Общество

Жизнью своей преодолевать расколы

Когда мы приступали к этому маленькому проекту, мы знали, что нас ждут неприятные сюрпризы. Мы знали о многочисленных линиях раскола и отчуждения в среде наших земляков, которые растут день ото дня. Но, именно, зная об этом, мы сделали свой первый шаг к преодолению всех этих линий отчуждения. Потому что факторов успеха на нашей стороне было больше, чем факторов отчуждения, работавших против нас.

На нашей стороне был месяц Рамадан, в который верующие и симпатизирующие им стараются забывать обо всех распрях. На нашей стороне было традиционное горское гостеприимство, не могущее отказать гостю, каких бы религиозных или общественных позиций он ни придерживался. На нашей стороне были неоспоримые аргументы из нашей истории, кровью учившей нас стремиться к консолидации, аргументы нашей религии, требующей от нас единства, и аргументы современных реалий, диктующей необходимость единения.

Итак, группа активистов Федеральной лезгинской национально-культурной автономии и Общественного движения “Хаджи-Давуд” в последние дни месяца Рамадан проехалась по районам Южного Дагестана, чтобы собрать за благотворительными ифтарами жителей региона. Эти ифтары были организованы в Дербентском, Магарамкентском, Сулейман-Стальском, Ахтынском и Курахском районах, а также в селении Новый Куруш Хасавюртовского района.

Все эти встречи собрали сотни гостей. Особенностью наших ифтаров являлось то, что на них приглашались не только активные и соблюдающие мусульмане. Но и те сельчане, которые пока не посещают мечеть, не совершают молитвы и даже не держали пост. Подобная открытость этих благотворительных ифтаров по нашему замыслу должна была способствовать единению наших земляков, которым, к сожалению, и без того хватает линий раскола – на верующих и неверующих, молодых и пожилых, северных и южных.

И это сработало. Старики, которые до этого предпочитали держаться подальше от мечети, занятой молодежью, с готовностью принимали приглашение на эти ифтары и восседали во главе стола. Верующая молодежь, не готовая до этого идти на диалог с “несоблюдающими”, забывала о своих претензиях за единым праздничным столом. Еще одним приятным фактом данных ифтаров явилось то радушие, с которым на них откликались местные власти. Но не все вышло так радужно, как нам хотелось. Поскольку наши предчувствия оправдались, и перед нами проявились настолько глубокие линии раскола и отчуждения нашего общества, что их не преодолеть за один ифтар, или за один месяц Рамадан.

Первый раскол – это, конечно, раскол на верующих и неверующих. Непонимание и отчуждение между ними растет практически по всему Дагестану. Но в лезгинских районах, где в советский период мусульманская традиция была уничтожена на корню, этот раскол ощущается предельно остро. Многие сельчане с недоверием относились к нашему приглашению. Но принявшие приглашение расходились уже крепкими друзьями.

Второй раскол - это раскол самих верующих на суфиев и салафитов. Эта проблема также существует практически по всем Дагестану. Но, опять-таки, в лезгинских районах она также ощущается особенно остро. Так, в Новом Куруше, где суфии и салафиты не смогли ужиться под одной крышей, и вынуждены были разойтись по разным мечетям. Теперь в селе две мечети, между которыми не больше сотни метров; два джамаата, говорящих на одном языке; два пятничных намаза и два отдельных ифатара в Рамадан.

Третий раскол – это раскол между тянущимися к исламу жителями и теми представителями власти, которых раздражает это стремление их же земляков. Так в Магарамкентском районе, несмотря на то, что проведение ифтара было согласовано с главой районной администрации, местные правоохранители все же попытались помешать его проведению. Шесть офицеров местного РОВД с сурово сдвинутыми бровями полчаса убеждали нас, что проведение нами ифтара на территории мечети без представленной за неделю заявки в Минюст и районные структуры МВД и ФСБ противоречит закону о митингах.

Однако, когда мы видели за одним столом верующую молодежь и пришедших только на ифтар стариков, студентов исламских вузов и глав администраций, местных жителей и гостей из российских регионов, становилось очевидным, что все остальные проблемы преодолимы. Главное сделать навстречу друг другу первый шаг. Сегодня за праздничным ифтаром, завтра за круглым столом, а послезавтра и на уровне всей республики. Другого пути нет. Поскольку именно этот путь спасал на протяжении тысячелетий Дагестан, и именно он принесет нам долгожданный мир и сегодня…

Автор: Руслан Курбанов
подписаться на канал
Комментарии 1
  • Хвала Аллаху, этим обьединением должны заниматься не только отдельные люди или джамагат, а в этом должны быть заинтересованы все мусульмане. Также нужно понимать на основе чего должны обьединиться мусульмане, на основе акыди ведь Аллах в своей книге говорит, "держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь." вервь это не Ислам, ведь сахабы разногласили в вопросах шариата, что включает в себя Ислам. верь это акыда - вера в Аллаха и во все то что нам сообщил Аллах и его посланник. Найти точку соприкосновения и начать диалог. Аллах знает лучше.
    (815)
    25 августа'2012 в 16:11