Общество

Ислам в Пермском крае - Пермский муфтият

О времени и способах появления ислама на территории Прикамья достоверных сведений пока не существует. Считается, что с завоеванием Волжской Булгарии Батыем осенью 1236 г. многие народы Поволжья оказались в составе Золотой Орды (булгары, башкиры, половцы и т. д.)1. Именно в золотоордынский период в 1256 г. хан Берке (1258-66) под влиянием булгар принимает ислам, начинает покровительствовать мусульманскому духовенству. Однако официальное принятие ислама относится к 1312 г. к периоду правления хана Узбека (1312-1342).

После распада Золотой Орды часть Пермских земель отошли Казанскому ханству (1436-1552)2, а южные районы платили дань Ногайской Орде. В 1472 году Пермь Великая вошла в состав Русского государства, что предопределило дальнейшую историю края и судьбу местных народов.

Первые письменные источники по истории пермских мусульман датируются 80-х гг. XVIII в. До 80-х гг. XVIII века Пермский край не являлся единой административной единицей и входил в состав Казанской, Сибирской губернии. Указом Екатерины II от 27 января 1781 года было учреждено Пермское наместничество, а несколькими днями позднее и сам штат наместничества. В 1762 г., по данным Д. М. Исхакова, в Пермской губернии проживало 8 984 татар, в 1782 г. – 11987, в 1795 г. – 17624.

В 1778 году создается Оренбургское Магометанское Духовное Собрание, которому подчинялись все духовные управления кроме Таврического. 22 сентября 1788 году учреждается Уфимское Духовное Собрание для руководства внутриобщинными вопросами мусульман (назначение духовных лиц, регистрация рождаемости, заключение браков). Создание собственно мусульманских структур в системе управления подтверждает признание “официальный статуса ислама и мусульман в многонациональной России, права мусульманских народов – татар и башкир – на сложившийся под влиянием ислама собственный образ жизни”.

С 1826 г. по 1909 гг. выросло число мечетей с 143 до 211, причем активное их строительство приходится на вторую половину XIX в. (1886 г. – 172, 1888 г. – 192). По данным историка И. Загидуллина, в 1868 году в Пермской губернии насчитывалось 172 мечети. Из этих исторических зданий на сегодня сохранилось около четырех: пермская Соборная мечеть по адресу г. Пермь, ул. Осинская, 5, мечеть в городе Оса Пермского края и деревянные мечети в с. Федорки и с. Барда, Бардымского района. Первая Всероссийская перепись населения 1897 года сообщает о 78940 мужчинах и 69520 женщинах, придерживающихся мусульманского вероучения, что составляло тогда 4,96% от населения.

Сегодня в Пермском крае проживает более 200 тысяч мусульман, в том числе около 100 тысяч в г. Перми. Основную массу мусульман Пермского края составляют коренные тюркские народы Прикамья – башкиры (40 тыс. человек) и татары (136 тыс человек). До 70% татаро-башкирского населения края компактно проживают в Бардымском (95% мусульман), Куединском, Уинском, Чернушинском и Октябрьском (40% мусульман) районах, кроме того, некоторое количество татар и башкиров компактно проживают в ряде населенных пунктов и микрорайонов Пермского, Березовского, Кишертского, Кунгурского, Суксунского, Чусовского, Частинского, Чайковского районов, в городах. Березники, Кизел, Краснокамск, Лысьва, Чусовой, Гремячинск.

Существуют также территории компактного расселения национальных диаспор мигрантов из регионов России и СНГ, традиционно исповедующих ислам: например, Большесосновский, Карагайский районы. Преимущественно это мигранты из Таджикистана, Узебкистана, Азербайджана.
На территории Пермского края помимо Централизованного религиозного управления мусульман Пермского края (ЦРУМПК) ведут деятельность Духовное управление мусульман Пермского края (ДУМ ПК) и Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ).

Можно дать следующую периодизацию государственно-исламских отношений в России: до середины XVI в. ислам сохранял статус официальной идеологии Казанского ханства, с 1552 г. начинается активная христианизация и русификация инородного населения, с 80-х гг. XVIII в. некоторое послабление по отношению к мусульманскому населению, с середины XIX в. – усиление антимусульманских настроений, поиск форм взаимодействия с религиозными общинами в 1918-1929-е гг., расцвет репрессивной машины в 1929-39-е гг., некоторое послабление и уступки в годы войны (1941-47 гг.), пассивная форма идеологического контроля, кризис общественной, религиозной жизни с конца 1940-х по 1950-е гг., вновь возросшее пристальное внимание к конфессиональным вопросам в 1960-80-е гг. Однако, на протяжении всего исследуемого периода православие оставалось официальной государственной религией.

До августа 1992 года в имам-мухтасибом Пермского мухтасибата ДУМЕС, к которому в ту пору подчиняется община при Пермской соборной мечети, является Наиль Сахибзянов.

3 мая 1994 года создается региональное ДУМ Пермской области (РДУМ ПО) во главе которого становится муфтий Халим Харисов.

15 декабря 1997 года председателем РДУМ ПО был назначен имам-мухтасиб Татышлинского мухтасибата (Республика Башкортостан) ДУМЕС Мухаммадгали Хузин. В 1999 году руководство общины при Пермской соборной мечети принимает решение выйти из состава ЦДУМ, и перейти под каноническое управление ДУМЕР. В это же время начинается строительство здания медресе во дворе Пермской соборной мечети.
3 февраля 2000 года глава ДУМЕР муфтий Равиль Гайнутдин объявляет об открытии в Перми представительства ДУМЕР, при этом его главной и полномочным представителем ДУМЕР и Совета муфтиев России в Пермской области назначен Хамит Галяутдинов.

9 декабря 2002 года Верховный суд России отказал в иске главному управлению Министерства юстиции РФ по Пермской области и Коми-Пермяцкому округу о ликвидации юридического лица религиозного объединения мусульман пермской Соборной мечети. 23 марта 2004 года Пермь посетил муфтий Равиль Гайнутдин, во время его визита было торжественно открыто здание исламского культурного центра при пермской Соборной мечети.

12 сентября 2006 года на базе общины мусульман при пермской соборной мечети образовано Централизованное религиозное управление мусульман Пермского края (ЦРУМПК) включившее в себя 15 мусульманских организаций в разных районах края. Председателем ЦРУМПК был избран Хамит Махмутович Галяутдинов. Указом председателя ДУМЕР муфтия шейха Равиля Гайнутдина от 22 ноября 2006 года ему был присвоен сан «муфтий», образован Муфтият Пермского края.

Организация занимается решением организационных вопросов строительства религиозных зданий, исламского образования, распространением ислама среди народов края, традиционно исповедующих ислам, просветительской деятельностью, сертификацией и контролем производства халяльных продуктов, вопросами гармонизации межнациональных взаимоотношений коренных жителей края и мигрантов из республик СНГ, традиционно исповедующих ислам.

ЦРУМПК организует и контролирует проведение мусульманских религиозных праздников и конкурсов, информирует мусульман края о своей деятельности, периодически выпуская газету «Ислам в Пермском крае».

Комментарии 0