Политика

Консенсус большинства

На саммите ОИС Сирию исключили из состава организации

14-15 августа в священном для всех мусульман городе Мекка был проведен экстренный саммит Организации исламского сотрудничества. Его инициатором был саудовский корольАбдалла аль Сауд. Помимо Саудовской Аравии, в саммите приняли участие представители более 50 государств-членов, а также представитель Палестинской автономии.

Главной темой саммита стала, естественно, Арабская весна. Участники встречи обсуждали ее последствия на всем пространстве исламского мира — от севера Мали, где местные туареги при помощи бежавших из Ливии каддафистов создали фактически независимое государство Азавад, до ситуации в Мьянме. Не обошли они вниманием и Израиль — в итоговой декларации содержалось осуждение Израиля за массовые аресты палестинцев и «содержание палестинских заключенных в тяжелых условиях в израильских тюрьмах».

Однако наибольший упор по понятным причинам был сделан на ситуации в Сирии — при этом, опять же по понятным причинам, ее представители в Мекку приглашены не были. По итогам обсуждения, ОИС из-за «упорства, с которым сирийские власти отстаивают военный вариант» приняла участие временно исключить Сирию из состава организации. Это решение стало «жестким посланием сирийскому режиму о важности прислушивания к желаниям народа и его требованиям свободы, справедливости и достоинства», — заявил министр иностранных дел Туниса Рафик Абдессалям.

Интересно, что, по словам генерального секретаря ОИС Экмеледдина Ихсаноглу, решение о приостановлении членства Дамаска было приняло, «основываясь на консенсусе абсолютного большинства» членов Организации исламского сотрудничества. Столь сложная и противоречивая формулировка объяснялась тем, что в отличие от ЛАГ (членство Сирии в которой было приостановлено еще в ноябре 2011 года) тут у нее нашелся могущественный адвокат — Иран. В Тегеране надеялись уговорить рядовых участников ОИС не предпринимать никаких действий в отношении режима Асада, и именно для ведения переговоров с ними президент Исламской республики Махмуд Ахмадинежад прибыл в Мекку за два дня до начала саммита.

Несмотря на недавние скандалы вокруг якобы иранских агентов, готовившихся убить саудовских послов в Каире и Вашингтоне, в Мекке иранского президента приняли с уважением — на заседаниях король Абдалла аль-Сауд усадил его на место слева от себя. Однако сами переговоры оказались безуспешны. При этом иранцы, конечно, попытались спасти лицо — в иранском МИДе заявили, что Ахмадинежаду удалось убедить участников встречи ограничиться лишь исключением Сирии и не выпускать официального требования отставки Асада.

Еще одним нарушителем «консенсуса большинства» стал Ливан, который на сирийском голосовании попросту воздержался. Министр иностранных дел ЛиванаАднан Мансур заявил о том, что его страна и дальше будет проводить политику «самоустранения» в сирийском вопросе. По его словам, сирийцы сами должны разобраться в своих проблемах. Нейтральная позиция Страны Кедров объясняется тем, что ее ведущие политические силы в сирийской гражданской войне выступают по разные стороны баррикад. Так, давно известно, что повстанцам в районе Хомса оружие доставляется через север Ливана, подконтрольный лидеру ливанских суннитов Сааду Харири. Участие Харири в сирийской гражданской войне объясняется не только щедрой платой за транзит, но и личной местью — считается, что его отца, бывшего ливанского премьера Рафика Харири, убили представители сирийских спецслужб. Другая ведущая политическая сила страны — Хезболла — является, по мнению некоторых аналитиков, стопроцентной «дочерней структурой» Ирана, и поэтому поддерживает официальные сирийские власти. Аккурат накануне саммита повстанцы, по их словам, поймали представителя Хезболлы, который заявил, что 1500 его соратников прибыли в Сирию воевать на стороне Башара Асада.

Сама по себе резолюция не несет особых проблем сирийскому режиму — все понимали, что исключение Сирии из ОИС, в которой доминируют суннитские монархии залива, было лишь делом времени. Гораздо более серьезным является изменение позиции Египта. До недавнего времени придерживавшийся нейтралитета в сирийском вопросе, Каир сейчас полностью поддержал резолюцию. Выступавший на заседании ОИС президент Египта Мухаммед Мурси заявил, что «удивлен позицией некоторых государств, которые отстраняются от решения сирийской проблемы, когда в этой стране даже в священный для всех последователей ислама месяц Рамадан проливается кровь мусульман», а также выразил желание войти в международный пул стран, участвующих в разрешении сирийской проблемы. По всей видимости, после победы над армией и увольнения лидеров военной хунты президент Мурси больше не видит необходимости идти на какие-то компромиссы во внешней политике. Тем более в ситуации, когда его основными спонсорами стали монархии Залива.

Между тем на состоявшемся в Мекке саммите произошло еще одно важной событие — Саудовская Аравия продолжила официально закреплять свою новую роль на Ближнем Востоке. Не секрет, что после ликвидации ведущих светских режимов региона — египетского и ливийского — монархии Залива получили возможность распространить свое влияние по всему Магрибу. При этом они опираются на местные исламистские силы. И сейчас Абдалла аль-Сауд предложил создать в Саудовской Аравии некий орган по координации «зеленого интернационала». «Исламская нация сегодня переживает период розни и разобщенности. Итогом этого становится кровопролитие, которое происходит в этот священный месяц (рамадан — «Экперт Online») во многих уголках мусульманского мира», — заявил саудовский король. Для решения проблемы он предложил «создать Центр диалога между различными исламскими течениями, чтобы достигнуть всеобщего согласия». Естественно, со штаб-квартирой в Эр-Рияде. 

Автор: Геворг Мирзаян, «Эксперт»
подписаться на канал
Комментарии 0