?
        (867)
        3 сентября'2012 в 07:25
        • Так само понятие "традиционный" ислам тоже выдуманное. Чтобы отделить традицию от истины нужно получение непосредственно самих религиозных знаний.
          К тому же у большинства людей нефс сел сверху и заслоняет само восприятие правильного. Появляется желание любой ценой отстаивать свое - лишь бы не выглядеть идиотом или безграмотным в вопросах религии.
          (154)
          3 сентября'2012 в 12:28
          • Хафиз, При Пророке Мухаммаде (САВ), происходило так же, когда Он (САВ) доносил слова истины, курайшиты так же ругали Его, не воспринимали Его. почему? Потому что то что Он нес напрямую противоречило Их устоям, традициям. А в статье автор ясно донес, что такое традиции.
            (3004)
            3 сентября'2012 в 13:07
            • Наша реальность соответствует, реальности Посланника Аллаха, это естественно, когда происходят трения Истины и лжи, трения мыслей, происходят противостояния и борьба с Исламом. Но это не повод, чтобы отстранятся от призыва, который является миссий Пророков. И тот, кто в наше время несет призыв, Инша Аллах зарабатывает такую же награду, как и они!!!
              (3004)
              3 сентября'2012 в 13:18
              • Говоря про обычаи не надо забывать: То что основы Фикха: Куран, Сунна, Иджмаг, Кияс, Гадат(обычаи).
                يقول الشيخ السعدي رحمه الله "رسالة في أصول الفقه" (7) :
                ( الأصل في العادات الإباحة إلا ما ورد عن الشارع تحريمه )
                Шейх Саади говорит в своей книге (Письмо в основы фикха): "Следовать обычаями разрешено, кроме тех который противоречат законам шариата".
                ويقول الشيخ عبد العزيز بن باز رحمه الله "مجموع الفتاوى" (6/510)
                " الواجب على كل مسلم أن لا يعتمد على العادات ، بل يجب عرضها على الشرع المطهر ، فما أقره منها جاز فعله ، وما لا فلا ، وليس اعتياد الناس للشيء دليلا على حله ، فجميع العادات التي اعتادها الناس في بلادهم أو في قبائلهم يجب عرضها على كتاب الله وسنة رسوله عليه الصلاة والسلام ، فما أباح الله ورسوله فهو مباح ، وما نهى الله عنه وجب تركه وإن كان عادة للناس
                Шейх ибн Баз в "Собрание фетф" (6\510): Каждый мусульманин не должен основываться на обычаи, более того должен соотносить их с законами шариата. Те(обычаи) которые подкреплены шариатом, разрешены для него. А те(обычаи) что нет, запрещены. Не служит доказательством на разрешенность, то что люди придерживаются(определенного обычая)......
                ويقول الشيخ ابن عثيمين رحمه الله "تفسير سورة البقرة 2" (299)
                " العادات لا تجعل غير المشروع مشروعاً ؛ لقوله تعالى : ( وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَنْ تَأْتُوْاْ الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا ) مع أنهم اعتادوه واعتقدوه من البر ؛ فمن اعتاد شيئاً يعتقده براً عُرِض على شريعة الله " انتهى .
                Шейх Ибн Усеймин в толковании "Суры Бакара"(229 аята) говорит: "Развод двукратен: после него - либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием".
                (773)
                3 сентября'2012 в 14:12
                • Так, я не понял! А кто это, собственно, посмел традиционный Ислам порочить, ась? А справка из ФСБ есть?! А акции "Газпрома"? От ведь люди жизнь не любят, да?!
                  (-163)
                  3 сентября'2012 в 14:49
                  • Вся беда в... ПРИВЫЧКЕ! Не осознанной инерции мышления и отсутствию РАЗМЫШЛЕНИЯ. Уже-ли те, кто пренебрегают даром, коим наделил их Аллах Тааля - разумом, смогут преуспеть? Нет. Ибо они смотрят, но не видят; слушают, но не слышат; мне жаль их...
                    (1412)
                    3 сентября'2012 в 17:46
                    • марьям, ассаламу алейки сестра. Я не о том что доносил пророк с.г.с., а как он доводил до людей. Я не думаю что кто либо из нас может быть равным в красноречии и искренности. Вот и пытаюсь объяснить этим ребятам что не следует ругать кого либо за то что не приняли, так как есть методика и техника работы с населением и в Исламе есть целая наука дагвата. Так маленький пример для полной ясности. Обычно меня когда приглашают на подобные поминки и аяты для арвахов я рассказываю им из того что читал сам и то немногословно. А после того как заканчиваю почти всегда находятся те которые задают встречные вопросы. Обычно это в основном касаются только вероубеждения и поклонения. И никогда не ломаю душу людей всякими спорами и тем более руганью и криком. Поистине Аллах нам приказал призывать на путь Аллаха мудростью и лучшим словом.
                      (867)
                      3 сентября'2012 в 18:26
                      • Братья и сестры! Давите перестанем винить и ругать народ и людей. Ислам же сейчас толко начала внедряться в наши ряды, народ только-только начинает просыпаться от спячки и сна. Отходит от лживой ненормальной идиологии коммунизма. Голодные в духовную пищу массы людей теряются в поиске истины и становятся рабом разного рода лжепонятий, лжебогов, лжекультур. К понятию традиционный Ислам более подвержены народы с Исламскими корнями, а русским и новобращенным мусульманам это понятие вообще чуждо и непонятно. Так что традиционный Ислам оно просто с течением времени обречено на самоуничтожение, так как неимеет под собой реальной основы. Традиционный Ислам, это понятие как таклиди иман, в будущем утеряется с приходом в население истинных знаний об Исламе. Поэтому здесь нет повода для беспокойства, просто необходимо пережить это время, усердно работая на пути Аллаха. А ругань и крики это не дело мусульман.
                        (867)
                        3 сентября'2012 в 20:49
                        • К традиционному Исламу в основном призывают муфтии и хазряты,а для народа они авторитеты,вот почему когда своим же родственникам объясняешь правильный Ислам,они тебя не слушают,говоря,что мы секта(((А это опять таки выгодно,все наверное это понимают))
                          (1894)
                          3 сентября'2012 в 21:29
                          • Раб Аллаха, сестра, не печальтесь, их время на исходе и наступает время истинного Ислама инша Аллах.
                            (867)
                            3 сентября'2012 в 21:39
                            • Хафиз, ассаляму алейкум! К сожалению, "традиционный" ислам присутствует и в мусульманских странах, просто на более широком уровне (сказывается то, что у них не было несколько десятков лет насильственного безбожия), и там тоже есть "ученые", которые уводят мусульман от правильного понимания ислама, благодаря чему народ в дунье и, по большому счету, не беспокоится за выполнение всех законов Всевышнего. Вот только сейчас они от спячки просыпаются и иншаАллах начинают возвращаться к настоящему исламу. Что еще остается делать...увещевать по доброму, понимая, что изначально тебя понимать не будут, будут даже враждебно настроены, но куда деваться...фард Аллаха.
                              (973)
                              3 сентября'2012 в 22:08
                              • сестра Наталья, да сестра, и еще не забывая фард Аллаха "Призывай на путь Аллаха с мудростью и лучшим словом"
                                (867)
                                3 сентября'2012 в 22:13
                                • dmsprut, ты,брат, хоть имей справку и акции хоть не имей... Когда Къада придет она не будет спрашивать ни разрешения, ни совета.
                                  (183)
                                  4 сентября'2012 в 01:13
                                  • Хафиз, ты брат, с чего взял, что "раб Аллаха" - сестра?
                                    (183)
                                    4 сентября'2012 в 01:25
                                    • Разделение Ислама на группы или классы на самом деле проблема имеющая место в наши дни.Это проблема относительно новая,так как нигде нет указания о разновидностях Ислама как послания от Аллаха. Причина появления такой разновидной окраски заключается как в самих мусульманах,так и в их недругах. Ошибка мусульман кроется в оставлении кристального понимания и осознания Ислама как идеального образа жизни,как единственно правильной формы общественной и индивидуальной жизни.В случае имения и того и другого мусульмане никогда не стали бы воспринимать Ислам как традицию,не имеющей разумного обоснования.Заслуга недругов в тщательно-продуманной идейно-политической кампании по разрушению идейной базы и политического единства мусульман приносит плоды сегодня.И как результат непонимание между старшим поколением воспитанном на национальных традициях и поколением новым,молодым,развитым ,воспринимающие Ислам как концепцию жизни способную привести к счастью в обоих мирах.
                                      (3)
                                      4 сентября'2012 в 01:29
                                      • Хафиз,уалейкум ассалям уа рахматуллахи уа баракатух, брат, ни кто и не говорит что нужно ругаться, а то что устоявшиеся понятия ломать мы должны, так как они не соответствуют истине, как бы не приятно им слышать об этом. О бессмысленности спора тоже не имела ввиду. Естественно делать дагват наилучшим образом, как и говорит нам Создатель, но соглашаться с традициями противоречащими Исламу это не правильно.
                                        (3004)
                                        4 сентября'2012 в 12:48
                                        • чем отличается традиционный мусульманин от нетрадиционного? все зависит от традиций каждого конкретного человека и его понимания традиционности. Если под традициями понимается сунна Посланника Аллаха (с.а.в.), но мы всеми руками и ногами за такой Ислам!
                                          (-64)
                                          4 сентября'2012 в 12:56
                                          • Abu Talha, потому что он давненько на сайте))), брат.
                                            (3004)
                                            4 сентября'2012 в 13:58
                                            • Tukay, Тонко подмечено. А если под традициями понимается Лубянковское "без суда и следствия", то руки и ноги нам уже не помогут - во всяком случае, в ближайшей жизни. Может быть стоит заниматься дауватом?
                                              (-163)
                                              4 сентября'2012 в 21:49
                                              • марьям, ассаламу алейки, сестра. Дело в том что надо ломать несоответствующее Исламу традиции, но не души людей. Здесь нужнен опыт и знания.
                                                (867)
                                                6 сентября'2012 в 17:55
                                                • В словарях нет такого понятия традиционный ислам, как нет и понятия евроислам, татарский ислам.Это все нововведения, большой грех.
                                                  (844)
                                                  9 сентября'2012 в 18:17
                                                  • Откуда же пошли эти 40 дневные поминки и почему эта традиция такая живучая?
                                                    (844)
                                                    13 сентября'2012 в 11:11
                                                    • Хафиз, согласна с Вами. Призыв нужно делать в более вежливой, убеждающей, а не навязывающей манере. Пожилым людям очень трудно менять привычный образ жизни. Один знакомый ездит каждую пятницу в деревню к матери, потому что она категорически не хочет к нему переезжать, а он не может зарабатывать в деревне. Работая на руководящей должности поняла одно, руководствуясь личным опытом "Поручение, облечённое в просьбу, а не приказ, в несколько раз повышает качество его исполнения". Я естественно могу просто указать и сказать "Сделай". Но сказав " Сделай, пожалуйста, это очень важно" я в несколько раз повышаю коэффициент полезного действия. Да, надо объяснять, что наши традиции - это не Ислам. Но нужно это делать мягко, убеждая людей, объясняя так, чтобы они заинтересовались и сами начали задавать вопросы. Наши новоявленные мусульмане ещё не исправив свои недостатки ринулись в атаку искоренять недостатки в окружающих.
                                                      (1890)
                                                      23 сентября'2012 в 15:58
                                                      • Чем отличается традиционный мусульманин от нетрадиционного?Если возник вопрос,то эта статья все разъяснит)))
                                                        (186)
                                                        3 марта'2013 в 04:01