Среда обитания

Молитвы были услышаны – закон подправили как надо

Законопроект о статусе «иностранных агентов» для НКО не будет касаться Русской православной церкви и других религиозных организаций. Такую поправку приняли депутаты, об этом же на встрече с правозащитниками говорил президент России Владимир Путин, заявив, что нельзя допустить, чтобы «закон ограничивал деятельность традиционных конфессий и в целом всех разрешенных конфессий». Однако эксперты убеждены, что в основном это уступка РПЦ – главного политического союзника Кремля.

Сужается круг НКО, который попадут под скандальный законопроект об «иностранных агентах». В итоге он будет касаться небольшого числа организаций, занимающихся по большей части правозащитной деятельностью. Конечно, изначально перечислить и занести в «черный список» десяток конкретных НКО, наиболее раздражающих российскую власть, госдумовцы не могли. Но пошли другим путем – путем создания закона. Однако правовые нормы по определению должны касаться неопределенного круга лиц или организаций. Но в этом случае под действие нового закона могут попасть и «хорошие» организации.

Поэтому депутаты усиленно занимаются «исключениями».

Ко второму чтению комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций собрал несколько десятков поправок к закону об НКО. Так, из числа организаций, финансируемых на деньги иностранного источника и занимающихся политикой, будет предложено исключить религиозные организации.

Таким образом, по мнению экспертов, решается проблема РПЦ, у которой есть счета за границей. И которая, кстати, новый закон поддержала.

Тогда глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева отметила, что патриархат зря поддерживает законопроект об НКО, поскольку церковь также получает финансовую помощь из-за рубежа и может попасть под действие поправок.

На прошлой неделе глава Совета по правам человека при президенте России Михаил Федотов  также заявил, что РПЦ может подпасть под новый законопроект, так как есть священнослужители, которые специально занимаются сотрудничеством с органами власти, в частности, с правоохранительными органами, входят в составы различных общественных советов.

Теперь понятно – не подпадет.

По мнению председателя межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора» Павла Чикова, исключение религиозных организаций из закона об НКО инициировано самой же РПЦ.

«Я думаю, это случилось, потому что у нас Русская православная церковь имеет большое влияние на принимаемые в государстве решения, и таким образом она пытается защищаться, влияя на тексты законопроектов, на администрацию президента. Поменять законопроект для них не проблема», – заявил WordYou.Ru Павел Чиков.

По словам правозащитника, последние 20 лет в российской правовой системе традиционно устанавливается особый статус церкви.

Так можно вспомнить налоговые и таможенные льготы, которые были у РПЦ в начале 90-х годов, а также предыдущий закон, ужесточающий требования к некоммерческим организациям, который был принят в 2005 году. Спустя год после принятия и спустя несколько месяцев после вступления в силу из-под этого закона были выведены религиозные объединения.

«Безусловно, это не какой-то пиетет властей перед свободой вероисповедания и ни в коем случае это не реверанс в сторону мусульманской общины или каких-то других. Это однозначно и прежде всего защита РПЦ с ее миллиардными поступлениями из-за рубежа», – подчеркнул Чиков.

Депутат Госдумы, один из авторов законопроекта об НКО Ирина Яровая возносит молитву Всевышнему   altai-ter.er.ru

 

Как отмечает газета «Ведомости», ссылаясь на источник в Минюсте, именно религиозные организации получают из-за рубежа больше всего средств - более 23 миллиардов рублей за 2011 год, большая часть из которых приходится на долю РПЦ. Все остальные нерелигиозные  НКО получили в прошлом году около 9 миллиардов.

«Уверяю, если бы они могли исключить из списка только русскую православную церковь, они бы сделали именно так, потому что власти в большой степени наплевать на позицию других конфессий», – отметил Чиков.

Остается только напомнить, что на другие религиозные организации, которые все же выведут из-под нового закона, можно легко воздействовать иными способами.

Например, известно, что суды без труда, а иногда даже без проведения необходимых экспертиз, включают в списки запрещенной литературы труды различных исламских ученых. А в отношении исламских организаций и общественных деятелей (в случае необходимости их ограничить) легко применяют закон об экстремизме.

Следующее рассмотрение законопроекта состоится в ближайшую пятницу 13-го, а вступит в силу в течение 90 дней после подписания.

Автор: Юлия Ахмедова, "Слово без границ"
подписаться на канал
Комментарии 1
  • Надо же, даже этот Чиков понимает, что нашим правителям плевать на мусульман, и чтесли надо, то есть куча способов прикрыть деятельность исламских объединений. Когда же имамы мечетей это поймут, и перестанут так слепо верить своему руководству и нашим правителям? Когда же поймут, что довод "но ведь мечети строятся, намаз читать разрешают." , не может быть оправданием для всех действий нашей власти?
    (1157)
    20 июля'2012 в 10:42